Организационный момент 2. Актуализация знаний
3. Проверка домашнего задания
п П
Постановка учебной задачи 4. «Открытие нового знания»(построение проекта выхода из затруднения) 5.
Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль. 7.
8.
Р Рефлексия деятельности. | -Глядя на портрет писателя, что вы можете сказать об этом человеке? -Какие ассоциации возникли?
Пересказ (подробный) очерка «Моя Родина» от лица Природы. (Обговорить критерии для анализа пересказа – подробно сообщить от 1 лица). Подготовка во время теста. Для всех учащихся - самостоятельная работа. Задание: заполнить тест. Слайд 3. 1. Мать угостила меня … а) чаем; б) кофе с молоком; в) чаем с молоком. 2. Потом и в городе … а) я вставал на заре; б) я вставал с первыми петухами; в) я вставал рано. 3. После чаю … а) я уходил на охоту; б) я уходил на работу; в) я уходил спать. 4. Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца … а) с драгоценными камнями; б) с великими сокровищами жизни; в) с большим богатством. 5. И тогда, и теперь в находках была моя … а) работа; б) охота; в) забота. Проверка по образцу на экране. Слайд 4. Ключ: в, в, а, б, б. Рассказать наизусть отрывок из произведения (Обговорить критерии.) Вывод Чем же для нас является природа? Что хотел передать М.М. Пришвин? Метод «Чтение с пометами». -Все ли знаете об этом человеке? При чтении биографии карандашом выставлять пометки на полях. V – уже знал + - узнал новое ? – хочу узнать Чем будем заниматься на уроке? Мы продолжим чтение рассказов М.М. Пришвина. Посмотрите на рисунок, определите тему рассказа (демонстрация на экране – рисунки собаки и сороки). Тема: о животных. -Как бы Вы озаглавили? -Что знаете об этих животных? - Что может произойти в рассказе с таким названием? -Какая это информация? Почему? Задание до чтения: 1. Определить, какой это рассказ? 2. Ответить на вопрос: Что поразило? 3. О чем говорит заглавие? Методический приём «Дерево предсказаний» - Групповая работа. (На столах карточки с заданием). Подумайте и дайте ответы на вопросы. -Озвучить свои мысли (по 1 ученику на 1 вопрос). -У кого другой вариант? Чтение 2 части с.128 конец 2 абзаца (…только бы одно мгновеньишко!) – 1, 2 ученика - Что произойдет дальше? Жужжащее чтение текста до конца. После чтения рассказа. Мозговой штурм. -Совпали ли предположения? - Какой это рассказ? - Что поразило? -Хотите узнать, как автор озаглавил текст? Открывается заголовок. -О чем говорит заглавие? - А как вы думаете, кого называют «выскочкой»? Словарь: Выскочка – человек, который выдвинулся слишком быстро, или занял видное общественное положение не по заслугам (толкование словаря Ожегова). -Почему автор назвал сороку Выскочкой? -Почему она так поступила? Лексическая работа: - Как понимаете выражения? Повторное аналитическое чтение по частям, составление плана (образы героев) -Проверим вашу внимательность. -Выбрать какой литературный прием использует автор в произведении? (описание) Прочитайте описание Вьюшки. - Какой знакомый литературный приём вы увидели в описании? - Прочитайте, как она проявила себя с сорокой? - Как автор относится к Вьюшке? - Что вы узнали о Выскочке? -Что о сороке думает автор? - А как к ней относится? - Прочитайте следующий абзац. Шесть сорок и одна. Какой это прием? -Подчеркните слова “повели правильное наступление”. Это метафора – скрытое сравнение (шесть сорок, наступающих на Вьюшку, сравнивает автор с противником.) Метафора используется для создания ярких образов. - На что рассчитывала Выскочка, приближаясь к собаке? - Какой момент в рассказе самый напряжённый? Почему вы так считаете? Прочитайте. -Найдите эпизод, где автор поясняет крылатое выражение «В семье не без урода». А можно ли в жизни применить? -Прочитать тот эпизод, когда сорока пошла на воровство. -Как вы думаете, понравилось ли это сородичам? -Что они ей сказали? -Попробуйте передать это настроение при чтении. -А как ответила им сорока? С каким настроением нужно читать ответ сороки? -Какой же эпизод рассказа изобразил художник? - Прочитайте описание сороки после этого случая -Соотнести черты характера с героями. Прочитайте слова, которые автор выбрал для описания Выскочки. -Как вы думаете, какое чувство испытала выскочка в конце рассказа? Почему? - Почему эта история, которую рассказал Пришвин, закончилась именно так? .-Прочитайте слова М.Пришвина. Слайд 15. «Я, друзья мои, говорю о природе, сам же, о человеке только и думаю» М.Пришвин. -Как понимаете? Вывод: -Что хотел автор донести до читателей этим произведением? Доказать текстом. Какая была цель урока? Достигли ли мы ее? Как? Чье задание вам понравилось больше? Какие умения нам помогли? Что узнали нового? Что было сложно? Что было легко? Какие было трудности? | Составление «Кластера»: М.Пришвин – писатель – рассказы – очерк – сказка – разножанровый – художественные и документальные произведения – о детях – о природе – о Родине - вызывают чувства Самостоятельное чтение автобиографии (у каждого печатные листы),обсуждение (научно-познавательная, сообщает факты) Работа со словарем Бдительность – постоянное настороженное внимание. бдительность – синонимы: внимательность, настороженность (Словарь С.И.Ожегова) Улучила – нашла подходящее время. (Словарь С.И.Ожегова) Поскакала дуром – не по порядку, как попало, не думая. (Словарь В.И. Даля) С заскоком и с пыльцой в голове – не умная, глуповатая. (Сравнение “...ушки, как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок”.) (С любовью, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы.) -В каких словах выражено отношение автора? (противопоставление) Ответы детей | Умение пересказывать, рассказывать наизусть, применять знания в решении теста Умение определять жанр, тему произведения, доказывать Умение читать и находить нужную информацию Умение находить и называть художественные приемы | Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм. | П.:анализ, прдположение, работа с информацией К.:умение высказыватьсвою точку зрения, доказывать ее, умение вести диалог Р.:планирование, целеполагание, прогнозирование, постановка учебной задачи, П.: доказательство, рассуждение, предположение, работа с информацией К.:умение работать в группе, принимать чужую точку зрения, принимать и доказывать свою П.:работа с информацией, сравнение синтез, анализ, классификация П.:умение работать с информацией Р.:саморегуляция П.:работа с информацией, таблицей Р.:контроль, коррекция, самооценка |