Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка на тему:"Значение и употребление глаголов в речи"»
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий
у младших школьников на уроках русского языка.
Самая большая на Земле роскошь -
это роскошь человеческого общения.
Антуан де Сент-Экзюпери
Повышение качества обучения школьников является одной из самых актуальных проблем педагогики и методики сегодня.
С введением федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения в начальную школу особое внимание уделяется формированию коммуникативных универсальных учебных действий. Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Соответственно, начинать формировать коммуникативные учебные действия у младших школьников следует, развивая связную речь детей. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и диалогическими формами нормами родного языка – это те задачи, которые я решаю в своей системе работы с младшими школьниками. Хочу поделиться опытом своей работы по данному направлению.
Систему работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий я выстраиваю, учитывая психолого-физиологические особенности детей первого, второго, третьего и четвертого классов, учитывая доступность и посильность учебного материала, учитывая его практическую направленность. При этом использую разнообразные виды письменных работ с младшими школьниками. Среди которых, предпочтение отдаю творческому списыванию, творческому диктанту, свободному диктанту, творческому изложению, творческому сочинению. Названные виды работ провожу в определённой системе, начиная с таких, которые требуют от учащихся меньшей самостоятельности. Рассмотрим компоненты моей системы работы более подробно.
Первой ступенькой в этой работе является творческое списывание. Творческое списывание, прежде всего, должно быть осознанным. Осознанным оно может быть только в том случае, если учащиеся понимают содержание текста, умеют пересказывать его, объяснить правописание слов с уже изученными орфограммами. Творческое списывание обычно усложняю заданиями, связанными с развитием речи. В ходе работы над текстом предлагаю детям подобрать пропущенные слова, провести орфографический разбор, затем списать текст. Например: Наступила... зима. Выпал... снег. Он покрыл... землю, деревья, крыши домов (и т.д.).
Творческий диктант может быть проведён на уроках закрепления и на уроках проверки знаний учащихся. Творческий диктант с введением в него требуемых заданием орфограмм близок к творческому списыванию. При творческом диктанте учащиеся текст воспринимают на слух, после чего, тут же, чтобы не отстать от класса, дети подбирают нужное слово для вставки. Например: Было (жаркое, знойное) лето. Иван шёл по (зелёному, пёстрому) лугу. Вдруг в (высокой, сочной) траве он увидел (маленьких, слабых) зайчат, (и т.д.) (Слова в скобках - дети подбирают сами).
Переходной ступенькой к изложению является свободный диктант. Он способствует развитию умения уловить ход мыслей автора, запомнить их последовательность и связь. Для свободного диктанта необходим сюжетный текст.
Как известно, урок развития речи является разновидностью уроков русского языка, где основным упражнением традиционно считается изложение и сочинение.
Специфика выборочного изложения состоит в том, что дети учатся выделять в тексте отдельные темы, вычленять материал, относящийся к той или иной теме, строить высказывание на основе собранного материала. Выборочные изложения является, на мой взгляд, связующим звеном между изложением и сочинением. Преимущества выборочного изложения можно сформировать следующим образом:
1. учащимся предоставляется возможность сосредоточить внимание на той части текста, которая на данном этапе обучения наиболее интересна (описание природы, человека, обстановки);
2. значительная экономия времени, т.к. воспроизводится не весь текст.
Выборочные изложения, используемые в системе других видов работ по развитию речи, помогают научить школьников собирать и систематизировать материал, способствуют закреплению умения определять объём и границы темы высказывания, раскрывать основную мысль.
Одной из важнейших задач являются следующие задачи:
- пробудить у детей желание написать увиденное, услышанное, прочитанное;
- научить без боязни делиться своими переживаниями и чувствами;
- развивать желание описывать красоту окружающей природы, красоту человека;
- приобщать детей к миру прекрасного.
Ценность детского сочинения и состоит в том, насколько в нём нашли отражения его чувства, мысли, восприятие им описанного. И чем раньше начинается эта работа, тем быстрее осуществится продвижение учеников в общем, развитии. Чтобы сочинение получилось ярким, необходимо добиваться связности текста, красочности в описании, правильного построения предложения. Подготовка к написанию сочинения начинается задолго до этого. Дети ведут специальную тетрадь по развитию речи. Учащиеся выписывают отрывки из стихов, работают с текстами на тему сочинения, наблюдают, собирают иллюстрации. На уроке каждый старается поделиться знаниями, которые он добыл. Это очень важно, чтобы до написания сочинения дети уже работали над отдельными словами, предложениями.
При обучении написанию сочинения особое внимание уделяю подготовительной работе, которая включает в себя следующие этапы:
1. создание речевой ситуации.
Цель - создание мотива, обеспечение необходимого эмоционального настроя, пробуждение интереса к работе, организация наблюдения, обсуждение задач и условий ситуации;
2. предварительная подготовка.
Цель - создать базу для последующей работы. Подготовка, как правило, рассредоточена во времени, проводится на уроках не только русского языка, но и чтения, природоведения, труда, рисования. Организуется накопление необходимых знаний, впечатлений, ведется обучение использованию средств.
3. написание сочинения.
Как показали результаты, создание речевой ситуации как отдельного этапа и включение его непосредственно в подготовку к сочинению приводит к заинтересованности учащихся в написании сочинения, неравнодушному отношению к собственному словесному творчеству. Ученики работают с большим удовольствием, они хотят писать и ощущают необходимость в новом для их возраста виде речи - письменной речи.
Для того чтобы ярче обозначить специфику уроков развития речи, сравним их с различными видами уроков русского языка (их узком понимании), например, уроком грамматики - с одной стороны. С другой стороны можно выделить различия при сравнении с уроками литературного чтения. Так, на уроке русского языка существенное место занимает изучение единиц языка и обучение их применению. Поскольку это связанно с основными разделами лингвистики, то можно сказать, что на уроке русского языка главенствует языкознание и «царит» язык.
На уроке литературного чтения в центре внимания находится литературное произведение в единстве его идейно-смысловой, структурной и языковой сторон. Здесь всё определяется художественным текстом.
На уроке развития речи основное внимание уделено речевой деятельности учащихся, которая проявляется как в устной, так и в письменной формах. Цель такого урока - опираясь на полученные знания о языке, целенаправленно обогащать лексико-грамматический строй речи детей, учить их воспринимать (и понимать) чужую речь, а также строить собственные высказывания (тексты) в соответствии с нормами русского языка. Речь как деятельность по использованию языка в целях общения, познания, воздействия на других людей определяет содержание и структуру урока развития речи.
Кратко охарактеризую особенности речевых уроков. Специфика урока развития речи заложена уже в самом его названии: приоритет здесь отдаётся развитию языковой личности. Кроме того, она проявляется в целях, содержании, типологии уроков, а также в методах и приёмах обучения.
Основные цели урока развития речи:
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучение нормам языка и их использованию в речи;
формирование коммуникативной компетенции и развитие языковой личности, совершенствование коммуникативных умений;
обучение навыкам культуры речи и речевого общения;
развитие основных видов речевой деятельности: говорения, письма, слушания и чтения;
развитие мышления и формирование процессов мыслительной деятельности (анализа и синтеза, абстракции и обобщения) средствами языка, используемыми в речи;
знакомство с основными речеведческими понятиями, как теоретической основой обучения языку и развития речи.
Структура урока развития речи диктуется целями и содержанием учебных задач и речевых ситуаций.
Приведу примеры своей работы, отражающие отдельные аспекты формирования коммуникативных учебных действий младших школьников.
Пример № 1. Фрагменты уроков русского языка в 1 классе по теме «Текст».
Урок 1
Тема урока: «Текст. Тема текста».
Цели этапа урока – формирование у детей общего понятия о тексте, умения озаглавливать текст и определять его тему.
Работая в парах, дети восстанавливают деформированные
предложения с опорой на сюжетные рисунки
1.Цветами, луг, зарос, яркими.
2.Две, обезьяна, горсти, несла, полные, гороху.
3.Зайчишка, под, бедный, кустом, спрятался.
4.Паровоз, Юре, купили, новый.
5.Котёнок, по, клубок, катал, комнате.
- Что получилось у вас? (Предложения.) Докажите.
На доске записан текст:
Обезьяна несла две полные горсти гороху. Выскочила одна горошина. Обезьяна хотела поднять и просыпала 20 горошинок. Она принялась поднимать их и просыпала все. Тогда она рассердилась, разбросала весь горох и убежала. (Л.Н.Толстой.)
- Сравните составленные предложения и то, что вы сейчас прочитали.
- Что будет являться текстом? Почему?
- О ком говорится в каждом предложении?
- Связаны ли они по смыслу между собой?
Вывод. Предложения, записанные на доске, объединяются тем, что
рассказывают об одном (связаны по смыслу) или говорят, что предложения
объединяются темой, значит, это текст. Определяется тема текста. Тема
соединяет все слова, предложения в единое целое.
- Можно ли придумать заголовок к тексту? Заголовок связан с темой
текста.
- А в составленных предложениях?
- В чём отличие предложений от текста?
Урок 2
Тема: «Последовательность предложений в тексте. Главная мысль
текста».
Цели этапа урока – формирование умения определять главную мысль текста; введение понятия о том, что предложения в тексте имеют границы и определенную последовательность.
Работа с текстом. (Текст распечатан)
Никита-охотник.
Есть у Никиты деревянный тигр ещё есть крокодил резиновый и слон запрятал Никита тигра под кровать, а слона с крокодилом под стол сейчас он на них охотиться будет. (По Е. Чарушину)
- Легко ли было читать текст? Почему?
- Как можно показать, что предложение кончилось?
- Какие знаки препинания нужно поставить в конце предложений?
Предлагаю поработать в группах и разрешить проблему: можно ли
данную запись назвать текстом? Что главное хотел сказать нам автор? Это
основная мысль текста. Понять текст – значит, понять его основную мысль.
Дом белый, а крыша у него розовая. Вот наш дом. Он большой. Они
как мачты на сказочном корабле. На крыше антенны. Такой корабль я видел на картинке.
- Можно ли эту запись назвать текстом? Почему?
- Восстановите текст. Озаглавьте его.
- Что еще узнали о тексте?
Вывод. Предложения в тексте имеют определенную последовательность.
Пример № 2. Дидактический материал «Использование синонимов в связной речи» к урокам русского языка в 3 классе по теме «Прилагательные – синонимы».
Про воробьев.
Воробьи полетели дальше. Чик и Чирика опустились на крышу сарая.
На крыльце спал... рыжий кот (толстый, пузатый, полный, пухлый,
упитанный* жирный). Воробьи принялись искать... место для гнезда
(удобное, подходящее). Выбрали... щель под крышей сарая (широкую,
просторную). Не прошло и недели, как Чирика положила в гнездо первое
яичко — ... , все в розовато-бурых пестринках (маленькое, небольшое, малое, крошечное, крохотное, малюсенькое). Рыжий разбойник преспокойно съел все шесть… яичек (драгоценных, любимых, дорогих, ценных). Ветер поднял ... гнездо и скинул его с крыши на землю (лёгкое, воздушное, невесомое).
В. Бианки
Современный младший школьник получает большое количество информации из самых различных источников. Для использования этих сведений в своей жизни ученику необходимы не только знания, но и умение обладать грамотной устной и письменной речью для общения и жизни в обществе.
Задача формирования коммуникативных учебных действий сегодня является очень важной, так как модернизация современной школы направлена на достижение новых образовательных результатов, обеспечивающих конкурентоспособность российской школы.
Подготовила: Юреня Марина Николаевна,
учитель начальных классов МБОУ «СОШ №4».
Доклад
По теме: «Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка»
Подготовила: учитель МБОУ «СОШ №41»
Татарникова Анастасия Степановна
"Обучать общению, общаясь”
В настоящее время общество нуждается в людях способных самостоятельно учиться, готовых к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизнедеятельности человека важно не наличие у него накопленных в прок знаний, а проявление и возможность их использовать. Поэтому основным направление ФГОС является формирование УУД, т.е. способов действия обучающихся, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. В числе главных задач начального общего образования является развитие коммуникативной культуры младшего школьника. Акцент ставиться на самостоятельность обучающегося, готовность к сотрудничеству, умению вести диалог, развитие способности к созидательной деятельности.
Сегодня я хочу поделиться с вами своим опытом в формировании коммуникативных УУД на уроках русского языка.
Коммуникативные УУД предполагают владение всеми видами речевой деятельности, построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми; адекватное восприятие устной и письменной речи, точное, правильное, логичное и выразительное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме, соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной и письменной речи и правил русского речевого этикета.
Обучение на уроках русского языка должно строиться с учетом необходимости формирования у учащихся различных коммуникативных умений и навыков:
умений понять тему сообщения, логику развития мысли,
извлечь нужную информацию (полно или частично),
проникнуть в смысл высказывания - слушание;
навыков изучающего чтения;
умений ведения диалога и построения монологического высказывания - говорение;
умений, осмысливая тему и основную мысль (идею) высказывания,
составлять план, пользоваться различными типами речи,
строить высказывание в определенном стиле,
отбирать языковые средства,
совершенствовать высказывание - письмо, говорение
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий является неотъемлемой частью языкового образования в школе. Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность, на уроках русского языка, формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме, аудировании.
Давайте рассмотрим применение некоторых современные образовательных технологии для повышения эффективности формирования коммуникативных УУД на уроках русского языка.
В своей работе я старюсь комбинировать различные элементы современных образовательных технологий (технология проблемного обучения, групповая работа на уроках русского языка, метод «взаимных обучений», работа в парах), также на уроках я использую информационно-коммуникационные технологии. Эти образовательные технологии в большей мере активизируют познавательную и коммуникативную деятельность учащихся.
Создание проблемных ситуаций, постановка учебных проблем - помогают проявить оригинальность мышления, творческое и осмысленное отношение к приобретению знаний и умений. При этом возрастает потребность в учении, повышается внутренняя мотивация каждого ребёнка. При разрешении проблемной ситуации, у ученика, выполняющего задание, возникает психологическое состояние, требующее новых знаний об объекте или явлении, о способе или условиях выполнения действия.
В своей практической деятельности большое внимание уделяю игровым, занимательным формам работы для повышения интереса к русскому языку как к учебному предмету. Игровая форма организации урока используется при объяснении нового материала, при обобщении и повторении, во внеклассной работе. Различные опорные схемы, таблицы, занимательные истории, лингвистические рассказы и сказки благотворно влияют на отношение ребят к русскому языку как учебному предмету, способствуют развитию у них наблюдательности, фантазии, зрительной памяти.
Для развития языковой компетентности младших школьников на уроках русского языка использую различные виды творческих работ, мини-сочинения, словарная работа с пословицами и фразеологизмами, упражнения на запоминание, комментированное письмо, письмо под диктовку с предварительной подготовкой, творческие работы учащихся. Одним из наиболее интересных, важных и, в то же время, трудных видов деятельности, направленной на формирование связной речи и коммуникативных умений является написание творческих работ. Систематически на уроках русского языка целесообразно использовать такое средство формирования УУД, как создание учащимися литературных произведений (сказок, рассказов). Это средство формирования универсальных учебных действий в учебной практике можно тесно связать с проектной деятельностью и методом портфолио, что прекрасно иллюстрирует системно - деятельностный подход, на который опирается современное образование.
Для поддержания интереса к такому виду деятельности, ученики моего класса участвовали со своими работами во Всероссийских дистанционных конкурсах сочинителей «Спасти колобка», в дистанционном конкурсе авторов «Тарабарские сказки», в конкурсе сочинений и презентаций «Мой дед Росси защищал».
Понятно, что овладение языком возможно только в ситуации речевого общения, коммуникативной ситуации. Для этого основной акцент делаю на диалоговой форме обучения. В учебной деятельности главную роль приобретают общение ученика и учителя, ученика и ученика, речевая активность самих обучающихся на каждом уроке. Одной из образовательных целей каждого урока русского языка является формирование у школьников умения передавать собственные мысли, чувства, переживания в устной и письменной форме.
В связи с тем, что информация в своем законченном виде передается через оформленный текст, то центральное место на уроке, естественно, занимает текст, малый, большой - в зависимости от формы урока, особенно на той стадии изучения лингвистического материала, когда нужно показать роль грамотного письма в коммуникации. Особое внимание на всех уроках надо уделять поэтапному развитию навыков работы с текстом. Новые виды учебной деятельности должны сопровождаться чёткими инструкциями. Всё это позволяет успешно формировать коммуникативную компетенцию на уроках русского языка младших школьников.
Одним из важнейших навыков, которым должны овладеть обучающиеся к 5-ому классу, является умение обосновывать правильное написание слов и постановку знаков препинания. А для этого нужно научить видеть опознавательные признаки орфограммы и условия выбора написания. Помогают формировать этот навык различные виды работ:
упражнения типа списывания, обычно осложненного грамматико-орфографическими заданиями и осложненное списывание текста, в котором пропущены орфограммы;
диктанты различных видов, сопровождаемые орфографическим разбором - орфографический, объяснительный, предупредительный, выборочный, распределительный, творческий, обучающе-проверочный диктант “Проверяю себя”, зрительный, разные виды словарных диктантов, где дается задание на конструирование предложений и словосочетаний с ними;
письмо по памяти;
использование перфокарт, сигнальных карточек;
письмо с проговариванием (здесь работают и механическая память, и непроизвольное запоминание, это обеспечивает большой объем написанного и предупреждение ошибок);
“орфографические пятиминутки” и “минутки чистописания”;
контрольное списывание;
словарно-орфографическая работа;
различные виды работ с взаимопроверкой и самопроверкой;
проведение работ над ошибками, где формируется умение классифицировать орфограммы.
При необходимости ускорения процесса поиска решений или если задача не может быть решена индивидуально, возникает необходимость деления детей на группы. Работа в группах очень интересна детям, так как они ближе узнают друг друга, учатся общаться, учитывая интересы товарища. Учитель же, наблюдая за ребятами, может для себя провести мини-мониторинг психических особенностей ребенка (умение общаться в микроколлективе, обобщать сказанное, выражать свое мнение, определить уровень работоспособности).
На таких уроках ни один ребенок не остается в стороне. Даже дети с низким уровнем работоспособности, которые на уроке предпочитают молчать, делают попытки включиться в работу группы.
В этом году я показывала открытый урок русского языка «Три склонения имен существительных», на котором учащиеся моего класса решая поставленную перед ними учебную проблему (разделить слова на три группы по общим признакам и заполнить таблицу), продемонстрировали эффективную групповую работу с использование учебных нетбуков.
Частным случаем групповой совместной деятельности учащихся является работа парами (статических и динамических). Реализовываться она, например, может так. Ученики получают задание под одним и тем же номером: один ученик становится исполнителем – он должен выполнять это задание, а другой – контролером – должен проконтролировать ход и правильность полученного результата. При этом у контролера имеется подробная инструкция выполнения задания. При выполнении следующего задания дети меняются ролями: кто был исполнителем становится контролером, а контролер – исполнителем.
Использование парной формы контроля позволяет решить одну важную задачу: учащиеся, контролируя друг друга, постепенно учатся контролировать и себя, становятся более внимательными. При развитии коммуникативных универсальных учебных действий, у ребят повышается качество знаний по всем предметам.
Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения ФГОС начального общего образования ответственность существенно возрастает.
Уроки русского языка с учетом формирования универсальных учебных действий требуют от учителя грамотного построения урока с использованием таких методов как беседа, работа в группах, работа в парах. Данные методы способствуют повышению уровня развития коммуникативных универсальных учебных действий.
На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать творцом образовательного процесса.
Быданцева Ольга Владимировна
ГБОУ СОШ №5, учитель начальных классов
ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Жизнь в современном обществе такова, что уже младшему школьнику она предъявляет ряд конкретных требований: эффективно действовать в проблемных и незнакомых ситуациях, самостоятельно создавать новые продукты деятельности, ориентироваться в потоках информации, быть коммуникативным, эмоционально устойчивым.
Современный подход в образовании не отрицает значимости формирования прочных предметных знаний, умений, навыков, которые необходимы, но недостаточны для успешного развития личности ребёнка.
От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса:
- подготовки учащихся к реальной жизни,
- готовности к тому, чтобы занять активную позицию,
- успешно решать жизненные задачи,
- уметь сотрудничать и работать в группе,
- быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.
Стратегической задачей школы становится девиз: "Предпочтение человеку умеющему учиться". Именно поэтому в настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Современные методики преподавания различных предметов призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.
В тексте Фундаментального ядра содержания общего образования читаем: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «УУД», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин».
Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий
Перед школой и учеником стоит задача не просто изучение основ математики, литературы, окружающего мира, а в первую очередь, расширения, усложнения индивидуальных познавательных ресурсов в процессе овладения той или иной учебной дисциплины. Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребёнка на основе формирования умения учиться. Известно, что эффективен не тот, кто просто знает, а тот, у кого сформированы механизмы приобретения, организации и применения знаний. Научиться учить себя – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет. Современные потребности учащихся останутся нереализованными, если в образовательном процессе учащийся не обретёт статус субъекта образования. В связи с этим злободневным становится формирование и развитие УУД в условиях лавинообразного возрастания объёмов информации, её быстрого старения. Поэтому УУД являются важнейшим компонентом стандартов второго поколения и обеспечивают формирование ключевых компетенций учащихся.
Универсальные учебные действия в процессе обучения в начальной школе выполняют следующие функции:
1) обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
2) создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
3) обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Основные этапы формирования УУД:
выделение цели формирования УУД, их функций в образовательном процессе, содержания и требуемых свойств с учётом возрастно-психологических особенностей учащихся;
определение ориентировочной основы каждого из универсальных учебных действий, обеспечивающей его успешное выполнение и организация ориентировки учащихся при его реализации;
организация поэтапной отработки УУД, обеспечивающей переход от выполнения действия с опорой на материальные средства к умственной форме и от совместного выполнения действия (со-регуляции с учителем и сверстниками) к самостоятельному выполнению (саморегуляции).
При формировании УУД основные усилия учителя должны направляться на помощь детям не в запоминании отдельных сведений, правил, а в освоении общего для многих случаев способа действия. Заботиться надо не просто о правильности решения той или иной конкретной задачи, не просто о правильности результата, а о правильном выполнении необходимого способа действия. Верный способ действия приведёт к верному результату.
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения школьника по другим школьным предметам, а также обеспечивают успешность его «проживания» в детском обществе.
Учебный предмет «Русский язык» обеспечивает формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий — замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путем составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова).
УУД на уроках русского языка в начальной школе являются:
- умение использовать языком с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
- умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
- умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы
Рассмотрим виды универсальных учебных действий, формируемые на уроках русского языка.
Личностные результаты изучения русского языка:
осознание языка как основного средства человеческого общения; положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка;
принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека;
появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи.
Учебные задания, направленные на развитие личностных УУД:
определение и высказывание правил поведения при общении и сотрудничестве;
умение делать выбор, какой поступок совершить, оценивать жизненные ситуации, отделять поступки от самого человека;
объяснение с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Это задания:
«вырази отношение», «объясни эмоции», «настроение», «любите», «нравится», «не нравится», «хорошо-плохо», «красиво» и др.
Регулятивные УУД, формируемые на уроках русского языка:
понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия;
контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;
адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.
Учебные задания, направленные на развитие регулятивных УУД:
организация своего рабочего места
формулирование цели (проблемы) урока (самостоятельной деятельности) после обсуждения;
составление плана решения учебной задачи;
умение сверять свои действия с целью и исправлять ошибки;
определение степени успешности выполнения своей работы и работы других
Задания: «найди (исправь) ошибки», «составь план», «набросок», «составь алгоритм», «оцени работу», «по образцу», «прикидка», «прогноз» и др
Познавательные УУД, формируемые на уроках русского языка
искать, получать и использовать информацию: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;
фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной;
пользоваться различными словарями, справочниками, имеющимися в учебнике; находить в них нужные сведения;
выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы и т.д.
Учебные задания, направленные на развитие познавательных УУД:
предположение, какая информация нужна для решения учебной задачи;
отбор источников информации;
извлечение информации из текста, таблицы, схемы, иллюстрации и др.
сравнение и группировка фактов и явлений;
умение делать выводы;
составление простого учебно-научного текста;
представление информации в виде текста, таблицы, схемы и др.
Коммуникативные УУД, формируемые на уроках русского языка:
осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи;
понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач.
Учебные задания, направленные на развитие коммуникативных УУД:
оформление своих мыслей в устной и письменной речи;
высказывание своей точки зрения, приводя аргументы;
принятие другой точки зрения, готовность изменить свою;
продуктивное чтение вслух и про себя текстов, постановка вопросов к тексту и поиск ответов;
умение договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать;
уважительное отношение к позиции другого
Задания: «объясни», «сформулируй», «составь рассказ», «дай характеристику», «опиши», «выскажи», «работай в группе (паре)» и др.
Для формирования УУД на уроках русского языка используются следующие технологии: информационные технологии (методика использования творческих заданий, методика организации компьютерного практикума, игры, тесты, тренажёры, наглядные пособия), технологии проектного обучения, игровые технологии (нестандартные уроки: викторины, урок-КВН, урок – путешествие, урок-конкурс, необычные задания), работа в парах и группах, работа с текстом (редактирование текста, поиск ошибок).
Даже беглый анализ приведенных примеров показывает, что учебные умения, которые формируются сначала на программном содержании конкретного учебного курса, «вынуждены преобразовываться в общеучебные (надпредметные) и постепенно переходить на качественно новый уровень – универсальных умений.
«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться». В. А. Сухомлинский
Сформировать универсальные учебные действия помогут следующие действия учителя.
1. Учитель вместе с детьми разрабатывает алгоритм оценивания своих знаний, чтобы развивать умения оценивать свою работу. Обращается внимание на развивающую ценность любого задания. Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.
2. Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаток знаний, вместе с детьми определяет цель урока.
3. Учитель включает детей в открытие новых знаний.
4. Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.
5. Учитель обучает детей приемам работы в группах, дети вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения.
6. Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией – пересказу, составлению плана, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации. Детей учат способам эффективного запоминания. В ходе учебной деятельности развивается память и логические операции мышления детей.
7. Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их, обучая их как можно найти и исправить ошибку. За ошибку не наказывают, объясняя, что все учатся на ошибках.
8. Учитель учит ребенка ставить цель и искать пути ее достижения, учит решать возникшие проблемы. Еще учит составлять совместный план работы.
9. Учитель учит детей оценивать свою работу по критериям, выбирать критерии для оценки.
10. Учитель учит детей разными способами выражать свои мысли, учит спорить, отстаивать собственное мнение, уважать мнения других.
11.Учитель организует деятельность детей, при которой дети могут усвоить нужные знания.
12. Учитель дает возможность детям самостоятельно выбирать задания из предложенных.
13. Учитель сотрудничает с ребенком, показывая как распределять роли и обязанности работая в коллективе. При этом учитель поощряет сотрудничество между учениками, учениками и учителем и активно включает каждого ученика в учебный процесс. В их совместной деятельности у учащихся формируется общечеловеческие ценности.
14. Учитель помогает ребенку делать нравственный выбор при работе с ценностным материалом и при его анализе. Учитель использует проектные формы работы на уроке.
15. Учитель учит детей правильно планировать свою работу.
Развивать универсальные учебные действия нужно последовательно и постоянно.
Формирование способности и готовности учащихся реализовать УУД позволят стать современному выпускнику начальной школы:
любознательным, интересующимся, активно познающим мир;
владеющим основами умения учиться;
любящим родной край и свою страну;
уважающим и принимающим ценности семьи и общества;
готовым самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой;
доброжелательным, умеющим слушать и слышать партнёра;
умеющим высказывать своё мнение;
выполняющим правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.