Цель: | Сформировать у учащихся представление о каменной оболочке Земли – литосфере и её строении. |
Задачи: Образовательные: Развивающие: Воспитательные: | познакомить учащихся с каменной оболочкой Земли литосферой. научить выращивать кристалл в домашних условиях развить у учащихся умение самостоятельно мыслить, оценивать, делать выводы, а также абстрактное и логическое мышление, сообразительность, интерес к предмету. обогащение словарного запаса; расширение кругозора; воспитание любознательности: уважительное отношение к товарищам, умение работать в парах и группах. |
УУД: Предметные УУД: Регулятивные УУД: Коммуникативные УУД: Познавательные УУД: Личностные УУД: | Предметные: -иметь представление о литосфере, о полезных ископаемых, наблюдать простейший опыт о выращивании кристалла. - Регулятивные: -понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; - определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки; - отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения; - организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Познавательные: -развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы. -контролировать и оценивать процесс и результат деятельности Коммуникативные: - сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре, в группе: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках -слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей. -обосновывать и доказывать собственное мнение. Личностные: -проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству - развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки. -выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание. |
Планируемые результаты: Предметные результаты: Метапредметные результаты: Личностные результаты: | -иметь представление о литосфере, строении литосферы, горных породах и минералах. -принимать и сохранять учебную задачу, контролировать выполняемые действия, совместно с учителем и одноклассниками -давать оценку своим действиям, формулировать учебную задачу; -работать с информационными источниками; -проводить анализ с выделением существенных признаков; делать умозаключения и выводы. -выражать собственное мнение, владеть культурой общения и поведения. |
Основные понятия: | Литосфера, горные породы, минералы, кристалл. |
Межпредметные связи: | На данном уроке прослеживаются межпредметные связи с географией. |
Ресурсы: - основные -дополнительные | учебник: «Окружающий мир» В.А.Самкова, Н.И.Романова, рабочая тетрадь, презентация к уроку, раздаточный материал(картинки с изображением горных пород, таблички), рабочее место учителя (компьютер, проектор, экран). Для проведения опыта: стакан с горячей водой, соль, толстая ниточка. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия | Самоанализ урока |
За несколько дней до урока ставим опыт. Берём стакан с горячей водой. Постепенно в воду насыпаем соль до тех пор, пока она не перестанет растворяться. Для лучшего растворения помешиваем раствор ложкой. К карандашу привязываем толстую ниточку и опускаем её в стакан с раствором. Стакан помещаем на стол учителя. Учащимся предлагается каждый день наблюдать за изменениями в стакане. |
I.Организационный этап Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. | Проверяет готовность к уроку, создает эмоциональный настрой, мотивирует учащихся на работу. - Посмотрите в окно: Встало солнышко давно, Заглянуло к нам в окно. Нас оно торопит в класс Урок окружающего мира начинается у нас. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность рабочего места к уроку. | Регулятивные: организация своего рабочего места. Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание. | Включаются в урок, во взаимодействие с учителем, настраиваются на работу. |
II.Актуализация знаний. Цель: актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала | Организует проверку домашнего задания -Как называется планета, на которой мы живём? - Ребята, вспомните, какую форму имеет Земля; что находится внутри Земли(строение) ( Слайд 2, 3) Загадывает ребус, подводит к теме предстоящего урока. - Хотите узнать больше о нашей планете? Разгадайте ребус и узнаете, о чём будем говорить на уроке. (Слайд 4) Литосфера | Дети отвечают, показывают на схеме внутреннее строение Земли. Разгадывают ребус. | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний. Коммуникативные: доносят свою позицию до других; оформляют свои мысли в устной речи с учетом своего жизненного опыта. | На данном этапе уточняются первичные знания детей. |
III.Постановка учебной задачи. Цель: мотивировать учащихся на изучение темы, определить тему и задачи урока | Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку учебной цели. - сформулируйте тему урока. - сформулируйте цель урока. - что же такое литосфера? -Кто может объяснить, значение слова литосфера. ( Слайд 6) | Формулируют тему урока, ставят учебную цель: - узнать, что такое литосфера; - из чего она состоит; ( Слайд 5) | Коммуникативные: высказывать свои предположения, выражать свои мысли. Регулятивные: уметь формулировать тему и учебную цель урока Познавательные: Раскрывать значения новых понятий, активно использовать их в своей речи | Формулируются тема и цели урока. |
IV. Усвоение новых знаний. Цель: формирование у учащихся представление о литосфере. Цель: формирование у учащихся представление о горных породах и минералах Организация исследовательской работы по группам | Обеспечивает мотивацию учения учащимися в принятии ими цели урока -Прозвучало много предложений -почему возникли затруднения? -обратимся к нашему помощнику – учебнику. -Работа в тетради стр.7-8 Какие задания нам предстоит выполнить на уроке? Какие цели поставим перед собой? Организует исследовательскую работу. Раздаёт конвертики с картинками, нацеливает учащихся на работу в группах, оказывает помощь учащимся, испытывающим затруднение, обеспечивает контроль за выполнением задания. Класс делится на 4 группы. Каждая группа получает задания, таблицу для фиксации результатов и картинки с изображением горных пород и минералов. 1 группа- осадочные породы 2 группа – магматические 3 группа – метаморфические 4 группа - минералы | Высказывают своё мнение, работа с учебником, находят и зачитывают понятие литосфера. Ставят учебную цель: - узнать, что называют горными породами и минералом -происхождение горных пород и минералов Вспоминают правила работы в группах. Самостоятельно добывают знания из учебника; советуются друг с другом, заполняют таблицу на карточке, подбирают иллюстрации. Составляют план выступления. | Коммуникативные: умение вступать в диалог (отвечать на вопросы). Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации; перерабатывают полученную информацию: сравнивают и группируют факты и явления, делают выводы на основе обобщения знаний. | Исследовательская работа |
V.Физкультминутка. | Давайте немного отдохнем. По тропинке леший шёл. На полянке гриб нашёл (ходьба на месте). Раз грибок, два грибок, Вот и полный кузовок (приседания). Леший охает: устал От того, что приседал. Леший сладко потянулся (потягивания – руки вверх), Леший выполнил разминку И уселся на тропинку (присаживаемся за парты). | Дети выполняют движения. | | Здоровьесберегающая технология Осуществляют профилактику утомления |
VI. Первичное закрепление полученных знаний. Цель: учить излагать материал. | Обеспечивает восприятия, осмысления и первичного запоминания учащимися изучаемой темы Выступление групп (Слайд 7, 8, 9,10) Давайте вспомним опыт, который мы поставили с водным раствором и солью. -что вы заметили? -какой вывод можно сделать? | Выступление групп Высказывания детей. | Коммуникативные: умение выражать свои мысли полно и точно; умение работать в парах, группе. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: находить и выбирать способ решения проблемы. | На этом этапе проводится первичное закрепление знаний |
VII.Включение в систему знаний. Цель: уметь оценивать свою учебную деятельность | Даёт качественную оценку работы группы и отдельных учащихся. Возвращаемся к опыту. Достаёт и показывает ниточку из раствора (Слайд11) | Самооценка Проверка своей работы по эталону. Заполнение таблиц в тетради. Высказывают своё мнение. Делают вывод: на ниточке образовались кристаллы. | Коммуникативные: -умение выражать свои мысли полно и точно. Познавательные: самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации (из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). | На этом этапе закреплять полученные знания о литосфере; узнать результат, полученный в ходе проведения опыта. |
VIII. Рефлексия. Итог урока. | Организует беседу, связывая результаты урока с его задачами. Создаёт условия для обсуждения трудностей, возникших на уроке. -Вот и подошел к концу наш урок. Вы очень хорошо работали. -Назовите тему урока. -Какие цели мы ставили в начале урока? - Смогли ли мы их достичь? - Скажите, что нового вы сегодня узнали на уроке? - Какие открытия сделали? - Что удивило вас сегодня на уроке? (Слайд 12) Организует рефлексию (Слайд 13) | Отвечают на поставленные вопросы, высказывают своё мнение, обсуждают основные затруднения возникшие во время урока. Самооценка своей деятельности на уроке | Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. | Проведена рефлексия с целью умения оценивать свою деятельность. |
IX.Домашнее задание | Даёт комментарий к домашнему заданию -попробуй вырастить цветные кристаллы (Слайд 14) - Спасибо за урок! (Слайд 15) | Записывают домашнее задание, получают консультацию по его выполнению | | |