Создать условия для развития интереса к чтению; совершенствования навыков выразительного чтения; умений формулировать собственное мнение и позицию; понимать позицию, отличную от своей;
Способствовать развитию умения анализировать поступки и характер героев;
Предметные: познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, начать знакомство со сказкой; развивать умение понимать прочитанное, читать между строк; формировать понимание единства автора и его произведений; формировать умение пользоваться литературоведческой терминологией.
Метапредметные: учить смысловому прочтению прозаического текста, умению ориентироваться в нем, находить нужную информацию; формировать умения формулировать тему урока; ставить учебную задачу и удерживать ее; строить высказывания, понятные собеседнику; анализировать информацию и делать выводы; формировать начала предметной рефлексии.
Цели:
Создать условия для развития интереса к чтению; совершенствования навыков выразительного чтения; умений формулировать собственное мнение и позицию; понимать позицию, отличную от своей;
Способствовать развитию умения анализировать поступки и характер героев;
Предметные: познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, начать знакомство со сказкой; развивать умение понимать прочитанное, читать между строк; формировать понимание единства автора и его произведений; формировать умение пользоваться литературоведческой терминологией.
Метапредметные: учить смысловому прочтению прозаического текста, умению ориентироваться в нем, находить нужную информацию; формировать умения формулировать тему урока; ставить учебную задачу и удерживать ее; строить высказывания, понятные собеседнику; анализировать информацию и делать выводы; формировать начала предметной рефлексии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема: В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе»»
Открытый урок литературного чтения
Автор составитель: Магомедова Х. А.
4 класс.
Тема: В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе»
Цели:
Создать условия для развития интереса к чтению; совершенствования навыков выразительного чтения; умений формулировать собственное мнение и позицию; понимать позицию, отличную от своей;
Способствовать развитию умения анализировать поступки и характер героев;
Предметные: познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, начать знакомство со сказкой; развивать умение понимать прочитанное, читать между строк; формировать понимание единства автора и его произведений; формировать умение пользоваться литературоведческой терминологией.
Метапредметные: учить смысловому прочтению прозаического текста, умению ориентироваться в нем, находить нужную информацию; формировать умения формулировать тему урока; ставить учебную задачу и удерживать ее; строить высказывания, понятные собеседнику; анализировать информацию и делать выводы; формировать начала предметной рефлексии.
Личностные: формировать навыки взаимодействия в коллективе (умение сотрудничать),воспитывать любовь к литературе, сказке, чтению; развивать мотивы учебной деятельности; стимулировать проявления эмпатии.
Используемые педагогические технологии:
создание проблемной ситуации
тех. развивающего обучения
здоровьесберегающие тех.
тех.самоанализа
информационно-коммуникативные тех.
игровые технологии
тех. сотрудничества
Методы и приемы: словесно-наглядный, проблемно-поисковый, фронтальная работа.
Оборудование: мультимедийное оборудование(презентация), портрет В.М.Гаршина и А.Г.Рубинштейна, учебник(УМК «Школа России» 4 кл.1 часть), музыка(звуки природы) и А.Г.Рубинштейна, карточки для групповой работы и работы в паре,картинка роз и сами розы(для релаксации)
Ход урока
Организационный момент
Слайд №1
На доске запись ( урок литературного чтения 4 кл.)
а ) Знакомство, приветствие. (1мин.)
Здравствуйте ,ребята! Какие вы все красивые.
«Эстафета добра» Слайд№2
- Можно я возьму тебя за руки…? Я, Халимат А. передаю тебе свою частичку добра, а ты пожми руку соседу и передай ему, частичку своего добра. И так все, пожалуйста, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожмите руку соседа и передайте ему частичку своего добра. А кто хочет поделиться со мной? Присаживайтесь поудобнее.
Ого, добра стало больше, а как вы, думаете, почему? ( ответы детей)
-А можно, ребята, я унесу это добро с собой и передам другим детям?
-Какие вы все добрые, щедрые!
- Дети, как вы думаете, что необходимо чтобы у нас все получилось на сегодняшнем уроке? ( ответы детей)
Начните свой ответ со слов
Нам необходимо…
Слайд №3
Слушать друг друга нужно, поддерживать, не перебивать, не выкрикивать и помогать.
Вот мы себя настроили и на хорошую работу. Пусть у нас все получится! В добрый путь друзья!
-Давайте прочитаем такую пословицу все вместе.
Слайд №4
Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.
- Как вы понимаете эту пословицу?(ответы детей)
-Как называется произведение, которое вам давали прочитать дома?
-А есть какая-нибудь связь между этой пословицей и тем произведением которое давали вам читать дама?(ответы детей)
-А кто написал эту сказку?
-Правильно, Всеволод Михайлович Гаршин. Слайд№5 (Портрет писателя)
- А что вы знаете о его жизни и творчестве?(дети рассказывают)
Всеволод Михайлович Гаршин родился 2 февраля 1855 года в Санкт-Петербурге. А детство у него было не таким уж и счастливым. По некоторым причинам мать ушла из семьи, когда мальчику было 5 лет. Ее не было несколько лет. Мальчик очень переживал расставание с матерью, поэтому он старался хорошо учиться и много читать. Мама забрала его через 4 года. И отдала учиться в гимназию. Он был внимательным читателем, очень наблюдательным мальчиком. Когда он повзрослел, то стал глубоко сострадать людям. Это нашло отражение в его произведениях. Он считал, что писатель должен не только разделять с людьми страдания, ответственность за боль, но и принять на себя главную их долю.
Включаю музыку Рубинштейна.
Слайд (№6)(портрет)
-Ребята, понравилась ли вам эта мелодия? Какая она? (дети отвечают)
-У вас появились какие-нибудь мысли, когда слушали эту мелодию? (А вы знали, В.М.Гаршин ,когда слушал эту мелодию у него возникла идея написания этой сказки.
-Как вы думаете почему? (ответы детей)
Дело было так.
Однажды Гаршин был в гостях у своего друга – поэта Полонского, где играл Рубинштейн. Напротив Гаршина сидели музыкант и весьма несимпатичный, неприятного вида старик. Гаршин смотрел на них обоих, и у него возникла мысль о жабе и розе. Под звуки музыки Рубинштейна у него складывалась в голове его маленькая трогательная сказка о жабе и розе.
Постановка проблемного вопроса.
А почему сказка называется «Сказка о жабе и розе», и какая связь между розой и жабой?
- А вы видели когда-нибудь жабу, какая она? (ответы детей)
Наша основная задача: раскрыть понятия»Добро» и «Зло»
Анализ первой части
-О чем говорится в начале сказки? (о цветнике, где росла роза)
Исследование текста:
-Каким был этот цветник? Кто расскажет о цветнике?(Цветник запущен, по нему разрослись сорные травы, дорожки не чищены, деревянная решетка облезла, рассохлась и развалилась, обстановка вокруг розы убогая)
-Что хотел показать автор?( Среди убогости можно встретить, увидеть прекрасное)
-Что придавало и индивидуальность, и красоту этому цветнику?( Хмель, повелика, мышиный горошек скрывал остатки развалившейся решетки, чертополох стоял как деревья, желтые коровяки, и крапива показана темно-зеленым фоном, которым можно было любоваться издали)
- Как среди такой красоты выглядела роза?(нежным, роскошным бледным цветком)
- Каким вы себе представляете майское утро? (теплым, светлым…)
- Как чувствовала себя роза в этом цветнике? (она чувствовала себя в этом цветнике как дома)
- Если бы роза могла плакать, то от чего бы она заплакала? (не от горя, от счастья жить)
Чтение третьей части
Исследование текста:
-Какой показана жаба, найдите в тексте это место и кто прочитает? (прилипла к сырой земле плоским брюхом, довольно старая жирная жаба, ленивая жаба, у нее безобразные лапы, она ничему не радовалась, ей доставлял беспокойство запах розы)
Работа в пар
Исследование четвертой части текста:
- О чем говорится в данной части?
- Что делала девушка?
- Сколько лет было мальчику, опишите его внешность.
Исследование пятой части текста:
- Что вам больше всего запомнилось из данной части?
Расскажите о знакомстве мальчика с ежиком. Слайд№14
-Я вижу вы подустали, пожалуйста встаньте все и подойдите к доске(включаю музыку и даю детям по розе)
Представьте, что вы пришли в этот цветник и увидели там розу.
Вы наклоняетесь к розе и делаете глубокий вдох и вдыхаете аромат этого цветка.
Делайте глубокий вдох и выдох 4-5 раз.
Вдыхаете через нос, а выдыхаете через рот , тихо.
Возьмите с собою розы и тихо садитесь на свои места.
- Ну как понравилось вам музыка?
-Какое у вас настроение?
Это хорошо, готовы дальше работать?
Исследование шестой части текста:
Почему сестра сидела у пастели, а не как раньше у окна?
-Как сестра относится к своему брату?
- Почему сестра незаметно стирает слезинку?( она не хочет расстраивать брата, ей больно, что брат болен и что он не поправится)
- Верит ли мальчик, что может выйти в сад?
Исследование седьмой части текста:
- Что вы запомнили, расскажите о жизни розы.
-Какие глаза у жабы?
-Как вы понимаете ,что-то странное зашевелилось в жабьем сердце?
- что могло зашевелиться в жабьем сердце?(зависть)
-Что пришло в голову жабе?(что она слопаю розу)
-Как вы понимаете, роза содрогнулась?(испугалась)
- О чем пожалела роза в тот момент?(что она прикреплена к стеблю и не может быть такой же вольной как птички)
-Какая была цель у жабы, и что она для этого делала?
-О чем молилась роза?(хоть бы умереть другою смертью)
- почему жаба с ненавистью смотрела на цветок?
Исследование восьмой части текста:
- что решила сделать жаба?
- Почему роза не могла полностью забыть о жабе?
-Почему некому было полюбоваться розой?(ее хозяин болел)
-Когда роза была счастливой?
-Как вы думаете, пел ли соловей песню розе?
-Почему роза не заметила жабу?
-Почему автор называет жабу злым животным?
Работа в группе Слайд № (правила работы в группе)
После того как учащиеся выполнят задания, лидер группы дает полнФ=ый ответ.
Подведение итога работы.
-Какая у нас была тема?
-Какая была задача урока?
-Как вы думаете, мы достигли поставленных целей в начале урока?
Что запомнилось, что понравилось?(выслушиваю ответы , высказывания учащихся)