Тема | Сочинение по картине А.А.Пластова «Первый снег» |
Цели | Цели: 1. развивать речь, коммуникативные навыки; 2. учить «читать» картину, осмысливать её содержание; 3. привлечь внимание детей к красоте зимней природы; 4. способствовать эмоциональному восприятию картины как произведения искусства; 5.совершенствовать умение отбирать нужные для описания слова Формировать УУД: - Личностные: выражать свои эмоции после прослушивания отрывков из произведений К.Г.Паустовского и И.А.Бунина - Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, высказывать своё предположение о природе того или иного явления на основе работы с картиной. - Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме и письменной форме, договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. - Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в дополнительных справочниках; преобразовывать информацию из одной формы в другую. |
Планируемый результат | Предметные: Учащиеся научатся анализировать, делать выводы, сравнивать; составлять сообщения в устной и письменной форме. Знать признаки зимы. Уметь наблюдать признаки зимы на репродукции картины А.А.Пластова «Первый снег». Уметь определять последовательность событий в природе и их связи. Личностные: Уметь объяснять свое отношение к предложенным ситуациям. Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. (Регулятивные УУД). Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме. (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы отличать, новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (в оглавлении, в словаре синонимов, эпитетов). (Познавательные УУД). |
Основные понятия | Эпитеты, синонимы, слова-действия. |
Межпредметные связи | Изобразительное искусство, литературное чтение, ознакомление с окружающим миром, музыка. |
Ресурсы: - основные - дополнительные | -словарь эпитетов; - словарь синонимов; - карточки с эпитетами; - толковый словарь; Компьютер, проектор, интерактивная доска, слайд с репродукцией картины «Первый снег», - аудиозапись: Ф.Шопен «Ноктюрн 20 – И первый снег..» |
Организация пространства | Фронтальная работа, работа в парах, работа в группах. УУД: Личностные, Регулятивные, Коммуникативные, Познавательные. |
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
I. Оргмомент | Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила. | Организует проговаривание правил поведения на уроке. | Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок, Постарайтесь всё понять, Интересное узнать. | | Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД). |
II. Актуализация знаний и постановка проблемы. | Слушают музыку Ф.Шопена «Ноктюрн 20. И первый снег…» | Учитель организует беседу по содержанию музыкального произведения и произведений классиков русской литературы. | - Кто узнал мелодию звучащей музыки? - Какие приметы ранней зимы услышали в мелодии? Что почувствовали? - А сейчас послушайте, как о первом снеге сказал К.Г. Паустовский. - Какие образные выражения о снеге, о зиме в тексте К.Г.Паустовского? Каково отношение писателя к первому снегу? Как он это показал? - А как относитесь к первому снегу вы? -А теперь послушайте отрывок из стихотворения И.А.Бунина. - Как говорит Бунин о том, что снег идёт?(«снегом понесло…») - Подберите синонимы к слову «понесло». - А теперь я предлагаю вам увидеть первый снег в картине А.А.Пластова. - Как вы думаете, какая задача нашего урока? Что мы должны сделать для ее выполнения? Как мы спланируем свою деятельность? | Уметь наблюдать признаки зимы | (Познавательные УУД). Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. (Коммуникативные УУД). Слушать и понимать речь других. (Регулятивные УУД). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя |
III. Рассматривание картины | Учащиеся рассматривают репродукцию картины А.А.Пластова «Первый снег» | Учитель просит рассмотреть картину в целом, проникнуться её настроением, обратить внимание на все детали ближнего, среднего и дальнего планов | Дети рассматривают картину, пытаясь проникнуться её настроением | | Учиться работать по предложенному учителем плану |
IV Беседа по содержанию картины | Учащиеся описывают картину с опорой на вопросы учителя | Учитель беседует по содержанию картины | - Какое время года изобразил художник? (Начало зимы.) - Почему вы догадались, что это именно начало зимы? (Нет сугробов, местами ещё видна голая земля) - Какое время суток изображено? Как вы догадались? (Снег выпал ночью, сейчас утро. Дети второпях выбежали на крыльцо, они ещё не выходили из дома.) - Кого изобразил художник на переднем плане? (Девочку лет десяти и мальчика лет семи. Это деревенские ребята.) - Опишите их внешний вид (Мальчик в пальто, девочка без верхней одежды, только набросила платок. Они, наверное, торопились. Им очень хочется скорее увидеть первый снег. У девочки валенки не по размеру, видно, одевалась второпях. Ребята поднимают голову к небу, смотрят на хлопья снега.) - Что можно сказать, глядя на выражение лиц детей? - Можно ли сказать, что ребятам нравиться первый снег? (Их очень заинтересовал первый снегопад, дети любознательны и наблюдательны, они рады снегу, для них это праздник.) | Уметь находить ответы на вопросы в репродукции картины. Уметь определять последователь-ность событий в природе и их связи. | (Коммуникативные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. (Познавательные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: пересказ текста по плану. |
V. Физкульт-минутка | | | Ритмическая композиция А.И.Бурениной «Белые кораблики» | Выполнять динамические упражнения под мелодию детской песни | |
VI. Работа со словарем настроений. | Учащиеся выбирают слова – названия чувств. | Учитель организует работу со словарем настроений | - Посмотрите на карточки, выберите слова- названия чувств, которые помогут вам передать настроение детей: 1) радость, удивление, испуг 2) восторг, восхищение, грусть 3) волнение, беспокойство, интерес Учащиеся выбирают слова восторг, удивление, радость и объясняют свой выбор (Дети удивлены, обрадованы, им еще и интересно смотреть на первый снег, они очень любознательны.) - Почему их удивляет первый снег (Первый снег мягкий, теплый, добрый, он падает тихо с неба крупными хлопьями) - Что еще показывает художник на переднем плане? (В палисаднике большая старая береза с раскидистыми ветвями. Кажется, что она тоже обрадовалась снегу. Береза, наверное, давно ждала этого события, она как будто именно для встречи первого снега раскинула ветви так широко в стороны. - Здесь есть еще один герой – ворона. А что она переживает? (ворона около березы тоже как будто рада первому снегу, хочет его попробовать.) - Художник на картине хочет подчеркнуть единство живой и неживой природы. В чем это проявляется? (Снег покрывает землю, крыши домов, ветви деревьев. На заднем плане уже появились люди на санях. Кажется, что природа ликует, радуется первому снегу вместе с человеком, со всем живым на земле.) | Уметь отбирать языковые средства текста-описания | (Познавательные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: пересказ текста по плану (Коммуникативные УУД). Слушать и понимать речь других. Оформлять свои мысли в устной форме и письменной форме. Договариваться с одноклассниками. (Регулятивные УУД). Учиться высказывать свое предположение на основе работы с репродукцией картины |
VII. Речевая подготовка к сочинению | Учащиеся выбирают опорные слова, являющиеся главными для описания картины, сравнения и эпитеты к этим словам, слова, передающие чувства и настроение. | Учитель организует работу по отбору речевого материала. | - Выберите несколько опорных слов, которые являются главными для описания картины: снег дети земля ворона небо береза - Попробуйте описать снег, используя сравнения, эпитеты, слова, характеризующие действия снега. Снег как стеклянный дождь очень к лицу земле как чистые капли воды белая скатерть полей лебяжий пух земли робкий и тихий пушистый и мохнатый укрыл землю порошил щекотал лицо кружился порхал танцевал опускался большими хлопьями Также учащиеся подбирают характеристики к остальным опорным словам. Учитель просит не повторять одни и те же слова, подбирать разные, но подходящие по смыслу, точные слова. - Попробуйте смотреть глазами художника. Будьте при подборе слов более чуткими, внимательными, наблюдательными. Вспоминайте произведения о зиме, они вам помогут. - Какие чувства и настроения вызывает у вас картина? (Силой своего искусства художник показал светлый поэтический праздник природы, мы чувствуем этот праздник, нельзя оставаться равнодушным, глядя на это великолепие природы) - Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине? Выберите лучший вариант из предложенных на доске. (У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину. Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувство радости при виде первого снега. Трудно оставаться равнодушным, когда видишь первый снег.) | | |
VIII. Составление плана сочинения | Учащиеся предлагают свои варианты плана. | Учитель обсуждает с детьми предложенные варианты и записывает окончательный вариант на доске. | Вариант плана сочинения: | | Учиться работать по предложенному плану. |
VII. Написание сочинений | Устно коллективно составляют текст по данному плану. Самостоятельно записывают текст. | Учитель корректирует текст, подготовленный детьми. | | | Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. |
VIII. Рефлексия | Дети отвечают на вопросы. Учащиеся анализируют свою деятельность по «Лесенке успеха». | Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. | - Какое задание было самым интересным? - Что показалось трудным? - Чему сегодня научились? - Какое впечатление оставила картина А.А. Пластова «Первый снег»? | | Личностные УУД: Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. |