Педагогическая цель | Создать условия для ориентировки в прописи, в рабочей строке, отработки написания элементов букв: овалов, коротких и длинных прямых наклонных линий с закруглениями вверху (влево), внизу (вправо); рисования узоров и бордюров, обведения по контуру предметов, штриховки, деления слова на слоги, определения места ударения в слове, слога-слияния |
Тип урока | Решение частной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Выполняют игровое упражнение с палочками, пальчиковую гимнастику; знают и соблюдают правила посадки при письме, обращения с карандашом; знают и ориентируются в рабочей строке; пишут элементы букв: овалы, короткие и длинные прямые наклонные линии с закруглениями вверху (влево), внизу (вправо); рисуют узоры, бордюры; обводят по контуру и штрихуют предметы, делят слово на слоги, определяют место ударения в слове, слоги-слияния |
Личностные результаты | Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, уясняют мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения; проявляют эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание сверстникам в неудачном выполнении ими заданий и упражнений; работают на результат |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств ее осуществления; планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: овладевают логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; строят рассуждения |
Основное содержание темы, понятия и термины | Игровое упражнение с палочками, пальчиковая гимнастика, правильная посадка при письме, правильное обращение с карандашом во время письма, элементы букв: овалы, короткие и длинные прямые наклонные линии с закруглением вверху (влево), внизу (вправо); узоры, бордюры, штриховка, обведение по контуру, слово, слог, ударение, ударные и безударные гласные, слог-слияние, схема слова |
Образовательные ресурсы | 1. Простой и цветные карандаши. 2. Физкультминутки / авт.-сост. С. А. Левина, С. И. Тукачева. – Вып. 1. – Волгоград : Учитель, 2012 |
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Вид и форма контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
I. Организация начала урока | Фронтальная, индивидуальная | Приветствие. Проверка готовности к уроку (наличие на столе учебной тетради «Прописи 1», остро заточенных простого карандаша (ТМ) и цветных карандашей, ластика, точилки для карандашей) | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок | Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок | Индивидуальный. Проверка готовности к уроку |
II. Постановка учебной задачи | Фронтальная, индивидуальная; беседа; словесный | – Откройте прописи на с. 18–20, подумайте и скажите, какие задания и упражнения предложил вам наш друг Карандашик. – Что необходимо для успешного выполнения работы? | Отвечают на вопросы: – Будем отрабатывать написание овалов, коротких и длинных прямых наклонных линий с закруглением вверху (влево), внизу (вправо), рисовать узоры и бордюры, обводить по контуру и штриховать различными способами предметы, учиться делить слово на слоги, определять место ударения в слове, слоги-слияния. – Внимательность, четкое следование указаниям педагога, терпение, старание, доведение начатого дела до конца | Формулируют ответы на вопросы, прогнозируют содержание урока, внимательно слушают | |
III. Актуали- зация опорных знаний. 1. Игровое упражнение с палочками «Мое настроение» | Фронтальная, индивидуальная; упражнение для развития мелкой моторики; практический, словесный | – Правильно. Но не менее важным является тот настрой, с которым человек принимается за выполнение задания. Это мой настрой на урок. Учитель демонстрирует изображение лица, сложенного из палочек. Учитель раздает каждому учащемуся палочки. – Выложите из палочек лицо, отражающее ваш настрой на урок | Выполняют упражнение | Внимательно слушают, выполняют упражнение с палочками (по замыслу учащегося) | |
2. Работа со схема-ми слов (с. 18–20)* | Фронтальная, инди- видуальная; беседа с опо-рой на схему слова; словесный, практический | – Откройте с. 18. Посмотрите на рисунок в верхней части страницы. Кто изображен на картинке? – Графини Вишенки, сеньор Помидор, принц Лимон – герои сказки итальянского писателя Дж. Родари «Приключения Чиполлино». Обратите внимание на то, как изобразил их художник: графинь – с пугливым взглядом, принца – глупым, недалеким, сеньора Помидора – злым. Художник через изображение сумел передать характеры героев. – Произнесите слово лимон. Установите количество слогов. | Отвечают на вопросы: – Герои сказки Д. Родари «Приключения Чиполлино». – Два: ли-мон. | Формулируют ответы на воп- росы, рассмат- ривают и описывают содержание иллюстраций, соотносят схему со сло- вом, определяют количество слогов в слове, место ударения в слове, слог-слияние | Индивидуальный. Соотнесение схемы и слова, определение количества слогов, ударного слога |
| | – Назовите слоги-слияния. – Как образуются слоги-слияния? – Какой звук произносится отдельно? – Он является слогом-слияния? – Определите ударный слог. – Найдите схему слова лимон | – -Ли, -мо. – Путем слитного произнесения согласного и гласного звуков. – Н. – Нет. – Второй – мон. Выполняют задание | | |
3. Пальчиковая гимнастика | Фронтальная, индивидуальная; упражнение для развития мелкой моторики; практический, словесный | – Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику. Пальцы делают зарядку, Чтобы меньше уставать. А потом они в тетрадке Будут буковки писать. | Выполняют пальчиковую гимнастику: Вытягивают руки вперед, сжимают и разжимают кулачки. Повторяют упражнение несколько раз | Внимательно слушают, выполняют упражнение в соответствии с показом учителя | Индивидуальный. Правильное выполнение упражнения для мелкой моторики пальцев рук |
IV. Закрепление знаний и способов действий 1. Рисо- вание узоров (с. 18–20) | Индивидуальная; практический | – Правильно сядьте, положите учебную тетрадь на стол, возьмите карандаш, выберите, обведите по контурным линиям и продолжите написание узоров из известных вам элементов на с. 18–20. – По окончании работы определите, какой предмет в узоре у вас получился лучше всего, обведите его в круг карандашом красного цвета | Выполняют задание. Обводят в круг тот предмет, который у них получился лучше всего | Обводят предметы по контурным линиям, самостоятельно рисуют узоры, ориентируются в рабочей строке | Индивидуальный. Рисование узоров |
2. Пись-мо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево) (с. 18–20) | Фронтальная, индивидуальная; объяснение написания элементов букв; словесный, практический | – Откройте с. 18. – Скажите, какой элемент дан в нижней части страницы? Учитель ведет показ написания элемента, сопровождая объяснением: – Короткую наклонную линию с закруглением вверху (влево) начинаем писать сверху чуть ниже верхней линии рабочей строки, на счет -и ведем вверх, сильно нажимая на карандаш, не доводя до верхней линии рабочей строки, закругляем, касаясь верхней линии рабочей строки, на счет -раз ведем вниз прямую наклонную до нижней линии рабочей строки, нажимая сильно на карандаш. Затем учащиеся пишут данный элемент в воздухе. – Правильно сядьте, положите учебную тетрадь на стол, возьмите карандаш, обведите элемент по контурным линиям, а затем продолжите самостоятельное написание элемента. По окончании работы определите, какой из написанных элементов у вас получился лучше всего, обведите его в круг карандашом красного цвета | Отвечают на вопросы: – Короткая наклонная линия с закруглением вверху (влево). Выполняют задание. Обводят в круг тот предмет, который у них получился лучше всего | Формулируют ответы на вопросы, внимательно слушают, выполняют задания согласно указаниям учителя, ориентируются в учебной тетради, соблюдают правильную посадку за столом, верное обращение с карандашом, правильное положение тетради | Индивидуальный. Письмо длинной и короткой наклонных линий с закруглением внизу (вправо) и короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо), проверка правильной посадки при письме, верного обращения с карандашом |
Физкультминутка | Коллективная, инди- | | Выполняют движения физкультминутки: | | |
«Лесные жители» | видуальная, практи- ческий | Добрый лес, старый лес. Полный сказочных чудес! Мы идем гулять сейчас И зовем с собою вас! Ждут вас на лесной опушке Птички, бабочки, зверюшки, Паучок на паутинке И кузнечик на травинке! Мышка, мышка, Серое пальтишко. Мышка тихо идет, В норку зернышко несет. А за мышкой шел медведь, Да как начал он реветь: «У-у! У-у! Я вразвалочку иду!» А веселые зайчата – Длинноухие ребята – Прыг да скок, прыг да скок, Через поле за лесок. | Широко развести руки в стороны. Выполнить повороты вправо-влево с вытянутыми в стороны руками. Выполнить ходьбу на месте. Присесть. Медленно подняться, выполнить повороты вправо-влево с вытянутыми руками. Пальцами одной руки выполнить от плеча другой руки перебирающие движения вниз. Выполнить мягкий пружинистый шаг, спина слегка прогнута вперед, «лапки» перед грудью. Руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса. Ноги на ширине плеч. Выполнить переступание с ноги на ногу, раскачивание туловищем из стороны в сторону. Ладошки прижать к голове, изображая «ушки на ма- кушке». Выполнить прыжки. | | |
| | Шел по лесу серый волк, Серый волк – зубами щелк! Он крадется за кустами, Грозно щелкает зубами! Вот лягушка по дорожке Скачет, вытянувши ножки. По болоту скок-скок-скок, Под мосток – и молчок. Ой ты, дедушка-ежок, Не ходи на бережок! Там промочишь ножки, Теплые сапожки! В воздухе над лужицей Стрекозы быстро кружатся, Взлетают и садятся, На солнышке резвятся. Вот ползет сороконожка По тропинке на дорожку. Спинка изгибается, Ползет-переливается. Нес однажды муравей Две травинки для зверей: На полянке, под кустом, Муравьишка строит дом. Птички в гнездышках проснулись, Улыбнулись, встрепенулись: «Чик-чирик, всем привет! Мы летаем выше всех!» | Выполнить широкий пружинистый шаг с чуть наклоненным вперед корпусом. Руки попеременно вынести вперед. Ноги на ширине плеч. Выполнить прыжки с продвижением вперед. Выполнить легкий неторопливый бег на носках. Руки согнуты в локтях и прижаты к груди, голова опущена. Выполнить бег в чередовании с остановками. Во время остановок присесть. Выполнить движения друг за другом, держа руки на поясе или на плечах впереди стоящего. Выполнить пружинистый шаг, руки сложены «топориком» на плече. Выполнить легкий бег врас- сыпную, «птички» чистят «крылышки», машут «хвос- тиком» (руки сзади, ладо- | | |
| | До свиданья, старый лес, Полный сказочных чудес! По тропинкам мы гуляли, На полянке поскакали, Подружились мы с тобой, Нам теперь пора домой | нями друг к другу), легко прыгают. Выполнить помахивание рукой. Выполнить поворот туловищем вправо-влево с вытяну- тыми руками. Выполнить прыжки. Широко развести руки в стороны. Выполнить ходьбу | | |
3. Пись-мо длинной наклонной линии с закруглением внизу (вправо) (с. 18–20) | | – Откройте с. 19. Какой элемент дан в нижней части страницы? Учитель объясняет написание элемента: – Длинную наклонную линию с закругле- нием внизу (вправо) начинаем писать сверху, с точки на дополнительной пунктирной линии, на счет -раз ведем прямую наклонную линию вниз, сильно нажимая на карандаш, не доводя до нижней линии рабочей строки, на счет -и закругляем вправо, не нажимая на карандаш, касаемся нижней линии рабочей строки, заканчиваем писать выше нижней линии рабочей строки. Затем учащиеся пишут данный элемент в воздухе. | – Длинная наклонная линия с закруглением внизу (вправо). | | |
| | – Обведите элемент по контурным лини- ям, а затем продолжите самостоятельное написание элемента. По окончании работы определите, какой из написанных элементов у вас получился лучше всего, обведите его в круг карандашом красного цвета. – Откройте с. 20. Какой элемент дан в нижней части страницы? – Расскажите, как будете писать эти эле- менты. – Правильно сядьте, положите учебную тетрадь на стол, возьмите карандаш, обве- дите элемент по пунктирным линиям, а затем продолжите самостоятельное написание элемента. По окончании работы определите, какой из написанных элементов у вас получился лучше всего, обведите его в круг карандашом красного цвета | Выполняют задание. Обводят в круг тот предмет, который у них получился лучше всего. – Длинная и короткая наклонные линии с закруглением внизу (вправо). Рассказывают этапы правильного написания элементов. Выполняют задание. Обводят в круг тот предмет, который у них получился лучше всего | | |
V. Рефлексивно-оценочный | Фронтальная, индивидуальная; беседа; словесный | – Что делали на уроке? | Отвечают на вопросы: – Учились работать в рабочей строке, писать элементы букв, делили слова на слоги, определяли ударный слог. | Формулируют ответы на вопросы, проводят внутренний анализ своей деятельности, дают само- оценку | |
| | – Что помогло вам выполнить задания? – Можете выполнить письмо узоров и бордюров на с. 18–20, разукрасить рисунки. К следующему уроку принести учебную тетрадь «Прописи 1», остро заточенные простой карандаш (ТМ) и цветные карандаши, ластик, точилку для карандашей | – Справиться с работой помо- гли навыки работы карандашом, внимательность, аккуратность, терпение, уверенный настрой на урок | | |