1)Познакомить учащихся с работой издательства, технологией создания книги, профессиями людей, участвующих в издании книг;
2) учить различать элементы книги и использовать ее особенности при издании, использовать в практической работе знания о текстовом редакторе Microsoft Word;
3)создавать титульный лист для книги «Дневник путешественника».
Организационная структура урока |
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодей- ствия на уроке | Универсальные учебные действия | Промежуточный контроль |
I. Организаци- онный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению материала. Сообщение темы урока - | Проверяет готовность обучающихся к уроку. – Сегодня мы приступаем к изучению последнего в этом году раздела «Человек и информация». Вам предстоит попробовать свои силы в издательском деле, то есть выпустить в свет новую книгу | Слушают учителя | Фронтальная | Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности; понимают личную ответственность за будущий результат. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | Устные ответы |
III. Изучение нового материала | Беседа о способах получения и передачи информации | – Давайте вспомним, откуда мы черпаем нужную нам информацию. Назовите источники информации. - Каким способом вы пользуетесь чаще всего? – Прочитайте в учебнике (с. 126), откуда получает информацию Ваня. – Какие книги бывают? Ответьте на вопрос в учебнике (с. 126). – Как можно передать информацию? | Слушают учителя, одноклассников; участвуют в коллективной беседе; анализируют информацию, отвечают на вопросы | Фронтальная | Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения. Коммуникативные: умеют слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы и формулировать ответы на них. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | Устные ответы |
| Рассказ «Издательское дело». Работа с учебником (с. 127) | – Знаете ли вы, какой путь проделывает книга от писателя до прилавка магазина? Да, о процессе книгопечатания вы уже знаете. Сегодня вы познакомитесь с работой издательства. – Что же такое издательство? Издательское дело – вид деятельности, специализирующейся на подготовке, создании и массовом распространении информации, печатной продукции. Изначально издательское дело было связано с печатанием и распространением книг, журналов, брошюр, газет, буклетов, художественных альбомов, нотных изданий, визиток и открыток. С появлением цифровых информационных систем и Интернета масштабы издательской деятельности расширились и теперь включают электронные ресурсы, такие как, электронные версии книг и периодических изданий, а также веб-сайты, блоги, справочные системы на электронных носителях, аудио-, видеодиски, кассеты, компьютерные игры. – Прочитайте информацию об организации редакционно-издательской обработки книги (с. 127) | Слушают учителя; работают с учебником, анализируют информацию | Фронтальная | Личностные: проявляют интерес к занятиям предметно-практической деятельностью. Коммуникативные: умеют слушать и слышать учителя и одноклассников, инициативно сотрудничать в поиске информации. Познавательные: общеучебные – умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание, анализировать ин- формацию, извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения; анализируют план работы, выделяя основные этапы и приемы изготовления изделия; логические – осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей представление о титульном листе. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | Устные ответы. Выполнение заданий |
| Работа с учеб-ником (с. 127– 128): профессии людей, участвующих в созда-нии книг | – Кто же работает в издательстве? Давайте прочитаем в учебнике о профессиях людей, работающих в издательстве, и узнаем, что делает каждый из них. – Выполните задание, предлагаемое в учебнике (с. 128). – Хотите поработать в издательстве? - Вам предстоит стать редакторами своих произведений, корректорами, а может быть, даже и художниками. | Слушают учителя; работают с учебником; участвуют в беседе; анализируют информацию, выполняют задание | Фронтальная | Коммуникативные: умеют инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы, делать выводы. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из учебника | Устные ответы |
Работа с учебником (с. 128– 129): элементы книги | Каждый из вас выбрал себе название блокнота, оформил титульный лист. У меня это «Дневник путешественника», ведь вы знаете, что я очень люблю путешествовать. – Итак, что же нужно сделать, чтобы у нас получилась книга? Давайте рассмотрим, из каких элементов состоит она (учебник, с. 128–129), прочитайте, что означает каждый термин. (Организует работу с учебником.) Чтобы закрепить ваши знания, выполним тест «Элементы книги» в рабочей тетради (с. 73) | Слушают учителя; работают с учебником; участвуют в беседе; анализируют информацию, выполняют задание | Фронтальная | Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из учебника. Коммуникативные: умеют инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы, делать выводы | Устные ответы |
Физкультминутка | Проводит физкультминутку | Выполняют упражнения | Фронтальная | Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью | Выполнение упражнений |
IV. Твор-ческая практическая деятельность | Организация рабочего места | Проверка организации рабочего места | Организуют свое рабочее место | Индивидуаль- ная | Познавательные: общеучебные – умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место к работе; знают о гигиене учебного труда и организации рабочего места. Личностные: сориентированы на ответственное отношение к своему здоровью | Устные ответы |
Составление плана работы | План работы: Подготовить титульный лист. Подготовить книжный блок для нашего дневника Создание переплётной крышки. Соединение книжного с переплётной книжкой. - Работы каких профессий издательского дела мы будем осуществлять? | | | | |
| - Давайте повторим правила техники безопасности на уроке технологии и правила совместной работы. | | | | |
Практическая работа | – Давайте посмотрим, как мы будем изготавливать переплётную крышку. (презентация) - выполните переплётную крышку «Дневник путешественника. Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания | Выполняют задание | Индивидуаль- ная | Регулятивные: умеют планировать и проговаривать этапы работы, вносить изменения в свои действия в случае отклонения от прогнозируемого результата. Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения | Выполнение переплётной крышки «Дневника путешественника» |
V. Итоги урока. Рефлексия | Выставка и презентация работ учащихся | В процессе просмотра организует обсуждение выполненных работ, их презентацию, оценивание. Комментирует качество выполненной работы по критериям оценивания: аккуратность, цветовое решение, оригинальность исполнения и т. д. | Рассматривают выполненные работы, представляют презентацию, оценивают | Фронтальная | Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке. Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы | Организует беседу по вопросам: - Какие профессии участвуют в издательском деле? – Из каких элементов состоит книга? – Все ли вам удалось выполнить в этом задании? – Что не удалось? Почему? | Слушают учителя, отвечают на вопросы | Фронтальная | Устные ответы |