3.Организация познавательной деятельности 3.1. Целеполагание 3.2. Открытие нового знания (через различные виды музыкальной деятельности): 3.2.1. Восприятие (слушание музыки, беседа о композиторе, произведении) 3.2.2. Пластическое интонирование 3.6. Вокально-хоровая работа 3.4 Повторение и включение в систему знаний 3.5.Творческое задание | -Ребята, перед концертом всегда можно приобрести программки, в которых перечисляются по порядку номера концерта, а также часто дают информацию о композиторах, содержании произведения и исполнителях. Такие программки уже лежат у вас на партах. Ознакомьтесь, пожалуйста, с программками нашего урока-концерта. -Попробуйте определить тему нашего сегодняшнего урока? -Какую же цель мы поставим перед собой, изучая данную тему? -Ребят, вы когда-нибудь слышали про такую страну как Норвегия? -Сегодня с помощью музыки мы с вами совершим путешествие в эту удивительную, северную страну -Норвегию. Ребята, обратите внимание на величавые норвежские скалы, водопады, которые летом с гулом и ревом низвергаются с утесов, а зимой застывают причудливыми статуями. Толстый лед на озерах до того прозрачен, что видно, как под ним мечутся испуганные рыбы. Скалистые берега Норвегии омываются сразу тремя морями: Северным, Норвежским и Баренцевым. Так как Норвегия является северной страной, растения там не такие роскошные как у нас, они в большей степени чахлые, тусклые. В Норвегии существует большое количество сказок о гномах и эльфах. И в такой удивительной стране, стране великанов и силачей, родился мальчик, который был очень слабый в здоровье. И, когда его сверстники стали достигать подросткового возраста, становясь мужественными викингами, воинами, этот мальчик оставался таким же маленьким и хрупким, но у него было богатейшее воображение, он очень страстно любил играть на фортепиано, и когда он слушал народную музыку, любовался спринг дансем – народный норвежский танец с высокими прыжками, он был настолько потрясён суровой красотой этой страны, этими сказочными образами народного фольклора и этими прекрасными танцами, где он наблюдал всю силу, ловкость и мужество норвежских викингов, у него появилась мечта: когда он станет взрослым, то он обязательно напишет музыку о своей прекраснейшей стране Норвегии. И вот по прошествию некоторых лет, он превратился в знаменитейшего норвежского композитора Эдварда Грига. Эдвард Григ во время своих путешествий встречался со многими великими композиторами в том числе и с нашим Петром Ильичом Чайковским, который услышав музыку Грига сказал: «Необыкновенный мелодист!» Григ был очень рад такой оценке такого великого композитора. И он одухотворённый этой встречей приехал на Родину и написал очень много музыки. Но самым знаменитым произведением Э.Грига стала симфоническая сюита «Пер Гюнт». -Ребята, послушайте и представьте себе картину раннего утра, встаёт солнце меж фьорд (узкий, извилистый и глубоко врезавшийся в сушу морской залив со скалистыми берегами), шумят водопады и дует лёгкий ветерок. Внимательно послушайте отрывок. Вспомните, как называется эта мелодия? Что изображает музыка этой пьесы? Э.Григ «Утро» -Ребята, как называется эта мелодия? - Что изображает музыка этой пьесы? -Как по звукам музыки вы определили восход солнца? И вот однажды Эдвард Григ, вернувшись, домой, после прогулки по горам, сев у камина отдохнуть, решил почитать что-нибудь перед сном. А в то время был очень знаменит роман «Пер Гюнт», который написал знаменитый норвежский писатель Генрих Ибсен. Главного героя романа звали Пером. Имя его для нас кажется странным, но в Норвегии оно является довольно распространённым. А фамилия у него была Гюнт- короткая и очень точная.. На протяжении всего романа Пер очень много путешествует, знакомится с разными людьми, а в это время на Родине его ждут его мать и возлюбленная. После того как Григ прочёл этот роман, его посетило вдохновение и ему захотелось выразить это произведение в звуках, передать всю красоту Норвегии, озвучить всех героев, которых встретил Пер Гюнт, и написать целую серию музыкальных картинок к этому спектаклю. Музыка Грига была настолько прекрасна, что спектакль собрал очень много, то есть получился аншлаг. Через некоторое время эта музыка стала очень популярной и вот однажды, Эдвард Григ решил её переделать в произведение для симфонического оркестра, которое решил назвать Симфоническая сюита «Пер Гюнт». -Ребята, как вы думаете, что такое сюита? -А давайте попробуем с вами вместе расшифровать, что же такое сюита. Слово «С_ита». Вставьте пропущенную букву. - Свита! Верно! Что такое свита? -Совершенно верно! Свита – это лица, которые сопровождают высокопоставленную особу. А сюита – это такое музыкальное произведение, в котором есть одна тема, включающая в себя несколько музыкальных пьес. -Ребята, буквально через несколько секунд начнётся первое представление музыки Э.Грига пьеса «Пер Гюнт». Но прежде чем мы приступим к прослушиванию мелодий, предлагаю Вам послушать небольшую предысторию. В своих странствиях по свету Пер Гюнт попадает в пещеру горного короля. Там он встречает волшебных персонажей, которые живут под землёй, - гномов и троллей. В Норвежской мифологии рассказывается только о гномах и троллях. Если вы заметили, то в русских народных сказках или же былинах мы не встречаем таких персонажей, у нас такими персонажами являются: Баба Яга, Кощей, Леший и другие. Но почему же всё - таки в Норвегии пишут только о гномах и троллях? Ответ очень прост. Так как Норвегия является очень скалистой и гористой страной, в ней расположены большие месторождения полезных ископаемых и поэтому большая часть населения занимается добычей этих ископаемых в очень маленьких шахтах. Остальные же гномы охраняют добытые сокровища. Они недружелюбны с людьми, очень злы и коварны. Э.Григ с самого детства слушал сказки об этих гномах, в некоторых они были очень добрыми и отзывчивыми, а в некоторых очень злыми и скупыми. И сейчас я предлагаю Вам послушать, как Григ представил образ гномов в своей пьесе «В пещере горного короля». Внимательно прослушайте отрывок. Обратите внимание на то, как начинается музыка? Как меняется музыка? Э.Григ «Пер Гюнт»: «В пещере горного короля» -Ребята, как начинается музыка?
- Как менялась музыка?
-Повторялась ли много раз одна и та же тема? - За счёт чего менялась тема?
-Ребята, такое изменение называют развитием музыки. -А сейчас я предлагаю Вам сравнить две части сюиты: «Утро» и «В пещере горного короля» Наш герой странствует в разных странах и встречает разных людей. Однажды среди них он встречает восточную красавицу Анитру. В гостях, у которой он пробыл очень долгое время. Предлагаю Вам просмотреть отрывок из балета «Танец Анитры». Во время просмотра обратите внимание на то, какая Анитра? Также обратите внимание на то, какой у музыки характер? Меняется ли музыка по характеру? Отрывок из сюиты Э.Григ «Пер Гюнт»: «Танец Анитры» -Какая же Анитра?
-Какой характер у этой музыки?
-Менялась ли музыка по характеру?
-Какой она была в средней части?
-Итак, продолжаем знакомиться дальше с историей нашего героя. По возвращению домой, Пер Гюнт понимает, что здесь оставалось всё самое дорогое, что у него есть: его родна земля, мать Озе, невеста Сольвейг, которая ждала его сорок долгих лет и верила в его возвращения. Мать, не выдержала стольких лет ожидания сына и умерла. Пьеса так и называется «Смерть Озе». Я предлагаю внимательно прослушать отрывок из пьесы. Обратите внимание на то, какие интонации звучат? О чём эта мелодия? Э.Григ «Пер Гюнт»: «Смерть Озе»
-О чём была эта мелодия?
-Какие интонации звучали?
-Как я уже говорила, что когда Пер отправился в странствие, дома его осталась ждать его невеста Сольвейг. Каждый вечер, сидя у окна, она пела песни, в которых говорилось о том, что их встреча после долгой разлуки обязательно состоится. Сейчас я предлагаю Вам послушать, какие слова были в этой песне: Зима пройдёт и весна промелькнёт, И весна промелькнёт; Увянут все цветы, снегом их занесёт, Снегом их занесёт... И ты ко мне вернёшься - мне сердце говорит, Мне сердце говорит, Тебе верна останусь, тобой лишь буду жить, Тобой лишь буду жить... -Теперь я предлагаю прослушать эту мелодию. Обратите внимание с чего начинается «Песня Сольвейг»? -Какой характер вступления? Каков Характер куплетов? Э. Григ «Песня Сольвейг» -Вы прослушали, мелодию «Песня Сольвейг», с чего она начинается? -Каким был характер вступления? -Каким был характер куплетов? -Сколько частей в этом произведении? -Ребята, мы с вами прослушали три части сюиты: «Песня Сольвейг», «Танец Анитры» и «Смерть Озе». Сравните эти три части. Чем отличаются эти мелодии? -А что их роднит? -Итак, ребята! Сегодня мы познакомились с вами с музыкой норвежского композитора Э.Грига. Так о чём же мы с вами сегодня услышали? Как композитор музыкальными красками, музыкальными звуками нарисовал нам портреты героев спектакля « Пер Гюнт»? С кем сегодня мы с вами встретились? Как музыка характеризовала героев? -Ребята, а сейчас обратитесь к нашим концертным программкам. Какой последний номер нашего спектакля? -Верно! Сегодня мы с вами побывали в очень загадочной стране – Норвегии. Узнали много интересных фактов, мифов, познакомились с историей жизни Пера Гюнта. Мы с вами возвратились домой, в нашу величественную Россию. Ребята, вы наверняка слышали, что у нас тоже в стране много разных обычаев и традиций, очень красивая и живописная природа и что нам тоже есть, что рассказать, если вдруг к нам приедут гости из Норвегии. И сейчас я предлагаю вам спеть о нашей замечательной необъятной стране, о неимоверной красоте нашей матушки природы. Работа над разучиванием -Прослушайте песню, слова перед вами, обратите внимание, о чем в ней поется, какое настроение она передает слушателям? Слушаем песню 1 раз.
-О чем в ней поется?
-Какое настроение она передает слушателям?
-Мы с вами будем учить куплет и припев. Я предлагаю исполнить первый куплет под музыку, сядьте ровно, выпрямите плечи, то есть примите певческую установку. По команде поем. -Отлично, ребята, теперь споём только припев, выпрямите плечи. По команде поем. - Отлично, а теперь попробуем соединить под музыку первый куплет и припев, сядьте ровно. -Замечательно! -Ребята, а сейчас объединитесь в группы по рядам: 1 ряд – 1 группа, 2 ряд – 2 и 3 ряд – 3 группа. У Вас в конвертах лежат мозаики, ваша задача собрать их и определить к какой мелодии она относится: «Утро», «Танец Анитры» или «Песня Сольвейг». | Внимательно слушают учителя. Знакомятся с программкой. -Симфоническая сюита «Пер Гюнт» композитора Э. Грига -Познакомиться с музыкой, которую можно услышать в концертном зале. -Учащиеся отвечают на вопрос. Внимательно слушают учителя.
Внимательно слушают учителя.
Внимательно слушают учителя.
Слушают мелодию Э.Григ «Утро»
- «Утро» - Эта музыка изображает красоту природы ранним утром. - В этом месте звучал весь оркестр. Слушают учителя.
Предполагаемые ответы учащихся.
Вставляют пропущенную букву «в» Свита – это люди, которые сопровождают очень важную особу.
Слушают учителя.
Слушают мелодию Э.Грига «Пер Гюнт»: «В пещере горного короля»
- Тихо, осторожно -Звук усиливался, музыка ускорялась. -Да -За счёт вступления новых инструментов, темп становился быстрым.
Сравнивают две части сюиты.
Слушают учителя.
Смотрят отрывок из пьесы «Танец Анитры» - Она грациозная, нежная, воздушная. -Волшебный, переливающийся, таинственный -Да -Плавной, распевной, певучей. Слушают учителя.
Слушают мелодию Э.Григ «Пер Гюнт»: «Смерть Озе»
-О смерти матери -Скорбь, печаль, невозвратимая утрата.
Внимательно слушают учителя.
Слушают Э. Григ «Песня Сольвейг»
-С инструментального вступления. - Медленным, негромким, плавным, нежным.
-Печальным, тихим, грустным, медленным.
-Две
-Эти мелодии отличаются по характеру -Объединение природы и человека Слушают учителя.
Отвечают на вопросы.
-Песня «Хохлома»
Слушают внимательно учителя.
Прослушивание песни «Хохлома» - О красоте Русской земли. -Радостное, светлое
Разучивание песни
Работают в группах: Собирают мозаику и определяют, к какой мелодии она относится. | К. – формировать умения планировать сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности. Развивать музыкально-эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к музыкальному искусству. (Л3) Формировать интерес к музыке и музыкальной деятельности;(Л1) П.–умение размышлять о музыке и личностной оценке её содержания; К. - развивать умение осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений; Р. –формировать умение овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе анализа музыкальных произведений; К. - развивать умение осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений; П. – формировать у младших школьников умение размышлять о музыке и личностной оценке её содержания; Формировать интерес к музыке и музыкальной деятельности;(Л1) развивать музыкально-эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к музыкальному искусству.(Л3) Р. умение овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе анализа музыкальных произведений; П. – формировать у младших школьников умение размышлять о музыке и личностной оценке её содержания; К. – формировать умения планировать сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности. умение использовать жизненно – музыкальный опыт в процессе знакомства с музыкой;(Л2)
развивать музыкально-эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к музыкальному искусству.(Л3) П. – формировать у младших школьников умение размышлять о музыке и личностной оценке её содержания; Формировать умение использовать жизненно – музыкальный опыт в процессе знакомства с музыкой; (Л2) П. – формировать у младших школьников умение размышлять о музыке и личностной оценке её содержания; Р. умение овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе анализа музыкальных произведений; К. – формировать умения планировать сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности. К. – формировать умения планировать сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности. | Подводящий диалог Метод проблемной ситуации Рассказ Метод эмоциональной драматургии Метод стимулирования занимательным содержанием Рассказ Метод наблюдения за музыкой Метод содержательного анализа произведения Рассказ Метод сопереживания музыке Рассказ Беседа Беседа Рассказ
Метод междисциплинарного взаимодействия музыки и литературы
Наглядно-практический метод. Метод наблюдения за музыкой Метод содержательного анализа произведения Метод наблюдения за музыкой Метод содержательного анализа произведения Рассказ Метод наблюдения за музыкой Метод содержательного анализа произведения Рассказ Метод создания поэтической аналогии Метод наблюдения за музыкой Метод содержательного анализа произведения Беседа
Рассказ
Наглядный метод Метод содержательного анализа произведения
Метод моделирования художественно –творческого процесса |