Просмотр содержимого документа
«Тема:«Жизнь птиц»»
Конспект урока
по окружающему миру в 1 классе
УМК «Начальная школа XXI века»
Тема:«Жизнь птиц» Цель:познакомить уч-ся с разнообразием птиц, провести наблюдение над разными типами клювов и лап; проследить взаимосвязь строения клюва и лап от способа добывания пищи, среды обитания; развивать общеучебные навыки: умение анализировать, выделять главное, делать выводы. Оборудование: учебники «Окружающий мир», наглядное пособие «птицы»; слайды с изображением клювов и лап птиц; семена подсолнечника, орехи, картинки с изображением мяса и рыбы; карточки с изображением частей птиц, клей, чистые листы для творческой работы. Форма работы: фронтальная, групповая. В основу урока положен деятельностный подход, формирующий универсальные учебные действия. Данный урок способствует развитию у обучающихся первоначальных навыков исследовательской работы, стимулирует познавательный интерес с помощью разнообразных заданий. Работа в парах формирует у учеников разнообразные компетенции, направленные на развитие творческой личности. Планируемый результат Предметные умения: -иметь представление о разнообразии птиц; -исследовать взаимосвязь строения клюва и лап от способа добывания пищи и среды обитания; Личностные УУД: -устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; -определять общие для всех правила поведения; -определять правила работы в группе; Регулятивные УУД: -определять и формулировать цель деятельности на уроке; -формулировать учебные задачи; -работать по составленному плану-инструкции; -высказывать свое предположение на основе учебного материала; -осуществлять самоконтроль; -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке. Познавательные УУД: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); -находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; -уметь определять уровень усвоения учебного материала. Коммуникативные УУД: -слушать и понимать речь других; -уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; -владеть диалогической формой речи.
Ход урока.
Речевая разминка. Эмоциональный настрой. –Дети, кто из вас видел сегодня, по дороге в школу, ласточек? -А почему? -А я утром видела на заборе пеликана, вы мне верите? Почему? Постановка учебной задачи. -Как вы думаете, о ком и о чём сегодня на уроке мы будем говорить? (Жизнь птиц) -Сегодня у нас необычный урок окружающего мира. Мы с вами будем исследователями. -Кто такие исследователи? (Люди, которые путем исследования получают, открывают новые знания) Выдвижение проблемы. Демонстрация картинки птицы, у которой вместо клюва нарисован рот, и вместо лап ноги животного.
-Я хочу вас познакомить с очень редкой птицей, которую увидеть никому ещё не удавалось. Кто из вас знает, как она называется? (предполагаемый ответ, что такой птицы не существует) -А что вам в ней не нравится, что здесь не правильно и чего не хватает? (клюв и лапы) -А зачем они птицам нужны? У всех птиц они одинаковые? -Давайте вместе сформулируем цели сегодняшнего урока: Познакомиться с …(разными видами клювов и лап птиц) Узнать…(для чего они нужны) -Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе. -Давайте мы эти правила вспомним. 1. Работаем тихо, дружно; 2. Говорим по очереди, не перебивая друг друга; 3. Четко высказываем свое мнение, уважаем мнение собеседника Учебные действия «Открытие новых знаний» Слайд с изображением птиц с разными клювами и лапами - Назовите птиц, которых вы видите. - Назовите отличительные признаки птиц от других животных. - Выскажите ваше предположение о том, зачем птицам клюв и именно такие лапы? (добывать пищу, строить гнёзда) Составление групп птиц по способам добывания пищи (интерактивная доска) - Чтобы правильно провести исследование, нам надо составить план, по которому мы будем работать: План 1.Название птицы 2.Рассматриваем её клюв и лапы, определяем, как она ими добывает пищу (Опорные таблицы на доске - расколупывает, хватает и разрывает, процеживает воду, долбит, отрывает, шелушит, ловит, клюёт.) 3.Обсуждая друг с другом в паре, находим для неё пищу из того, что есть у вас на парте (картинки с изображением или семена, орехи) 4.Определяем, к какой группе птиц относим данную птицу После работы по плану, проводим беседу, чтобы сделать вместе вывод. -Что едят птицы? - Что делает с пищей попугай? (расколупывает) - Что делает с пищей орёл? (хватает и разрывает) - Что делает с пищей гусь, пеликан? (процеживает воду) - Что делает с пищей дятел? (долбит) - Что делает с пищей синица? (отрывает) - Посмотрите на гуся, тупика, пингвина. Почему такими лапами удобно плавать? Как называют таких птиц? - Какие лапы у дятла? Почему? (цепкие) - У цапли? Почему? (длинные) - У гуся? (как ласты) Вывод: 1) по способу добывания пищи, птиц можно разделить на группы: - хищники - растительноядные - насекомоядные 2) форма клюва и лап зависит от способа добывания пищи и от среды обитания - Давайте сравним наши исследования и выводы с учебником. Закрепление материала Работа с учебником. Чтение текста «Что умеет клюв?» и «Выделяем главное» - Правильно ли мы провели исследование и распределили птиц по группам? - В народе говорят «Всякая птица своим клювом сыта», как вы понимаете эту пословицу? Физминутка Включение нового знания в систему знаний и повторение 1).Творческая работа «Несуществующая птица» Инструкция - Перед вами лежат конверты. В них изображения разных частей птиц, в том числе клювы и лапы. Ваша задача – составить птицу, приклеить на лист, дать название ей и помнить, что такая птица обязательно должна выжить, а для этого вы должны использовать полученные сегодня знания. Выполнение работы Рассказ по плану: - Название птицы - Среда обитания - Особенности птицы 2).Мы на других урока уже говорили о перелётных, зимующих и осёдлых птицах. Как вы считаете, что для зимующих птиц страшнее – холод или голод? Голод для птиц зимой страшнее, так как оперенье всё-таки их спасает, да и спрятаться можно от холода, а вот утолить голод в суровые зимние дни гораздо сложнее. Поэтому мы с вами можем им помочь. Я.Яшин «Покормите птиц» Покормите птиц зимой, пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо. Небогаты их корма – горсть зерна нужна, Горсть одна – и не страшна будет им зима. Сколько гибнет их – не счесть, видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло. Разве можно забывать: улететь могли. А остались зимовать заодно с людьми. Приучайте птиц в мороз к вашему окну, Чтоб без песен не пришлось вам встречать весну. - Чем же мы можем помочь птицам? Спасая их, мы бережём жизнь на планете Земля. Рефлексия деятельности Наш урок заканчивается, давайте вспомним - Какую задачу ставили? - Удалось ли решить поставленную задачу? - Каким способом? - Какие получили результаты? - Где можно применить новые знания?