Мотивировать, заинтересовать учащихся предстоящей работой на уроке. | -Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Меня зовут Дарья Александровна . Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. А начать наш урок я хочу вот с такого стихотворения: Всем, всем - добрый день! Прочь с дороги, злая лень! Не мешай учиться, Не мешай трудиться! Ну, ребята, чур, молчок! Начинается урок. | Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на работу. | | Личностные: формирование интереса и на его основе положительной мотивации к учебной деятельности | 1 мин |
Актуализировать знания обучающихся. | -Ребята, прежде, чем приступить к изучению новой темы вспомним, с чем вы знакомились на прошлых уроках. - Скажите, какой раздел, вы сейчас изучаете по литературному чтению? (Литературные сказки) -Хорошо. С какими произведениями из этого раздела вы уже познакомились? («Городок в табакерке», «Сказка о жабе и розе») Почему эти сказки называются литературными?(Есть автор «Городок в табакерке» В.Одоевский, «Сказка о жабе и розе» В.М. Гаршинин ). -Какие жанры литературного произведения вы знаете? (сказка, рассказ, стихотворение, пословица, басня и т.д.) -Верно, что такое сказка? ( Повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях) -Скажите, знаете ли вы, какие бывают виды сказки? (бытовые, волшебные, про животных) -Чем же они отличаются? (Бытовые отличаются тем, что в их основе лежат события каждодневной жизни, действуют реальные герои: дед, жена, муж, внучка. Волшебные- в них действуют необыкновенные, фантастические герои, добро и правда побеждают тьму, зло и ложь Про животных- животные олицетворяют реальных носителей человеческих пророков в быту(жадность, глупость, трусость, лесть)) | Ведут диалог с практикантом. Разгадывают кроссворд. | | Коммуникативные УУД: умение коротко и ясно излагать информацию. Познавательные: - анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника) | 5 мин. |
Определение темы и цели урока. | -Отлично. Чтобы узнать с каким автором мы познакомимся на сегодняшнем уроке предлагаю разгадать кроссворд -Верно, ребята, сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой Павла Петровича Бажова. -Тему сегодняшнего урока вы сможете узнать с помощью ребуса, который вам представлен на слайде. (Ребус) (ЕЦТЫПОК ЕОНЯРБЕРЕС)??? -Это и будет темой нашего сегодняшнего урока. -Какую цель мы поставим на урок? С каким произведением мы будем знакомиться? (Познакомиться со сказкой П.П.Бажова «Серебряное копытце») -Какие мы можем поставить задачи на наш урок? 1. Познакомиться с творчеством автора, 2. Прочитать и проанализировать произведение | Совместно с учителем формулирую тему урока, его цель. | Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу | Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу; | 5 мин. |
Анализ произведения. | СЛОВО УЧИТЕЛЯ О ПИСАТЕЛЕ. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОБЫТИЙ (если не читали дома) -Давайте еще раз прочитаем название произведения. («Серебряное копытце») - Можем ли мы по названию догадаться, о чем будет говориться в тексте? -Посмотрите на иллюстрацию (с. 190). -О чем это произведение, судя по иллюстрации? Мы проверим ваши предположения, прочитав сказ. СЛОВАРНАЯ РАБОТА. -Но сначала разберем слова, которые вам могут быть непонятны в этом рассказе. (слайд) Барская рукодельня- ручной труд(преимущественно вышивание, вязание, шитьё) Взъесться- невзлюбив, рассердившись, обвинять, бранить Голбчик- приступка для выхода на печь. Пожитки- мелкое имущество. Похлебка- жидкая пища, род супа из картофеля и крупы. Несподручно- неудобно. Пособник-помощник в делах. Покосные ложки- широкие, пологие овраги, покрытые травой. Статочное ли дело-хорошее ли дело. ПЕРВИЧНОЕ ЧТЕНИЕ. -Откройте, учебник на странице 180 -Я начну читать, вы следите за мной, потом продолжите. -Ваша задача во время чтения найти все непонятные слова, которые встретятся в тексте, выделите карандашом. Потом мы объясним их значение. ФИЗМИНУТКА. Раз - подняться, потянуться, Два - согнуться, разогнуться. Три - в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать (2 раза) -Немного отдохнули. Предлагаю нам всем вместе продолжить СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА. -Мы выяснили, что сказку можно разделить на 4 части. -Как мы можем назвать первую часть? Еще раз обратите внимание на первую часть, просмотрите ее глазами. 1. «Девочка-сиротка» Работа в парах. -2-ю, 3-ю и 4-ю части озаглавьте сами, работая в паре. (некоторые пары прочитывают свои варианты) - У меня получился вот такой план. (слайд) План. 1. «Девочка-сиротка» 2. «Принятие в семью» 3. «Жизнь Даренки с Кокованей» 4. «Чудо-козлик» РАБОТА С СОДЕРЖАНИЕМ (Если останется время) Ваши впечатления от прочитанного? Понравилась ли вам произведение? Чем? - Почему, по вашему мнению, Кокованя решил взять Дарёнку к себе в дом? (Кокованя был одинок, тоскливо ему было одному. Кокованя не был счастлив, одиночество его угнетало.) - А почему девочка согласилась идти жить к Коковане? (После смерти родителей Дарёнка тоже оказалась в одиночестве. Она чувствовала себя в приёмной семье лишней и никому не нужной. Потому то и “кошку драную” подобрала, и на предложение Коковани согласилась. Девочка, как и Кокованя, нуждалась в любви, заботе, внимании.) - Как зажили втроём Кокованя, Дарёнка и Мурёнка? Как они относились друг к другу? (Зажили они дружно, весело. Относились друг к другу с любовью и вниманием, заботясь и помогая друг другу) - Можно сказать, что они были счастливы? (Да. Кокованя заменил Дарёнке умерших родителей, а Дарёнка вернула Коковане семью. У каждого человека должна быть семья, родная или приёмная. Человек не может быть счастлив без семьи, без детей, без друзей.) -Молодцы, ребята | Слушаю биографию писателя. Дают ответ на вопрос. Работают с неизвестными словами. Следят за текстом. Первичное чтение текста. Участвуют в физминутке. Составляют план Отвечают на вопросы. Рассуждают, высказывают свое мнение | -знакомятся с биографией автора; -познакомятся с произведением П.П. Бажова «Серебряное копытце» | Личностные: -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; -формирование познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи; Коммуникативные: - высказывать свою точку зрения; -слушать, слышать и понимать других людей; -строить понятные высказывания для окружающих людей | 35 мин. |