kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

Создать условия для развития интереса к чтению; совершенствования навыков выразительного чтения; умений формулировать собственное мнение и позицию; понимать позицию, отличную от своей;

Способствовать развитию умения анализировать поступки и характер героев;

Содействовать формированию понятий: «счастье», « смысл жизни», «способность к самоотдаче», «добро», «зло», «красота»;

Предметные: познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, начать знакомство со сказкой; развивать умение понимать прочитанное, читать между строк; формировать понимание единства автора и его произведений; формировать умение пользоваться литературоведческой терминологией.

Метапредметные: учить смысловому прочтению прозаического текста, умению ориентироваться                      в нем, находить нужную информацию; формировать умения формулировать тему урока;  ставить учебную задачу и удерживать ее; строить высказывания, понятные собеседнику; анализировать информацию и делать выводы; формировать начала предметной рефлексии.

Цели:

Создать условия для развития интереса к чтению; совершенствования навыков выразительного чтения; умений формулировать собственное мнение и позицию; понимать позицию, отличную от своей;

Способствовать развитию умения анализировать поступки и характер героев;

Содействовать формированию понятий: «счастье», « смысл жизни», «способность к самоотдаче», «добро», «зло», «красота»;

Предметные: познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, начать знакомство со сказкой; развивать умение понимать прочитанное, читать между строк; формировать понимание единства автора и его произведений; формировать умение пользоваться литературоведческой терминологией.

Метапредметные: учить смысловому прочтению прозаического текста, умению ориентироваться                      в нем, находить нужную информацию; формировать умения формулировать тему урока;  ставить учебную задачу и удерживать ее; строить высказывания, понятные собеседнику; анализировать информацию и делать выводы; формировать начала предметной рефлексии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе»»

Открытый урок литературного чтения

Автор составитель: Магомедова Х. А.

4 класс.

Тема: В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе»

Цели:

Создать условия для развития интереса к чтению; совершенствования навыков выразительного чтения; умений формулировать собственное мнение и позицию; понимать позицию, отличную от своей;

Способствовать развитию умения анализировать поступки и характер героев;

Содействовать формированию понятий: «счастье», « смысл жизни», «способность к самоотдаче», «добро», «зло», «красота»;



Предметные: познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, начать знакомство со сказкой; развивать умение понимать прочитанное, читать между строк; формировать понимание единства автора и его произведений; формировать умение пользоваться литературоведческой терминологией.

Метапредметные: учить смысловому прочтению прозаического текста, умению ориентироваться в нем, находить нужную информацию; формировать умения формулировать тему урока; ставить учебную задачу и удерживать ее; строить высказывания, понятные собеседнику; анализировать информацию и делать выводы; формировать начала предметной рефлексии.

Личностные: формировать навыки взаимодействия в коллективе (умение сотрудничать),воспитывать любовь к литературе, сказке, чтению; развивать мотивы учебной деятельности; стимулировать проявления эмпатии.

Используемые педагогические технологии:

создание проблемной ситуации

тех. развивающего обучения

здоровьесберегающие тех.

тех.самоанализа

информационно-коммуникативные тех.

игровые технологии

тех. сотрудничества



Методы и приемы: словесно-наглядный, проблемно-поисковый, фронтальная работа.



Оборудование: мультимедийное оборудование(презентация), портрет В.М.Гаршина и А.Г.Рубинштейна, учебник(УМК «Школа России» 4 кл.1 часть), музыка(звуки природы) и А.Г.Рубинштейна, карточки для групповой работы и работы в паре,картинка роз и сами розы(для релаксации)



Ход урока

Организационный момент

Слайд №1

На доске запись ( урок литературного чтения 4 кл.)

а ) Знакомство, приветствие. (1мин.)

Здравствуйте ,ребята! Какие вы все красивые.

«Эстафета добра» Слайд№2

- Можно я возьму тебя за руки…? Я, Халимат А. передаю тебе свою частичку добра, а ты пожми руку соседу и передай ему, частичку своего добра. И так все, пожалуйста, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожмите руку соседа и передайте ему частичку своего добра. А кто хочет поделиться со мной? Присаживайтесь поудобнее.

Ого, добра стало больше, а как вы, думаете, почему? ( ответы детей)

-А можно, ребята, я унесу это добро с собой и передам другим детям?

-Какие вы все добрые, щедрые!

- Дети, как вы думаете, что необходимо чтобы у нас все получилось на сегодняшнем уроке? ( ответы детей)

Начните свой ответ со слов

Нам необходимо…

Слайд №3



Слушать друг друга нужно, поддерживать, не перебивать, не выкрикивать и помогать.

Вот мы себя настроили и на хорошую работу. Пусть у нас все получится! В добрый путь друзья!

-Давайте прочитаем такую пословицу все вместе.

Слайд №4

Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

- Как вы понимаете эту пословицу?(ответы детей)

-Как называется произведение, которое вам давали прочитать дома?

-А есть какая-нибудь связь между этой пословицей и тем произведением которое давали вам читать дама?(ответы детей)

-А кто написал эту сказку?

-Правильно, Всеволод Михайлович Гаршин. Слайд№5 (Портрет писателя)

- А что вы знаете о его жизни и творчестве?(дети рассказывают)

Всеволод Михайлович Гаршин родился 2 февраля 1855 года в Санкт-Петербурге. А детство у него было не таким уж и счастливым. По некоторым причинам мать ушла из семьи, когда мальчику было 5 лет. Ее не было несколько лет. Мальчик очень переживал расставание с матерью, поэтому он старался хорошо учиться и много читать. Мама забрала его через 4 года. И отдала учиться в гимназию. Он был внимательным читателем, очень наблюдательным мальчиком. Когда он повзрослел, то стал глубоко сострадать людям. Это нашло отражение в его произведениях. Он считал, что писатель должен не только разделять с людьми страдания, ответственность за боль, но и принять на себя главную их долю.

Включаю музыку Рубинштейна.

Слайд (№6)(портрет)

-Ребята, понравилась ли вам эта мелодия? Какая она? (дети отвечают)

-У вас появились какие-нибудь мысли, когда слушали эту мелодию? (А вы знали, В.М.Гаршин ,когда слушал эту мелодию у него возникла идея написания этой сказки.

-Как вы думаете почему? (ответы детей)

Дело было так.

Однажды Гаршин был в гостях у своего друга – поэта Полонского, где играл Рубинштейн. Напротив Гаршина сидели музыкант и весьма несимпатичный, неприятного вида старик. Гаршин смотрел на них обоих, и у него возникла мысль о жабе и розе. Под звуки музыки Рубинштейна у него складывалась в голове его маленькая трогательная сказка о жабе и розе.





Постановка проблемного вопроса.

А почему сказка называется «Сказка о жабе и розе», и какая связь между розой и жабой?

- А вы видели когда-нибудь жабу, какая она? (ответы детей)

Наша основная задача: раскрыть понятия»Добро» и «Зло»

Анализ первой части

-О чем говорится в начале сказки? (о цветнике, где росла роза)

Исследование текста:

-Каким был этот цветник? Кто расскажет о цветнике?(Цветник запущен, по нему разрослись сорные травы, дорожки не чищены, деревянная решетка облезла, рассохлась и развалилась, обстановка вокруг розы убогая)

-Что хотел показать автор?( Среди убогости можно встретить, увидеть прекрасное)

-Что придавало и индивидуальность, и красоту этому цветнику?( Хмель, повелика, мышиный горошек скрывал остатки развалившейся решетки, чертополох стоял как деревья, желтые коровяки, и крапива показана темно-зеленым фоном, которым можно было любоваться издали)

- Как среди такой красоты выглядела роза?(нежным, роскошным бледным цветком)

- Каким вы себе представляете майское утро? (теплым, светлым…)

- Как чувствовала себя роза в этом цветнике? (она чувствовала себя в этом цветнике как дома)

- Если бы роза могла плакать, то от чего бы она заплакала? (не от горя, от счастья жить)

Чтение третьей части

Исследование текста:

-Какой показана жаба, найдите в тексте это место и кто прочитает? (прилипла к сырой земле плоским брюхом, довольно старая жирная жаба, ленивая жаба, у нее безобразные лапы, она ничему не радовалась, ей доставлял беспокойство запах розы)

Работа в пар

Исследование четвертой части текста:

- О чем говорится в данной части?

- Что делала девушка?

- Сколько лет было мальчику, опишите его внешность.

Исследование пятой части текста:

- Что вам больше всего запомнилось из данной части?

Расскажите о знакомстве мальчика с ежиком. Слайд№14

-Я вижу вы подустали, пожалуйста встаньте все и подойдите к доске(включаю музыку и даю детям по розе)

Представьте, что вы пришли в этот цветник и увидели там розу.

Вы наклоняетесь к розе и делаете глубокий вдох и вдыхаете аромат этого цветка.

Делайте глубокий вдох и выдох 4-5 раз.

Вдыхаете через нос, а выдыхаете через рот , тихо.

Возьмите с собою розы и тихо садитесь на свои места.

- Ну как понравилось вам музыка?

-Какое у вас настроение?

Это хорошо, готовы дальше работать?

Исследование шестой части текста:

Почему сестра сидела у пастели, а не как раньше у окна?

-Как сестра относится к своему брату?

- Почему сестра незаметно стирает слезинку?( она не хочет расстраивать брата, ей больно, что брат болен и что он не поправится)

- Верит ли мальчик, что может выйти в сад?

Исследование седьмой части текста:

- Что вы запомнили, расскажите о жизни розы.

-Какие глаза у жабы?

-Как вы понимаете ,что-то странное зашевелилось в жабьем сердце?

- что могло зашевелиться в жабьем сердце?(зависть)

-Что пришло в голову жабе?(что она слопаю розу)

-Как вы понимаете, роза содрогнулась?(испугалась)

- О чем пожалела роза в тот момент?(что она прикреплена к стеблю и не может быть такой же вольной как птички)

-Какая была цель у жабы, и что она для этого делала?

-О чем молилась роза?(хоть бы умереть другою смертью)

- почему жаба с ненавистью смотрела на цветок?

Исследование восьмой части текста:

- что решила сделать жаба?

- Почему роза не могла полностью забыть о жабе?

-Почему некому было полюбоваться розой?(ее хозяин болел)

-Когда роза была счастливой?



-Как вы думаете, пел ли соловей песню розе?

-Почему роза не заметила жабу?

-Почему автор называет жабу злым животным?

Работа в группе Слайд № (правила работы в группе)

После того как учащиеся выполнят задания, лидер группы дает полнФ=ый ответ.

Подведение итога работы.

-Какая у нас была тема?

-Какая была задача урока?

-Как вы думаете, мы достигли поставленных целей в начале урока?

Что запомнилось, что понравилось?(выслушиваю ответы , высказывания учащихся)

Самооценка работы.

Даю каждому ученику индивидуальные самооценочные карточки.

До свидания, ребята! Спасибо за урок!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема: В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе»

Автор: Магомедова Халимат Абдулазизовна

Дата: 01.05.2021

Номер свидетельства: 579670


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства