Деятельность педагога | Деятельность детей | УУД |
I.Организационный момент Цель этапа: психологический настрой к уроку | |
-Добрый день! – тебе сказали. - Добрый день! – ответил ты, Нас две ниточки связали. Теплоты и доброты. Улыбнитесь друг другу, присаживайтесь. | Включение в деловой ритм. Готовятся к работе. | Личностные: самоопределение Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
II Речевая разминка Цель этапа: чёткое проговаривание слов | |
Прочитайте скороговорку с разной интонацией. Уточка – вертихвостка Ныряла да выныривала, Выныривала да ныряла | (Читают с разным темпом) | |
III Этап проверки д\з Цели этапа: установить правильность, полноту и осознанность выполнения д\з уч -ся | |
-Какие тексты у вас получились? | ( Ребята определяют, какие тексты у них получились, и читают их0 | |
IV Проблемное объяснение нового материала. Цель этапа: анализировать знания учащихся. Создание проблемной ситуации. | |
- Представьте себе, что вы стали учителями. Какие цели урока вы поставили бы сегодня? | (Примерный ответ. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с интересными произведениями о животных. Узнаем о творчестве еще одного писателя. Будем учиться читать громко, выразительно, без ошибок, делить текст на части, пересказывать текст.) | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение. Формулирование цели:логические – формулирование проблемы. |
VЭтап усвоения новых знаний и способов действий Цели этапа: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание уч –ся изучаемого материала | |
— Прочитайте слова. Что здесь зашифровано? WУLITVSЯWSTAV, CWTLPVSEGIKOSW3LDA. Как вы думаете, почему именно эти слова нам нужны сегодня? Итк, наши гости – стрекоза и утёнок. Они готовы рассказать вам интересную историю, которая произошла с ними, и которую сочинил для вас известный писатель Борис Семёнович Житков. | (Утята, стрекоза.) ( предположения детей) | Регулятивные: планирование ,прогнозирование. Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные: моделирование; логические – решение проблемы, построение логической цепочки рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. |
Физкультминутка Утром стрекоза проснулась. Три – шагнула и присела, Потянулась, улыбнулась. На четыре – полетела. Раз - росой умылась. У реки остановилась – Два – изящно покружилась. Над водою закружилась. | | |
Биография Б.С.Житкова ( портрет) Работа с учебником Откройте учебник на странице(с.139) Прочитайте название рассказа. Попробуйте предположить о чём пойдёт речь в рассказе? Проверим ваши предположения, прочитав рассказ Б.Житкова «Храбрый утёнок» ,с. 139-141 Подготовительная работа А)слайд№1 (сундук) Что вы видите? - Объясните лексическое значение слова . Сундук – это ящик с крышкой, на петлях и замках. Для хранения вещей. В старину в него складывали одежду, бельё и т.к. не было шкафов, которые есть сейчас у нас. - А как же его можно назвать другим словом, если это небольшой сундучок, для хранения драгоценностей. - Вы наверно вы подумали, а зачем нам сундучок или ларец, ведь у нас сейчас урок литературного чтения. Б)Словарная работа (слайд 2) - А этот ларец необычный. Внутри его спрятались слова из нашего рассказа. Сейчас мы будем их оттуда извлекать и объяснять значение слова для того, чтобы лучше понять содержание рассказа. Хозяйка – женщина , хорошо ведущая домашнее хозяйство. Рубленные яйца – мелко нарублены. Храбрец – смелый человек. Хвастун – хвастает, что любого поборет. Стрекотала – резкие, короткие, частые звуки, напоминающие треск. Насилу вырвалась – с большим трудом, преодолевая трудности. Поломанным – место повреждения. Наедались – быть сытым. В) чтение слов целыми словами (слайд№3) Г)Первичное знакомство с текстом | ( Храбрый утёнок) (Высказывания детей) (сундук) (ларец) ( ответы детей) (Высказывания и предположения детей) Читают «цепочкой»рассказ дети | Регулятивные: саморегуляция, контроль, оценка, коррекция. Познавательные: общеучебные – выбор наиболее эффективных способов решения задач. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. |
VIЭтап первичной проверки понимания прочитанного. Цель этапа: выявить пробелы первичного осмысления изученного, неверные представления уч-ся. | |
Беседа по содержанию и пониманию смысла рассказа « Храбрый утёнок» Оправдались ли ваши предположения? О чём рассказ? Как и чем хозяйка кормила утят? Почему утята не ели? Кого они боялись и почему? О чём думала хозяйка, когда убирала пустую тарелку? Кто пришёл в гости к утятам? Что он им пообещал и сдержал ли своё обещание? Прилетала ли стрекоза ещё раз? Стоило ли утятам боятся стрекозы? Найдите строки в тексте и прочитайте. Что можно сказать об утёнке Алёше. Какой он? Можно ли назвать рассказ Б.Житкова сказкой и почему так считаете? | ( Высказывания детей) ( Рубленными яйцами) (Они боялись стрекозу) ( О том, что утята заболели) ( Утёнок Алёша) ( А злая стрекоза…. И потом улетела) (Высказывания детей) | Регулятивные: планирование, прогнозирование. Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные: моделирование. ЛОГИЧЕСКОЕ – РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ, ПОСТРОЕНИЕ ЛОГИЧЕСКОЙ ЦЕПОЧКИ РАССУЖДЕНИЙ, ДОКАЗАТЕЛЬСТВО, ВЫДВИЖЕНИЕ ГИПОТЕЗ И ИХ ОБОСНОВАНИЕ. |
VIIЭтап закрепления новых знаний и способов действия Цели этапа: обеспечение повышения уровня осмысления изучаемого материала, глубины его понимания | |
Чтение текста по частям и озаглавливание, рисование словесной иллюстрации. 1ч.- С чего начинается рассказ? Какую иллюстрацию ты нарисовала бы ко 1 части? Как озаглавить 1ч. 2ч. Почему утята не ели? - Какую иллюстрацию ты нарисовала бы кмо2 части? Как озаглавить 2ч. 3ч. Чему удивилась хозяйка? - Какую иллюстрацию ты нарисовала бы к 3части? Как озаглавить 3ч. 4ч.Кто к ним приходил в гости? Что происходило между ними? - Какую иллюстрацию ты нарисовала бы к 4 части? Как озаглавить 4ч. 5ч. Что произошло? - Какую иллюстрацию ты нарисовала бы к 5 части? Как озаглавить 5ч. 6ч. Чем заканчивается рассказ? Какое чувство испытывали утята? - Какую иллюстрацию ты нарисовала бы к 6 части? Как озаглавить 6ч. Составление плана Хозяйка кормит своих утят Утята боятся стрекозы Удивление хозяйки Разговор Алёши с утятами Алёша прогоняет стрекозу Довольные утята | ( Хозяйка кормит утят) (Утята боятся стрекозы) (Удивление хозяйки) (Разговор Алёши с утятами) (Алёша прогоняет стрекозу) (Довольные утята) | Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, коррекция) Познавательные:общеучебные – самостоятельное создание алгоритма деятельности, осознанное построение речевого высказывания. Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества |
VIII Этап применения знаний и способов действий. Цель этапа: выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий | |
Работа в группе Задания в конвертах разного цвета. 1группа Задание: восстановите текст из отдельных частей и подберите к каждой части иллюстрацию (План текста разрезан на части и иллюстрации) На столе зелёный колпачок, а под ним – птичка. Определите к какой части текста относится птичка и загадай загадку. 2 группа Задание: восстановите план текста в нужной последовательности. План разрезан на отдельные полоски. (На столе красный колпачок, аа под ним – фигурка хозяйки. Охарактеризуйте хозяйку). 3 группа Задание: собери пословицы и подберите пословицу, которая подойдёт к нашему рассказу Пословицы соединяются с помощью стрелок. (На столе жёлтый колпачок, а под ним – тарелка и стрекоза. Что они означают в нашем рассказе) | (Выполняют в группах творческое задание. Обсуждают, советуютсч. Отстаивают своё мнение) (Выполняют работу творческого характера) | Регулятивные: саморегуляция, контроль, оценка, коррекция. Познавательные: общеучебные – выбор наиболее эффективных способов решения задач. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. |
IXРефлексия Цель этапа: осуществлять самооценку собственной учебной деятельности, соотносить цель и результаты, степень их соответствия. | |
-Что вы узнали на уроке? - За что вы похвалили бы себя? - Что вам особенно удалось? | (Дают полные ответы на конкретно поставленные вопросы) | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия Личностные: смыслообразование. |
X Домашнее задание Цель этапа: обеспечить понимание уч – ся цели, содержания и способов выполнения д\з | |
Выполнить задание 4 на с.141. На столе под цветными колпачками вы нашли предметы. Что это за предметы? Кто лишний и в нашем рассказе не встретился? Наши гости – стрекоза и утёнок благодарят вас за урок и приготовили для вас сюрприз. В корзине киндер – сюрприз. Дети закрывают Глаза и достают сюрприз. Дома узнать, что за предмет в вашем киндер – сюрпризе и составить рассказ. Но виесто Утёнка Алёши сделай своего героя из яйца. | (птичка) | |
X IИтог урока Цели этапа: дать качественную оценку работы класса и отдельных уч – ся. | |
-Какой рассказ читали на уроке? -Кто его автор? -Можно ли назвать рассказ Б.Житкова сказкой? | (Храбрый утёнок) (Б.Житков) (Утята разговаривают) | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, оценка действий партнёра. Познавательные: Общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия. |