Просмотр содержимого документа
«Тема: Слова-синонимы 2 класс»
Тема: Слова-синонимы 2 класс
Цель:познакомить с понятием “синонимы”; выявить, какую роль играют синонимы в речи.
Задачи:
учить находить сходство и различие слов — синонимов,
развивать речь учащихся,
формировать навыки работы в парах и группах,
воспитывать положительное отношение к учебе.
Оборудование:
учебник /С. В. Иванов «Русский язык» 2-я часть/;
интерактивная продукция (презентация; страницы для интерактивной доски);
мультимедиа-оборудование;
интерактивная доска;
карточки с тестовыми заданиями;
тетради
Ход урока
I. Орг. момент
- психологический настрой.
Ребята, повернитесь (в парах) друг к другу лицом, посмотрите в глаза соседу по парте, улыбнитесь, передайте глазами, что вы желаете друг другу хорошего настроения и удачной работы.
- пальчиковая гимнастика
А начнём мы её с каллиграфического упражнения, и подготовим пальчики к работе:
Вверх по лесенке идём (соединяют поочерёдно друг с другом пальцы левой и правой руки) Друга верного найдём (сгибая и разгибая пальцы на каждой руке, поворачиваются в парах друг к другу)
Дальше вместе мы пойдём (поочерёдно в парах, одновременно соединяют пальчики своей правой руки с пальчиками левой руки соседа и пальчики своей левой руки с пальчиками правой руки соседа)
И друзей не подведём (соединяют пальцы каждой руки с пальцами соседа по парте в «замочки» и покачивают кистями рук)
- Итак, мы готовы приступить к письму, записываем в тетрадях число и т.д.
II. Каллиграфическая минутка.
Слайд 1 ПРОПИСЬ
Начнём наш урок с написания буквы, которая станет ключиком к нашему сегодняшнему уроку, а почему, догадайтесь сами. /Слайд с написанием буквы Сс/
Охарактеризуйте букву-ключ, чтобы мы могли быстрее отыскать её в общей «связке» букв./ Буква «эс» обозначает согласный, глухой твёрдый или мягкий звук; мягкость и твёрдость зависит от буквы, которая следует за ней/.
На что надо обратить внимание при написании сочетания букв сл, ся?
- Кто из вас увидел, среди написанных слов, незнакомое слово, и понял, какой будет тема урока? /Синонимы/
- Прочитайте внимательно оставшиеся слова, и мы узнаем, что предстоит сделать на этом уроке?
/Слушать слова, слышать и сравнивать/
-Итак, буква «эс» открыла нам тему и задачи нашего сегодняшнего урока.
- Слушая, сравнивая слова, соединяя в предложения, мы должны их правильно писать, не все слова можно проверить, некоторые нужно запомнить.
- Подскажите следующий этап урока.
III. Словарная работа.Слайд 2 - 4
1. Отгадайте загадку: Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз)
/Записывают с комментированием. В комментарии говорят: называют ударный слог; какую букву надо запомнить; почему? /Непроверяемая согласная /
2. Закончите стихотворение:
Всё лицо и руки Залепил мне снег... Мне в сугробе горе, А ----------- смех. (И.Суриков “Детство”)
Как называется стихотворение, отрывок из которого прозвучал?
Кто автор стихотворения?
Записывают с комментированием
3. Когда в мороз мы выходим на улицу, то одеваем тёплую……. (Одежду)
Записывают с комментированием.
Составьте предложение с этими словами.
Ребята в мороз вышли на улицу в тёплой одежде.
IV. Ведение в новую тему.
Что вы сейчас составили? (Предложение)
Чему учились вчера на уроке? (Составлять текст.)
Чем текст отличается от предложения?
Рубрика “Давай подумаем”. /Учебники закрыты у всех учащихся/
Учитель просит выйти одного ученика с учебником. Так, чтобы не слышали остальные дети, просит прочитать текст упр. 1 под номером 2 стр.42
С самого утра во дворе слышны веселые крики ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет ребятам кататься с горки.
- Можно ли назвать прочитанные предложения текстом? Докажите.
Слайд 5
- Послушайте ещё раз и подумайте, что вам в этом тексте не совсем понравилось, показалось не очень красивым? Повторяется слово «ребята».
- Попробуйте исправить текст.
- Откройте учебники на стр.41 , прочитайте второй текст и сравните со своим предположением.
- Видите, какие вы молодцы, ваше мнение почти или даже совсем совпало с мнением авторов учебника.
- Запишите эти слова в тетрадь. Измените, если нужно, форму слова так, чтобы слова отвечали на вопрос (кто?). /Дети, малыши, детвора/
- Допишите слово, которое чаще всего употребляется во втором тексте. Ребята.
/Этот же текст выносится на интерактивную доску/
С самого утра во дворе слышны веселые крики малышей. Ребята строят ледяную горку. Дети сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет детворе кататься с горки.
- Какие слова вы выписали? /На интерактивной доске дети выбирают выписанные слова и выстраивают их в одну строку/
V. Работа над новой темой.
Что вы можете сказать об этих словах? (Слова близкие по значению.)
- Что они обозначают? На какой вопрос отвечают?
Слайд 6. Дети подводят итог своей работы Правило
Откройте учебники (стр.40), прочитайте
Рубрики “Тайны языка”, “Путешествие в прошлое”.
- О чём вы узнали?
- Как называются слова, близкие по значению? Синонимы.
- Слова, близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос. Где-то мы уже это слышали? При изучении какой темы? Родственные или однокоренные слова.
- Тогда мне совершенно не понятно, выходит, что родственные и однокоренные слова – это одно и то же? Выслушиваются мнения учащихся.
Мнения разошлись, давайте попытаемся разобраться, кто же прав.
Слайд
Ребята, ребятки, ребячий, ребятушки
Ребята, дети, малыши, детвора
- В какой строке записаны родственные слова? Почему вы так решили? Как их ещё называют? Однокоренные слова, у них одинаковые корни, но вопросы могут быть разные.
- Как называются слова, записанные во второй строке? Чем они отличаются от родственных слов? Синонимы, слова близкие по значению, но отвечают на один и тот же вопрос и у них разные корни.
Вопрос урока
Зачем в русском языке изучаются синонимы
VI. Наблюдение за значением слов-синонимов с опорой на рисунки.
Прочитайте задание. Упр. №1, стр. 40.
Рассмотрите вначале рисунки. (См. рисунки 1-4)
Подберите к каждому рисунку подписи, используйте данные слова
Дифференцированная работа.
средний уровень
высокий уровень
Сравните рисунки, подберите слова, которые больше всего соответствуют рисункам.
Продумайте, какие из предложенных слов, можно использовать, чтобы составить предложение, которое будет соответствовать рисунку.
Слайд 7
Проверка.
рисунки 1-4 и «карточки» со словами погасить, потушить, выключить, задуть.
Ученик, представитель от группы, подбирает к рисунку карточку
Озвучивают составленные предложения.
Что объединяет эти слова и чем они различаются?
Слова-синонимы. Они объединяются близостью, схожестью значения, но различаются тем, что не могут одинаково сочетаться с другими словами, так как называют только схожие, но не одинаковые действия.
Слайд 8 Вывод
VII. Физ. минутка.
Рубрика “Обрати внимание”.
Слайд 9
Приятелей много, а друга - нет.
- Назовите синонимы в первом предложении. Кого мы называем другом? Приятелем? Слова отличаются оттенками значения.
- Много ил у вас приятелей?
- А друзья у вас есть?
Вы теперь наглядно представили и убедились, какая большая разница между людьми, с которыми мы в хороших отношениях (приятелями) и преданными друзьями, с которыми мы можем обсудить все свои проблемы, доверить секреты. Вот такая разница и в близких, но совсем не одинаковых по значению словах-синонимах.
- То есть, слова-синонимы различаются оттенками значения
Вывод читаем по учебнику стр. 43
VIII. Наблюдение за значением слов-синонимов при сочетании с другими словами.
1. Упр. № 2, стр. 41, часть 1.
Прочитайте задание.
Расскажите, что будете делать.
Как называются слова, записанные в скобках?
Что значит изменить форму слова?
Поработайте в парах, подчеркните простым карандашом слова, которые вставите в предложение. Проверяем работу. Дети читают предложения вслух.
Самостоятельная письменная работа.
Вариант 1 – первый текст.
Вариант 2 – второй текст.
Взаимопроверка.
2. Дифференцированная работа.
средний уровень
высокий уровень
1. Отметь галочкой, как мы можем назвать учеников 2-3 класса.
дети ребята малыши
2. Отметь галочкой синоним к слову друг.
ученик сосед приятель
3. Отметь галочкой синоним к слову одежда.
пальто наряд ткань
4. Отметь галочкой синоним к слову дом.
здание театр кухня
Упражнение 4. стр. 44
Догадайтесь, как правильно выполнить упражнение, не задав учителю ни одного вопроса.
Проверка. Страница на интерактивной доске.
ребята
приятель
наряд
здание
Заголовок текста: Волшебная картина! Или - Миллионы глаз.
Слова-синонимы: светятся, сияют, мерцают.
Общее значение: «Горят в небе»
Слайд 10 - 12
Х. Подведение итогов урока.
Итак, давайте подведём итог нашей работы и ответим на главный вопрос: Для чего в русском языке изучают синонимы, какую роль в речи они играют? Выберите правильный ответ.
Чтобы дети много знали.
Чтобы было не скучно.
Чтобы наша речь стала выразительнее и ярче.
Когда вы придёте домой, родители заглянут в ваши тетради и спросят, что нового вы узнали на уроке? А вы ответите.
Узнали, что сегодня понедельник.
Узнали, что надо много писать на уроке, чтобы быть умным
Узнали, что такое синонимы.
А что же такое синонимы, спросят родители?
Это слова близкие по значению и одинаковые по звучанию.
Это слова близкие по значению и имеющие общую часть – корень
Это слова близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос.