- рассмотреть состав числа 13 и соответствующие случаи вычитания.
- формировать умения распознавать правило и действовать в соответствии с графическими и символическими моделями;
- формировать умения оценивать свою работу.
- развивать алгоритмическое и логическое мышление, воображение, внимание, память, фантазию;
- развивать осознанное позитивное эмоциональное отношение к себе и окружающему миру;
- совершенствовать уровень развития математической речи, навыков общения со сверстниками.
- воспитывать чувство взаимовыручки, внимательного отношения друг к другу при работе на уроке.
- здоровьесберегающее обучение.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I. Организационный этап. Создание мотивации успеха. Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | - Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте их поприветствуем! Мы рады приветствовать вас в классе нашем. Возможно, есть классы и лучше и краше. Но пусть в нашем классе вам будет светло, Пусть будет уютно и очень легко. Поручено нам всем урок начинать, Поэтому время не будем терять. | Эмоционально настраиваются на урок. | Регулятивные УУД Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. |
II. Актуализация опорных знаний учащихся Цель: повторение состава изученных чисел: 11, 12. | Слайд - Ребята, посмотрите, кто ещё пришёл к нам на урок? - Какое настроение чаще всего бывает у вас осенью? Почему? - С кем бы вы хотели подружиться на уроке, с солнышком или тучкой? Так, давайте работать так, чтобы солнышко нам всем светило, улыбалось и согревало! - Запишите в тетрадях число, классная работа. - Сегодня, ребята, у нас урок – открытия нового. А чтобы узнать новое, надо что сделать? Вот и начнём урок с повторения изученного. Слайд - Давайте поможем нашим друзьям спрятаться от холода в домики. | Осень. Высказывают своё мнение. Повторить то, что уже знаем. «Заселяют домики». Повторяют состав чисел 11-12. Работают с веером чисел. | Регулятивные УУД: Осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекая нужную информацию; критически оценивать её, соотносить с имеющимися знаниями; выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения. |
III. Целеполагание и мотивация Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. | - Итак, какую тему мы сейчас с вами повторили? - Для чего нам необходимо знать состав числа? - Найдя правильно значения выражений, мы с вами узнаем, кого согреют листочки: - Почему Белка осталась без листочка? - А почему нет таких выражений? - Кто определил тему сегодняшнего урока? - Какую проблему будем решать? - Эту проблему решим сами или обратимся за помощью? - Какую цель поставим перед собой? | Состав чисел 11, 12. Чтобы решать примеры на сложение и вычитание. Находят верные ответы: 5+6=11 6+6=12 9+2=11 8+4=12 У Белки № 13. Мы ещё не знаем, как получить число 13. Состав числа 13. Как получить число 13. Попытаемся решить сами. Запомнить состав числа. Научиться решать примеры на сложение с ответом 13., на вычитание. | Познавательные УУД Самостоятельное формулирование познавательной цели. Коммуникативные УУД Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение. |
IV. Открытие новых знаний Цель: рассмотрение состава числа 13 и соответствующие случаи сложения и вычитания. | - Ну, что ж, за работу! - Мной задумано число, оно больше 12, но меньше 14. Какое число я задумала? Вам нужно выбрать из конверта пары однозначных чисел, сумма которых равна 13. - Сейчас вы будете работать в группах. Учитель раздает конверты. – Вспомним, как надо работать в группе. Во время работы: можно вставать, переходить вокруг стола, но нельзя уходить от группы; работать аккуратно, по окончании работы на столе вернуть все принадлежности, как лежали, и выбрать спикера, который будет показывать результат работы. – Что нужно для того, чтобы справились быстро и правильно? Работа в группах Какие пары чисел вы выбрали? - Скажите, что мы сейчас получили? - Решили мы проблему как получить число 13? - Давайте ещё раз повторим состав числа 13. | Да. 13 Делят на 9 и 4, 8 и 5, 7 и 6 Учащиеся пересаживаются по 6 человек, подготавливают свободное место для работы. Чтобы участвовали все ребята, выслушивая мнения каждого Спланировать работу. 9 и 4, 8 и 5,7 и 6. Состав числа 13. Решили. Хором повторяют пары чисел. | Познавательные Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов. Регулятивные Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана последовательности действий. Коммуникативные УУД Умение работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками. Умение слушать и вступать в диалог. |
V. Первичное закрепление изученного Цель: дать установку на запоминание состава числа 13. | - Как себя проверить, чтобы убедиться в правильности ответа? - Предлагаю воспользоваться учебником и найти № 160, на странице 48. Прочитайте задание, спланируйте свои действия. Кто расскажет план выполнения задания? - Проверка на доске. Какое выражение лишнее? Почему? -Какой прием показан в моделях? - Как нашли результат? | Посмотреть в учебнике, воспользоваться линейкой, моделями, числовым лучом. Рассмотреть модели, определить чему равна каждая часть и найти, соответствующие выражения. 10+3 – в этом выражении первое слагаемое двузначное число, а в остальных однозначные. Прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток. К 7 удобно сначала прибавить 3, потом еще 3 и т.д. | Познавательные УУД Устанавливать соответствие между предметными, символическими моделями. Анализ и синтез объектов. Регулятивные УУД Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, строить речевое высказывание в устной форме Коммуникативные УУД Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение. |
Физминутка для глаз (могут встать) Цель: сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. | А сейчас отгадайте загадку: Листья желтые летят, Падают, кружатся, И под ноги просто так Как ковер ложатся! Что за желтый снегопад? Это просто ... - У нас в классе сейчас тоже будет листопад, под который можно отдохнуть. «Листья жёлтые» Слайд | Листопад. Слушают музыку, наблюдают глазками за падающими листочками. | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. |
VI. Закрепление изученного материала. Цель: отрабатывать навыки работы с текстовой и нетекстовой информацией. | - Сколько листочков вы видите на слайде? - Сколько надо добавить, чтобы получилось 13? - Опираясь на наш рисунок и состав числа 13, какое задание можно выполнить? -Составьте равенства, опираясь на числовой луч. № 162с. 49 Запишите эти выражения в тетрадь. Как их сгруппировать? - Каких равенств не хватает? Дополняем столбики. Какую пару надо добавить? - Обязательно нам надо заучивать все равенства? - Запишите в таблицу «Состав чисел второго десятка» только те, которые будут являться вашими помощниками. | 6 листочков. 6+7=13 Записывают на доске и в тетрадях с проговариванием: 7+6= 13 9+4=13 5+8=13 13-7=6 13-9=4 13-8=5 13-6=7 13-4=9 13-5=8 Нет. Заполняют таблицу. | Познавательные УУД Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов. Регулятивные УУД Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата. Коммуникативные Умение слушать и вступать в диалог. |
Физкультминутка Цель: сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. | - Отгадайте: Кто всю ночь по крыше бьёт Да постукивает, И бормочет, и поёт, убаюкивает? - Ночь. Все детки спят. Они видят волшебные сны. Но вот, первые лучики солнца пробежались по лицам детей. Они проснулись. Встали. Сладко потянулись. Посмотрели в окно. А там… Первые капли дождя стучат по крышам домов. Капли стучат всё чаще и чаще. Громче и громче. И вот блеснула молния. Грянул гром. …И стало тихо…. | Дождь. | |
Самостоятельная работа Цель: осознание каждым обучающимся степени овладения устным счётом. | - А теперь самостоятельная работа. Готовы? № 163(1) –I вариант, №163(2) –II вариант А в это время Ёжик для вас тоже приготовил подарки. Посмотрите, какие красивые яблоки он вам принёс: красные, жёлтые, зелёные. А на них – задание. Готовы выполнить? «Засели домики» Состав числа 13 | Работают самостоятельно с №163, потом по карточкам – яблочкам. | Регулятивные УУД Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного. |
VII. Домашнее задание Цель: закреплять знания по изученной теме. | Запомнить состав числа 13. с.49№164, ТПО№71 | Работают по таблице «Состав чисел второго десятка» Вставляют числа в окошки и записывают верные равенства. | |
VIII. Итог урока. Рефлексия Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом. | Не устанем повторять, Любим мы отметку «пять» Кто ж сегодня отличился? Кто на славу потрудился? Ну, кому поставить «пять»? Попрошу вас предлагать. Давайте посмотрим, какое у нас получилось дерево успеха: - Я теперь знаю состав числа 13 – - Я не совсем понял, как получить число 13- - Я ничего не понял на уроке - | Подводят итог своей работы. Оценивают работу одноклассников. Рисуют на яблочках улыбку, полуулыбку, грусть. | Личностные УУД Ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня урок математики? Что дал урок? |