kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе " Правописание наречий. Развитие умения распознавать в тексте наречия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке учащиеся закрепляют изученный материал по теме "Части речи", совершенствуют умения определять морфологические признаки наречий, числительных и глаголов. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка в 4 классе " Правописание наречий. Развитие умения распознавать в тексте наречия"»

Тема: Правописание наречий.

Развитие умения распознавать в тексте наречия.



Тип урока

Обобщение и систематизация знаний

Педагогические задачи

Создать условия для повторения изученного по теме «Части речи»; совершенствовать умение определять морфологические признаки наречий, имен числительных и глаголов; способствовать развитию орфографической зоркости; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные результаты

Научатся указывать части речи; выписывать словосочетания с наречиями; приводить примеры имен числительных; записывать словами числа; списывать, вставляя пропущенные орфограммы; указывать время, лицо, число, спряжение глаголов; правильно писать безударные личные окончания глаголов

Метапредметные УУД

Познавательные: сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет); анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.); проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); регулятивные: использовать при выполнения задания справочники и словари; определять само-стоятельно критерии оценивания, давать самооценку; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми,
придерживающимися другого мнения

Личностные
результаты

Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей; планировать дальнейший образовательный маршрут; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке


Организационная структура урока


Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности учащегося

II. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь, задание 177).

– Прочитайте наречия. Выделите в них буквы,
написание которых надо запомнить.

Записывают наречия.

Хорошо, быстро, вдруг, сегодня, вчера, сейчас,
никогда,
здесь, там, вблизи, везде, направо.

Выделять существенную информацию
из текста за-гадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять
актуализацию личного жизненного опыта

Минутка чистописания.

Проводит минутку чистописания.

– Какие буквы спрятались в узоре?

– Запишите их в соответствии с правилами каллиграфии.

Выполняют чистописание.

Работа над словами с непроверяемым
написанием

– Отгадайте загадки:

Он нагружен и свистит,

И от тяжести пыхтит.

Это что еще за воз?

Мимо катит ... (тепловоз).


Земля дрожит, силач бежит.

Тянет за собой

Хвост огромный и стальной.

(Электровоз.)

– Запишите словарные слова в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций.

ТЕПЛОВОЗ – локомотив с двигателем внутреннего сгорания. Слово «тепловоз» – сложное. Состоит из двух слов: ТЕПЛО и ВОЗ. Буквально ТЕПЛОВОЗ – «теплом возит», «возит с помощью тепла». ТЕПЛОВОЗ – ТЕПЛО, ВОЗ = «теплом возит», «возит с помощью тепла».

Однокоренные слова: тепловозик, тепловозный.

Синонимы: локомотив, транспортное средство.

III. Сообщение темы
урока.

Определение целей урока

– Прочитайте тему урока.

– Определите цели урока, используя опорные
слова.

– Сегодня на уроке повторим изученный материал по теме «Части речи»

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством
учителя определяют задачи урока

IV. Объяснение нового
материала.

Работа по учебнику (упражнение 311).

– Вспомните, как называется самостоятельная
неизменяемая часть речи. Что она обозначает?
С какой частью речи связана по смыслу в предложении? Назовите слова этой части речи. Запишите 2–3 таких слова.

Обобщают знания по теме: наречие – это неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия, признак другого признака, реже признак предмета. В предложении наречие чаще всего выполняет функцию обстоятельства. Наречие может относиться к глаголу, прилагательному, другому наречию).

Работа по учебнику (упражнение 312)

– Прочитайте. Спишите. Над каждым словом укажите, к какой части речи оно относится

Списывают. Указывают части речи.

Сегодня (нар.), кастрюля (сущ.), сеялка (сущ.),
слева (нар.), вчера (нар.), беседа (сущ.), железо



(сущ.), налево (нар.), медленно (нар.), впереди
(нар.), сзади (нар.), коньки (сущ.), свобода (сущ.), издалека (нар.), солнце (сущ.), лучше (нар.), везде
(нар.), богатство (сущ.), завтра (нар.), чувство
(сущ.), сейчас (нар.), сзади (нар.).

V. Первичное закрепление знаний.

Работа по учебнику (упражнение 313).

– Прочитайте стихотворение Я. Коласа.

– Выпишите словосочетания, состоящие из наречия и глагола. Подчеркните наречия.

– Запишите по памяти первое четверостишие.
Проверьте себя.

Читает грамматическую сказку «Проделки
наречий».

– Наречия легко образуются из других слов. И это
не случайно.

Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Имена и глаголы к тому времени уже расселили почти все слова по своим владениям. Вот и пришлось наречиям переманивать к себе чужие слова.

Проще всего это оказалось сделать с некоторыми прилагательными. Заменили, например, в слове «хороший» окончание суффиксом -о и получилось замечательное наречие – «хорошо»!

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. При-меняют новые знания на новом языковом мате-
риале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.
Слушают учителя.

Выписывают словосочетания, состоящие из наречия и глагола. Подчеркивают наречия.

Ласково смеется, звонко льется, весело бежит.

Выполняют звуко-буквенный разбор слова
«ручей».

Руче́й – [руч’э́й’] – 2 слога.

р – [р] – согласный, звонкий непарный, твердый парный;

у – [у] – гласный, безударный;

ч – [ч’] – согласный, глухой непарный, мягкий непарный;

е – [э] – гласный, ударный;

й – [й’] – согласный, звонкий непарный, мягкий непарный.

5 букв, 5 звуков.


Потом наречия добрались и до существительных. Тут работы оказалось побольше: предлог превратить в приставку, окончание – в суффикс. Зато
из одного существительного получается целая куча наречий: было существительное «верх», а получились наречия «вверху», «вверх», «наверху», «кверху», «сверх», «сверху» и даже «верхом» – очень полезное слово, если нужно объяснить,
что кто-то любит ездить верхом, а не в телеге.

Очень понравилось это наречиям. Попробовали они проделать тот же фокус с прилагательными, которые не хотят превращаться в наречия только с помощью суффикса -о. Вот прилагательное «новый». Только при помощи суффикса -о наречие
от него не получается, а одновременно с приставкой и суффиксом – сколько угодно: «заново», «наново», «снова», «вновь». Совсем по-новому ведет
себя слово!

Потом добрались наречия и до числительных,
и даже до глаголов. Из «двое» получилось «вдвоем» и «надвое», из «скакать» – «вскачь» и «на скаку», из «догонять» – «вдогонку», из «обнимать» – «в обнимку».

Рады наречия. А ученики не очень. Уж чересчур похожи эти наречия на имена с предлогами.
Поди разберись, когда как писать – слитно или
раздельно. А то еще некоторые наречия любят

Выполняют разбор слова по составу.

Выполняют морфологический разбор слова.

Сверкает – гл., что делает?, нач. ф. – сверкать, несовершенный вид, невозвратный, I спряжение, настоящее время, 3-е л., ед. ч., сказуемое.

Заранее подготовленный ученик читает стихо-
творение.

Наш язык и скромен, и богат,

В каждом слове скрыт чудесный клад.

Слово «высоко» произнеси –

И представишь сразу неба синь.

Вспомнится наречие «светло»,

И увидишь – солнышко взошло.

Если скажешь ты «темно»,

Сразу вечер постучит в окно.

Если скажешь «ароматно» ты,

Сразу вспомнишь ландыша цветы.

Ну, а если скажешь ты: «Красиво!»,

Пред тобою сразу вся Россия!

Э. Куклина


писаться вообще по-особому – через черточку. Вот и приходится всё время быть настороже,
чтобы не ошибиться».


Работа по учебнику (упражнение 314).

– Вспомните, какая часть речи обозначает количество или порядок предметов при счете. Приведите примеры слов этой части речи.

– Запишите зашифрованную пословицу. Определите, какой частью речи является каждое слово этого высказывания.


Записывают пословицу. Указывают части речи.

Семеро (числ.) одного (числ.) не (частица) ждут
(гл.).

Работа по учебнику (упражнение 315)

– Прочитайте. Запишите числа словами.



– Составьте предложение с любым именем числительным

Записывают слова.

Двенадцать, одиннадцать, шестнадцать, четыре, восемь.

Составляют предложение.

В двенадцать часов начнется тренировка.

VI. Дальнейшая работа
по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.

Проводит работу по карточкам.

– Спишите фразеологизмы, вставляя вместо
пропусков нужные слова. Дополните список

Выполняют задание по карточкам.

Работа по карточкам.

фразеологизмов, в состав которых входят имена числительные.

Заблудиться в … соснах. Согнуться в … погибели. Давать … очков вперед. … за всех и все за … . Меж … огней. Сидеть в … стенах. Как в телеге … колесо. Лить слезы в … ручья. Знать как свои … пальцев. На все … стороны. От горшка …
вершка. … пядей во лбу. … лишний. Опять … .
… сапога пара. За … верст киселя хлебать. Жить в … стенах.

Заблудиться в трех соснах. Согнуться в три
погибели. Давать сто очков вперед. Один за всех и все за одного. Меж двух огней. Сидеть в четырех стенах. Как в телеге пятое колесо. Лить
слезы в три ручья. Знать как свои пять пальцев. На все четыре стороны. От горшка два вершка. Семь пядей во лбу. Третий лишний. Опять двадцать пять. Два сапога пара. За семь верст киселя хлебать. Жить в четырех стенах.

Работа по учебнику (упражнение 317).

– Прочитайте текст Г. Скребицкого.

– Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните глагол в неопределенной форме. Укажите время у других глаголов.

– Выпишите выделенные глаголы, поставив их
в неопределенную форму. От какого из этих гла-
голов можно образовать все три формы времени, а от какого только две формы? Поясните свой ответ.

Кто так звонко щебечет (наст. вр.) во дворе? Это вернулись (прош. вр.) с юга быстрокрылые ласточки и начали (прош. вр.) гнезда строить.
А строят (наст. вр.) они их совсем не так, как другие птицы. Ласточки не вьют (наст. вр.)
гнездо из прутьев и веток. Они лепят (наст. вр.) его из комочков глины.

Работа в тетради (задание 178).

– Прочитайте стихотворение Вс. Рождественского. Вставьте пропущенные буквы.

– Найдите в предложениях личные местоимения, подчеркните их.

Астру с прямыми ее лепестками

С давних времен называли «звездой».

Так бы ее вы назвали и сами.



В ней лепестки разбежались лучами

От сердцевинки совсем золотой.

Выполняют морфологический разбор место-
имения.

(В) ней – местоимение, в чем?, нач. ф. – она,
3-е л., ед. ч., П. п., второстепенный член.

Работа в тетради (задание 179)

– Прочитайте стихотворение А. Шибаева «При-слушайся к слову».

– Какие звуковые образы у вас возникли, когда вы читали стихотворение? Какие слова и звуки
передают картины природы?

– Назовите каждую выделенную букву. Скажите, какой звук в тексте она обозначает?

Буква «ш» обозначает согласный твердый непарный, глухой парный звук.

Буква «р» обозначает согласный твердый парный, звонкий непарный звук.

Буква «ч» обозначает согласный мягкий непарный, глухой непарный звук.

Буква «б» обозначает согласный твердый парный, звонкий парный звук.

Буква «к» обозначает согласный твердый парный, глухой парный звук.

VII. Итог урока. Рефлексия

– Что особенно заинтересовало вас во время
урока?

– Что нового узнали на уроке?

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооцен-


– Назовите изученные части речи. На какие вопросы они отвечают?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

ку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми встретились на уроке

Домашнее
задание

– Выполнить упражнение 316

Внимательно слушают, задают уточняющие
вопросы






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Воронина Эва Владимировна

Дата: 27.12.2018

Номер свидетельства: 493049


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства