1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | Звенит звонок, и весел, и горласт, И радостью душа переполняется, И каждый день для каждого из нас Обычные уроки начинаются. Здравствуйте ребята! Меня зовут…, и сегодня я у вас проведу урок окружающего мира. | Здороваются с учителем. | Личностные УУД –внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика». | |
2. Этап актуализации пробного действия | - Ребята, я знаю, что на прошлом уроке вы познакомились с природными сообществами. А на сколько хорошо вы усвоили, нам поможет выяснить тест. Познакомьтесь с его содержанием. На его выполнение вам дается 7 минут - А теперь давайте проверим и оценим ваши работы На доске висят критерии оценок Слайд 1. - Ребята, вы хорошо усвоили материал. - Сегодня мы с вами познакомимся с природой нашей земли, а вот где мы побываем и кто нас познакомит, нам предстоит сейчас узнать. | Выполняют тест | Регулятивные УУД: - в сотрудничестве с учителем и одноклассниками контролировать и оценивать свои действия при работе с учебным материалом; Регулятивные УУД: – осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. | |
3. Этап выявления места и причины затруднения | - Ребята, я вам предлагаю выполнить кроссворд, обратите внимание на слайд. Слайд 2. 1. Кто живет на листьях деревьев, в траве и прыгают на любое теплокровное животное, прокусывая его кожу? Слайд 3. 2. Какое животное является самым крупным? Слайд 4. 3. Как называются тропические леса покрывающие большую часть полуострова Индостан? Слайд 5. 4. Какое животное является самым крупным хищником в джунглях? Слайд 6. 5. Какие животные прыгают по лианам? - Ребята, какое же у нас слово получилось? - Верно! Тема сегодняшнего урока это природа Индии. - Итак, мы выяснили, что наше путешествие это Индия. А вы хотите узнать, кто первый из русских побывал в Индии? Слайд 7. Афанасий Никитин отправился по торговым делам к Каспийскому морю, но торговля не оправдала надежд Никитина, и, чтобы поправить дела, он отправился дальнейшем - в Индию и провел там три года. - У нас есть сообщение об Афанасии Никитином? | - Пиявки - Слон - Джунгли - Тигр - Обезьяны - Индия - Да! Ученик выходит к доске и рассказывает об Афанасии Никитином. | Коммуникативные УУД – адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание. | |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения | - Кто продолжит читать «Хожение за три моря»? - Ребята, а вам встретились незнакомые слова в тексте? - Слово хожение обозначает ходьбу, это старое слово замененное новым словом. - А какое слово вам еще встретилось? - Благовоние Аромат, приятный запах - Ребята, так кем был Афанасий Никитин? - Автором каких записей он был? - Где он побывал? | Читают текст - Хожение - Благовоние - Русским путешественником, писателем, творческим купцом. - Хожение за три моря - В Индии | Коммуникативные УУД – адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание; Познавательные УУД - работать с информацией, представленной в форме текста, рисунка, схемы, чертежа | |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием в речи | - Я предлагаю вам начать читать нашу тему урока. - В каких природных зонах находится Индия? - У нас есть сообщение о тропических лесах Индии? Тропический лес Индии Богат ценными древесными породами. Среди них можно выделить салловое тик, сиссу, джатовое дерево. В вышеупомянутом салловом дереве обитает лаковый червец, из которого изготавливают шеллак – воск. На территории штата Карнатка произрастают ценнейшее сандаловое дерево, мироблан (качественное сырье для изготовления дорогой мебели) - Молодец! - У нас есть сообщение о Фикусе? Фикусы Могучие деревья, и растения, паразитирующие на чужом стволе. Это и инжир, и фикус религиозный, являющийся в Индии священным. Большинство видов фикуса — вечно-зеленые, но есть листопадные. - Молодец! - У нас есть сообщение о слоне? Слон Слон занимает в культуре Индии очень большое место, и это связано не только с тем, что он является самым крупным животным, но и с его интеллектуальными качествами и особенностями характера. Слон для Индии - это в первую очередь символ мудрости доброты, это очень благоприятный символ - Молодец! - У нас есть сообщение о тигре? Тигр Национальным животным Индии принято считать бенгальского тигра. Обитает тигр почти на всей территории прекрасной страны, можно встретить его и в государствах, расположенных по соседству. - Молодец! - А вы знали, что корова священное животное в индии? В Индии все животные являются священными, но Священная Корова занимает основное место. Корова для индусов приравнивается к статусу матери, потому что этому животному присущи такие материнские качества, как скромность, доброта, мудрость и спокойствие. В Индии корову называют «Гау Мата», что дословно переводится, как «Корова-Мать». Поэтому, находясь на отдыхе в Индии, запрещается кричать на корову, бить ее и, тем более, употреблять в пищу говядину. | Дети начинают читать по желанию - Индия находится в трех природных зонах, это: горная цепь Гималаи, Индо-Гангская равнина и плоскогорье Декан, которое располагается на полуострове Индостан. Все три зоны влияют на образование климата страны. Дети продолжили читать дальше Учащийся выходит и рассказывает сообщение о тропических лесах Индии Учащийся выходит к доске и рассказывает о Фикусе Продолжают читать текст - Учащийся выходит к доске и рассказывает о слоне Продолжают читать текст - Ученик выходит к доске и рассказывает о тигре | Личностные УУД – учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; Коммуникативные УУД – адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание; Познавательные УУД: – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; Познавательные УУД - работать с информацией, представленной в форме текста, рисунка, схемы, чертежа | |
7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону | - Ребята. Посмотрите. У меня есть шкатулка, но она не простая. Она хочет проверить вас. - Откройте шкатулку и достаньте 1 листик, прочтите его. 1. Чего не было десятки миллионов лет назад в Евразии? 2. Что же было после причаливания Индостана? 3. Что делают буйные тропические леса – джунгли? 4. Что пробирается в верхний ярус джунглей? 5. Чем отличаются домашние и Индийские фикусы? 6. Что делают корни фикусов? 7. Чем отличаются Индийские и Африканские слоны? 8. Какие пиявки обитают в Индии? | Отвечают на вопросы - Не было полуострова Индостан - Огромная масса Индостана навалилась на берега Евразии и выжала наверх высочайший на Земле горный хребет - Покрывают большую часть полуострова - Пробираются гибкие щупальца лиан, которые острыми колючками оплетают ветви и стволы деревьев - Отличаются тем, что домашние фикусы небольшого роста, а Индийские фикусы – это деревья в 30 метров высотой с желтыми темно – зелеными листьями - Корни снабжают дерево водой и укрепляют его в почве - Индийский слон меньше африканского и хорошо приручается человеком, дрессируется и используется на разных работах - Зеленные пиявки живут на листьях деревьев и в траве и прыгают на любое теплокровное животное, моментально прокусывая его кожу | Познавательные УУД: – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; Коммуникативные УУД – адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание. | |
8. Этап включения в систему знаний и повторения | - Какие сообщения вы сегодня услышали? - А о каком священном животном вы сегодня узнали? - Что вас заинтересовало? - Что вам понравилось больше? - Понравилась ли вам Индия? - Хотели бы вы там побывать? | - Про Афанасия Никитина, о природных зонах Индии, о фикусе, о слон и о тигре - О корове | Личностные УУД: - ориентация на анализ соответствия результатов своей деятельности требованиям конкретной учебной задачи | |