kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока «Знакомство со способом выбора написания сочетания [ца] на конце слов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 3 классе. Это урок открытия нового знания. Используется технология деятельностного подхода, ТРКМ ЧП, проблемного диалога. Работа на уроке сопровождается показом презентации с использованием интерактивной доски.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока «Знакомство со способом выбора написания сочетания [ца] на конце слов»»



Технологическая карта урока

Глебовой Е.В.


Предмет

русский язык

Класс

3 класс

Тип урока

Урок открытия нового знания.

Технология построения урока

технология деятельностного подхода, ТРКМ ЧП, проблемного диалога

Тема

«Знакомство со способом выбора написания сочетания [ца] на конце слов»

Цель

Вывести правило написания сочетания [ца] на конце слов: у имен существительных – ца, у глаголов неопределенной формы – ться, у глаголов 3 лица – тся.

Основные термины, понятия

имена существительные, глаголы, неопределенная форма глагола



Планируемый результат

Предметные умения


- часть речи;

-имена существительные;

- глаголы, неопределенная форма глагола, форма глаголов 3 лица ед.числа;

- узнать способ выбора написания сочетания [ца] на конце слов и уметь его применять,

-использовать свои знания при написании слов с сочетаниями [ца] на конце слов;

-рифма, умениеподбирать рифму к слову;

-понятия: транскрипция, орфограмма.
















Личностные УУД:

– самоопределение;

- смыслообразование - установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, а также результатом;

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, осознание ответственности за общее дело.


Регулятивные УУД:

-актуализация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивации к учебной деятельности;

-стабилизация эмоционального состояния для решения поставленных задач;

- выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

- коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

- оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

- целеполагание;

- составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование.


Познавательные УУД:

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;

– анализ, синтез, сравнение, классификация учебного материала;

- знаково-символические действия (моделирование);

- структурирование знаний;

- выдвижение гипотезы и ее обоснование;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

– умение структурировать знания;

- смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной и устной форме;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


Коммуникативные УУД:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

- контроль, коррекция, оценка действий партнера;

- слушать и понимать речь других.



Организация пространства

Формы работы

Ресурсы


фронтальная,

работа в мини-группах.







Книгопечатная продукция

«Русский язык: К тайнам нашего языка: учебник для 3 класса общеобразоват. учреждений» М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко.-Смоленск: Ассоциация XXI век


Технические средства обучения

компьютер

проектор







Дидактические задачи этапов урока


п/п

Этапы урока

Дидактические задачи (цель этапа)

1

Мотивация к учебной деятельности

Создание условий для включения учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне, для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («мне надо»).

2

Актуализация знаний и пробное учебное действие

Создание условий для активизацииэлементов ранее изученного содержания, чтобы облегчить изучение нового материала («я могу»).

3

Выявление места и причины затруднения

Создание условий для выявления и фиксации места и причины затруднения («я не знаю»).

4

Построение проекта выхода из затруднения

Создание условий для целеполагания, мотивации к изучению («я хочу»); формулировке учебных задач урока (учениками).

5

Реализация построенного проекта

Создание условий для «открытия» новых знаний учащимися, определение способа действия, фиксирование через моделирование, решение затруднения.

6

Первичное закрепление

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала в типовых заданиях.

7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Создание условий для самопроверки: выявление пробелов, их коррекция.

8

Включение в систему знаний и повторение

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации

9

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.



Технология изучения





Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся


Мотивация к учебной деятельности

Предметные:


Метапредметные:

регулятивные:

-актуализация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивации к учебной деятельности;

-стабилизация эмоционального состояния для решения поставленных задач.

коммуникативные:

-слушать и понимать речь других.

Личностные:

– самоопределение;

- установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир.


Сегодня у нас не совсем обычный урок. К нам пришли гости.



Пожелаем друг другу хорошего настроения и плодотворной работы.


Слушают.




В парах поворачиваются лицом друг к другу и с улыбкой, обращаясь по имени, желают удачи



Актуализация знаний и пробное учебное действие

Предметные:

- часть речи;

-имена существительные;

- глаголы,

-рифма.

Метапредметные:

регулятивные:

- выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

-актуализация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивации к учебной деятельности;

коммуникативные:

- контроль, коррекция, оценка действий партнера;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

познавательные:

– анализ, синтез, сравнение, классификация;

- структурирование знаний;

Личностные:

- самоопределение.

Напомните, пожалуйста, над каким разделом мы завершаем работу?



Фронтальная работа:

Как можно отличить одну часть речи от другой?

(приём КЛАСТЕР)















Я вижу, что у вас хорошее настроение, радостные лица. Так и хочется сказать в рифму:

В классе радостные лица –

Детям нравится учиться.



Какие слова рифмуются в моих строках?

А что такое рифма?

Какое сочетание слышится на конце моих слов?

Какой части речи мои слова-рифмы? Вывод?







Давайте немного поиграем. Подберите рифмы к словам лица – учиться.




Что мы знаем о частях речи. Глагол.



Фронтальная работа:

Глагол – отвечает на вопросы что делать? что сделать?; обозначает действие предмета; изменяется по временам;

Имя существительное - отвечает на вопросы кто? что?; обозначает предмет; изменяется по падежам;

Имя прилагательное - отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?; обозначает признак предмета; изменяется по родам.











Лица – учиться.

Рифма – это созвучие концовок у слов.

[ца]



Имя сущ. и глагол.

Высказывают свое мнение и делают вывод, что рифмоваться могут слова разных частей речи, главное - созвучие на конце.

Выполняют предложенное задание.


Выявление места и

причины затруднения

Предметные:

-транскрипция.

Метапредметные:

регулятивные:

- выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

- прогнозирование.

коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами;

познавательные:

- выдвижение гипотезы и ее обоснование.

Личностные:

- смыслообразование.

Теперь предлагаю записать предложенные слова в тетрадь.

(на доске транскрипция слов – рифм)

Как грамотно это сделать, объясните?

Почему мы не можем дать объяснение написанию этих слов? (Почему разные мнения?)





Высказывают свое мнение и делают вывод, что не хватает точных сведений, чтоэто новое опасное сочетание.


Построение проекта выхода из затруднения

Предметные:

-орфограмма.

Метапредметные:

регулятивные:

- целеполагание;

- составление плана и последовательности действий;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

познавательные:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Личностные:

- самоопределение.

Сформулируйте тему урока. Для этого назовите опасное сочетание, сообщив, где оно находится.


Какую цель поставим перед собой на этом уроке (записывается на доске)? (Что хотим узнать?)


Для реализации цели, какие задачи вы предлагаете решить?









(приём КОРЗИНА ИДЕЙ)

Есть идеи по теме?







Формулируют тему, цели и задачи урока.

Тема: «Новая опасность письма – сочетание [ца] на конце слов».


Цель:

-вывести правило, которое поможет правильно писать слова с сочетаниями [ца] на конце слов.


Задачи:

- провести исследование по решению затруднения

(либо, если была выдвинута гипотеза, провести исследование по решению гипотезы);

- сделать вывод;

-потренироваться в применении полученных знаний.



Высказывают свои идеи по теме, учитель фиксирует их на доске без обсуждения.


Реализация построенного проекта

Предметные:

- способ выбора написания сочетания [ца] на конце слов;

-умение работать с учебными моделями изучаемых объектов.

Метапредметные:

регулятивные:

- прогнозирование;

- контроль;

- оценка.

коммуникативные:

- контроль, коррекция, оценка действий партнера;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

-слушать и понимать речь других;

познавательные:

- знаково-символические действия (моделирование);

– анализ, синтез, сравнение, классификация,

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;

- смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.

Личностные:

- осознание ответственности за общее дело;


Сделать открытие (либо в проведении исследования)нам поможет наблюдение.


На листочках написаны слова. Разделите их на группы.

(Водица, птица, льётся, гнаться, мчится, лужица, купаться, держаться, слушается).





Сформулируйте вывод: что написано на конце слов в каждой группе?




На обратной стороне листочка предлагаю построить модель рассуждения, опираясь на предложенные части рассуждения на доске (если затруднение – работа в мини-группах).

(приём КЛАСТЕР)

Сравните нашерассуждение с советом авторов учебника на с.17.

Есть что дополнить?

Проговорим хором алгоритм рассуждения.



Вернемся к словам на доске, которые вызвали разногласие и, выполнив рассуждение, дадим грамотное объяснение написанию слов.


Итак, какую задачу на данный момент мы выполнили?

Кто понял – встаньте.


Физминутка.




Делят слова на группы, дают обоснование.

1 группа: водица, птица, лужица – имена существительные.

2 группа: льётся, мчится, слушается – глаголы 3 лица.

3 группа: гнаться, купаться, держаться – глаголы в неопределённой форме.


У имен сущ. – ца.

У глаголов неопр.формы – ться.

У глаголов 3 лица – тся.



Составляют модель алгоритма рассуждения.









Хоровое проговаривание алгоритма рассуждения.


Рассуждают, объясняют и записывают слова.




Провели исследование и вывели правило, которое поможет правильно писать слова с сочетаниями [ца] на конце слов.(Если кто – то остался сидеть – выяснить: в чем трудность).

Проговаривают и выполняют движения.





- самоопределение.



Первичное закрепление



Предметные:

-применение алгоритма рассуждения в выборе написания сочетания[ца] на конце слов.

Метапредметные:

регулятивные:

- контроль;

- оценка.

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

познавательные:

– умение структурировать знания;- анализ, сравнение, классификация,

Личностные:

- смыслообразование.

Какие поставленные задачи мы выполнили?


Что теперь предстоит нам сделать?



Рассмотрите задания в учебнике.

Какие из них помогут нам применить наше сегодняшнее открытие?


Предлагаю № 384выполнить совместно, а № 385 возьмем для самостоятельной работы.


Кто считает, что усвоил алгоритм рассуждения и готов к самостоятельной работе на уроке?

Вывели правило, которое поможет правильно писать слова с сочетаниями [ца] на конце слов.Теперь нам надо потренироваться в применении полученных знаний.


Дети рассматривают задания и делают вывод: упражнение 384, 385, 386.



Выполняют с комментированием.



Самооценка.

Самостоятельная работа

с самопроверкой по эталону

Предметные:

- применение алгоритма рассуждения в выборе написания сочетания [ца] на конце слов.

Метапредметные:

регулятивные:

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью коррекции;

- оценка;

коммуникативные:

познавательные:

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные:

- смыслообразование.

Пришло время поработать самостоятельно - № 385.

Кто затрудняется? (Карточка – помощник).




Проверим. (На доске записаны слова.)

Объясните написание.




Читают и выполняют задания, оценивая свои возможности. При необходимости обращаются за помощью.


Самопроверка.

Включение в систему знаний и повторение

Предметные:

-использование алгоритма рассуждения в выборе написания сочетания [ца] на конце слов в свободной речи;.

-умение работать с учебными моделями изучаемых объектов и явлений

Метапредметные:

регулятивные:

- контроль;

- оценка.

коммуникативные:

- контроль, коррекция, оценка действий партнера;

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

познавательные:

– анализ, синтез, сравнение, классификация,

Личностные:

- смыслообразование;

- самооценка.

Теперь поработаем над применением алгоритма рассуждения в выборе написания сочетания [ца] на конце слов в свободной речи.

Предлагаю записать на листочке на свободных строках в нужный столбик свои слова – рифмы (можно те, которые говорили, можно новые).


Оцените себя: приём УВЕРЕН - СОМНЕВАЮСЬ.



*Дополнительно работа в парах

Скажите своему соседу слово на новое правило. Партнёру нужно составить и записать предложение с этим словом.









Дети записывают несколько слов (1-2 минуты).




На полях ставят ! или ?









Рефлексия учебной деятельности на уроке

Предметные:

-способ выбора написания сочетания [ца] на конце слов.

Метапредметные:

регулятивные:

- волевая саморегуляция.

коммуникативные:

- контроль, коррекция, оценка действий партнера;

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

познавательные:

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

– анализ, синтез, сравнение, классификация,

Личностные:

- самооценка.

Работа в мини-группах.

Подвести итог нашему уроку помогут 6 шляп.

(Приём ШЕСТЬ ШЛЯП)






Домашнее задание по выбору:

- № 386;

- составить и записать 5-6 предложений со словами на новое правило;

- сочинить стихотворение, используя слова на новое правило.


СПАСИБО ВСЕМ ЗА УРОК!


Высказывают свое мнение:

Белая – факты по уроку.

Жёлтая – положительные моменты урока.

Чёрная – отрицательные моменты урока.

Красная – эмоции от урока.

Зелёная – где пригодится новое знание.

Синяя – вывод.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Глебова Елена Владимировна

Дата: 20.08.2020

Номер свидетельства: 556070

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Презентация для интерактивной доски «Знакомство со способом выбора написания сочетания [ца] на конце слов»"
    ["seo_title"] => string(80) "prezentatsiia_dlia_interaktivnoi_doski_znakomstvo_so_sposobom_vybora_napisaniia_"
    ["file_id"] => string(6) "556071"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1597873295"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства