2. Постановка целей | - Садитесь удобнее внимательно читайте и слушайте притчу. Карта - мысли. (Приложение 1) Притча о Добре и Зле Есть такая притча о добре и зле. Однажды Добро пришло в гости ко Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положило соль. Добро попробовало соленый чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило за угощение. А когда Добро уходило от Зла, оно сказало: «Что – то сахар у вас не очень сладкий. .. (- Придумайте продолжение притчи.) Вот вам деньги, купите себе конфет к чаю». Зло все перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги. Так добро отплатило Злу добром за зло. - Над чем заставила задуматься притча? -Чему учит притча? (платить добром) | Формулировка задания Учитель читает окончание притчи. | Ученики читают притчу в «Карте – мысли» (по цепочке). Придумывают продолжение притчи. Рассказывают – 2-3 человека. Отвечают на вопросы. | | Слайд 2 |
3.Определение темы урока. | - Определите тему урока. В конце урока мы должны дать ответ на этот вопрос. - Какими качествами должен обладать добрый человек? - Итак, тема урока «Добро и зло» Добро и зло! Это этические понятия, особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Добро и Зло – два вечных спутника, Идут по жизни с нами до конца. Как разделить их, чтоб не мучиться, И не болела по ночам душа. Добро – такое теплое, как солнышко, А зло – оно холодное, как лед. | Формулировка задания Подведение учащихся к формулированию темы урока. | Формулирование темы урока | структура ТЭЙКОФ – ТАЧ ДАУН «встать – сесть». | Слайд 3 Слайд 4 |
4.Работа по теме урока. Работа в парах. | 1. Дайте определение «добра и зла». 2. Давайте посмотрим, как разные художники воплотили в своих произведениях образы добра и зла. -Кто на этом рисунке (слайд 7) воплощает добро, а кто – зло? Почему? - Лицо человека отражает то, чему он служит – добру или злу. Не случайно говорят: “Лицо – зеркало души”. Об этом важно помнить. Все наши поступки видны на лице! Черный цвет как противоположность белому 3. Распредели слова на две группы. Карта –мысли». Отзывчивый, ласковый, мягкосердечный. (нежный, верный) Нечуткий, грубый, жестокий. (эгоистичный, лживый) -Какие прилагательные можете добавить к данным понятиям? Вывод: качества, которыми должен обладать добрый человек 4. Есть ли на этом рисунке образ зла? -Можем ли мы здесь черный цвет рассматривать как противоположность белому? -Что же выражает как бы перевернутое дерево в земле? (корни). -Подумайте: корни, сокрытые землей, их не видно, но они белого цвета, и при этом из них вырастает прекрасное дерево. -О чем нам хотел сказать художник? (О том, что добро хорошо совершать незаметно, в своём сердце, тогда результаты будут радовать всех окружающих). 5. А чтобы зло не проникло, предлагаю вам собрать пословицу и выстроить из слов дорогу добра. «Карта – мысли» Ответ: Добрый человек придёт, словно свету принесёт. 6. ПОМНИ: Попробуй не наступить, а уступить. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а поделиться. | Формулировка задания | Дают определения. Работают с «Картой – мысли» (Приложение 1) Выполняют работу в парах. Ответы учащихся Работа с «Картой – мысли» (Приложение 1) Выполняют работу в парах. | Для проверки выполнения применяется структура ТЭЙКОФ – ТАЧ ДАУН «встать – сесть». Для проверки выполнения применяется структура ТЭЙКОФ – ТАЧ ДАУН «встать – сесть». | Слайд 5,6 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10. Слайд 11 Слайд 12 |
5.Физминутка | 1.Стряхнули с себя лень и усталость. 2. Потянулись к звездным далям. 3. Спрятались (присели) от бед и опасностей. 4. Улыбнулись друзьям и солнышку. 5. Без шума, тихо приземлились за своими рабочими столами. | Выполнение задания вместе с учащимися | Проводят ученики (2 – 3 чел.) Выполняют упражнения | структура ТИМ ЧИР – «кричалка, девиз». ТИМ ЧИР – это короткое, веселое упражнение | |
6. Творческая работа | - Художники, как люди особенно все остро чувствующие стремятся в своих картинах рассказать о чувствах, эмоциях людей. Чтобы человек – задумался о том, как много добра, зла, несправедливости в нашем мире. - Какими красками вы бы изобразили зло? - Посмотрите на это сочетание цветов. Даже яркие цвета здесь кажутся тревожными, потому что окружены тёмными. - Посмотрите на эти краски. Эти цвета веселые: в них много солнечного цвета - А вот какие краски вы бы взяли, чтобы изобразить добро? Но не только цвет помогает изобразить добро и зло. Нарисовать рисунок на тему: «Как вижу я добро и зло». (Звучит музыка Ф.Шопена) -Оформляется выставка «Ах, вернисаж…» | Формулировка задания Оформляет выставку | Ответы детей Выполняют работу Оформляют выставку | | Слайд 13 Слайд 14 Слайд 15 |
7. Домашнее задание на выбор). | 1. Продолжить сказку самим и предложить родителям, если у них будет желание, написать свой вариант (текст напечатан на листочках) «На небе появилась огромная черная туча. Она закрыла собой солнышко, сказав ему: «Уходи! Сегодня мой день! Видишь, никого нет на улице. Все дети сегодня дома сидят и гулять не будут, потому что я не люблю детский смех, не люблю дружные игры!» И туча развалилась на небосклоне, стала любоваться скучной картиной…». 2. Найти рассказы писателей о добрых поступках людях, приготовить краткий пересказ. | Объяснение домашнего задания | Дети записывают задание в дневниках. | | Слайд 16 |
10. Итог урока. Рефлексия. | Ребята, закончить наш урок я бы хотела словами древнегреческого философа, мыслителя Аристотеля. «Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добро, а для того, чтобы стать хорошими людьми». Большое спасибо за работу. | Обращение внимания на конечный результатх учебной деятельности обучающихся на уроке | | | Слайд 18 |