Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата;
Регулятивные: принимать и выполнять учебную задачу; учитывать выделенные с учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников; осуществлять запись выборочной информации; строить сообщения в устной и письменной форме; устанавливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и его воздействием на природу Забайкалья; обобщать и систематизировать полученные знания о истории родного края;
Коммуникативные: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; строить понятные для партнера высказывания; задавать вопросы;
Предметные результаты: использовать естественно- научные тексты с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных и письменных высказываний;
Этап урока, цель | Методы, приёмы работы | Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) | Дидактические средства, оборудование | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Орг. момент Цель: подготовка учащихся к работе на уроке | Методы: словесный | Ф, И | | Приветствует учащихся: Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать, Научитесь наблюдать, Будем вместе развивать у себя внимательность, А поможет всё узнать наша любознательность. -Садитесь, ребята. | -Приветствуют учителя, садятся. |
Актуализация знаний Цель: повторение ранее изученного материала, фиксация затруднения. | Методы: словесный Приёмы: беседа | Ф, И | Рабочая тетрадь | -Ребята, вспомните тему прошлого урока. -Какое домашнее задание вам было дано? -Откройте рабочую тетрадь на стр 50. -Один называет, а вы проверяете. -Ребята, у всех так? -Давайте проверим, как вы выполнили его. -Хорошо молодцы! | -Связь поколений и времён в истории. -Выполнить задание 4. -Проверка домашнего задания. |
Постановка темы и цели урока Цель: формирование умения формулировать тему, цель урока, составлять план по решению поставленной цели урока. | Методы: наглядный, практический Приёмы: работа с карточками | Ф, И | ребус | -Тема урока у нас непростая. А чтоб узнать ее, мы должны разгадать с вами ребус. -Какое слово получается? -Ребята, как будет звучать тема нашего урока? -Тема нашего урока: «Топонимика улиц города Читы» -Какую цель вы для себя поставите на этом уроке? | Дети разгадывают ребус. -Топонимика. -Тема урока: «Топонимика» -Ставят цель на урок. |
Усвоение новых знаний и способ действий Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способ действий. | Методы: словесный Приёмы: беседа | Ф, И, П | Атлас, рабочая тетрадь | -Как вы думаете, что такое топонимика? -Топонимика – наука о географических названиях. Она изучает происхождение, содержание географических названий. В топонимах сохраняется наша память о языке, об истории и географии. -Ребята, вы были в Чите? - Названия, каких улиц Читы вы знаете? -Как вы думаете, почему они имеют такое название? -Ребята, у кого-нибудь живут родственники в Чите? - На каких улицах Читы они проживают? - О чем нам говорят названия улиц? -Названия улиц несут в себе память поколений, память людей, чья жизнь была связана с городом, с районом. В их названиях отражается история не только города и его жителей, но и история страны. Поэтому мы должны знать, какие события происходили в городе и в стране, чьим именем названы улицы города, как их жизнь отразилась в истории, и сохранить это знание для будущих поколений. -В подтверждении наших с вами рассуждений обратимся к рабочей тетради на стр. 52 Прочитаем текст по цепочке. -Ребята, какой вывод мы можем сделать из прочитанного? -Ребята, для выполнения следующего задания нам нужно поработать в парах. -Обратите внимание на задание под букво. А, прочитайте задание. -Ребята, что нам нужно сделать? -Найти реки и города на карте. -Сейчас я вам раздам атласы. -Откройте атлас на стр 11. -На выполнение задания вам даётся 5 минут. -Время вышло, давайте проверим, как вы выполнили задания. | -Ответы детей. Топонимика-это раздел, изучающий географические названия и их происхождения. -Отвечают на вопросы учителя. -Да/нет -Ленина, Горького, Анохина, Гагарина, Гайдара, Журавлёва и т.д. -Работают в парах. |
Первичная проверка понимания Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала | Методы: словесный, практический | Ф, И | Рабочая тетрадь | -Обратите внимание на задание под буквой Б на странице 53. -Прочитайте задание. - Вам нужно записать названия деревень, которые находятся вблизи Читы, и отражены в названиях улиц. -При выполнении задания используйте статью на стр.52. -На выполнение задания вам даётся 3 мин. -Время заканчивается все убираем ручки. -Давайте проверим выполненное задание. -Следующее задание под буквой Б - Ваша задача записать, в каком году в Чите появилась традиция называть улицы в честь знаменитых людей, используя статью. | -1. Угдан, 2. Смоленка, 3. Песчанка, 4. Ивановка. -1899 г. |
Физминутка Цель: снять физическое напряжение детей. | | Ф, И | | Поднимайтесь, девочки, Поднимайтесь, мальчики! Прыгайте, как зайчики! Прыгайте, как мячики! Прыг-скок, прыг-скок, На травку присядем: Тишину послушаем, Морковочку покушаем, Немного отдохнём и Дальше пойдём. Выше-выше, Прыгай высоко! Не ленись, прыгай На носочках легко! Прыгай высоко! | -Выполняют физминутку. -Встали девочки. Встали мальчики. Прыгают. Присели. Ходьба на месте. Встали на носочки, потянулись. Прыгают. |
Самостоятельная работа с самопроверкой Цель: применение нового способа действия, рефлексия достижения цели. | Методы: словесный, самостоятельной работы | И | Рабочая тетрадь | -Продолжаем нашу работу. Откройте рабочую тетрадь на стр.53 выполните самостоятельно задание под буквой Г. -Вам нужно соотнести старое название улицы в левой части таблицы с современным названием в правой части, соединив их стрелкой. -На выполнение задания вам даётся 5 мин. -Время вышло, давайте проверим, как вы справились с заданием. -Молодцы! Вы выполнили верно. | Выполняют задание самостоятельно. |
Включение в систему знаний и повторение Цель: включение нового в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. | Методы: словесный | Ф, И | | -Ребята, сегодня мы познакомились с топонимикой улиц города Читы. -Ребята, а вы знаете, почему улицы вашего города имеют такое название? Ребята, какую цель урока мы перед собой ставили? Теперь ответьте на вопрос «Достигли ли мы цели?» А почему ты так считаешь? Может кто-то считает иначе? | -Отвечают на вопросы. |
Итог урока Цель: анализ и оценка успешности достижения цели урока, рефлексия деятельности | Методы: словесный, практический | Ф | | -Ребята, давайте запишем задание на дом рабочая тетрадь стр.53 задание №2. -Какую тему мы изучали на сегодняшнем уроке? -Всё ли у вас получилось на уроке? -А сейчас мы проведём небольшую рефлексию. Солнышко и тучка». В руках у учителя тучка и солнышко. Он предлагает ребятам сравнить свое настроение с тучкой или солнышком. «Солнышко» – мне всё удалось, «солнышко и тучка» – мне не всё удалось, «тучка» – у меня ничего не получилось. -Спасибо за урок! | -Записывают задание на дом. -Оценивают свою работу на уроке. |