kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока в 4 классе по теме: А.Твардовский "Рассказ танкиста" (УМК Планета знаний)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная технологическая карта урока полезна для учителей начальных классов,работающих по УМК Планета знаний.В карте урока есть ссылки на видеоуроки,видеофрагменты.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока в 4 классе по теме: А.Твардовский "Рассказ танкиста" (УМК Планета знаний)»

Белобородова О.А.

Учитель начальных классов, МБОУ СОШ №4,г. Бирск

А.ТВАРДОВСКИЙ. СТИХОТВОРЕНИЕ «РАССКАЗ ТАНКИСТА».

Сценарий урока для 4 класса. УМК «Планета знаний»

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цели:

Обучающие: расширить знания детей о Великой Отечественной войне, о творчестве А.Т. Твардовского, способствовать развитию чуткости и наблюдательности к поэтическому слову.

Развивающие: совершенствовать умение размышлять над содержанием произведения, определять отношение автора к описываемым событиям, выражать свое отношение к прочитанному.

Воспитательные: создавать условия для развития чувства патриотизма, творческих способностей, эмоциональной отзывчивости на произведение А. Твардовского “Рассказ танкиста”, воспитание чувства гордости за свой народ.

Формы организации познавательной деятельности: коллективная, фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: словесные, практические, проблемные вопросы, частично-поисковый.

Оборудование: видеоролик «Дети войны», компьютер, проектор, экран, презентация.

Учебник: Э.Э. кац, Литературное чтение: учебник для 4 класс в 3 частях. / Э. Э. Кац. – М.: АСТ : Астрель, 2020. (часть 2,с. 105-107)


Ход урока:

Дидактическая структура урока

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

1. Организационный этап


Ровно встали, тихо сели,

Головами повертели,

Сладко – сладко потянулись,

И друг другу улыбнулись.

Рот закрыли на замок,

Начинается урок.

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, мысленно желая успехов на уроке.


2.Мотивация. Определение темы урока и постановка цели.


- Ребята, посмотрите видеоролик «Дети войны» и подумайте, почему урок мы начали с этого видео? О чём пойдёт речь на уроке?

(Просмотр видеоролика «Дети войны»)

Ссылка:https://www.youtube.com/watch?v=JB3FBe2UpZ0&feature=emb_logo

- О каком времени из истории нашей страны пойдёт разговор на уроке? (О Великой Отечественной войне)

- Что вы чувствовали, когда смотрели видеоролик?

- О чём или о ком этот фильм?(О войне, о детях войны)

-В каком году началась Великая Отечественная война? (В 1945 году 22 июня)

- В каком году она закончилась? (В 1945 году 9 мая)

-О чём пойдёт речь на уроке?

- Во время войны наравне со взрослыми воевали и дети. Они были и на передовой, и в партизанских отрядах, и в тылу врага.

- Посмотрите на слайд и сформулируйте тему урока.

-Что вы должны узнать и чему научиться на уроке?

(Узнать, кто такой А.Т. Твардовский. Выяснить, о чём говорится в стихотворении? Учиться выразительно читать стихотворение. Понять, что хотел сказать автор своим стихотворением.)

- Мы с вами познакомимся с писателем А. Т. Твардовским, будем читать его стихотворение «Рассказ танкиста».

3.Чтение и беседа о биографии А. Т. Твардовского.

О писателе (рассматривая портрет)

- Твардовский был опытным журналистом, который в течение семи лет, с 1939 по 1946 гг., принимал участие в сражениях в качестве военного корреспондента. Вместе с бойцами он проделал непростой путь с запада на восток и обратно, пережив немало испытаний и лишений. В 1942 году Твардовский написал стихотворение «Рассказ танкиста».

- Как вы думаете, если писатель был участник войны, его «Рассказ танкиста» вымысел или реальность?

- Стихотворение «Рассказ танкиста», основанное на реальных событиях. Эту историю он услышал от одного бойца, непосредственного участника боевого танкового сражения.

4.Словарная разминка.


- В стихотворении вам встретятся слова: нынче, бедовый, главарь, спросонок. Подберите к ним синонимы. (Работа со словарём в учебнике).

(Нынче – сегодня, бедовый – озорной, смелый, главарь – предводитель, спросонок – спросонья, будучи в полусонном состоянии).

5.Первичное знакомство с текстом. Беседа по содержанию стихотворения.

(Чтение стихотворения учителем . Учебник с.105-107 ). Можно прослушать в записи.

Ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=XiSFKhlcYBM&feature=emb_logo

- Скажите, что вы увидели, услышали, почувствовали, когда читали

«Рассказ танкиста»?

- От чьего имени ведётся рассказ?(Поэт рассказывает историю от лица бывалого танкиста, участника этого боя).

- О чём рассказал танкист?

- Назовите тему стихотворения. (Героический поступок мальчика, который помог советским танкистам уничтожить вражескую пушку).

- Какую картину вы представили?

-Прочитайте стихотворение про себя. Какие слова, непонятные выражения вам встретятся, отметьте.

Гвоздит - упорно повторяет одно и тоже.

Тыл - задняя сторона чего-нибудь.

Расчет - воинская группа, обслуживающая орудие, пулемет и другие боевые средства.

Копоть - сажа, оседающая на поверхности чего-нибудь.

- Объясните смысл слов: «Всё нынче, как спросонку»?

(Всё нынче, как спросонку - спустя много времени кажется, что этот тяжёлый бой приснился во сне).

- Прочитайте слова, выражения, которые описывают трудный бой.

- Что вы узнали о танкисте, от лица, которого ведётся рассказ?

- Найдите описание главного героя стихотворения.

- Расскажите о характере мальчика. Докажите словами из текста.

(Трудолюбивый, потому что не считает за труд носить воду ведрами.

Приветливый – встречает как гостей. Нежадный, щедрый – сливы сует.

Смелый, отважный, храбрый, бойкий, бесстрашный – разведал где

пушка, подползал; стоит – мины, пули свищут. Скромный – показал и убежал).

- Что его больше тревожит? Ответь словами стихотворения.

(Он испытывал чувства тревоги, переживания, волнения, нетерпения, боялся, что враг может сменить свое место расположения).

- Почему командир принял помощь мальчика? Посадил в танк и продолжил бой?

- Как называет мальчика танкист? Почему? (Дружище. Потому что он поможет танкистам).

- Почему мальчик, несмотря на «страшный бой», бросился помогать танкистам?

- Можно ли назвать поступок мальчика подвигом?

- Что такое по – вашему подвиг?

- Найдите точное определение в словаре.

(Значение слова Подвиг по Ожегову: Подвиг–  героический,  самоотверженный

 поступок).

6. Физминутка.

Потрудились- отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд.

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили.

Всем улыбки подарили.

7.Работа в парах. Средства художественной выразительности.









-Задания на листочках:

- Какие изобразительно-художественные средства использует поэт в стихотворении? Соедините линией.

олицетворение

"душила гарь и копоть",

"шел большой пожар"







метафора

"рубашонка пузырем",

"все нынче как спросонку"

сравнения

"Пули свищут",

"А он гвоздит - не выглянуть из башен"

разговорная лексика

Нынче, спросонку, катил, угадай-ка, примостился

- Проверим, посмотрите на слайд.

олицетворение

"Пули свищут", "А он гвоздит - не выглянуть из башен"

метафора

"душила гарь и копоть", "шел большой пожар"

сравнения

"рубашонка пузырем", "все нынче как спросонку"

разговорная лексика

Нынче, спросонку, катил, угадай-ка, примостился.


8.Работа над выразительным чтение стихотворения.

- Вспомните, что значит читать выразительно?

Правила выразительного чтения стихотворения.

1. Обращая внимание на содержание стихотворного произведения, выбери:

-  темп (скорость)
-  интонацию

-  громкость чтения
-  жесты и мимику

2. При чтении вслух выдели голосом важные по смыслу слова.

3. Обязательно соблюдай:

-  рифму (делай правильное ударение в словах);

-  стихотворный размер (все стихотворные строки произноси с одинаковой скоростью).

4. Постарайся выразить:

-  эмоции, которые хотел вызвать поэт у читателя;

- эмоции, которые отражают твое понимание стихотворения.

5. Следи за своей дикцией. Произноси слоги и слова правильно, отчётливо.

Можно прослушать чтение в записи.

Ссылки:

https://www.youtube.com/watch?v=p1LvjKyHoME&feature=emb_logo

https://www.youtube.com/watch?v=rV6MTgiM6pI&feature=emb_rel_pause

9.Обобщение:

- Как вы думаете, почему А. Т. Твардовский начинает и заканчивает стихотворение одинаковыми словами?

- Почему он забыл спросить, как зовут мальчонку? (Был трудный бой…)

- Почему он не может себе это простить?(Танкист испытывает сожаление. Ребенок совершил подвиг и исчез. Награда его не найдет).

- В каких словах стихотворения, по – вашему, заключена его главная мысль?

Вывод: Писатель делает акцент на том, что подвиг мальчика – не единичный случай. В больших и маленьких прифронтовых городах проживало немало мальчишек его возраста, которые всеми силами пытались помочь действующей армии справиться с фашистами. Пусть их подвиги и были незначительными в масштабах войны, однако их вклад в великую победу не стоит преуменьшать. В этом и заключается основная идея стихотворения Твардовского.


10.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Продолжите фразу:

- сегодня я на уроке узнал(а)…

- если бы я оказался(лась) на войне, то …

- я горжусь…

11.Домашнее задание:

Выучить наизусть стихотворение «Рассказ танкиста» С.105-107

В помощь учителю .Просмотрите видеоурок (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7398/main/247508/








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Белобородова Ольга Анатольевна

Дата: 14.11.2020

Номер свидетельства: 563328


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства