Просмотр содержимого документа
«Тема:Однокоренные слова. Корень слова»
Конспект урока по русскому языку 3 класс
Тема:Однокоренные слова. Корень слова
ПЕРЕЙТИ К ФАЙЛУ
Цели урока: совершенствовать умение находить однокоренные слова, выделять в словах корень; развивать мышление.
Формируемые УУД: учащиеся научатся находить однокоренные слова, выделять в словах корень, развивать свою речь. Умение распознавать однокоренные слова в тексте и самостоятельно их записывать , различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы, слова с омонимичными корнями Ход урока.
1. Организационный момент
2.Работа со словом из словаря
-Отгадайте загадку. Закопали в землю в мае И сто дней не вынимали, А копать по осень стали- Не одну нашли , а десять! Как её названье ,дети? (картофель) -Найдите слово Картофель в орфографическом словаре -Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограммы. -Составьте предложение со словом картофель. Запишите. -Запомните написание этого слова.
3. Самоопределение к деятельности
-Послушайте сказку и подумайте , о чём пойдет речь сегодня на уроке. Встретились однажды корень куста и корень слова. -Здравствуй,- говорит один ,-я, корень, а ты кто? -А я тоже корень ,-отвечает другой. -Я в земле живу ,-сказал первый .-А ты где живёшь? -А я, в словах, -ответил второй -Ну какой же корень может быть в словах ,усмехнулся первый. -Кто догадался, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?(об однокоренных словах) -Прочитайте слова Море ,морж, морская. -Найдите лишнее слово. Докажите. -Сформулируйте тему урока. 4.Работа по теме урока
-работа с учебником Упр.107(с.61) - Прочитайте -Докажите, что в правом столбике записаны однокоренные слова. Как называется общая часть родственных слов?(корень) -Выполните письменное задание к упр. -Прочитайте однокоренные слова , назовите корень. -Прочитайте правило -Какие слова называются однокоренными?. -Как пишется корень в однокоренных словах? Прочитайте правило ещё раз .Закройте учебники. Расскажите правило соседу по парте. Упр.108(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка)
5) Игра «Третий лишний»
-Найдите лишнее слово в каждой строчке. 1)Желток ,железо ,жёлтый. 2)Носильщик ,нос, носатый 3)Часовщик ,часть, час. 4)Печурка, печать, печник. -А достаточно ли однокоренным словам иметь общую часть?(нет) -Что у них ещё должно быть общее?( лекс. Значение) -Послушайте рассказ. Чужак. Собрались у воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются . Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с водорослями заиграла. Водичка по макушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая вода на крыльцо. Глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему идти прочь в свою семью. Пошёл чужак пригорюнился .Где ему родственников искать. -Кто же оказался чужаком среди родственников Воды?(водитель) -Почему гости не сразу приметили чужака?( В этом слове тоже корень Вод) -Не поможете ли ему тоже найти своих родственников?(Водит и др.) -Составьте список родственников Воды. Выделите в словах корень.
6.Физминутка
7.Закрепление изученного материала.
Упр.110(с.62) (самостоятельное выполнение проверка) -Назовите синонимы Назовите однокоренные слова.
8.Рефлексия
Спишите однокоренные слова выделите в них корень .Допишите в каждый ряд слово, которое нельзя переносить. 1)Бегать, бегун пробег, беговой. 2)Домашний, домишко, домовой, домик. 3)Светить, светлый , светленький, светильник. 4)Конюшня, конный, конница, коняга. -Какие слова называются однокоренными. -Как пишутся корни в однокоренных словах. -Оцени свою работу на уроке.