I.Организационный момент. | 1.Проверяет готовность. 2. Предлагает прослушать музыку из альбома Д. Локшина «Гусли звончатые» 3.Читает на фоне музыки отрывок из стихотворения И. Никитина: Широко ты, Русь, по лицу земли В красе царственной развернулася! У тебя ли нет богатырских сил, Старины святой, громких подвигов? Уж и есть за что, Русь могучая, Полюбить тебя, назвать матерью, Стать за честь твою против недруга За тебя в нужде сложить голову! Учитель спрашивает о чувствах детей во время прослушивания стихотворения. | Самоконтроль готовности. Слушают.
Отвечают на вопрос. (Чувство гордости за свою Родину, за героев России, готовых отдать свои жизни за свой народ, свою Родину). | Личностные: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Познавательные: осознавать необходимость нового знания. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу Коммуникативные: развивать умение слушать и понимать речь других. |
II. Актуализация опорных знаний Мотивация к учебной деятельности | Учитель сообщает, что во все времена русские люди славились своим мужеством, героизмом, умением защищать свою Отчизну. Им посвящали свои произведения художники, композиторы, писатели. 1 слайд. Картина Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри» Организует беседу по картине с помощью вопросов: - Узнали картину? - Кто написал? -Как зовут богатырей? - Что видите на заднем плане картины? Сообщает значение слов из словаря (Дозор - наблюдение с целью охраны, разведки. Застава - заградительный, сторожевой пункт на границах города, области, государства). - Дайте характеристику богатырям. - Как называют людей, любящих Родину, преданных своему народу? Предлагает вспомнить прочитанную сказку о русском богатыре, почему её называют богатырской. Помещает на доску карточку «Богатырская сказка» Предлагает вспомнить еще произведение про Илью Муромца и его жанр. Помещает на доску карточку «Былина». Предлагает высказать своё мнение «Может быть былина и есть сказка?» Ставит между карточками «Богатырская сказка» и «Былина» знак =, а выше ? | Отвечают. «Богатыри» Виктора Михайловича Васнецова Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович. Предполагают. Сильный, храбрый, мужественный человек, в любой момент готов встать на защиту Родины. Патриоты. «Сказка про Илью Муромца». Главный герой – богатырь. Отрывок из былины «Илья Муромец и Святогор» Высказывают своё мнение. | Предметные: развитие умений отвечать на вопросы. Личностные: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Познавательные: выполнять анализ (выделение признаков). Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; оценивать правильность выполнения действий совместно с учителем; понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. Коммуникативные: развивать умение слушать и понимать речь других; владеть диалогической формой речи; построение понятных для партнера высказываний |
III Формулирование темы урока, постановка целей. Физминутка IV. Открытие нового знания. Физминутка V. Первичное закрепление | Предлагает найти варианты разрешения проблемы и определить тему урока. Слайд 2. «Сравнение богатырской сказки и былины» Цель: Научиться отличать былину от богатырской сказки (всплывает на экране) Предлагает отдохнуть. Объявляет о начале исследования и порядке работы. 1.Работать будут в группах. 2.Вспомнить правила сотрудничества. 3. 1-я и 2-я группа будут исследовать богатырскую сказку. 3-я и 4-я группа будут исследовать былину. 4. Свои исследования записывать на карточках. Приложение 1 5. Ответы в таблицу записывать кратко. Предлагает отдохнуть. По окончании самостоятельной работы учитель предлагает поделиться результатами с другими группами. По мере называния признаков богатырской сказки и былины, высказанных детьми, добавляет на доску соответствующие карточки. (Получается вот такая схема: Былина: зачин, концовка, троекратный повтор, гипербола, главный герой- богатырь, архаизмы, стих, реальные события, песня, народ. Богатырская сказка: зачин, концовка, троекратный повтор, гипербола, главный герой- богатырь, волшебство, архаизмы, проза, вымысел, повествование, народ.) Предлагает сравнить признаки богатырской сказки и былины. Назвать сходство и отличие. Предлагает проверить и оценить полученные знания и умения об особенностях жанров. | Ученики высказывают свои варианты ответов, предлагают сравнить. Предлагают варианты целей, учитель корректируют высказывания и помогает сформулировать цель. Дружно встали – раз, два, три – Мы теперь богатыри. Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво. И налево надо тоже Поглядеть из под ладошек. Наклонились влево, вправо Получается на славу! Чтение цепочкой. Осмысливать задания; Выслушивать мысли каждого; Доказывать свою точку зрения; Не перебивать друг друга; Соблюдать правило поднятой руки. Вписывают свои выводы. Богатырь – вот он каков, (ноги на ширине плеч, руки согнуты к плечам) Он силен и здоров. (разогнуть руки в стороны, согнуть к плечам) Он из лука стрелял, (руки вперед, к плечам) Метко палицу бросал. (руки в стороны, вращение «Мельница») На границе стоял, (руки на поясе, повороты вправо-влево) Нашу Русь защищал. Подрастем и мы, смотри, (присесть, подняться, руки согнуть к плечам) Станем как богатыри. Внимательно слушают ответы своих товарищей. Если считают ответ неполным, то добавляют или опровергают его, представив свой вариант ответа. Озвучивают свои выводы, подтверждают ответы. Сравнивают. У былины тоже есть такие же признаки, как и у богатырской сказки! Открытие! Отвечают. (Былина записывается в стихотворной форме, в ее основе лежат реальные события, у былины песенный характер, богатырь не использует волшебство, сам побеждает врагов). Выполняют задания теста в группах, после выполнения получают эталон от учителя и сверяют ответы. Приложение 2. Производят самооценку. | Личностные: умение зафиксировать затруднение или удивление. выразить их в речи. Регулятивные: самостоятельно сформулировать тему и цель урока. Личностные: оценивать важность здорового образа жизни. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; выполнять учебное действие в материализованной форме. Предметные: уметь сравнивать былину и богатырскую сказку; называть сходства богатырской сказки и былины; объяснять разницу между сказкой и былиной; Личностные: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Познавательные: учить строить речевые высказывания в устной форме; Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учиться работать по предложенному учителем плану; Коммуникативные: развивать умение слушать и понимать речь других; учиться работать в группе; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; контролировать действия партнера; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию Познавательные: организация осмысления полученной информации, побуждение учащихся к расширению информационного поля. Коммуникативные: организация обмена мнениями по изученной проблеме. |
V. Рефлексия учебной деятельности. | Предлагает вернуться к началу урока и подвести итоги работы с помощью вопросов: - Какую цель мы для себя ставили? - Удалось решить поставленную цель? - Каким способом? - Какие результаты получили? - Что теперь умеем делать? - Кому хочется сказать спасибо за сотрудничество? В чем именно это сотрудничество проявилось? Благодарит за работу. | Возможный вывод: былины создавал народ, этот жанр относится к устному народному творчеству. В былине есть зачин и концовка. В зачине былины описывается появление богатыря. Главный герой былины – богатырь Илья Муромец. Это сильный воин и защитник, ему не нужны волшебные предметы. Он и без них может победить всех врагов. В былине есть повторы, преувеличения (гипербола), очень много старинных слов (архаизмов). В основе былины лежат реальные события, а записана она в стихотворной форме. Былина читается нараспев и носит песенный характер. Оценивают свои знания и умения. | Личностные: умение оценивать самого себя, сознаваться в том, что получается или не получается, определять степень успешности выполнения своей работы. Познавательные: целостное осмысление, обобщение полученной информации. Коммуникативные: формулирование собственного отношения к изучаемому материалу, быть готовым изменить свою точку зрения; развивать умение слушать и понимать речь других. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. |