Тема | А. А. Блок. «Россия» |
Цели | Образовательные: создание условий для ознакомления со стихотворением А. А. Блока «Россия»; учить находить слова в тексте, которые помогают раскрыть основную мысль произведения, описывать эмоциональное состояние, развивать навыки выразительного чтения, активизировать словарь учащихся. Развивающие: развивать мыслительные операции, творческие способности учащихся, речь учащихся. Воспитательные: воспитывать внимательное отношение к окружающим; любить свою Родину. |
Планируемый результат | Предметные: Развить умение слушать и слышать поэтическое произведение; уметь анализировать поэтический текст, расширить представления о взаимоотношениях людей, о дружбе, взаимопомощи и поддержке. Личностные УУД: формировать основы гражданской позиции, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке. Регулятивные УУД: контролировать и объективно оценивать свои действия. Познавательные УУД – сформировать понятия по теме; анализировать поэтический текст. Коммуникативные УУД – формировать умение взаимодействовать с членами группы, умение договариваться, находить общее решение. |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Литературное чтение. 4 класс. Л.А. Ефросинина, М. И. Оморокова (2 часть) - электронная физкультминутка - лист самооценки - карточка для проверки д/з - карточки с пословицами - презентация к уроку Оборудование: Мультимедийный проектор, нетбук, презентация. |
Организация пространства | парная работа, индивидуальная работа |
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила. (Чтобы на уроке все получилось, урок был удачным, было хорошее настроение.) | - Дорогие ребята, часы предупредили нас о начале урока. Не будем терять ни минуты. Мне нужны сегодня ваши умные головы и добрые сердца. - Ребята, какие бы советы вы могли бы дать свои товарищам перед началом урока? | | Познавательные УУД формулирование познавательной цели Личностные УУД Жизненное самоопределение
|
2. Проверка домашнего задания. | Работают в парах, дописывают одно из пропущенных слов в таблицу (выделены курсивом) | - Произведения какого автора мы закончили изучать? - Правильно. Для того, чтобы проверить, как хорошо вы знаете эти произведения я предлагаю вам заполнить таблицу: заголовок | герой | жанр | «Черепаха» | Мильтон | рассказ | «Два брата» | Брат меньшой | рассказ | «Мужик и водяной» | Первый мужик | басня | «Акула» | Старый артиллерист | сказка | «Святогор- богатырь» | богатырь | былина | -Давайте проверим правильность выполнения. (Обратить внимание на 4 строку – жанр: рассказ) слайд 3 | Уметь работать в паре, находить определение понятиям. | |
II. Формулирование темы урока, постановка цели Цели: - организовать формулирование темы урока учащимися; - организовать постановку цели урока учащимися. | С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока. Научиться лучше читать. Познакомиться с новым произведением А.А. Блока. Узнать новые слова и выражения. Понять, почему люди до сих пор читают произведения этого автора. | Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися. | 3. Введение в тему Просматривание видеоролика со стихотворением о Родине. -Ребята, как вы думаете, о чем будем говорить на уроке? Слайд 4 4 Работа с деформированными пословицами. - Из века в век русский народ прославлял Россию своими ратными подвигами на полях сражений, укреплял своим трудом, воспевал её красоту и мощь. ( В зеленых конвертах деформированные пословицы. Каждая группа вытягивает по одному конверту.) - Соберите и объясните пословицу: 1. Родина-мать, умей за неё постоять. 2. Родная сторона-мать, чужая – мачеха. - Что объединяет все эти пословицы? ( они все о нашей Родине - России). Слайд 5 5.Работа над смысловым значением слова «Родина». - Что же такое для человека Родина? Как вы думаете, ребята? (выслушиваются ответы детей). - Вы правы. Это и страна, в которой он живет, дом, где родился, березка у родного порога, место, где жили его предки. Наверное, все это и есть родина, то есть родное место. Послушайте высказывание К.Д.Ушинского о Родине: Слайд 6 Прежде чем, мы двинемся дальше, думаю нам надо определить цель предстоящей деятельности. Мы прекрасно знаем, что цель у каждого может быть своя, знаем, что цели бывают разные Поставьте себе такую цель, которую бы вы хотели реализовать на этом уроке. Слайд 7 | Уметь работать в паре, находить определение понятиям. | Познавательные УУД формулирование познавательной цели Коммуникативные УУД оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; сотрудничество с целью исполнения ролей; Личностные УУД профессиональное самоопределение |
III. Работа по теме. Актуализация знаний. Цели: - организовать работу по поиску информации в словарях, умению определять, сравнивать и объяснять смысл. | Работа с учебником. Учатся в группе работать с толковыми словарями. Учатся находить главные и существенные признаки в определении. Выполняют физминутку для глаз. | Организует прослушивание, выбор главных и существенных признаков. Организует работу с учебником. Организует физминутку для глаз. | Послушайте аудиозапись этого стихотворения Беседа по содержанию. - Понравилось ли вам стихотворение? - Какие впечатления оно у вас вызвало? Самостоятельное чтение стихотворения - Какие чувства испытывает поэт к России? Какие слова выбирает, чтобы передать эти чувства? -В тексте встретились новые слова: (читают) - Чем Россия является для автора? Найдите слова в тексте. (по группам) Какие поэт использует олицетворения? Для чего? - «И невозможное возможно, дорога долгая легка». Почему утомительная, тоскливая дорога становится легкой? Подберите синоним к слову долгая. -Сколько строф в этом стихотворении? Сравните последнюю строфу с другими. Как она называется? | Умение работать со словарем, давать четкие определения понятиям. | Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Познавательные УУД Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов. Познавательные УУД осознанное построение речевого высказывания в устной форме Регулятивные УУД Проговаривание последовательности своих действий Познавательные УУД (общеучебные) определение основной информации, извлечение информации из прослушанного текста; Познавательные УУД (логические) анализ с целью выделения существенных признаков Познавательные УУД (логические) анализ объектов с целью выделения общих признаков Коммуникативные УУД учиться работать в группе Познавательные УУД делать выводы в результате совместной работы класса и учителя Познавательные формировать основы самоопределения, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке |
IV. Обобщение и систематизация знаний и умений. Цель: - проверить знание произведения по теме; умение работать самостоятельно. | Работа по тетради | Организует работу в тетради | Выполнение упр. № 1. «Проталинки» | Уметь работать самостоятельно, уметь применять изученные правила, выполнять самопроверку и самооценку. | Регулятивные УУД Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД Уметь сопоставлять и преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные УУД Уметь работать в группе. |
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Отвечают на вопросы учителя. Оценивают работу группы и свою | Организует фиксирование содержания. Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. | - Итак, о чем мы сегодня говорили? - Какую цель ставили? Достигли цели? - Оцените свою деятельность на уроке: По листу самооценки (прил.) Слайд 8 | | Личностные УУД: формировать основы самоопределения, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке. РегулятивныеУУД Выделяют и осознают то, что еще нужно усвоить, качество и уровень усвоения; выполняют оценку результатов работы. |
VI. Домашнее задание | Записывают домашнее задание. | Организует запись д/з. | Прочитайте задания на дом. Выберите то, что вам по силам. Прочитать стихотворение 3 раза. Подготовиться к выразительному чтению. Выучить наизусть отрывок. Слайд 9 | | |
Родина- мать, умей за неё постоять.
Родная сторона- мать, чужая – мачеха.