kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: Решение кроссвордов: « Животный и растительный мир Липецкой области», «Промышленные предприятия Липецкой области», города и сёла Липецкой области».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок на тему :"Решение кроссвордов:"Животный и растительный мир Липецкой области"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: Решение кроссвордов: « Животный и растительный мир Липецкой области», «Промышленные предприятия Липецкой области», города и сёла Липецкой области».»

План-конспект

открытого занятия педагога дополнительного образования

Дружининой Светланы Николаевны

объединения туристско-краеведческой направленности «Школа туризма»

 

Тема: Решение кроссвордов: « Животный и растительный мир Липецкой области», «Промышленные предприятия Липецкой области», города и сёла Липецкой области».

Цели:

-воспитание любви к Отечеству, расширение знаний по истории и природе родного края.

- осознание значимости наследия родного края в своей жизни; 

- показать практическое применение в жизни полученных знаний.

Задачи:

Образовательные:


  • Расширить представления детей о Родной стране, Родном крае, в котором они живут.

  • Содействовать осознанию обучающимися ценности изучаемого материала.

  • Создать благоприятные условия для развития нравственного отношения к истории и культуре родного края, воспитания чувства гордости

  • патриотизма, уважения к родному краю, Родине.

  • Создать условия для развития у школьников позитивного интереса.

  • Развивать любознательность, эрудицию, культуру общения, речь, мышление;

  • Воспитывать правила бережного отношения к окружающему миру, прививать любовь к родному краю

  • - формировать устойчивый интерес к изучению Родного края, его истории и достопримечательностей;

  • - рассказывать об истории городов и сёл Липецкой области;

  • - развивать умение обобщать и систематизировать изученный материал;

  • - решать кроссворды, ребусы.

.

Личностные:

  • осознание своей этнической принадлежности, творческое самовыражение,

  • формирование чувства гордости за свою родную страну и родной край,

  • уважительного отношения к иному мнению;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.



Познавательные:

  • умение структурировать знания;

  • анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных); построение логической цепи рассуждений, доказательств;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.



Регулятивные:

  • умение принимать и сохранять учебную цель и задачи;

  • планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей и поиск средств ее осуществления;

  • умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать свое предположение.



Коммуникативные: 

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;

  • умение принимать на себя ответственность за результат своих действий;

  • формирование умения наблюдать за действиями партнера, готовности слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке.


Развивающие:

  • - развивать умения сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий;

  • - развивать память, мышление, внимание при выполнении практических заданий, работать в парах ;

  • - развивать умения и навыки практической работы  с картой

 

Воспитательные:

  • Воспитывать у учащихся любовь к Родине, к родному краю через изучение его истории и природы.

  • формирование осознанного чувства гордости на основе знакомства со своей малой Родиной;

  • воспитание бережного отношения к своему краю.

Обучающиеся: 8-9 лет.

Методы и приемы:

- словесные (беседа, рассказ, работа в парах);

- наглядные (презентации);

- практические (работа с картой, решение кроссвордов и ребусов).

 

Формы: фронтальная, парная.

Оборудование:  компьютер, экран, презентационные материалы, контурная карта Липецкой области, цветные карандаши.


Содержание занятия: обзорная презентационная информация о географическом положении Липецкой области, территории, границы, рельефе. Работа с контурной картой Липецкой области. Презентация Несмеяновой Ирины о городе Задонске, Леденёва Степана о городе Лебедяни, Полухина Тимофея о посёлке городского типа Лев Толстой, обзорная информация о заповедниках Липецкой области, нахождение на карте и презентация о Галичьей горе Вдовицына Андрея. Решение ребусов и кроссворда

 

 

 

Технологическая карта занятия:

Этапы урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Ресурсы

Организационный момент

Приветствие. Создание благоприятной обстановки. Проверка готовности к занятию.

Приветствие.

Настрой на работу на занятии.

 

Актуализация знаний.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!




Ребята, как вы думаете, можно путешествовать не выходя из класса?

Я вам предлагаю за 90 минут обойти нашу Липецкую область, побывать в удивительных городах , посетить уникальный заповедник, расположенный на территории области, конечно же отдохнуть и получить огромное удовольствие от путешествия. Тогда путь!




















Отвечают на вопрос и включаются в урок







На фоне звуков природы дети просматривают презентацию

Мотивация.

Введение в тему:

Липецкая область одно из самых молодых административных образований на карте Российской Федерации.

Геологическая история нашего региона началась более 3.5 миллиардов лет тому назад, когда территория , подвергаемая физическим и химическим выветриваниям покрылась тёплым морем.

 

Физическая карта

 

 

 

 

 

 

Целеполагание

О жизни этого геологического периода можно судить по находкам среди карстовых отложений. Это скелеты морских лилий, звёзд, окремнённые чешуйки рыб. Долгое время платформа земли то поднималась, то опускалась, собирая и накапливая внутри себя историю своего создания.

До настоящего времени область подвержена вертикальным движениям различных направлений и небольшой амплитуды. Это явление подчёркивает неугасающую активность недр планеты.

Самыми крупными формами рельефа являются Среднерусская возвышенность и Окско – Донская низменность .

Современный облик территории представляет собой возвышенно – холмистую равнину, расчленённую долинами рек, балками и оврагами.

Граница между ними проходит вдоль русла рек Воронеж , второй по размерам в области и Становая Ряса.

На реке Воронеж обосновался наш город.

Всего по территории Липецкой области протекает около 127 рек, 200 ручьев, есть озёра , болота.

Главной же водной артерией является великая русская река Дон. Древнегреческое название – Танаис. Дон называют «рекой славян», «Тихим», «Доном – батюшкой». Примечательно то, что Дон делит нашу область на две почти равные части. Здесь обосновались и обустроились такие города как Задонск, Лебедянь, Данков.

-Дети, а кто мне может сказать сколько городов входит в состав Липецкой области? ( Ответы детей.)

-Сейчас возьмите карты. Найдите реку Воронеж. Обозначьте цветом её местоположение и её приток Становую Рясу.

-Далее цветом выделите реку Дон и её притоки. Молодцы.

И я вам предлагаю сойти на берег и отправиться в именитый посёлок, название которого говорит само за себя. Ведь речь идёт о великом для России человеке. Посёлок Лев Толстой. Найдите его на карте. А нашим проводником будет Тимофей Полухин. Просмотр презентации.

Благодарность ребёнку.

Наше увлекательное путешествие продолжается. Представьте себе, что мы проложили маршрут до реки Дон, сплавились по течению реки и попали в город Лебедянь. Найдите и отметьте этот город на карте. Экскурсию проведёт

Леденёв Степан.

Благодарность ребёнку.

На этом наше путешествие не закончилось. Сплавляемся ниже по течению и попадаем в уникальный город с духовной историей. Это город Задонск. Отметьте его на карте . А расскажет нам о нём Ирина Несмеянова. Просмотр презентации. Благодарность ребёнку.

Какие ещё города входят в состав

Липецкой области? Назовите их.



Наша область славится не только именитыми городами, великими городами – духовниками. На территории области есть природный заповедник «Галичья гора» , включающий в себя 6 участков:

  1. Галичья гора

  2. Морозова гора

  3. Плющань

  4. Быкова шея

  5. Воронов камень

  6. Ворголькое



Отметьте их на карте.

Конечно, мы не сможем сегодня побывать на всех участках, но расстраиваться не будем - это не последнее наше путешествие. Поэтому, мы сегодня с Андреем Вдовицыным заглянем в угодья «Галичьей горы».

Презентация ребёнка.

Слова благодарности ребёнку.

Действительно, само местоположение , флора и фауна просто завораживают.

Мы с вами проделали большой путь , думаю пришло время отдохнуть.



Физкультминутка.



Но мне бы хотелось продолжить историю о редких реликтовых растениях и животных , находящихся под угрозой исчезновения.

Помимо всем известных животных : лис, зайца, бобра… есть и «краснокнижные» животные:

  1. выхухоль

  2. хомяк

  3. сурок

  4. порешня (выдра)

  5. журавли

  6. веретенник – король луга

  7. клинтух (лесной голубь)

  8. болотна черепаха

  9. гребенчатый тритон

  10. стерлядь

  11. балобан (чуть крупнее вороны)

К каждому краткая информация.

А также «Краснокнижные» растения:

  1. вереск

  2. саранка

  3. нимфея

  4. горицвет

  5. плаун

  6. чилим

  7. прострел

  8. миндаль

  9. купальница

  10. вереск

  11. водяной орех

К каждому фото краткая зарисовка.





Я надеюсь, что все вы были внимательными и легко сумеете ответить на все вопросы экологических кроссвордов.

Желаю вам успеха.

(Дети работают в парах )

Чтобы оживить нашу деятельность предлагаю вам несколько интересных ребусов.



Природа щедро оделила наш край своим богатством, солнцем, теплом. Однако, сегодня от густых дубрав остались лишь небольшие островки, а разнотравные ковыльные степи почти сплошь распаханы. Реки мелеют, ухудшается качество земель, уменьшатся площади лесов, на грани исчезновения многие виды животных и растений. Что же происходит?

На территории Липецкой области находится около 2000 предприятий. Успешно развивается:

  • химическое производство

  • альтернативная энергетика

  • производство резиновых и пластиковых изделий

  • металлургия

  • машиностроение

  • пищевая промышленность

  • автомобилестроение

  • производство сельскохозяйственной техники





Человек берёт у природы всё, что ему нужно для жизни. Принимает её услуги как нечто само собой разумеющееся.Но каким бы ни был научно – технический прогресс , для будущего развития человечества жизненно важно сохранение природных ресурсов. Город предлагает целый ряд преимуществ, и жизнь в нем, пожалуй , легче. Но чистый воздух , тишина и аромат цветов приходится искать вне городов.

Вы будущее поколение и, возможно, вам придется решать экологические проблемы. Любите природу, оберегайте её. Ибо она является источником нашей жизни.

Мне бы не хотелось заканчивать на грустной ноте, поэтому предлагаю проанализировать весь урок.

Что было на уроке интересного,

полезного?

Что вам понравилось?

И для чего вам надо обо всём этом знать?

(Ответ: ЗНАТЬ, ЧТОБЫ ЛЮБИТЬ)


Записывают тему урока в тетрадь.

Цели урока прописаны на доске.



Получение новых знаний и закрепление первичных способов деятельности

 


Дают определение:

 

 

 

Условные знаки – это символы, обозначающие разные объекты.

 

 

Водоемы, родники, болота

Лесные массивы, луга, сады.

Возвышенности, пески

Здания, мосты

Называют известные ранее топографические знаки и знакомятся с новыми.

Выполняют упражнения

Выполняют тренировочные упражнения. Становятся спиной к центру круга. По команде поворачиваются в заданном направлении.

 

Презентация «условные знаки»

 

Настенные карты.

 

 

 

 

Карточки

 

 

 

 

 

 

Карта Липецкой области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточки с заданиями

Повторение ранее изученного материала.

Знание геральдики районных центров Липецкой области. Поиск на карте, ориентация по направлениям горизонта, по формам земной поверхности.

Поочерёдно дает описание изображения гербов.

Определяют по описанию герб какого района, находят райцентр на карте. Определение победителей.

Карточки с изображениями гербов. Карты Липецкой области.

Творческое задание.

Загадка про ёлочку.

- Мы учились на предыдущем занятии делать елочку путем складывания бумаги. Как называется такой прием?

Оригами «Ёлочка». Самостоятельная работа.

Зелёная бумага, ножницы.

Итог занятия

-Что нового узнали? Какие знания пригодились? Что понравилось на занятии?

Оценивание своей деятельности.

 





















ЖИВОТНЫЕ 1.Журавли…

Произнося это слова сразу представляется голубое весеннее небо и звучное курлыканье. С этими звука испытываещь яркое чувство радости , восторга.

Журавлиный клин символизирует смену времён года.

А сама птица – серый ЖУРАВЛЬ - воплощение удивительного мира русской природы.

Места гнездования - труднодоступные заросшие участки болот и поймы рек. Сразу после прилета (в конце марта) приступают к устройству гнезда. Гнездо у журавля большое, сложено из тростника , осоки с примесью мха.

Полная кладка состоит из одного – двух яиц. Их насиживают оба родителя в течении месяца. Как только журавленок вылупляется, через несколько часов он со своими родителями навсегда покидает свое гнездо. Начинается «бродячая» жизнь на пойменных лугах .

Журавли весьма общительные птицы, пара журавлей всегда верна друг – другу. Уважительны по отношению к другим. Но могут заклевать нарушителя порядка.

Серый журавль - герой многих легенд и сказок.

2. Лесной голубь клинтух (перелетная, зимует в Северной Африке, Западной Европе)

Клинтуха легко отличить от голубя:

1. Не селится рядом с человеком

2. имеет чистую тёмно – сизую окраску

3. выводит птенцов в дуплах деревьев

Эту птицу можно увидеть в перелесках (Небольшой лесной участок, отделённый от леса поляной, лужайкой; небольшой молодой лес, полоса земли с редкими  деревьями) уже в начале марта. Держатся на посевах, собирая прошлогодние зёрна, но как только солнечная весна вступает в свои права перебираются в старые дубравы. Ведь клинтухи выводят своих птенцов в дуплах деревьев , в отличии от своих собратьев. Сохранились клинтухи там, где уцелели старые рощи. Их можно встретить в Усманском, Грязинском и Добровском районах.

Как и другие голуби , брачный сезон начинают с токования: с вершины высокого дерева, вблизи выбранного для гнезда дупла. Насиживание длится 16 – 17 дней. В кладке два яйца, но как только птенцы вылупляются и немного подрастают голубиная парочка откладывает следующую пару яиц. В августе заканчивается гнездовой сезон. И в середине осени они покидают нашу территорию.

3. Веретенник - король луга, размером он чуть крупнее вороны. Назван так потому, что издаёт своеобразный крик: «веретень – веретень»

Он имеет довольно яркую окраску. Веретенник типичный обитатель Окско – Донской низменности. Его можно увидеть в пойме реки Воронеж на заливных лугах со своими сородичами куликами: чибисами, красноногими травниками, турухтанами, бекасами.

Заливные луга покрыты нежной зеленью , цветущей калужницей болотной, , крупки сибирской, одуванчиков лекарственных.

Гнездо ВЕРЕТЕННИКА – это ямка в земле, выстланная сухими стеблями травянистых растений. Кладка состоит и 4 крупных зеленоватых яиц. Самец и самка очень дружны и смело защищают свое потомство от врагов. Занесены в красную книгу, так как осталось их около 150 пар.













4. Хомяк

Это грызун, с очень красивой окраской. Чёрная грудка и брюшко , ярко рыжая спинка и белые пятнышки на щеках. С виду толстый и неуклюжий, а на самом деле большой труженик и отважный защитник.

Он предпочитает сельскохозяйственные угодья. Строит развёрнутые норы на двухметровой глубине в диаметре до 5 метров. Подземные тоннели соединены переходами. И чего там только нет. Есть гнездовая камера ( в которой рождается до 18 хомячат) и несколько кладовых.

В свои подземные хранилища складывает самые лучшие отборные припасы: зёрна злаков, картофель, морковь. Общая масса провизии составляет 10 кг, но известны случаи. Когда они доходят до 90 кг. Возникает вопрос: «Зачем хомяку такие запасы, если он впадает в спячку?»

Но спячка у него необычная, не такая как у медведей. сурков, ежей, барсуков. Во время спячки хомяк периодически просыпается, наедается, и снова спать…

Этот зверек знаменит своей храбростью. Он первым бросается на врага кусая его и крайне редко спасается бегством.

5. ТРИТОН

На территории Липецкой области обитают тритоны. Это группа земноводных, относящихся к хвостатым амфибиям. Особенно эффектно выглядят хвосты самцов, украшенные крупными гребешками голубовато – бриллиантового цвета. Могут свободно находиться как под водой так и на суше. Без труда дышать в воде позволяет покров кожи, а на земле – лёгкие.





6.Балобан (сокол)



Птица по размерам, несколько крупнее вороны.

Великолепные летуны охотники. Эти качества издавна ценились человеком. Эти птицы поставлялись ко дворам высокопоставленных особ, их обучали царской охоте. Сейчас эта птица занесена в красную книгу и усилиями зоологов выращивается в питомнике заповедника «Галичья гора».











7.Выдра – «ПОРЕШНЯ» или «ПОРЕЧНЯ» (другое её старинное название, т.е. живущая по рекам)

Интересен её облик, который выдаёт её как обитателя водной среды.

  1. Обтекаемая форма тела, похожего на торпеду

  2. Сплющенная голова на короткой шее

  3. Длинный хвост, покрытый шерстью

  4. Короткие лапы, соединённые плавательными перепонками

  5. Прочный густой мех, позволяющий долго находиться в холодной воде

  6. Маленькие уши и ноздри, перекрывающиеся специальными клапанами

Порешня замечательная охотница, любит полакомиться рыбой раками, лягушками, моллюсками, водяными жуками.

Выдра может свистеть, стрекотать, верещать или шипеть.











8.Стерлядь \ Донская царь –рыба\

В нашей реке Дон обитает около 50 видов рыб, но самой редкой является СТЕРЛЯДЬ.

Хотя каких то 100 лет назад она была обычной промысловой рыбой.

Любимые места обитания стерляди - каиенистые или песчаные участки речного дна, расположенные в глубоких местах. Реки наши мельчают. Поэтому её можно встретить в низовьях реки Дон и ещё реже в низовьях реки Красива Меча.

Интересное о рыбах. Они умеют кашлять.

Да вида кашля: передний , через челюсти и задний, через жабры.





























РАСТЕНИЯ



1. Вереск.



Вечнозелёный цветущий кустарник высотой от 20 -80 сантиметров.

Неприхотлив к почве.

Чаще всего встречается в сосновых лесах.

Когда он не цветёт, больше похож на хвойное растение.

Листья очень мелкие и свёрнуты трубочкой.

Эти зелёные листочки сохраняются несколько лет и зимуют зелёными.

Цветёт он очень красиво в конце лета.







2. Плаун – растение - современник кистепёрой рыбы ЛАТИМЕРИИ.



У этого растения есть своя уникальная история. Оно произрастало на нашей планете около 400 миллионов лет тому назад. Это растение , как исчезнуший вид, было найдено на болоте в добровских лесах учёным – экологом Липецкого педуниверситета Юлией Эдуардовной Шубиной.

3. Саранка (лилия)

Эта лилия произрастает на территории нашей области, её называют лилия – кудреватая или царские кудри. А недавно один ботаник назвал ее «красиво цветущим хлебом». Ведь издавна в Сибири её луковицу используют в пищу. Вкусом САРАНКА напоминает съедобный каштан. Её луковицы едят сваренными в виде каши, либо в виде хлеба испеченного из сушеных луковиц. Растёт в дубравах, березняках.



4. Прострел, сон – трава, самсончики.

Это загадочное , сказочное растение . Его латинское родовое имя от слова «Толкать», что- то вроде раскрытого цветка. Русское название этого растения сон- трава.

Легенда утверждает, что медведи, полизав корень этого растения засыпают. Конечно, «небылица». Но это растение применяется в медицине и оно ядовито.

Можно прочитать сказку о сон траве.







5. Горицвет.

Это травянистое растение относится к семейству лютиковых.

Немало мифов посвящено горицвету.

Древнегреческая легенда рассказывает о красивом златокудром юноше Адонисе, которого полюбила прекраснейшая из богинь Афродита. Она всячески оберегала Адониса. Предупреждала, чтобы он не охотился без неё на хищных зверей. Но юноша не послушался и смертельно был ранен в схватке с диким зверем. Афродита, оплакивая возлюбленного, превратила капли его крови в золотистые цветки.





6. Миндаль или бобовник – изящный кустарник семейства розовоцветных.

Высотой до полутора метров. Листья ажурные, кожистые. Блестящие, темно – зелёные. Цветки одиночные розовые. Растёт в долинах Дона, Быстрой Сосны.

В древнегреческой мифологией происхождение миндаля связывалось с девушкой Фелидой и юношей Демофондом.





7. Чилим или рогульник плавающий

Это знаменитое водное растение - водяной орех.

Листья удивительно похожи на листья берёзы.

Под водой завязывается, формируется плод – костянка, в простонародье – водяной орех. У одного растения образуется до 10 -15 плодов.

Водяной орех был известен с древних времён.

Фракийцы умели изготавливать из него хлеб. В средние ека его употребляли в пищу во Франции, Италии, Хорватии. До сих пор используют в Китае, Японии, Индии. У нас это растение можно увидеть в затонах реки Воронеж.





8. «Русалочий цветок», «водяная лилия», «одолень трава». ЭТО НИМФЕЯ (кувшинка).

Цветки нимфеи могут предсказывать время. Примерно в 7 -8 часов утра, кувшинка поднимается со дна реки и раскрывает сво лепестки . а к 17 -18 часам они снова закрываются и до утра уходят под воду.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Дружинина Светлана Николаевна

Дата: 02.06.2022

Номер свидетельства: 608710


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства