способствовать формированию у обучающихся целостного представления об основной идее произведений;
организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения нового произведения;
организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста.
содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, самостоятельно работать с информацией, уметь ее анализировать; содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся; помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала.
содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к слабым, заботы о них; способствовать сплочению классного коллектива;
и исследовательского характера; осуществлять смысловое чтения..
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой. 1 мин. | - Какие вы у меня все добрые, какие все смелые, какие все умные и умелые, а главное - дружные. Давайте подымем ладошки к верху и помашем ими, поделимся с окружающими нашим хорошим настроением и добротой. | Настраиваются на работу | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание. Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. |
II. Актуализация знаний. 2 мин. | Усвоение литературоведческих понятий. - Что такое сказка? - Какие бывают сказки? - Назовите виды сказок.
| Дают определение понятия «сказка», отмечают виды сказок по авторству и теме. (Сказками называются общенародные устные произведения, в которых изображаются приключения фантастических героев.) | Коммуникативные: аргументировать свою позицию. Познавательные: осуществлять поиск и выделять необходимую информацию Регулятивные: дополнять высказанные мнения по существу полученного задания. |
III. Определение темы и цели урока Введение в тему. 2 мин. | - Сегодня мы познакомимся с еще одной авторской сказкой. Ее автором является детский писатель Б. Житков. - О ком эта сказка, вы узнаете, отгадав загадку. Без команды в строй встают, Отправляются на пруд. Кто идет цепочкой длинной, Кто так любит дисциплину? (Утята) | Отгадывают загадку, аргументируют выбор отгадки. | Регулятивные: целеполагание. Познавательные: операция анализа, сравнения. Коммуникативные: отвечают на вопросы, аргументировать свою позицию. |
IV. Прогнозирование содержания сказки. Стадия вызова. Работа в группах. 3-4 мин. Проверка выполнения задания. 4 мин. | - Прочитайте название сказки. (Учебник на странице …) - Как вы думаете, почему сказка так называется? - Можете ли вы предположить, о ком и о чем пойдет в ней речь? - Предположите, о чем пойдет речь в этой сказке, используя ключевые слова: хозяйка, тарелка с рублеными яйцами, утята, утенок Алеша, стрекоза, страшно, прятались, улетела, победа. - Работать будете в группах. Составьте свой рассказ, используя эти слова. - Вспомним правила работы в группах. | Ответы детей Озвучивают правила работы в группах: 1. Уважай своего товарища. 2. Умей каждого выслушать. 3. Не согласен – предлагай! Дети делятся на группы и составляют свои произведения. Зачитывают свои произведения. | Личностные: проявляют интерес к учебной деятельности Регулятивные: прогнозирование, принимать и сохранять учебную цель и задачу, Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: проявлять активность в коллективной деятельности. |
V. Стадия осмысления. Знакомство с творчеством писателя. Чтение с пометами (инсерт) 5 мин. | - А почему автор назвал утенка «храбрым»? - Хотите узнать? - Нам поможет автор произведения Б. Житков. - Кто знает этого автора? - Учитель раздает детям тексты, содержащие сведения из биографии автора (Приложение 1). - Сейчас вы прочитаете текст, который расскажет вам о Б. Житкове. Ваша задача читать внимательно и делать соответствующие пометы. - Какая информация о Б. Житкове вам была уже известна? - Чего вы не знали о писателе? - Что бы вы хотели узнать еще о нем? - Что для этого нужно сделать? Выставка книг писателя. - Посмотрите, сколько разных книг написал Б. Житков. | Высказывают свои предположения. Делятся имеющимися знаниями об авторе. Читают и делают пометки: «!» – Я это знал. «+» – Новое для меня. «?» – Вопрос. Отвечают на вопросы учителя. - Найти информацию в энциклопедии. | Личностные: проявляют интерес к учебной деятельности Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу, дополнять высказанные мнения по существу полученного задания. Познавательные: анализировать содержание информации. Коммуникативные: проявлять внимание к суждениям товарищей. |
VI. Физминутка 2-3 мин | Танцевальные движения, имитирующие движения утят под музыку. (Приложение) | | |
VI. Знакомство с текстом. Чтение с остановками. 8 мин. | - Сейчас мы познакомимся со сказкой писателя (учебник). Вопросы для остановок. 1. Вопрос: Как вы думаете, как поведут себя утята? Почему? 2. Вопрос: Почему хозяйка думала, что утята заболели? 3. Вопрос: Поверили ли утята Алеше? Почему? 4. Вопрос: Как Алеша победил стрекозу? 5. Вопрос: Почему утята угощали Алешу? | Каждый ребёнок открывает текст. Сказку читают хорошо читающие ученики. Остальные дети следят по тексту. Отвечают на вопросы | Личностные: умение выражать свои чувства, мысли, проявлять эмоциональную реакцию на текст, адекватную тексту. Познавательные: анализировать содержание произведения. Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Коммуникативные: проявлять внимание к суждениям товарищей. |
VII. Словарная работа. 2 мин. | - Какие слова показались вам незнакомыми или непонятными? Рубленые яйца – порезанные на мелкие кусочки. Храбрец – храбрый. Подберите синонимы к слову «храбрец» Насилу – с трудом, кое-как. Стрекотала – издавать резкие короткие звуки, напоминающие треск. Наелась досыта – вдоволь, до полного насыщения. | Дети дают определение словам. Подбирают синонимы к слову «храбрец» | Регулятивные: дополнять высказанные мнения по существу полученного задания. Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. Коммуникативные: умение выслушать высказывания товарищей. |
VIII. Работа по содержанию текста. Прием «Синквейн». Работа в группах. 4 мин. | - Какова тема произведения? - Назовите главных героев произведения. - Какими были утята? Почему? - Что хотите сказать об утенке Алеши? Какой он? -Кем оказался утенок Алеша – хвастуном или храбрецом? - Охарактеризуйте стрекозу. - Составьте синквейн про Алешу и стрекозу. | Дети отвечают на вопросы. Две группы составляют синквейн про Алешу, две про стрекозу. Алёша. Храбрый, смелый. Помогает, защищает, побеждает. Он спас утят от стрекозы. Храбрец. Стрекоза Большая, злая Прилетела, стрекотала, пугала. Была прогнана Алешей Побежденная Дети зачитывают свои синквейны | Личностные УУД: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. Регулятивные: строить монологическое высказывание. Познавательные: выделять необходимую информацию, обосновывать выбор. Коммуникативные: проявлять активность в коллективной деятельности. |
IX. Подведение итогов урока. Возврат на стадию вызова к ключевым понятиям. 2 мин. | - С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке? - Кто его автор? - Что можно сказать об утенке Алеше? Какой он? - Кто был близок к содержанию произведения? - Чье предположение было более верно? - Какова основная мысль произведения? - Как вы думаете, почему это произведение сказка, а не рассказ? | Отвечают на вопросы. | Личностные: проявляют интерес к учебной деятельности. Регулятивные: дополнять высказанные мнения по существу полученного задания. Познавательные УУД: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме. Коммуникативные: проявлять внимание к суждениям товарищей. |
X. Рефлексия. 2 мин. | На уроке я узнал(а) 2. На уроке я похвалил(а) себя за 3. После урока мне захотелось 4. Сегодня я сумел(а) | Рефлексируют. | Личностные: оценивать собственную и коллективную деятельность. Регулятивные УУД: начальный уровень сформированности умений проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности. Познавательные УУД: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме. Коммуникативные: проявлять внимание к суждениям товарищей. |
XI. Домашнее задание. 1 мин. | Прочитать сказку, сделать иллюстрации. | | |