Предмет | «Русский язык» |
Учитель | Фёдорова Елена Владимировна |
Образовательное учреждение | МОУ «СОШ № 9», город Воскресенск, Московская область |
Класс | 2 «А» |
Тема II триместра: | «Части речи» |
Тема урока | «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные» |
Место данного урока в учебном плане | 8-й урок по теме |
Тип урока | Решение учебной задачи |
Технология построения урока | 1) Мотивация к учебной деятельности. 2) Актуализация опорных знаний. 3) Электронная физминутка для глаз. 4) Постановка учебной проблемы. 5) Первичное применение знаний. Работа в парах. Дифференцированная работа. 6) Электронная физминутка. 7) Закрепление и совершенствование умений. 8) Рефлексия учебной деятельности. 9) Итог урока. 10) Домашнее задание. |
Цель урока | Формирование понятия одушевленные и неодушевленные имена существительные. |
Задачи урока | Образовательные: формировать представление об имени существительном как части речи, пользуясь комплексом грамматических признаков: вопрос, значение; ознакомить с обобщенным лексическим значением имен существительных: являются названиями людей, вещей, явлений природы и т.д.; формировать умения классифицировать имена существительные и ставить к ним вопросы (кто? что?); Способствовать развитию у школьников логического мышления при систематизации имён существительных по тематическим группам; умение выделять главное, существенное, обобщать, логически излагать свои мысли; развивать орфографическую зоркость учащихся, познавательную активность; Воспитывать культуру поведения во время парной, фронтальной, индивидуальной работы; интерес к русскому языку. |
Основные термины и понятия | Имя существительное, одушевлённое, неодушевлённое, орфограмма. |
Планируемые результаты | Предметные: обучающиеся научатся распознавать имена существительные, различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уроке; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Методы | Частично-поисковый, практический, деятельностный, объяснительно-иллюстративный. |
Ожидаемый результат | В результате изучения темы обучающиеся должны: - распределять имена существительные на группы одушевлённых и неодушевлённых предметов; - определять в художественном тексте имена существительные одушевлённые и неодушевлённые; - строить предложения с именами существительными одушевленными и неодушевленными. |
Используемые современные технологии | Информационные и – коммуникативные технологии (презентация). Технология проблемного обучения (проблемный диалог, проблемная ситуация для определения границ знания – незнания обучающихся). Здоровьесберегающие технологии. Обучение в сотрудничестве (работа в парах). Технология развития критического мышления (тест). Технология творческой деятельности (работа с ребусами.) Технология разноуровневого обучения (работа с раздаточным материалом). Игровая технология (дидактическая игра «Фотограф»). |
УМК | «Школа России» |
Формы организации учебной деятельности | Индивидуальная, фронтальная, работа в парах. |
Межпредметные связи | Окружающий мир. |
Оборудование | Мультимедийный проектор, экран, компьютер, школьная доска. Мультимедийная презентация «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные». Учебник 2 класс «Русский язык» часть 2, автор В.П. Канакина, М., «Просвещение»2014г. Тетрадь. Веер букв. Раздаточный материал Демонстрационный материал (ребусы). |
Интернет ресурсы | http://radikal.ru/F/s41.radikal.ru/i092/1108/60/e918556f2ee2.jpg.html http://radikal.ru/F/s007.radikal.ru/i301/1103/99/6199f83a006a.png.htm http://radikal.ru/F/i082.radikal.ru/1104/4f/315eaf1515d8.png.htm http://radikal.ru/F/i060.radikal.ru/1008/11/c307d759d821.png.html |
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
Осуществляемые действия | Формируемые умения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Моти-вация к учебной деятельности. | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. (Слайд 2.) - Возьмёмся за руки, друзья, Без дружбы нам никак нельзя: Уметь прийти на помощь другу, Утешить, поддержать подругу. И наш урок, признаться честно, Пройдет активно и успешно. Теперь друг другу улыбнёмся, И на работу соберёмся. И все проблемы – пустяки, Ведь все мы вместе – знатоки. | Приветствуют учителя, организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных принадлежностей на столе. | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. | Регулятивные: - самостоятельно организовывать свое рабочее место; - настроить обучающихся на позитивную деятельность. |
II. Актуализация опорных знаний. 1.Словарно- орфографическая работа. 2. Чистописание. 3. Выполнение транскрипции. 4. Анализ изученного содержания. | Фронтальная. Словесный, практический. Письмо. Индивидуальная. Практический. Письмо. Индивидуальная. Практический. Письмо. Фронтальная. Словесный. Беседа. Письмо. | 1.Работает с классом. - Отгадайте ребусы. (Показ слайдов 3 – 10. Слова: Огурец, помидор, картофель, морковь). -Какие буквы были пропущены в словах? (Слайд 11.) - Запишите эти буквы в тетрадь. -А теперь запишем по памяти слова, написание которых мы повторили. Проверка. (Слайд 12.) - Предлагаю выполнить транскрипцию 1 слова по выбору. - Проверяем. (Слайд 13). -Какой частью речи являются эти слова? Почему? -Почему эта часть речи получила такое название? -Что вы узнали о лексических значениях имён существительных? -Дополните эту группу другими словами из словаря, запишите их, проверьте. | Учащиеся работают с учителем по слайдам 2,3,4,5,6; повторяют написание слов с непроверяемыми орфограммами, показывают сигнальные карточки с буквами. Отвечают на вопросы учителя (гласные). Прописывают буквы в воздухе. Записывают в тетрадь. Записывают в тетрадь по памяти слова: Огурец, помидор, карто-фель, морковь; выделяют в них орфограмму, ставят ударение. Записывают в тетрадь любое слово, ставят ударение, делают транскрипцию. Отвечают на вопросы: -Существительное. Обозначают предмет, отвечают на вопрос: что? -Имена существи-тельные получили такое название потому, что обозна-чают всякий предмет, который существует в окружающем нас мире. -Они разнообразны. Предполагаемые слова: капуста, горох. | Совершенствуют навыки разгадывания ребусов. Усваивают написание непроверяемых слов. Контролируют работу партнёров. Отрабатывают знания словарных слов. Вырабатывают каллиграфический почерк. Вырабатывают правильность написания непроверяемых слов. Вырабатывают правильность выполнения транскрипции. Вырабатывают правильность написания непроверяемых слов. | Познавательные УУД: Общеучебные: - поиск и выделение информации; Логические - анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; Коммуникативные. Постановка вопросов ( инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). Регулятивные: Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона). |
III. Электронная физкульт-минутка для глаз. | Коллективная. Практический. | Физминутка для глаз. (Слайд 14). | Выполняют движения глазами, следя за картинкой на экране. | Осуществляют профилактику переутомления. | Личностные: умение применять правила охраны своего здоровья. |
IV. Постановка учебной проблемы. | Фронтальная. Словесный. Беседа. Письмо. | - Посмотрите на экран. (Слайд 15). - Назовите предметы, изображённые на экране (Тетрадь, учительница, пальто, заяц, карандаш, собака). -Какой частью речи являются записанные слова? Докажите. Появляются записи: Имя существительное. Кто? Что? (Слайд 16). - Разделите все эти существительные на две группы. Запишите в два столбика - Какие имена существительные в первой группе? - Во второй. Выдвигает проблему. - Почему же одни существительные отвечают на вопрос кто?, а другие – на вопрос что? - Прочитайте тему (Слайд 17.) и сформулируйте задачи урока. | Называют предметы. Отвечают на вопросы. - Имя существительное. - В первой группе существительные, отвечающие на вопрос кто?, во второй группе – на вопрос что? Записывают слова в 2 столбика. - Одни обозначают живые существа, а другие неживые предметы. Читают, предлагают формулировки задачей урока. | Принимают учебную задачу, сформулированную с помощью учителя. Принимают учебную задачу, сформулиро-ванную учителем. | Познавательные: формулирование задач с помощью учителя. |
V. Первичное применение знаний. Работа в парах. Дифференцированная работа. 1. Повторение правила. 2. Работа в парах. 3. Классификация. Игра «Кто или что?» | Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа. Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо. Словесный, практический. Дидактическая игра. | - Прочитаем правило от тётушки Совы. -Как называются имена существительные, отвечающие на вопрос кто? - Как называются имена существительные, отвечающие на вопрос что? Формулирует задание. - Из данных слов, выберите и запишите только существительные. Дайте общее название данной группе слов. 1 пара: Учитель, писать, красивый, солдат, девочка, умный, ученик. (Люди) 2 пара: Сирень, холодный, подснежник, растёт, помидор, зелёный, сосна. (Растения) 3 пара: Лисица, рыжая, медведь, спит, морж, тигр, хищный. (Звери) 4 пара: Мороз, тёплая, туман, дождь, дует, ветер. (Явления природы) 5 пара: Красивое, юбка, платье, пробегает, сапоги, сидит, варежки. (Одежда) - Как можно их назвать одним словом? - Проверяем. (Слайд 18).
Называет имена существительные: Мяч, собака, комар, одежда, снег, картина, художник, пилот, друг, скромность, хитрец, девочка. | Рассказывают правило. Читают слова. Находят имена существительные. Записывают в тетрадь. Осуществляют классификацию имён имён существительных. Уч.-ся поднимают руки вверх, если это одушевленные имена существительные, и хлопают в ладоши, если названы неодушевленные имена существительные. | Воспроизводят правило, приводят примеры. Находят существительные. Объясняют лексическое значение слов – имён существительных. Умеют выполнять действия по алгоритму. Осуществляют классификацию слов, обозначающих одушевлённые предметы. Контролируют действия партнёра. Применяют правило. Различают одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, выполняют условные движения. | Познавательные: Общеучебные -формулирование познавательной цели; Логические - анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; - построение логической цепи рассуждений; - доказательство. |
VI. Электроннаяфизкульт минутка | Коллективная. Практический | Электронная физминутка. (Слайд19). | Дублируют движения героев мультзарядки. | Осуществляют профилактику утомления. | Личностные: умение применять правила охраны своего здоровья. |
VII. Закрепление и совершен ствование умений. 1.Работа со стихотворением. 2. Классифика-ция. Дидактическая игра – соревнование «Фотограф». 3. Работа по учебнику. 4. Работа с тестом. | Индивидуальная, групповая. Словесный, практический, проблемный. Чтение, беседа, письмо. Дидактическая игра. Индивидуальная. Практический. Письмо. Индивидуальная. Практический. | - Прочитайте стихотворение. - Вставьте подходящие по смыслу имена существительные. - Спишите. У _________ высокий рост. Цыплёнка У _________ пушистый хвост. Слона У _________ крепки рожки. Волка У _________ тонки ножки. Мартышки У _________ толсты губы. Козлёнка А у _______ остры зубы. Лисы Сам придумай про ежа, Про ужа и про чижа! - Красным карандашом подчеркните одушевлённые имена существительные, а зелёным – неодушевлённые. - Проверяем. (Слайд 20). Даёт инструкцию по выполнению задания. -Представьте, что вы фотографы. (Слайд 21). - Предлагаю выполнить работу по вариантам. - Учащиеся, сидящие в 1 варианте, сфотографируют те предметы, названия которых отвечают на вопрос кто? - Учащиеся, сидящие во 2 варианте, сфотографируют те предметы, названия которых отвечают на вопрос что? - На ваших столах лежат картинки. (См. прил.) - Обведите нужные для вас объекты. - Запишите их название с вопросом. Кто? …, …, … . Что? …, …, … . Цель: как можно больше «сфотографировать» предметов. (Слайд 22). - Откроем учебники и выполним упражнение 80 на странице 48 в соответствии с заданием. (Слайд 23 – 24.) Даёт инструкцию по выполнению задания. Выбери правильный ответ: Выбери вопросы, на которые отвечают имена существительные Что делают? Какое? Кто? Какая? Что? Что делает? Какой? 3. Найди и зачеркни лишнее слово Дождь, дятел, Москва, весна, лететь, ребёнок. 4.Выбери одушевлённые имена существительные мальчик метель роса ученица лисица врач - Проверяем. (Слайд 25 – 28.) | Принимают учебную задачу. Определяются в пары, работают сообща. Выполняют работу в тетрадях. Отчитываются о проделанной работе. Выявление границ применимости нового знания. Выполняют упражнение, в соответствии с заданием. Выполняют тест, в соответствии с заданием. | Открыто осмысливают, применяют на практике полученные знания. осуществляют метапредметные связи. Работая по вариантам, находят слова. Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества, аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания. Анализируют, ищут пути решения проблемы, строят речевые высказывания в устной форме, вспоминают изученный материал. Ищут пути решения проблемы, вспоминают изученный материал. | Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование; коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации; регулятивные : планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование. |
VIII. Рефлексия учебной деятельности. | Фронтальная. Словесный. Беседа. | - Когда работа завершена, важно оценить её результаты (определить все минусы и плюсы). Если допущены ошибки, нужно их исправить и больше не повторять. (Слайд 29.) -Закончите фразы, отражающие отношение ученика к происходящему на уроке. Сегодня на уроке я научился … Мне понравилось … Было интересно … Эти знания мне пригодятся … Своей работой я … (доволен, не доволен) - Оцените свою деятельность на уроке на карточке. (см. прил 5.) | Дополняют предложения. Заполняют карточки. | Осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке. | Регулятивные: Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). Личностные: Нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор). |
IX. Домашнее задание. | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | - Стр. 48 выучить правило, выполнить работу над ошибками, стр. 28 в раб. тетр. (Слайд 30.) - Спасибо за урок. (Слайд 31.) | Записывают домашнее задание, слушают учителя. | Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития. | Познавательные: общеучебные -поиск и выделение информации. |