Предмет (раздел программы) – окружающий мир Класс (группа, возраст воспитанников) – 1 класс
Цель учебного занятия - создание условий, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения в предметной области «окружающий мир» по теме «Что растет в городе»
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
- формирование умения работать с информацией: использовать различные способы поиска информации; работать с несколькими источниками информации (учебником, планом, иллюстрациями, картой);
-формирование умения работать в группах, распределять роли и функции совместной деятельности; выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;
-формирование умения работать в подготовленной среде, осуществлять выбор дополнительной информации, форм презентации;
-формирование умения связно выражать свои мысли, готовить полные речевые высказывания.
- закрепление понятия о классификации растений по признакам (деревья или кустарники)
Учебное пособие Плешаков А.А. , М.Ю. Новицкая Окружающий мир. 1 класс.
Плешаков А.А. , М.Ю. Новицкая Рабочая тетрадь 1 класс.
Плешаков А.А. Атлас-определитель «От земли до неба».
Раздаточный материал.
Деятельность учителя на уроке | Деятельность учащихся на уроке | Формирование УУД на каждом этапе урока |
Этап урока: Мотивация к учебной деятельности Цель: Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. |
I. Организационный момент. Звучит сказочная музыка: Учитель проводит разминку, эмоционально настраивая детей на урок. У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Все ходит по цепи кругом; | Сидят за партами, слушают учителя.
| Организация учебного места (регулятивные УУД) |
Этап урока: Актуализация знаний Цель: Подготовка учащихся к открытию нового знания |
- Ребята, к нам за помощью обратился Ученый Кот. У него случилась беда. Он гулял и потерял свой сказочный дуб. Но чтобы мы смогли ему помочь, нам необходимо произнести волшебное заклинание. -Повернитесь друг к другу, прикоснитесь ладошками и повторяйте за мной: -Я желаю тебе сегодня добра, Ты желаешь мне сегодня добра, Если будет трудно, я тебе помогу. - А чтобы узнать, где искать сказочный Мудрый Дуб, надо отгадать загадки. По первым буквам отгадок получится слово. 1. Увидал в лесу, Ягоду-красу, Тяжела корзина, Хороша... (Рябина)
2. Бывают жёлтые и белые, Свистят в стручки из них - умелые, Как кадриков в мультипликации, Стручков так много у ...(акации) .
3. -Все знают, что у елки Не листья, а иголки, И так же, как она С иголками ...( Сосна)
4. Из деревьев ранним летом Вдруг снежинки запорхают, Но не радует нас это — Мы от этого чихаем. (Тополя)
5. - Зимой и летом - одним цветом. (Ёль)
6. Вот полянка, вся в цветочках, Словно в светло-синих точках. Соберу здесь для Анютки Голубые … Незабудки
7. Кудри в речку опустила И о чем-то загрустила, А о чем она грустит, Никому не говорит. (Ива.)
8. Гуси-лебеди летели, Унести детей хотели. Что за дерево стояло И ребят от них скрывало? (Яблоня.) |
Поворачиваются друг к другу и произносят слова.
Рябина
Акация
Сосна
Тополь
Ель
Незабудки
Ива
Яблоня | Коммуникативные Планирование учебного сотрудничества Управление поведением партнера Регулятивные Планирование Волевая саморегуляция Личностные Нравственно-этическая ориентация Организация учебного места (регулятивные УУД) |
Этап урока: Постановка учебной задачи Цель: создание условий для формулирования детьми цели урока. |
- Какое слово получилось? Растения
- Что мы знаем о растениях? - К живой или неживой природе относятся растения? - Почему их относят к живой природе? - На какие группы делятся растения? (Деревья, кустарники, травы)
– Ребята, а обращали ли вы внимание, какие растения (деревья, кустарники) растут в нашем городе? - Можете ли вы сформулировать тему урока, о чем пойдет речь? - Какую цель поставим на уроке? Формулирует тему и цель урока: - Итак, сегодня на уроке мы отправимся в «Город». Нам необходимо будет выяснить, какие деревья и кустарники растут в городе и определить, отличительные особенности. И конечно же помочь Ученому Коту найти его Мудрый Дуб. |
- Дышит, питается, растет, размножается, умирает
Формулируют тему урока (Что растет в городе )
Предположения детей.
| Высказывают свои мысли (Коммуникативные УУД). Определяют и формулируют тему и задачи на уроке (Регулятивные УУД).
|
Этап урока: Открытие новых знаний. Исследовательская работа в группах. Цель: создание условий для решения учебной задачи и нахождения путей её решения; развитие навыков исследовательской деятельности. |
Вступительное слово учителя: Улица «Познавательная». - Ученый кот прибыл на улицу «Познавательная». Как вы думаете, почему она так называется: - Посмотрите на картинки и определите: Чем похожи эти растения? Чем они отличаются? На какие группы можно их разделить? (лиственные и хвойные) - Что такое листопад? Листопад – приспособление растений к суровым условиям зимы -Зачем деревьям нужен листопад? Защита дерева от зимней засухи. (листья много испаряют влаги) Избавление дерева от ядовитых веществ из земли и воздуха. Защита тонких и хрупких веток от тяжести выпадающего снега. Лиственные деревья раз в год в начале более холодного или более сухого сезона сбрасывают листву. - Некоторые виды деревьев называются вечнозелеными, потому что у них листья всегда зеленого цвета, и они меняют их постепенно, по кругу.
| Ответы детей Разрешение проблемной ситуации.
- Ответы детей.
Слушают учителя.
| С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли. (Коммуникативные УУД) Анализ, классификация, подведение под понятие, вывод (Познавательные УУД)
|
Этап урока: Физкультминутка Цель: сохранение здоровья обучающихся |
Дает инструкцию физкультминутки: - Следим глазами за листочками | Следят глазами за летящими листьями | Сохранение здоровья (Личностные УУД) |
Учитель объясняет правила работы в группах: Улица «Исследовательская». А сейчас Ученый Кот предлагает нам определить, какие же растения относятся к лиственным, а какие к хвойным. Для этого нам необходимо провести исследование. - Я предлагаю поработать по группам. Каждая группа получит пакет с материалом об определенном растении. Вам необходимо прочитать текст, выбрать то, что относится к вашему дереву, заполнить таблицу и подготовить одного выступающего по плану: 1. название. 2. хвойное или лиственное растение 3. форма листа. 4. Изменения осенью. 5. Представители. - В помощь можно использовать учебник на странице 20-21. - Какие правила будем соблюдать при работе в группе. (ответы детей) Не забывайте, что вам надо работать дружно и уважать мнение друг друга. Распределите роли: кто читает, кто пишет, а кто приклеивает. Работаем очень тихо, другим не мешаем. Контролирует работу групп, оказывает помощь, если необходимо. Проверка работы групп: - Ребята, вы сейчас работали в группах. Давайте проверим, что у вас получилось. Рябина Осина Сирень Тополь Ель Липа |
Слушают учителя.
Оформляют плакат и готовят выступающего.
Говорят правила работы в группе
Выступление подготовленного учащегося из каждой группы. | Поиск необходимой информации, заполнение таблицы, осознанное и произвольное построение речевого высказывания (Познавательные УУД) Оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; работать в группе; учет разных мнений, достижение договоренности (Коммуникативные УУД). Работать по плану (Регулятивные УУД). Осознание ответственности за общее дело (Личностные УУД)
Адекватное использование речевых средств, умение оформлять устную речь (Коммуникативные УУД) |
Этап урока: Физкультминутка Цель: сохранение здоровья обучающихся |
Дает инструкцию физкультминутки: Называю лиственные деревья – хлопаете в ладоши,, хвойные – топаете. | - Дети выполняют движения физкультминутки под руководством учителя. | Сохранение здоровья (Личностные УУД) |
Этап урока: Первичное закрепление Цель: Осознание и применение знаний, полученных при решении учебной задачи. |
Объясняет задание первичного закрепления: - Немного отдохнули, а теперь продолжим. Улица «___________________________________________» - А сейчас Ученый Кот проверит, как вы запомнили выступления других групп. Для начала давайте прочитаем по слогам, с какими деревьями мы сегодня познакомились. - Распределите виды растений по их названию. - А теперь переверните картинки на обратную сторону. Что получилось. - Вот мы с вами и нашли Зеленый Дуб кота. Вы все молодцы! | Слушают учителя.
| Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Анализ, синтез, обобщение, классификация (Познавательные УУД) Самоконтроль (Регулятивные УУД) |
Этап урока: Рефлексия учебной деятельности. Цель этапа: организовать рефлексию и самооценку учениками учебной деятельности |
Подведем итог: - О чем мы сегодня говорили? (Что растёт в городе) Я повторил Узнал Запомнил Вы сегодня молодцы, хорошо поработали. Давайте оценим свою работу на уроке: Зеленый лист – понравилось, все понятно Желтый –понравилось, но не все понятно Коричневый – не понравилось -Ребята, чтобы растения радовали нас, чтобы нам было приятно и уютно в городе, Ученый кот дарит нам памятку «Правила поведения в природе» -Всем спасибо за работу, Результат и добрый смех. Пусть на следующих уроках Вам сопутствует успех. Урок окончен.. |
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. | Адекватное оценивание себя, самооценка (Личностные УУД) |