kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема:Совесть и раскаяние.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи: познакомить с понятиями «совесть», «раскаяние», «добро», «зло» и «грех»; сформировать представление, что эти внутренне ощущения необходимы человеку; воспитывать чувства ответственности за свои поступки и уважение к другим людям; формирование убеждения, что человек может справляться с грехами, а значит, бороться со злом, преумножать добро в себе и мире.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема:Совесть и раскаяние.»


Урок: Совесть и раскаяние.


Цели и задачи: познакомить с понятиями «совесть», «раскаяние», «добро», «зло» и «грех»; сформировать представление, что эти внутренне ощущения необходимы человеку; воспитывать чувства ответственности за свои поступки и уважение к другим людям; формирование убеждения, что человек может справляться с грехами, а значит, бороться со злом, преумножать добро в себе и мире.


Ход урока:

Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

1.Мотивация

Звучит песня «Дрогою добра» сл.Ю. Энтика, муз. М.Минкова. Во время прослушивания приглушенной музыке задаётся вопрос:

-Какое человеческое чувство помогает идти дорогою добра?

Я вам желаю в жизни прислушиваться к своей совести. Помните, что жизнь дана Богом. А выбирать Вам, какой дорогой идти «добра» или «зла».

Садятся на свои места. Всем коллективом исполняется первый куплет и припев песни.

-Запомните. Относитесь к людям, так как хотите, чтобы относились к вам.

2.Актуализация знаний

Дома вы брали интервью у своих родителей, где ваши близкие объясняли. Какие качества человеческой души приближают человека к Богу? Расскажите об этом (слайд 1 с вопросами).

Рассмотрим жизненную ситуацию. Задание инсценировать рассказ Аркадия Гайдара «Совесть, маленький рассказ» (слайд 2 с рассказом).

Ответьте: Кто из героев плохо поступил? Кого грызла беспощадная совесть? Почему? Знакомо ли вам это чувство? В каких случаях вы его испытывали?


Рассказ по вопросам интервью.





Ученики инсценируют рассказ Аркадия Гайдара.





-Нина Карнаухова. Беспощадная совесть грызла девочку. Она не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.


3.Выявление затруднительных моментов

Можете ли вы объяснить,

что такое «совесть», «добро» «раскаяние», «зло» и «грех»? Почему?


Мы подошли к теме нашего урока. Откройте учебники на странице 51 и прочитайте тему, запишите её в тетрадь.

На каком уровне оказались ваши знания?


Какую цель мы поставим перед собой?

-Нет. Мы не говорили еще об этом.



Один ученик читает тему вслух: «Совесть и раскаяние».


На «чудесной» линейке в тетрадях ученики отмечают уровень своих знаний.


Знакомство с понятиями «совесть», «раскаяние», «добро», «зло» и «грех».

4Построение проекта выхода из затруднения

Определим задачи нашего урока.

Задачи:1Узнать, что такое добро и зло. 2Узнать, что такое грех и совесть. 3Узнать, что такое раскаяние. 4Узнать о подсказках совести, как исправлять ошибки.

5 Реализация построенного проекта

Приступаем к решению первой задачи.

Работа со статьёй учебника. Читаем на стр.51, с 1-го по 3-й абзац.

Справились ли мы с первой задачей?

Переходим ко второй задаче. Назовите её.

Работа со статьёй учебника.

Отречение Петра

- От какого слова произошло слово «Грех» и как оно связано с понятием «совесть»?

Найдите происхождение и связь между этими понятиями на с.52.

Работа со статьёй учебника.

Работа совести

- Какие два важнейших дела творец поручил совести?

- Кое существует лекарство от угрызения беспощадной совести?

- Вы поняли, что такое грех и совесть? Мы справились со второй задачей.


Переходим к следующей задаче.

Озвучьте её. Работа со статьёй учебника.

Раскаяние

- Как можно раскаяться?

- Покаяние и раскаяние - это одно и то же?

Мы справились с третьей задачей.


Переходим к последней задаче. Озвучьте её.

Работа со статьёй учебника.

Жизненная ситуация с.55,3-й и 4-й абзац.

- Всегда делом можем исправить причиненное зло?

Обсудите в паре.

Выскажите своё мнение.

Один ученик читает, все вместе с учителем объясняют прочитанное (добро-это то, что способствует росту души человека, зло и грех в православие синонимы).

- Да, справились.


- Что такое грех и совесть?

Совесть – это внутреннее ощущение человеком добра и зла.

Слово грех возможно произошло от слов «греть», «гореть»:от греха просыпается совесть и начинает жечь душу.








- Что такое раскаяние?

Обсуждение и аргументирование мнений (раскаяние и покаяние в православие синонимы).




- Узнать о подсказках совести, как исправлять ошибки.


Работа в паре. Надо спешить делать добро. Научится анализировать собственное поведение и поведение окружающих.


6 Закрепление и самопроверка

- Где мы можем узнать значение слов «совесть», «добро», «раскаяние», «зло» и «грех»? (слайд 3 с объяснением).

- Выпиши в тетрадь определения добра, зла, греха, совести и раскаяния, как это понимают православные христиане.

Сравни с определениями словарей.

Что главное в определении обсуждаемых понятий у православных христиан?

- В словаре.


Работа в тетрадях.



Человек может управлять злом, побеждать его, может активизировать добро, может трудиться над своей душой.

7 Домашнее задание




К следующему уроку:

- Подобрать пословицы с ключевыми словами урока и записать в тетрадь.

Запись домашнего задания.






8 Рефлексия

- Вспомните задачи нашего урока.

Какой ориентир был в начале урока?

Пополнились ли ваши знания? Отметьте уровень на линейке.

Какой уровень вы определили сейчас? Над чем необходимо поработать?

Спасибо за работу.

- «Чудесная» линейка и уровень наших знаний.


Надо анализировать собственное поведение и поведение окружающих и спешить делать добро.



Приложение 1

- Какие качества человеческой души приближают человека к Богу?

- Как вы понимаете смысл слов «совесть» и «раскаяние»?

- Что значит «вести диалог со своей совестью»?



Приложение 2

Аркадий Гайдар

Совесть
Маленький рассказ

Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.

Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.

Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.

А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.

- Несчастный прогульщик! - строго сказала она. - И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?

- Нет! - удивленно ответил малыш. - Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.

Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.

А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.

Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.

Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.


Приложение 3

Добро - это все положительное, хорошее, полезное (словарь русского языка С.И.Ожегова)

Зло - нечто дурное, вредное (Словарь русского языка С.И.Ожегова).

Совесть- чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом (Словарь русского языка С.И.Ожегова).

Раскаяние - это сожаление о совершенном дурном, неправильном, ошибочном поступке (Словарь русского языка С.И.Ожегова).

Грех - нарушение религиозных предписаний, правил (Словарь русского языка С.И.Ожегова).


Использованная литература

Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.,2008.

Основы религиозных культур и светской этики А.В.Кураева Основы православной культуры 4класс.

М. «Просвещение»2014.



Пояснительная записка.

Гордость нашего народа духовность и нравственность. Сегодня трудно воспитывать здорового ребёнка, здорового и духом и телом, но очень много зависит от родителей и учителей. Задача учителей «окультурить» душу ученика. В решение данной задачи у нас есть верный помощник комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», цель которого – формирование духовных и нравственных качеств личности, основанными на знания культуры и религиозных традиций многонационального народа.

Тема «Совесть и раскаяние» сложна для восприятия, всегда трудно признавать свои ошибки исправлять их, а также просить прощения.

Предполагаем возможный план урока(урока изучения нового материала)по данной теме.

Цели и задачи: познакомить с понятиями «совесть», «раскаяние», «добро», «зло» и «грех»; сформировать представление, что эти внутренне ощущения необходимы человеку; воспитывать чувства ответственности за свои поступки и уважение к другим людям; формирование убеждения, что человек может справляться с грехами, а значит, бороться со злом, преумножать добро в себе и мире.

Планируемые результаты: личностные (развитие этических чувств как регуляторов морального поведения, а также развитие личной ответственности за свои поступки; понимания и сопереживания чувствам других людей, обязательное усвоения духовно нравственных понятий: «совесть», «раскаяние», «добро», «зло» и «грех» и социально значимых: ответственность, честность, милосердие; воспитание эмоционально-нравственной отзывчивости и доброжелательности, понимания и сострадания чувствам других людей ); метапредметные (формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, адекватно оценивать своё и чужое поведение ); предметные( формировать представления об этике и понимание значения: нравственность, милосердие, миролюбие).





Технологическая карта урока

1. Ф.И.О. учителя

2. Класс: Дата: Предмет:

3. Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала

4. Цели урока:

 Образовательные: сформировать представление ……., способность ………, сформировать способность …….. развитие этических чувств как регуляторов морального поведения, а также развитие личной ответственности за свои поступки; понимания и сопереживания чувствам других людей, обязательное усвоения духовно нравственных понятий: «совесть», «раскаяние», «добро», «зло» и «грех» и социально значимых: ответственность, честность, милосердие; воспитание эмоционально-нравственной отзывчивости и доброжелательности, понимания и сострадания чувствам других людей

 Развивающие: развивать мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение и т.д. формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, адекватно оценивать своё и чужое поведение )

 Воспитательные: воспитывать чувство товарищества, аккуратность, усидчивость и т.д. формировать представления об этике и понимание значения: нравственность, милосердие, миролюбие).

5. Дидактические средства:

 для учителя – проектор,экран,компютер.

 для учащихся – тетрадь, учебник, толковый словарь С. И. Ожегоа.

Характеристика этапов урока



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Тема:Совесть и раскаяние.

Автор: Трощинская Мариана Николаевна

Дата: 21.05.2019

Номер свидетельства: 511703


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства