kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта внеурочного занятия «Знакомство с шахматной фигурой. Король»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном файле представлена технологическая карта внеурочного занятия по курсу "Шахматы в школе" в 1 классе по теме "Знакомство с шахматной фигурой. Король"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта внеурочного занятия «Знакомство с шахматной фигурой. Король»»

Технологическая карта внеурочного занятия по курсу «Шахматы в школе» в 1 классе по теме «Знакомство с шахматной фигурой. Король»

Автор: Политова Татьяна Дмитриевна, учитель начальных классов МАОУ «СОШ №14» г. Перми


Технологическая карта внеурочного занятия


Название предмета

Шахматы

Тема

«Знакомство с шахматной фигурой. Король»

Класс

Тип урока

Открытие новых знаний

Форма организации

занятие - исследование

Технология

игровые технологии; технология, основанная на создании

учебной ситуации.


Цель урока

познакомить детей с шахматной фигурой «король»;

- показать место короля в начальной позиции;

- ознакомить с ходом и взятием короля.



Планируемые результаты:

Предметные








Метапредметные











Личностные



- знать шахматные термины: белое и черное поле,

горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры,

начальное положение,

- знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь,

король;

- знать правила хода и взятия каждой фигурой;

- различать диагональ, вертикаль, горизонталь;


- определять и формулировать цель деятельности с

помощью учителя

- проговаривать последовательность действий

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое

от уже известного с помощью учителя.

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы,

используя свой жизненный опыт и информацию,

полученную от учителя.

- перерабатывать полученную информацию: делать

выводы в результате совместной работы всей группы.

- слушать и понимать речь других.

- определять и высказывать под руководством педагога

самые простые общие для всех людей правила поведения

при сотрудничестве (этические нормы)

- в предложенных педагогом ситуациях общения и

сотрудничества, опираясь на общие для всех простые

правила поведения, делать выбор, при поддержке других

участников группы и педагога, как поступить,

справедливости и свободе.


Место проведения

класс


Время урока

40 мин


Наглядность

Демонстрационная магнитная настенная шахматная доска

и магнитные шахматные фигуры, шахматные настольные

наборы, стихи о короле, ферзе, коне, ладье, пешке,

изображение начального положения шахмат на

шахматной доске

Распечатки из рабочей тетради № 2 стр. 8-9 «Король:

ход, взятие» к учебнику УМК И.Г.Сухина «Шахматы,

первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн

полны»» для 1 года обучения



Материалы для практической работы



Оборудование

мультимедиа, секундомер

Учитель

Политова Татьяна Дмитриевна


Часть

урока

Технология

проведения

Содержание и ход урока

Дозировка

(мин)

Формируемые

УУД

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Подготов

ительная


1.Самоопределение к деятельности

Цель: Создание ситуации для самоопре-

деления обучающихся и принятие ими цели урока.


-Здравствуйте, ребята!

Вот звонок нам дал сигнал:

поработать час настал.

деятельност

Так что время не теряем

И работать начинаем

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно.

На урок торопит нас,

Шахматы сейчас у нас.


Дети

приветствуют

друг друга.


1 мин

Проявление положительного отношения к учебной деятельности и формирование мотивации к учению


2. Актуализация опорных знаний

Цель: подготовка к активному

Усвоению нового материала.


Вильгельм Стейниц:

Шахматы не для слабых духом.

-Ребята, а вы считаете себя сильными духом?

-Могли бы вы отправиться на битву?

-А на битву «умов»?

- Предлагаю собрать шахматную армию.

Мы с вами отгадываем загадки, собираем пазл,

выбираем соответствующую шахматную фигуру и

ставим на шахматные доски (на настольные и на

демонстрационную).

По мере отгадывания загадок повторяем ходы

ладьи, слона, коня, пешек, ферзя, их

расположение на шахматной доске.


По углам доски стоят,

Украшают войска ряд.

(Ладьи)

Он, не цокает, конечно,

Но легко перешагнём

Через ряд фигур и пешек

Этим шахматным…

(Конём)

Он наискосок идет,

Только прикажи.

В плен противник попадет,

Вставший на пути.

(Слон)

Может он ходить и прямо,

И наискосок.

Высоко его оценит

Опытный игрок.

(Ферзь)

Быть особо защищённым –

У него такая роль,

Это правило резонно,

Потому что он -…

(Король)

- Ребята, все ли войско собрано? Каких фигур не

хватает?

Кто не любит прыг да скок?

Кто ходить привык без спешки

И берёт наискосок?

Ну конечно, это -…

(Пешки)

-Сколько всего белых фигур на поле? Черных?

-Придумайте вопрос, чтобы получилась задача.

Решите её.



Обучающиеся

отвечают.

Собирают

армию из

шахматных

фигур.

Рассказывают


5-6 мин

Использовать имеющиеся знания и опыт (регулятивные УУД)

знать шахматные термины: белое и черное поле,

горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры,

начальное положение,

- знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь,

король;


(познавательные УУД)

Основная

часть

3.Изучение нового материала

- Ни одно королевство не может существовать без короля. Сегодня мы познакомимся с самой главной фигурой.

Король:

Король любит гладкий, расчищенный путь:
В любую он сторону может шагнуть,
Однако легко ты заметишь дружок,
Что в силах он сделать не шаг, а шажок.
Всего одно поле - вот шага длина,
Не очень проворен Король - старина.
Зато начеку королевская рать -
Задача её - Короля охранять.
Ведь если б Король беззащитный погиб.
Фигуры войну продолжать не могли б.
Запомни: Король всех главней, всех важней,
Нет в Шахматном войске важнее вождей.

- Король - самая главная фигура в шахматах. Без любой фигуры играть можно, без короля - нельзя.

Что мы можем узнать сегодня о короле?

- начальное положение фигуры

- как ходит

- как рубит

- можно ли срубить короля

Давайте посмотрим, где осталось свободное место для королей? Назовите их место в начальном положении.

Хотите узнать, как ходит король? И хоть это - большой секрет, мы вам его сегодня откроем.

осмотрите на первую доску, куда может пойти король с этой позиции.

Посмотрите, так же ли вы указали направления ходов короля. И сделайте вывод, как же ходит король.


 На что получился похожим рисунок на втором поле? (на солнце)

Король рубит, как ходит, только на одну клетку. Король не может рубить защищённую фигуру. Нельзя ставить короля под удар. Короля рубить нельзя.

Сейчас мы проверим, все ли усвоили, как рубит король?

Какую фигуру может срубить король, не подставляя себя под удар?


Обучающиеся

отвечают.



























Черный - е 8 Белый - е 1


Обсуждают,

какие ходы

может сделать

белый и черный

короли;

- возможное

взятие королем;

- как король

может взять

имеющиеся на

шахматной

доске фигуры;

- более сильные

обучающиеся

решают

занимательные

примеры на

знание

шахматной

силы фигур.




























15-20мин

Осознанно и произвольно осуществлять высказывание в устной форме. Пользоваться накопленными знаниями: ориентироваться в своей системе знаний: находить закономерности. (Познавательные УУД). Использовать имеющиеся опыт и знания (Регулятивные УУД).


4. Физкультминутка


Раз и два, и три, четыре – (руки поочередно: вверх, затем на плечи)

Ставим ноги мы по шире. (ноги на ширину плеч)

Руки вбок, наклон вперед, (руки на поясе, наклон вперед)

Вправо, влево. Вот народ! (наклоны туловища вправо-влево)

Засиделся, застоялся – (руки на плечи),

В шахматы так заигрался (вращения вперед-назад)

Раз – наклон, вправо – два. (наклоны головы влево-вправо)

Отдохнула голова. (вращение головы)

Смотрим вниз, смотрим вверх, (вращательные упражнения)

Охватить нам нужно всех. (для глаз)

Обнять себя, приободрить, (обхватить себя, похлопать по плечам)

И про друга не забыть! (погладить соседа)

Побежали наши ножки (имитация бега)

Вперед, по шахматным дорожкам,

Чтоб друг с другом поиграть

И задачи порешать…

Выполнение шахматной физкультминутки

2 мин



1. Игра «Сделай ход». Правила игры: Дети подходят к шахматам. В игре участвуют четыре ребенка: два короля – черный и белый (дети одевают атрибуты королей), и два помощника (которые кидают шахматный куб и называют ход). Задача королей перейти с одной стороны поля на другую, не столкнувшись друг с другом. Ходим только по очереди. Остальные дети - судьи.

2. Игра «Кто быстрее?». Правила игры: Участвуют два ребенка: два короля – черный и белый.  На напольной шахматной доске расставляется по 3-4 фигуры черного и белого цвета. Задача королей взять все фигуры противника, и не попасть под удар самому.  Остальные дети – судьи и помощники королей.


Деление на  2 команды по форме шахматных фигур.

10 мин

Осознание трудностей и стремление к их преодолению (Личностные УУД). Формировать навыки поисковой деятельности. Способность действовать с позиции содержания предмета. (Познавательные УУД). Формировать умение учебного сотрудничества и коллективного обсуждения проблем, предположений (Коммуникативные УУД)


5. Практическая деятельность.

 


Задания в парах: игра «На уничтожение». Отработка навыков хода «Короля».

Подведение итогов игры: Черный и белый король не могут представлять угрозы, так как не могут атаковать друг друга.


Работа в парах. Выполнение задания:

Дети играют шахматной фигурой «король». Цель игры  на уничтожение шахматного короля противника.

Анализ результатов задания: обсуждение в парах, проанализировать и сформулировать общий результат.


  1. мин

Использовать знаково-символические средства, формировать умения и навыки отбора необходимой информации (Познавательные УУД). Учитывать разные мнения, координировать в сотрудничестве разные позиции. (Коммуникативные УУД). Координировать работу в соответствии со строго определенным образом (Регулятивные УУД)


6.Закрепление

Цель:

Закрепление знаний по изученному материалу


- Наше путешествие подходит к концу. и в шахматном королевстве накопилось много вопросов. Давайте поможем королю ответить на них.

1. Короля можно ставить под бой?

2. Может король пойти с белого поля на белое?

3. Король может перепрыгивать через другие фигуры?

4. Из центра король может пойти в восьми направлениях?

5. Может ли король в начальном положении сделать первый ход?

6. Может ли король обойти всю доску?

7. Король может прыгать через несколько полей?

8. Король не может рубить защищённую фигуру.?

9. Может ли белый король побить белую ладью?


Отвечают на вопросы

5-6 мин

Взаимодействовать с партнером, инициативно сотрудничать в представлении продукта проекта (Коммуникативные УУД).



7.Рефлексия учебной деятельност шахматной тематики.

(итог урока)

Цель:

сделать

выводы о

проделанной работе на

занятии


-Ребята, а сейчас предлагаю вам выбрать из

лежащих на ваших столах красных и розовых

фигурок королей ту, которая наиболее подходит кпочему.

вашим ощущениям от прошедшего урока, а

именно:

если на уроке вы активно участвовали, и все вам

было понятно – выбираете розовую довольную

фигурку, а если что-то не удалось – красную,

сердитую фигурку. Выбранную фигуру

поднимите вверх


Поднимают

королей и если

появляются

красные короли,

ребята

поясняют,

почему.


2-3 мин

Рефлексия способности организовать творческую работу. Рефлексия мотивации, способов деятельности, общения (Личностные УУД)

Самооценивание

(Регулятивные УУД)
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта внеурочного занятия «Знакомство с шахматной фигурой. Король»

Автор: Политова Татьяна Дмитриевна

Дата: 13.08.2019

Номер свидетельства: 517631

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства