kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока литературного чтения для 2 класса ФГОС по теме " И. Дик "Красные яблоки""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока литературного чтения "И. Дик "Красные яблоки"" составлена ву соответствии с требованиями ФГОС. Целью урока является зщнакомство обучающихся с идейным содержанием рассказа.Задачи урока: формировать: познавательные УУД через постоение логических рассуждений, работу с информацией; регулятивных УУД через обучение прогнозированию, планированию, постановку учебной цели; коммуникативных УУД через организацию групповой работы и работы в парах; личностных УУД через усвоение эжтических норм и правил поведения. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературного чтения для 2 класса ФГОС по теме " И. Дик "Красные яблоки"" »

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе.

Нищета Ирина Юрьевна,

учитель начальных классов

МОУ СОШ №9

Г. Переславль-Залесский Ярославской области


Тема

И. Дик «Красные яблоки». 2 класс ФГОС

Цель

Знакомство учащихся с произведением И.Дика «Красные яблоки»;

Задачи

Познакомить учащихся с рассказом

«Красные яблоки», с его идейно-смысловым и художественным

содержанием.

Продолжить работу над совершенствованием навыка чтения:

правильностью, беглостью, сознательностью, выразительностью.

Способствовать формированию познавательных УУД через построение логических рассуждений, через обобщение работы с информацией, рассуждения.

Способствовать формированию регулятивных УУД через обучение прогнозированию (планированию) предстоящей работы, постановку учебной задачи, осуществление контроля.

Способствовать формированию коммуникативных УУД через организацию парной работы и группового взаимодействия, ведению диалога.

Способствовать формированию личностных УУД через усвоение этических норм и правил поведения в совместной деятельности.




Планируемые результаты

Предметные:

Уметь определять авторский замысел.

Личностные:

Мотивация учения

Вызвать интерес к изучению творчества И. Дика, его произведений.

Извлечь личную пользу для себя


Метапредметные:

— определять и формулировать цель деятельности на уроке самостоятельно или с помощью учителя

— действовать по инструкции учителя

— осуществлять поиск информации, необходимый для решения учебной задачи из материалов учебника, собственного жизненного опыта

— продолжать учиться в паре, группе

—учиться делать выводы, в результате своей работы в группе, паре

— учиться строить собственное высказывание

—следить за своей работой и объективно оценивать свою деятельность на уроке

— слушать и понимать речь других


Основные понятия


Межпредметные связи

 —окружающий мир


Ресурсы


 


Используемые технологии

 — технология проблемного обучения

—деятельностный подход

— элементы здоровье-сберегающих технологий

— ИКТ

— технология оценивания личных успехов






Дидактическая
структура 
урока (этапы урока)

Деятельность
учителя

Деятельность
учеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД


Организационный момент

 Проверяет готовность обучающихся к уроку, создаёт эмоциональный настрой на работу.




Давайте повернемся друг к другу, улыбнемся, мне хотелось бы , чтобы ваше улыбчивое настроение сохранилось до конца урока.

 Проверяют готовность рабочих мест.





Личностные,
мотивация учения, самоопределение


Обобщение и систематизация знаний




Проверка Д\З









Актуализация знаний.





































 К сегодняшнему уроку вы нарисовали портреты своих мам.

Вот они на стенде. На портретах самые добрые, самые нежные,

самые милые, самые красивые ваши мамы.

-Что ещё вам нужно было выполнить дома?


Вопросы по содержанию стихотворения

Ребята. А почему молчит девочка? Ответьте строчками из

стихотворения.

- Как девочка относится к своей маме?

- А как вы относитесь к своим мамам?

-Не огорчайте мам, любите их.

Подводит к теме урока

- Чтобы в жизни себя не корить

В том, что сделал кому-то больно.

Лучше добрым на свете быть,

Злого в мире и так довольно.

_ Как понимаете эти строчки?

Над чем нельзя смеяться? (Над чужой бедой)

Беда – что означает это слово? (Горе, несчастье, боль)

- А если с вами случилась беда, что вы чувствовали?

- А чужая беда. Как вы это понимаете?

- Как называют людей, которые безразличны к чужой беде? (Равнодушные люди, не умеющие сопереживать беде)

- Подберите антоним к слову «равнодушие». Если не ответят, то спросить

- Какое качество проявляется у человека, который умеет сопереживать? ( Сопереживание)

- Какие два различных качества появились у нас? (Равнодушие и сопереживание)

-Они нам сегодня пригодятся при изучении нового произведения.

-Посмотрите на экран.

-Что вы видите на картинке?

- Как вы думаете, как будет называться произведение?

- Да, ребята мы сегодня познакомимся с произведением И Дика « Красные яблоки» и попробуем определить главную мысль произведения.

- Мне бы хотелось, чтобы вы сегодня ответили на вопрос после изучения нового произведения

( Почему нельзя смеяться над чужой бедой?)

- С чего начнем работу?

Составление плана

  1. Биография автора

  2. Чтение произведения

  3. Жанр произведения

  4. Ответ на главный вопрос урока



 

 







Выучить стихотворение В.

Блажниной «Посидим в тишине»


Дети подводят итог сказанному.

Мама – самый дорогой человек.
































Красные яблоки.






Коммуникативные: построение высказывания.





Познавательные,
смысловое чтение


Познавательные:

Выделение информации



Познавательные, подведение под понятие


Регулятивные, прогнозирование



Познавательные:

Построение логической цепи рассуждений.


Коммуникативные,
умение строить монологическую речь













Познавательные:

Анализ объектов.


Регулятивные,

Целеполагание ( подводящий диалог)









Регулятивные:

Планирование ( постановка учебной задачи)


































Работа с текстом перед чтением




Словарная работа





Работа по иллюстрации


Работа с текстом во время чтения

Первичное восприятие




Биография автора

- И.И.Дик – человек нелёгкой судьбы. Он рано потерял родителей и, оставшись сиротой, воспитывался в детском доме. Началась Великая Отечественная война. Иосиф 19-летним парнем идёт на фронт и становится авиационным подрывником немецких самолётов.

Во время одной из атак у него обрывает кисти обеих рук. Многие люди ломаются после такой страшной беды. Но только не Иосиф. После войны он начинает писать и пишет книги для детей. Их у него будет более 60.

Все его произведения о ребятах, ваших сверстниках, об их делах и интересах. Меня удивило то, что главные герои И.Дика – мальчики.

- Как вы думаете, почему? (Мальчики – будущие мужчины, наша защита и опора. В своих произведениях писатель учит мальчиков лучшим человеческим качествам, одно из которых – сопереживание чужой беде)

-Следующий пункт плана

-Но прежде чем начнем читать выполним словарную работу.

балансировать

семенить

впиться

наледь

несдобровать

труха

разъяриться

Рассмотрите иллюстрацию.

– В какое время года происходят события? Почему вы так решили?

– Что вы видите на переднем плане? На заднем?

– А какое настроение у ребят? Почему вы так решили?

– Можно ли о прохожих сказать, что им тоже весело? Почему вы так решили?


Валерка и Севка сидели на подоконнике и закатывались от смеха. (В. Сразу возникает вопрос: что их так рассмешило?) Под ними, на противоположной стороне улицы, происходило прямо цирковое представление. (П.В. Текст даёт ответ на вопрос, но возникает новый: цирковое представление под окном, на улице? Возможно ли это?)

По тротуару шагали люди, и вдруг, дойдя до белого, будто лакированного асфальта, они становились похожими на годовалых детей – начинали балансировать руками и мелко-мелко семенить ногами. И вдруг... хлоп один! Хлоп второй! Хлоп третий! (П. То есть люди падали, поскользнувшись на льду, – это цирковое представление? Вопрос ставим, но ответа он не требует.)

Это было очень смешно смотреть, как прохожие падали на лёд, а потом на четвереньках выбирались на более надёжное место. (П. А вот ребятам на всё это смотреть смешно...)

А вокруг них валялись и батоны хлеба, и бутылки с молоком, и консервные банки, выпавшие из авосек (т.е. из сумок).

К упавшим прохожим тут же подбегали незнакомые граждане. Они помогали им встать на ноги и отряхнуться. И это тоже было очень смешно, потому что один дяденька помог какой-то тёте встать, а потом сам поскользнулся и снова сбил её с ног.

– А давай так, – вдруг предложил Валерка, – будем загадывать: если кто упадёт, значит, ты проиграл, а не упадёт – выиграл! (Заметим: первым играть в эту игру предложил Валерка.)

– Давай, – согласился Севка и сказал: – Ну а как ты думаешь, во-от та старушка в платочке брякнется?

– Брякнется, – усмехнулся Валерка.

– А я говорю нет. Ну посмотрим, чья возьмёт! – ответил Севка.

И ребята буквально впились глазами в маленькую старушку, подходившую к злополучному месту. («Злополучное место» – значит несчастное место, где происходят бедствия.)

Старушка остановилась перед широкой наледью. Она понимала, что ещё шаг – и ей несдобровать. Но обходить наледь было далеко.

Вчера в водопроводном колодце сорвало вентиль, и вода долго била из-под чугунной крышки, лежащей на асфальте. Неисправность вскоре устранили, но на улице, сияя на солнце, застыло хрустальное озерцо. (В. Значит, наледь образовалась ещё вчера. Можно было что-то сделать… Вам ни о чём не хочется спросить? – Кто должен был сделать? Что нужно было сделать?)

Старушка с минуту стояла, беспомощно оглядываясь по сторонам, а потом подошла к маленькому заборчику, тянувшемуся вдоль тротуара, и, держась за него руками, перешла опасное место.

– Э-э, хитрая старушенция попалась! – сказал Валерка. – Один-ноль в твою пользу. А теперь во-он видишь, толстый дядька с портфелем бежит. Вот посмотришь – сейчас поцелуется! (То есть что сделает? – Упадёт лицом вниз.)

– А я говорю, не поцелуется! – засмеялся Севка.

Но «выиграл» Валерка.

Толстый дядька, видимо, торопился на автобусную остановку и с размаху влетел на лёд. Здесь он всплеснул руками, потом высоко вскинул левую ногу и, широко взмахнув портфелем, хлопнулся спиной на лёд. Но он тут же вскочил на ноги, подобрал шапку и, потирая ушибленный бок, побежал дальше.

– Молодец! Вот это физкультурник! Один-один, ничья! – сказал Валерка.

(Заметьте: Валерка предложил игру, он довольно остроумно комментирует происходящее.) – А теперь видишь вот ту, в красной шапочке?

Упадёт или не упадёт?

– Хо, а это не твоя ли мамаша?

– Моя мама?! – встрепенулся Валерка.

– Да, – Севка вгляделся в подходившую ко льду женщину, но через секунду уже уверенно сказал: – Нет, не твоя. Твоя повыше! (Что может произойти дальше? Попробуйте предположить.)

2 - Читает учитель


-Закройте глаза. Вслушайтесь в мой голос и в свой внутренний голос.

(читаю 1 абзац)

И вдруг женщина упала. Она взмахнула руками и, разбросав вокруг себя по снегу красные яблоки, завалилась на бок. Упала и больше не встала. Вокруг неё тотчас же собралась толпа. -Можно открыть глаза

Валерка и Севка увидели, как какой-то человек выскочил из толпы и подбежал к будке телефона-автомата. Потом эту женщину занесли в парадное (т.е. в подъезд).

Валерке почему-то очень захотелось увидеть её лицоно он так и не смог – загораживали прохожие.

Но вот приехала «скорая помощь» – и женщину увезли.Валерка был уверен, что эта женщина не его мама, и всё-таки не совсем.У неё ведь тоже была такая же походка, как и у мамы, и пальто такое же. И, главное, вот сейчас, в обеденный перерыв, мама должна была прийти с фабрики накормить Валерку, а её нет!

– Ну давай ещё загадаем... Во-он на ту девчонку. Проедется ли она носом или нет? – как ни в чём не бывало сказал Севка и уткнулся в окно. («Как ни в чём не бывало…» То есть Севку вся эта история… совсем не тронула, не вызвала сочувствия, он готов продолжать игру).

– А у тебя голова, честное слово, трухой набита! – вдруг сердито сказал Валерка. (Так говорят: «голова трухой набита», – когда хотят сказать, что человек плохо соображает, не думает, что говорит.)

– А ты чего это разъярился?(В. А вы можете ответить Севке?)

– Ничего! Думай, что говоришь!

– Я и думаю! А не хочешь играть – я пошёл! – И Севка, обиженный, ушёл. «Ну куда же мама задевалась? – думал Валерка и почувствовал, что ему становится страшно. – Она это была или не она? И почему я не выскочил на улицу?» (Видите, Валерка задаёт очень важный вопрос сам себе: а действительно, почему не выскочил? Не помог?)

И вдруг в коридоре раздался звонок. (Мы догадались, что это звонит…) Валерка подбежал к двери и распахнул её. На пороге стояла мама – румяная с морозца, улыбающаяся! Валерка бросился к ней и суетливо стал помогать снимать пальто, чего раньше никогда не делал!











Познавательные:

Восприятие информации











Коммуникативные,
умение строить монологическую речь
















Познавательные:

Выдвижение гипотез





Познавательные: анализ объектов, выделение признаков.













Познавательные:

подводящий диалог

Смысловое чтение,

Поиск информации
построение логической цепи рассуждений





Регулятивные: сличение с эталоном (текстом)



Коммуникативные: построение высказывания.



Познавательные: выявлять сущность, особенности объекта.







Работа с текстом после чтения

Понравился ли вам текст?

Третий пункт плана.

-Какое по жанру произведение?(рассказ)

-Почему?



- Что вы можете сказать о Валерке и Севке? (Они поступали плохо. Они были равнодушны к чужой беде)

- Как бы вы поступили на их месте?


-Какую игру придумали мальчики? (Игру-соревнование на очки)

-Это добрая игра? Они ведь ничего не делали, не толкали прохожих. Но нам всё-таки неприятно такое видеть.

- Кто виноват в том, что на тротуаре образовалось «хрустальное озерцо»? (Коммунальная служба)

- Что они были должны сделать?

- Можно ли сказать, что они тоже были равнодушны к людям?

- Почему встрепенулся Валерка?

Почему Валерка, когда пришла мама «стал помогать снимать пальто, чего раньше никогда не делал»?

- Что произошло с Валеркой? (Он изменился)

- В какой момент произошло это изменение? (Когда он понял, что эта женщина похожа на его маму)

- А изменился ли Севка? Почему? (Его не коснулась чужая беда)

- Он остался каким? (Равнодушным)

Выявление разницы между понятием «друг «и «приятель».

- Как вы думаете, затронула данная ситуация сердце Севки? Почему?

- Смогут ли по-прежнему дружить мальчики?

- Как, по-вашему, друзьями или приятелями были Севка и Валерка?

- В чем разница « друг» и « приятель»

-Сейчас вы поработаете в группах.

Задания группам:

?

1.Выбрать пословицу, которая выражает главную мысль рассказа.

«Век живи, век учись»

«Глаза без души слепы, уши без сердца глухи»

«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»



1.Выбрать качества, которыми должен обладать друг.

честный, жестокий, злой, чуткий, равнодушный, отзывчивый, сопереживательный, надежный


-Подумаете над словами ,что такое друг и приятель

Друг — тот, кто связан с кем-нибудь дружбой, близкими отношениями, основанными на взаимность доверии , привязанности, общности интересов.

Приятель - близкий знакомый.

Проверка.

Вывод:

Между друзьями близкие отношения, основанные на взаимном доверии, друг всегда придет на помощь и разделит твою беду и горе.

Севку и Валерку связывают лишь приятельские отношения, они разные по духу, по отношению к людям. Эта разница проявилась в поступках

 

 .





Личностные:

нравственно –эстетическая ориентация




Познавательные: выявлять сущность, особенности объекта, анализ



Регулятивные:

сличение с эталоном (текстом)


Коммуникативные:
построение высказывания.

Познавательные: установление причинно-следственных связей




























Коммуникативные:

Умение работать в группе, построение речевого высказывания















Познавательные: анализ объектов












Регулятивные:

контроль в форме сличения


Коммуникативные:
построение высказывания.




Познавательные:делать выводы в результате совместной работы


. Закрепление знаний и способов действий.


- Почему рассказ называется «Красные яблоки»?

(Красный цвет – это цвет тревоги, опасности. Красные яблоки на снегу – это как свет, вспышка. Мальчик Валерка понял, что они с Севкой вели неправильную игру)

- Что хотел сказать автор этим произведением? (Умейте сопереживать чужому горю)

- Вернёмся к нашему главному вопросу:

Почему нельзя смеяться над чужой бедой? (С тобой и твоими ближними может случиться такая же беда)

- А, если беда всё-таки случится с каким-нибудь человеком, как вы можете помочь ему? (Пожалеть словом, приобнять, просто побыть рядом, погладить по голове)

- Посмотрите, какие простые приёмы. Но они действительно могут помочь человеку в трудную минуту.



Коммуникативные:
построение высказывания.

Познавательные:

Построение логической цепи рассуждений

Познавательные:

Обобщение, анализ,






Рефлексия









- Достигли ли мы с вами цели, которую ставили вначале урока?

-Какая же главная мысль рассказа ? (нельзя оставаться равнодушными к беде)


-Давайте вернёмся нашим ключевым словам, скажите кто из мальчиков остался равнодушным, а у кого проснулось сопереживание?

- Какой вывод сделал каждый из вас после этого урока?

Оценивание детей.

 
















Познавательные:

формулирование выводов





Регулятивные: самооценка. умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Нищета Ирина Юрьевна

Дата: 17.06.2015

Номер свидетельства: 220175


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства