2. Актуализация опорных знаний | Определить уровень знаний о глобусе и нашей планете | -Как называется наша планета? - Какую форму она имеет? -Чего на Земле больше: воды или суши? -Что такое глобус? -Что нарисовано на поверхности глобуса? | -Наша планета называется Земля -Она имеет форму шара -На Земле больше воды -Глобус – это модель Земли -Горы, реки, города, разные страны | Коммуникативные -высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы Познавательные – умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам | |
3. Постановка учебной задачи | Развитие навыков целеполагания | -Отгадайте загадку: На столе стоит Земля. Здесь и море, и поля. Городов на ней ни счесть. . И наш город тоже есть. - Какую учебную задачу мы будем решать на уроке? -Молодцы! Правильно. О глобусе- модели земного шара. | -Глобус - Мы будем узнавать что – то новое о глобусе. | Регулятивные - осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний | |
4.Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала | Формировать более полное представление о глобусе. | -Откройте учебники на ст.7 и прочитайте об этом, помечая карандашом известную вам информацию о глобусе. -Какая информация вам была уже известна? -Что нового узнали? -О чем думали иначе? -Что бы хотели уточнить? Узнать о форме нашей планеты людям помогли искусственные спутники Земли. Облетая Землю, они посылали сообщения – радиосигналы. По этим сигналам электронные машины определяли высоту полета спутников, а пишущие устройства помогли «нарисовать» форму нашей планеты. -Давайте рассмотрим глобус более внимательно. -Обратите внимание на тончайшую сеть линий, которые покрывают глобус. Они нужны для того, чтобы было удобно и быстро находить географические объекты на Земле. Одни круговые линии соединяют Северный и Южный полюсы. Эти линии называются меридианами. Мысленно путешествуя по любому меридиану мы окажемся либо на Северном полюсе, либо на Южном. -Посмотрите, все ли меридианы нарисованы одинаково. -Правильно. Это НУЛЕВОЙ МЕРИДИАН. От него ученые всех стран в 1884 году договорились вести отсчет меридианов. А до этого каждая страна считала нулевым меридианом тот, который проходил через ее столицу. Например, в Италии- от Рима, в России _ Пулковский меридиан, проходивший недалеко от Санкт – Петербурга. - На глобусе можно провести круговую линию через оба полюса так, что она разделит земной шар на два равных полушария. -Откройте первый форзац ваших учебников и прочитайте названия этих полушарий. -А как еще можно разделить земной шар? -Вспомните, как называется линия, которая делит земной шар по горизонтали на два равных полушария - Как называются эти полушария? -Посмотрите внимательно . Линии на глобусе идут от экватора к Северному и Южному полюсам и расположены на одинаковом расстоянии друг от друга. Это параллели. Самая длинная параллель находится на экваторе. -Можно ли увидеть параллели и меридианы на поверхности Земли? -Молодцы! Физминутка для глаз.(Радуга) Каждый охотник желает знать, где сидит фазан | Учащиеся читают текст -Мы знали, что глобус – модель Земли -Узнали, что Земля шарообразная, а не шар. -Думали, что Земля – шар -Рассматривают глобус. Находят меридианы -Нет. Один меридиан нарисован красным цветом. Работают с учебником - Восточное полушарие -Западное полушарие -По горизонтали -Экватор -Северное полушарие -Южное полушарие -Нет. Это воображаемые линии Дети переводят взгляд с одного цвета на другой по спектру. Спектральные цвета расположены по периметру класса на раз- ной высоте и удаленности от глаз учеников | Предметные - уметь объяснять значение терминов «параллели», «меридианы», «нулевой меридиан», «экватор» Познавательные - находить необходимую информацию в предложенных источниках Коммуникативные - донести свою позицию до других, слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точу зрения. | |
5. Закрепление изученного. Практическая работа. | Использование в практической деятельности полученных знаний. | -Разделитесь на группы по четыре человека. У каждой группы есть глобус и карточка с заданием. Распределите задания между собой. Какая группа быстрее справится с заданием. -Возьмите нитку и определите длину нескольких меридианов. -Что вы можете о них сказать? -А теперь так же определите длину параллелей. -Какая из них самая длинная? -А короткие? -Вы прекрасно отвечали! Я рада за вас. А сейчас мы поиграем Игра «Да - нет» 1. На Земле мы видим параллели и меридианы. 2. Линии, которые соединяют Северный и Южный полюсы называются параллелями. 3. Линии, которые соединяют Северный и Южный полюс называются меридианами. 4.Самый длинный меридиан- это экватор. 5.Экватор- самая длинная параллель 6.Экватор делит земной шар на два полушария- Южное и Северное 7.Все меридианы имеют разную длину. 8.Все меридианы имеют одинаковую длину. 9. Самые короткие параллели – это Северный и Южный полюса. | Делятся на группы. Распределяют и выполняют задания. (находят на глобусе необходимые географические объекты) Определяют длину меридианов -Они одинаковой длины -Параллели разной длины -Экватор -Северный и Южный полюс -нет -нет -да -нет -да -да -нет -да -да | Познавательные - умение строить логическую цепь рассуждений Коммуникативные (работа в группах) | |
6. Итог урока. | Умение извлекать нужную информацию из своей системы знаний | Игра: «Чему я научился» Молодцы! Спасибо вам за урок. Как вы думаете, справились мы с задачей нашего урока? Запишите домашнее задание. (Уч. ч.I. ст.11, отв. На вопросы) | По цепочке дети говорят, что нового они узнали на уроке, стараясь высказаться одним предложением. -Да Записывают домашнее задание со слайда | Регулятивные - сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке - формирование позитивной самооценки | |