Читают текст на листочках разными приёмами чтения – хором (жужжащее, в пол голоса, шёпотом увеличивая звук голоса, медленно, с ускорением), индивидуально (выразительно).
Объясняют, чему учит стих?
7 минут
Приёмы чтения меняли по команде учителя. Для чтения был выбран стих В. Викторова «Причина».
Первичное усвоение новых знаний.
Переключает слайд. На нём зашифрована фамилия автора (Драгунский В.Ю.).
Расшифровывают фамилию автора.
15 минут
В.Ю.Драгунский «Главные реки»
Можно попросить прочитать одного из учеников (если возникли технические неполадки), но привыкать к тексту в записи тоже нужно, для дальнейшей успешной учёбы.
Ученик демонстрирует презентацию с помощью ноутбука, проектора и экрана (не интерактивная доска).
Просит того ученика, который сделал презентацию про этого автора показать классу её.
Один демонстрирует свою презентацию, остальные слушают и отвечают на вопросы выступающего.
Переключает слайд. Демонстрирует «новые» и непонятные слова, которые встретятся в следующем тексте.
Прости открыть учебники, уточняет страницу.
Включает аудиокнигу с совпадающим текстом в учебнике.
Выключает аудиокнигу.
Дают объяснения «новым» и непонятным словам.
Открывают учебники, следят за текстом по учебнику и аудиокниги (беглое чтение).
Читают вслух выразительно индивидуально.
Физкультминутка. - 1 минута
Первичная проверка понимания.
Переключает презентацию на начало и вновь демонстрирует слайд с картинками-помощниками. Задаёт вопросы по тексту и спрашивает: «Почему рассказ так назван?»
Вспоминают прочитанное, объясняют значение каждой картинки-помощницы, действительно ли в тексте говорится о том, что изображено.
Отвечают на вопросы учителя.
3 минуты
Первичное закрепление.
Задаёт вопросы: - Что это – рассказ, сказка, стихотворение?
- Что такое рассказ?
-Чему учит нас этот рассказ?
Отвечают на вопросы учителя.
5 минут
Можно было попросить учеников проиллюстрировать самостоятельно отрывок из произведения (либо заданный учителем, либо выбранный самостоятельно). Главное условие – изобразить в своей иллюстрации главного героя. Затем вывесить иллюстрации, сравнить главного героя и охарактеризовать его исходя из прочитанного и увиденного на рисунках одноклассников.
Возвращает детей к началу рассказа, просит сравнить начало и конец рассказа по настроению главного героя.
Просит рассмотреть иллюстрацию в учебнике, просит найти подходящий отрывок из текста.
Просит охарактеризовать главного героя, спрашивает, понравился ли им герой?
Работают по тексту в учебнике.
Рассматривают иллюстрацию в учебнике. Ищут подходящий отрывок, один ученик зачитывает отрывок.
Дают характеристику герою (работа в группах), отвечают на вопросы учителя.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Переключает слайд. На нём написано домашнее задание (читать по ролям).
Слушают учителя.
1 минута
Рефлексия (подведение итогов).
Переключает слайд, просит вытянуть шляпу (методика «7 Шляп мышления»)
Делятся на 7 групп, вытягивают шляпу, отвечают на вопросы своей шляпы (вопросы на экране).
4 минуты
Так как в классе 15 учеников, группы получились по 2 человека, только одна группа из 3 человек.
Для экономии времени, можно было использовать другую методику (например, синквейн).
Использовался стенд с кармашками, в одном из кармашков шляпы разного цвета (я часто использую эту методику для рефлексии), их то и вытягивали дети.
Детализация плана урока.
№
Аспект, про который важно предусмотреть в контексте планирования урока
Детализация описания – где и как предусмотрено решение данного аспекта (что важно учесть, что предусмотреть, к чему быть готовым, как реагировать в различных альтернативах развития событий и др.) в ходе возможной реализации урока (с аргументацией в соотношении с возрастными возможностями и потенциалами детей) – в соотношении с содержанием курсов.
1
Организация продуктивной групповой учебной деятельности учеников
Данный аспект предусмотрен на этапе первичного закрепления материла. При данном количестве учеников важно разбиться на 2 группы! Необходимо быть готовым к тому, что дети могут дать отрицательную характеристику, применить наводящие вопросы, для того, что бы каждый из присутствующих увидел черты героя в себе, и сделал для себя выводы: герой – обыкновенный мальчик, и мы не можем с точностью сказать плохой он или хороший. Он – как и мы!
2
Создание условий для становления самостоятельной учебной деятельности учеников
Сформулированная самими учениками проблема становится для них интересной, им хочется попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать достигнутый результат. Учитель исполняет роль консультанта-помощника. Одним из условий является наличие учебников и текста в нём для самостоятельного знакомства с текстом рассказа..
3
Способы построения понимающей коммуникации, диалога и полилога в учебном процессе
Ученики в диалоге с учителем, формулируют учебную проблему – основной вопрос урока или темы, актуализируют имеющиеся у них знания, которые пригодятся для решения учебной проблемы. Диалог с учителем, между учениками строится как равноправное субъект-субъектное взаимодействие. Осуществляется формирование межличностного взаимодействия, представляющего собой близкую к естественной жизни ситуацию, где каждый может проявить себя на личностном и межличностном уровнях.
4
Вовлечение учеников в процесс решения учебных задач, организация ситуации исследования на уроке (мотивация, познавательная активность и вовлечённость детей)
Изучение нового материала осуществляется с опорой на уже имеющиеся у учащихся знания. Положительный эмоциональный настрой через создание на уроке атмосферы доверия и сотрудничества способствует вовлечению в учебную деятельность. Для слабо мотивированных учащихся эффективным является эмоциональное направление – вызвать любопытство, создать ситуацию успеха. Чтобы решение учебных задач урока было успешным, учитывается уровень сформированности исследовательских навыков учащихся, даются посильные задания с поэтапным усложнением.
5
Управление эмоциональным состоянием детей в ходе урока, их работоспособностью (мобилизация, релаксация, экспрессивность – спокойствие)
Чтобы управлять эмоциональными состояниями детей учитель должен сохранять ровное эмоциональное состояние, проявлять гибкость, оперативность в общении, владеть умением организовать единство общения и метода воздействия. Дети чувствуют его настрой, это обеспечивает динамичность занятия. Важно также уметь совершать переходы от одной деятельности к другой, не теряя целостности урока, не утомляя детей. Обязательно проведение физкультминутки (гимнастика для глаз или динамическая пауза).
6
Педагогическая гибкость – возможные изменения плана урока в соответствии с актуальной ситуацией на уроке (как ученики могут повлиять на ход урока)
В плане отражены несколько вариантов работы с учащимися.
7
Организация взаимодействия с «трудными» учениками (или имеющими особые образовательные потребности)
Осуществляется предварительная консультация с психологом, коллегами. В процессе работы с «трудными» учениками учитель выявляет сильные и слабые стороны, использует разные способы взаимодействия и применяет наиболее приемлемые. Применяются разноуровневые задания на выбор самого учащегося, создание ситуации успеха. Индивидуальный подход, учебная деятельность строится в соответствии с психофизиологическими особенностями ребёнка, имеющего особые образовательные потребности.
В данном классе таких детей не наблюдается.
8
Взаимодействие с обучающимися в зоне ближайшего развития (что, возможно, является зоной актуального развития, а что при этом будет в зоне ближайшего развития)
На данном занятии в зоне актуального развития возможности учащихся, которые могут быть реализованы в самостоятельной деятельности (например, сопоставлять портрет главного героя и себя, показывать общие черты и особенности, уметь слушать текст в записи (для дальней сдачи ОГЭ)), а в зоне ближайшего развития – его потенциальные возможности, которые могут быть реализованы в сотрудничестве с учителем и сверстниками (например, подбирать удачную интонацию при чтении, сопоставлять текст рассказа с картинками, выбирать необходимую информацию из текста, овладеть навыками беглого чтения).
9
Разнообразие использования предметно-пространственной среды класса для повышения образовательного эффекта занятия
В ходе проведения урока используются все возможности учебного кабинета: ПК и проектор, аудиофрагменты, ряд изображений, презентация(Power Point). Группы для работы рассаживаются так, чтобы всем было удобно работать (возможна перестановка мебели, по желанию учащихся).
10
Продуктивность деятельности учеников на уроке (занятии) и ее репрезентация в пространстве класса
Наблюдается активная позиция большинства учеников на занятиях, их самостоятельность, активность, способность искать, правильно рассуждать о качестве усвоения материала (самооценка), но в классе есть учащиеся с низкой самостоятельностью и активностью (при этом, уровень овладения знаниями не снижается), поэтому необходима работа над разнообразием способов деятельности обучающихся.
Педагогическая рефлексия опыта
Хочется начать с того, что я приобрела, прослушав курс. Итак, немножко предыстории. По образованию я – учитель истории, но так случилось, что судьба забросила меня в сельскую школу, где срочно нужен был учитель начальных классов. Хорошенько подумав, я все же решилась. И, как вы понимаете, ни опыта работы, ни методики... ничего не знала. Решила послушать ваши лекции (как помощь при освоении нового), да к тому же, в последствие, всё равно нужен диплом о переподготовке.
Ну а теперь, собственно то, что я получила (а получила я много).
Во-первых, я поняла суть системно-деятельностного подхода, и стараюсь его реализовывать в своих конспектах (пусть немного коряво, но я же учусь). Самым важным для меня стал принцип, суть которого заключается в том, что знания не даются в готовом виде, а учитель – не вещатель, а вечный «почемучка». Да, времени на подготовку уходит гораздо больше, но система сотрудничества учителя с учеником эффктивна лишь тогда, когда дети, когда САМОСТОЯТЕЛЬНО осмысливают и узнают что-то новое, через продуманные мной учебные задачи, задания и вопросы которые последовательно, шаг за шагом помогают добиваться поставленных целей. Ведь так действительно интересней.
Помимо сотрудничества с учителем, учащиеся постоянно контактируют друг с другом, обсуждают вопросы, выполняют задания, проекты. Думаю, что это помогает не только детям – социализация, ну и собственно обучение становится интереснее, но и учителю – выявить лидеров, если в классе конфликт, то можно легко его уладить, ненавязчиво, через обучение, иногда, можно весь урок «ничего не делать», кроме как задавать вопросы. И здесь я столкнулась с трудностью, задавать правильные наводящие вопросы, что б определить область незнания по вопросу. Ни кто и ни что не научит этому, кроме практики.
Естественно, что при совместной деятельности, всегда получается результат, который так же можно использовать в ходе урока, а иногда и других занятий. Что бы этот результат получился, нужны инструменты! И уж тут на помощь приходит сам кабинет, или пространственно-предметная среда. Стенды, папочки, выставки работ, все это, не только помогает в обучении, но и украшает класс. Так, например, в описанном выше проекте урока, я оговорилась, что у меня в классе есть небольшой стенд с кармашками, в одном из них 7 шляп разного цвета. Мы сделали их с детьми на уроке рисования, и теперь они служат нам верой и правдой, при использовании методики «7 шляп мышления». Об описанных вариантах использования среды в ваших курсах, умолчу, так как не все из них реалистичны в моих условиях, но некоторые я взяла на вооружение, переработала и использую. Так, например, использую проектирование дома из картона, правда для кукол, так как на домики для учеников не хватит пространства в классной комнате.
Во-вторых, я приобрела опыт работы. Что важно для меня!
В-третьих, я познакомилась с интересными идеями, часть из которых, как писала выше, уже взяла на вооружение, часть из которых ждут своего часа.
В-четвёртых, на выходе, я получила, дружный классный коллектив, яркий класс (кабинет) и ободрение со стороны руководства.
В завершении, так как эссе свободное, хочу выразить благодарность всем преподавателям, за введение меня в интересный мир системно-деятельностного подхода в реализации ФГОС НОО. До вас, для меня это был просто набор букв!