Цели и задачи: познакомить с понятиями «совесть», «раскаяние», «добро», «зло» и «грех»; сформировать представление, что эти внутренне ощущения необходимы человеку; воспитывать чувства ответственности за свои поступки и уважение к другим людям;формирование убеждения, что человек может справляться с грехами, а значит, бороться со злом, преумножать добро в себе и мире.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема:Совесть и раскаяние.»
Урок: Совесть и раскаяние.
Цели и задачи: познакомить с понятиями «совесть», «раскаяние», «добро», «зло» и «грех»; сформировать представление, что эти внутренне ощущения необходимы человеку; воспитывать чувства ответственности за свои поступки и уважение к другим людям;формирование убеждения, что человек может справляться с грехами, а значит, бороться со злом, преумножать добро в себе и мире.
Ход урока:
Этап урока
Деятельность педагога
Деятельность учащихся
1.Мотивация
Звучит песня «Дрогою добра» сл.Ю. Энтика, муз. М.Минкова. Во время прослушивания приглушенной музыке задаётся вопрос:
-Какое человеческое чувство помогает идти дорогою добра?
Я вам желаю в жизни прислушиваться к своей совести. Помните, что жизнь дана Богом. А выбирать Вам, какой дорогой идти «добра» или «зла».
Садятся на свои места. Всем коллективом исполняется первый куплет и припев песни.
-Запомните. Относитесь к людям, так как хотите, чтобы относились к вам.
2.Актуализация знаний
Дома вы брали интервью у своих родителей, где ваши близкие объясняли. Какие качества человеческой души приближают человека к Богу? Расскажите об этом (слайд 1 с вопросами).
Рассмотрим жизненную ситуацию. Задание инсценировать рассказ Аркадия Гайдара «Совесть, маленький рассказ» (слайд 2 с рассказом).
Ответьте: Кто из героев плохо поступил? Кого грызла беспощадная совесть? Почему? Знакомо ли вам это чувство? В каких случаях вы его испытывали?
Рассказ по вопросам интервью.
Ученики инсценируют рассказ Аркадия Гайдара.
-Нина Карнаухова. Беспощадная совесть грызла девочку. Она не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.
3.Выявление затруднительных моментов
Можете ли вы объяснить,
что такое «совесть», «добро» «раскаяние», «зло» и «грех»? Почему?
Мы подошли к теме нашего урока. Откройте учебники на странице 51 и прочитайте тему, запишите её в тетрадь.
На каком уровне оказались ваши знания?
Какую цель мы поставим перед собой?
-Нет. Мы не говорили еще об этом.
Один ученик читает тему вслух: «Совесть и раскаяние».
На «чудесной» линейке в тетрадях ученики отмечают уровень своих знаний.
Знакомство с понятиями «совесть», «раскаяние», «добро», «зло» и «грех».
4Построение проекта выхода из затруднения
Определим задачи нашего урока.
Задачи:1Узнать, что такое добро и зло. 2Узнать, что такое грех и совесть. 3Узнать, что такое раскаяние. 4Узнать о подсказках совести, как исправлять ошибки.
5 Реализация построенного проекта
Приступаем к решению первой задачи.
Работа со статьёй учебника. Читаем на стр.51, с 1-го по 3-й абзац.
Справились ли мы с первой задачей?
Переходим ко второй задаче. Назовите её.
Работа со статьёй учебника.
Отречение Петра
- От какого слова произошло слово «Грех» и как оно связано с понятием «совесть»?
Найдите происхождение и связь между этими понятиями на с.52.
Работа со статьёй учебника.
Работа совести
- Какие два важнейших дела творец поручил совести?
- Кое существует лекарство от угрызения беспощадной совести?
- Вы поняли, что такое грех и совесть? Мы справились со второй задачей.
Переходим к следующей задаче.
Озвучьте её. Работа со статьёй учебника.
Раскаяние
- Как можно раскаяться?
- Покаяние и раскаяние - это одно и то же?
Мы справились с третьей задачей.
Переходим к последней задаче. Озвучьте её.
Работа со статьёй учебника.
Жизненная ситуация с.55,3-й и 4-й абзац.
- Всегда делом можем исправить причиненное зло?
Обсудите в паре.
Выскажите своё мнение.
Один ученик читает, все вместе с учителем объясняют прочитанное (добро-это то, что способствует росту души человека, зло и грех в православие синонимы).
- Да, справились.
- Что такое грех и совесть?
Совесть – это внутреннее ощущение человеком добра и зла.
Слово грех возможно произошло от слов «греть», «гореть»:от греха просыпается совесть и начинает жечь душу.
- Что такое раскаяние?
Обсуждение и аргументирование мнений (раскаяние и покаяние в православие синонимы).
- Узнать о подсказках совести, как исправлять ошибки.
Работа в паре. Надо спешить делать добро. Научится анализировать собственное поведение и поведение окружающих.
6 Закрепление и самопроверка
- Где мы можем узнать значение слов «совесть», «добро», «раскаяние», «зло» и «грех»? (слайд 3 с объяснением).
- Выпиши в тетрадь определения добра, зла, греха, совести и раскаяния, как это понимают православные христиане.
Сравни с определениями словарей.
Что главное в определении обсуждаемых понятий у православных христиан?
- В словаре.
Работа в тетрадях.
Человек может управлять злом, побеждать его, может активизировать добро, может трудиться над своей душой.
7 Домашнее задание
К следующему уроку:
- Подобрать пословицы с ключевыми словами урока и записать в тетрадь.
Запись домашнего задания.
8 Рефлексия
- Вспомните задачи нашего урока.
Какой ориентир был в начале урока?
Пополнились ли ваши знания? Отметьте уровень на линейке.
Какой уровень вы определили сейчас? Над чем необходимо поработать?
Спасибо за работу.
- «Чудесная» линейка и уровень наших знаний.
Надо анализировать собственное поведение и поведение окружающих и спешить делать добро.
Приложение 1
- Какие качества человеческой души приближают человека к Богу?
- Как вы понимаете смысл слов «совесть» и «раскаяние»?
- Что значит «вести диалог со своей совестью»?
Приложение 2
Аркадий Гайдар
Совесть Маленький рассказ
Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.
Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.
Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.
А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.
- Несчастный прогульщик! - строго сказала она. - И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?
- Нет! - удивленно ответил малыш. - Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.
Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.
А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.
Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.
Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.
Приложение 3
Добро - это все положительное, хорошее, полезное (словарь русского языка С.И.Ожегова)
Зло - нечто дурное, вредное (Словарь русского языка С.И.Ожегова).
Совесть- чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом (Словарь русского языка С.И.Ожегова).
Раскаяние - это сожаление о совершенном дурном, неправильном, ошибочном поступке (Словарь русского языка С.И.Ожегова).
Грех - нарушение религиозных предписаний, правил (Словарь русского языка С.И.Ожегова).
Использованная литература
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.,2008.
Основы религиозных культур и светской этики А.В.Кураева Основы православной культуры 4класс.
М. «Просвещение»2014.
Пояснительная записка.
Гордость нашего народа духовность и нравственность. Сегодня трудно воспитывать здорового ребёнка, здорового и духом и телом, но очень много зависит от родителей и учителей. Задача учителей «окультурить» душу ученика. В решение данной задачи у нас есть верный помощник комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», цель которого – формирование духовных и нравственных качеств личности, основанными на знания культуры и религиозных традиций многонационального народа.
Тема «Совесть и раскаяние» сложна для восприятия, всегда трудно признавать свои ошибки исправлять их, а также просить прощения.
Предполагаем возможный план урока(урока изучения нового материала)по данной теме.
Цели и задачи: познакомить с понятиями «совесть», «раскаяние», «добро», «зло» и «грех»; сформировать представление, что эти внутренне ощущения необходимы человеку; воспитывать чувства ответственности за свои поступки и уважение к другим людям; формирование убеждения, что человек может справляться с грехами, а значит, бороться со злом, преумножать добро в себе и мире.
Планируемые результаты: личностные (развитие этических чувств как регуляторов морального поведения, а также развитие личной ответственности за свои поступки; понимания и сопереживания чувствам других людей, обязательное усвоения духовно нравственных понятий: «совесть», «раскаяние», «добро», «зло» и «грех» и социально значимых: ответственность, честность, милосердие; воспитание эмоционально-нравственной отзывчивости и доброжелательности, понимания и сострадания чувствам других людей ); метапредметные (формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, адекватно оценивать своё и чужое поведение ); предметные( формировать представления об этике и понимание значения: нравственность, милосердие, миролюбие).
Технологическая карта урока
1. Ф.И.О. учителя
2. Класс: Дата: Предмет:
3. Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала
4. Цели урока:
Образовательные: сформировать представление ……., способность ………, сформировать способность …….. развитие этических чувств как регуляторов морального поведения, а также развитие личной ответственности за свои поступки; понимания и сопереживания чувствам других людей, обязательное усвоения духовно нравственных понятий: «совесть», «раскаяние», «добро», «зло» и «грех» и социально значимых: ответственность, честность, милосердие; воспитание эмоционально-нравственной отзывчивости и доброжелательности, понимания и сострадания чувствам других людей
Развивающие: развивать мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение и т.д. формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, адекватно оценивать своё и чужое поведение )
Воспитательные: воспитывать чувство товарищества, аккуратность, усидчивость и т.д. формировать представления об этике и понимание значения: нравственность, милосердие, миролюбие).
5. Дидактические средства:
для учителя – проектор,экран,компютер.
для учащихся – тетрадь, учебник, толковый словарь С. И. Ожегоа.