kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе "Упражнения в распознавании имён существительных всех трёх типов склонения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка содержит ряд упражнений, способствующих  формированию умений определять тип склонения имен существительных, развитию умений правильно писать падежные окончания. Используется интересный прием словарной работы. Учащиеся на уроке работают по карточкам, в группах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка в 4 классе "Упражнения в распознавании имён существительных всех трёх типов склонения"»

Урок 52 Тема: Упражнение в распознавании имён существительных всех трёх типов склонения.

Тип урока

Решение частных задач

Педагогические задачи

Создать условия для сравнения написания ударных и безударных падежных окончаний имен существительных 3-го склонения; совершенствовать умение определять тип склонения имени существительного; способствовать развитию умения правильно писать падежные окончания имен существительных 3-го склонения, изменять по падежам имена существительные 3-го склонения; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные
результаты

Познакомятся с ударными и безударными падежными окончаниями имен существительных 3-го склонения; научатся определять тип склонения имени существительного; правильно писать падежные окончания имен существительных 3-го склонения; изменять по падежам имена существительные 3-го склонения; выполнять звуко-буквенный разбор имени существительного

Метапредметные УУД

Познавательные: осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); регулятивные: проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций из личного опыта; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения

Личностные
результаты

Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей; осознавать потребность

в сохранении культуры русской речи, выражать уважительное отношение к людям посредством языка

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

учащегося

II. Актуализация знаний, необходимых

для изучения

и понимания нового материала.

Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь, упражнение).

– Прочитайте стихотворение А. Абалихина в задании 130. Объясните, как вы поняли название стихотворения.

– Назовите имена существительные 3-го склонения. Укажите склонение других имен существительных.

– Прочитайте отрывок стихотворения Ф. Глинки из упражнения 173.

– Какое слово употреблено в переносном значении? (Слово «золотой».)

– Являются ли выделенные слова именами существительными 3-го склонения? Как это определить?

– Продолжите формулировку определения, данную в учебнике.

Вывод: Чтобы узнать, относится ли имя существительное к 3-му склонению, надо поставить слово в начальную форму, а затем определить род и выделить окончание.

Жара (1 скл.). Пшеница (1 скл.). Пыль (3 скл.). Полынь (3 скл.).

Стрекозы (1 скл.). Небо (2 скл.). Птица (1 скл.). Синь (3 скл.).

Дорога (1 скл.). Солнце (2 скл.). Ветер (2 скл.). Даль (3 скл.).

Миг (2 скл.). Трепет (2 скл.). Облако (2 скл.). Печаль (3 скл.).

Золотой метелью (3 скл.)

Мчится жёлтый лист.

Жалобной свирелью (3 скл.)

Слышен ветра свист.

метелью мчится лист. (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.)

Лист (какой?) жёлтый;

мчится (как?) метелью;

метелью (какой?) золотой.

Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять

актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу

Минутка чистописания.

Проводит минутку чистописания.

– Запишите буквосочетания.

– Спишите народные приметы, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

Выполняют чистописание.



Если ласточки летают низко, то скоро будет дождь. Если на лужах расходятся круги, то дождь будет продолжаться долго.

Работа над словами с непроверяемым написанием

Прочитайте отрывок из стихотворения Сергея Есенина «Ночь». Какое наречие автор использовал дважды?

Ночь. Вокруг тишина.

Ручеек лишь журчит.

Своим блеском луна

Всё вокруг серебрит.

Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций.

Подберите синонимы к слову «вокруг»

ВОКРУ́Г – 1. Предлог с род. п. В окружности, кругом чего-нибудь. 2. Во все стороны, со всех сторон. Слово «вокруг» образовано из слов В и КРУГ. Слово КРУГ – древнее. Оно родственно словам КРУТИТЬ и КРИВОЙ.

Синонимы: окрест, рядом, кругом, около.

Фразеологизм:

ВОКРУГ ДА ОКОЛО – не доходя до сути дела.

Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.

В

О

К

Р

У

Г


К






О






Л






О











III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Посмотрите на записанный диалог двух учеников.

У меня в тетради 12 листов.

А в моей тетрадке – 24 листа.

Найдите однокоренные имена существительные. В каком падеже они стоят? Выделите окончания.

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока.



Возникает проблема: почему в однокоренных именах существительных, которые стоят в предложном падеже, разные окончания? От чего зависит написание окончания (-е или -и)? Имеет ли здесь значение толщина тетради?

Прочитайте тему урока.

Сегодня на уроке будем учиться распознавать имена существительные 3-го склонения





– Окончание зависит от типа склонения

IV. Объяснение нового материала.

Наблюдение над языковым материалом.

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 174)

Прочитайте таблицу «Падежные окончания имен существительных 3-го склонения». Есть ли разница в написании ударных и безударных падежных окончаний имен существительных 3-го склонения в одном и том же падеже?

В каких падежах имена существительные 3-го склонения имеют одинаковые окончания? Назовите их. (Имена существительные 3-го склонения

в родительном, дательном, предложном падежах имеют окончание -и.)

.Делают вывод о том, что ударные и безударные окончания имен существительных 3-го склонения в одном и том же падеже пишутся одинаково. По ударным падежным окончаниям имен существительных 3-го склонения можно проверять написание безударных падежных окончаний имен существительных этого же склонения

V. Первичное закрепление знаний. 

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 175)

Просклоняйте данные имена существительные, пользуясь таблицей.

Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

Склоняют имена существительные.



Запишите все падежные формы этих имен существительных, выделите их окончания.

Проверьте по таблице, правильно ли вы записали безударные окончания имен существительных

Изображают схему «Падежные окончания имен существительных 3-го склонения».

VI. Дальнейшая работа
по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.

Работа по карточкам

Организует индивидуальную работу по карточкам.

Карточка 1.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определите падежи и склонения всех имен существительных. Выделите окончания.

На лошад.. , на лошадк.., на постельк.., на постел..,

в колыбельк.. , в колыбел.. , о медальк.. , о медал.. ,

к ёлк.. , к ел.. , по тетрадк.. , по тетрад.. , в горсточк.. , в горст.. , о косточк.. , о кост.. .

Карточка 2.

Поставьте данные в скобках имена существительные в нужном падеже. Обозначьте падежи имен существительных третьего склонения.

Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения. Выполняют самостоятельную работу по карточкам.

Ключи

Карточка 1.

На лошади (3 скл., П. п.), на лошадке (1 скл., П. п.),

на постельке (1 скл., П. п.), на постели (3 скл, П. п.),

в колыбельке (1 скл., П. п.), в колыбели (3 скл.,

П. п.), о медальке (1 скл., П. п.), о медали (3 скл,

П. п.), к ёлке (1 скл., Д. п.), к ели (3 скл., Д. п.),

по тетрадке (1 скл., Д. п.), по тетради (3 скл., Д. п.),

в горсточке (1 скл., П. п.), в горсти (3 скл., П. п.),


И песню раннюю запел в (лазурь) _______ жаворонок звонкий. (Вежливость) ______ открываются все двери. Азбука – к (мудрость) ______ ступенька. При солнышке тепло, при (мать) _______ добро. Всякой (вещь) ______ свое место.

Карточка 3.

Вставьте пропущенные буквы. Укажите падеж имени существительного «ель» во всех предложениях.

В л..су на полян.. растет ель. На ел.. висят шишки. Ч..сто на ел.. забирается белочка. Нередко к ел.. прил..тает дятел. Под ел.. прячется пугливый зайчонок. Зимой около ел.. увидишь на сн..гу сл..ды

зв..рей и птиц.

Карточка 4.

Подчеркните имена существительные третьего склонения, выделите окончания.

На реке Кубани у пристани стоял пароход.

В Сибири в лесах много пушных зверей.

Мы читали рассказы о храбрости и верности русских бойцов.

Во всей окрестности не было холмов.

Отблески солнца отражались в зеркальной глади реки.

Графический диктант

– Я читаю высказывания. Если вы согласны с утверждением, то ставите знак «+», если не согласны, то  знак «–».

 Все существительные можно разделить на группы: 1, 2, 3 склонения.

 К 1 и 3 склонению относятся существительные женского рода.

 Ко 2 и 3 склонению относятся существительные мужского рода.

 Ударные и безударные окончания существительных одного склонения в одинаковых падежах пишутся по-разному.

Ответ. + + – –


о косточке (1 скл., П. п.), о кости (3 скл., П. п.).

Карточка 2.

И песню раннюю запел в лазури (П. п.) жаворонок звонкий. Вежливостью (Т. п.) открываются все двери. Азбука – к мудрости (Д. п.) ступенька. При солнышке тепло, при матери (П. п.) добро. Всякой вещи (Д. п.) свое место.

Карточка 3.

В лесу на поляне растет ель (И. п.). На ели (П. п.) висят шишки. Часто на ель (В. п.) забирается белочка. Нередко к ели (Д. п.) прилетает дятел. Под елью (Т. п.) прячется пугливый зайчонок. Зимой около ели (Р. п.) увидишь на снегу следы зверей

и птиц.

Карточка 4.

На реке стоял пароход.

В в лесах много пушных зверей.

Мы читали рассказы о рус-ских бойцов.

Во всей не было холмов.

Отблески солнца отражались в зеркальной

реки.

VII. Итог урока. Рефлексия

Проводит беседу по вопросам:

Что особенно заинтересовало вас во время урока?

Что нового узнали на уроке?

Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

Поставьте карточку со своим именем на ту ступеньку лесенки, на которой, по-вашему, вы сейчас находитесь

Ставят карточки на ступеньках.

Домашнее

задание

Выполнить задание 131 в рабочей тетради

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Марных Лариса Владимировна

Дата: 27.12.2018

Номер свидетельства: 493045


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства