kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока русского языка на тему: "Сочинение по картине А.А.Пластова "Первый снег"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сочинение по картине - одно из эффективных средств развития речи младших школьников. Оно способствует раскрытию творческого потенциала каждого ученика, обогащает знания детей об окружающей действительности, помогает развитию у них мышления, воображения, эстетического вкуса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка на тему: "Сочинение по картине А.А.Пластова "Первый снег"»

Кудрявец Сусанна Владимировна,

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 6

Г. Минеральные Воды


Технологическая карта урока русского языка

Класс: 4

Тип урока: урок развития речи

Тема: Сочинение по картине А.А.Пластова «Первый снег»


Тема

Сочинение по картине А.А.Пластова «Первый снег»

Цели


Цели:

1. развивать речь, коммуникативные навыки;

2. учить «читать» картину, осмысливать её содержание;

3. привлечь внимание детей к красоте зимней природы;

4. способствовать эмоциональному восприятию картины как произведения искусства;

5.совершенствовать умение отбирать нужные для описания слова


Формировать УУД:

- Личностные: выражать свои эмоции после прослушивания отрывков из произведений К.Г.Паустовского и И.А.Бунина

- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, высказывать своё предположение о природе того или иного явления на основе работы с картиной.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме и письменной форме, договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в дополнительных справочниках; преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Планируемый результат

Предметные:

Учащиеся научатся анализировать, делать выводы, сравнивать; составлять сообщения в устной и письменной форме.

Знать признаки зимы. Уметь наблюдать признаки зимы на репродукции картины А.А.Пластова «Первый снег».

Уметь определять последовательность событий в природе и их связи.

Личностные:

Уметь объяснять свое отношение к предложенным ситуациям.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме. (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы отличать, новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (в оглавлении, в словаре синонимов, эпитетов). (Познавательные УУД).

Основные понятия

Эпитеты, синонимы, слова-действия.

Межпредметные связи

Изобразительное искусство, литературное чтение, ознакомление с окружающим миром, музыка.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

-словарь эпитетов;

- словарь синонимов;

- карточки с эпитетами;

- толковый словарь;

Компьютер, проектор, интерактивная доска, слайд с репродукцией картины «Первый снег»,

- аудиозапись: Ф.Шопен «Ноктюрн 20 – И первый снег..»

Организация пространства

Фронтальная работа, работа в парах, работа в группах.

УУД: Личностные, Регулятивные, Коммуникативные, Познавательные.



Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Оргмомент

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.



Организует проговаривание правил поведения на уроке.








Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Интересное узнать.





Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).

II. Актуализация знаний и постановка проблемы.
















Слушают музыку Ф.Шопена «Ноктюрн 20. И первый снег…»















Учитель организует беседу по содержанию музыкального произведения и произведений классиков русской литературы.

















- Кто узнал мелодию звучащей музыки?

- Какие приметы ранней зимы услышали в мелодии? Что почувствовали?


- А сейчас послушайте, как о первом снеге сказал К.Г. Паустовский.

- Какие образные выражения о снеге, о зиме в тексте К.Г.Паустовского? Каково отношение писателя к первому снегу? Как он это показал?

- А как относитесь к первому снегу вы?

-А теперь послушайте отрывок из стихотворения И.А.Бунина.

- Как говорит Бунин о том, что снег идёт?(«снегом понесло…») - Подберите синонимы к слову «понесло».

- А теперь я предлагаю вам увидеть первый снег в картине А.А.Пластова.

- Как вы думаете, какая задача нашего урока? Что мы должны сделать для ее выполнения? Как мы спланируем свою деятельность?


Уметь наблюдать признаки зимы















(Познавательные УУД).

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

(Коммуникативные УУД).

Слушать и понимать речь других.


(Регулятивные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

III. Рассматривание картины


Учащиеся рассматривают репродукцию картины А.А.Пластова «Первый снег»



Учитель просит рассмотреть картину в целом, проникнуться её настроением, обратить внимание на все детали ближнего, среднего и дальнего планов













Дети рассматривают картину, пытаясь проникнуться её настроением



Учиться работать по предложенному учителем плану




IV Беседа по содержанию картины



































Учащиеся описывают картину с опорой на вопросы учителя

Учитель беседует по содержанию картины




































- Какое время года изобразил художник? (Начало зимы.)

- Почему вы догадались, что это именно начало зимы? (Нет сугробов, местами ещё видна голая земля)

- Какое время суток изображено? Как вы догадались? (Снег выпал ночью, сейчас утро. Дети второпях выбежали на крыльцо, они ещё не выходили из дома.)

- Кого изобразил художник на переднем плане? (Девочку лет десяти и мальчика лет семи. Это деревенские ребята.)

- Опишите их внешний вид (Мальчик в пальто, девочка без верхней одежды, только набросила платок. Они, наверное, торопились. Им очень хочется скорее увидеть первый снег. У девочки валенки не по размеру, видно, одевалась второпях. Ребята поднимают голову к небу, смотрят на хлопья снега.)

- Что можно сказать, глядя на выражение лиц детей?

- Можно ли сказать, что ребятам нравиться первый снег? (Их очень заинтересовал первый снегопад, дети любознательны и наблюдательны, они рады снегу, для них это праздник.)

Уметь находить ответы на вопросы

в репродукции картины.

Уметь определять последователь-ность событий в природе и их связи.

(Коммуникативные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.


(Познавательные УУД). Уметь

ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов


Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: пересказ текста по плану.


















V. Физкульт-минутка



Ритмическая композиция А.И.Бурениной «Белые кораблики»

Выполнять динамические упражнения под мелодию детской песни




VI. Работа со словарем настроений.









































Учащиеся выбирают слова – названия чувств.










































Учитель организует работу со словарем настроений







































- Посмотрите на карточки, выберите слова- названия чувств, которые помогут вам передать настроение детей:

1) радость, удивление, испуг

2) восторг, восхищение, грусть

3) волнение, беспокойство, интерес

Учащиеся выбирают слова восторг, удивление, радость и объясняют свой выбор (Дети удивлены, обрадованы, им еще и интересно смотреть на первый снег, они очень любознательны.)

- Почему их удивляет первый снег (Первый снег мягкий, теплый, добрый, он падает тихо с неба крупными хлопьями)

- Что еще показывает художник на переднем плане? (В палисаднике большая старая береза с раскидистыми ветвями. Кажется, что она тоже обрадовалась снегу. Береза, наверное, давно ждала этого события, она как будто именно для встречи первого снега раскинула ветви так широко в стороны.

- Здесь есть еще один герой – ворона. А что она переживает? (ворона около березы тоже как будто рада первому снегу, хочет его попробовать.)

- Художник на картине хочет подчеркнуть единство живой и неживой природы. В чем это проявляется? (Снег покрывает землю, крыши домов, ветви деревьев. На заднем плане уже появились люди на санях. Кажется, что природа ликует, радуется первому снегу вместе с человеком, со всем живым на земле.)

Уметь отбирать языковые средства текста-описания

(Познавательные УУД).

Уметь

ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов


Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: пересказ текста по плану


(Коммуникативные УУД).

Слушать и понимать речь других.

Оформлять свои мысли в устной форме и письменной форме.

Договариваться с одноклассниками.


(Регулятивные УУД).





Учиться высказывать свое предположение на основе работы с репродукцией картины





VII. Речевая подготовка к сочинению

Учащиеся выбирают опорные слова, являющиеся главными для описания картины, сравнения и эпитеты к этим словам, слова, передающие чувства и настроение.

Учитель организует работу по отбору

речевого материала.

- Выберите несколько опорных слов, которые являются главными для описания картины:

снег дети

земля ворона

небо береза

- Попробуйте описать снег, используя сравнения, эпитеты, слова, характеризующие действия снега.

Снег как стеклянный дождь

очень к лицу земле

как чистые капли воды

белая скатерть полей

лебяжий пух земли

робкий и тихий

пушистый и мохнатый

укрыл землю

порошил

щекотал лицо

кружился

порхал

танцевал

опускался большими хлопьями

Также учащиеся подбирают характеристики к остальным опорным словам. Учитель просит не повторять одни и те же слова, подбирать разные, но подходящие по смыслу, точные слова.

- Попробуйте смотреть глазами художника. Будьте при подборе слов более чуткими, внимательными, наблюдательными. Вспоминайте произведения о зиме, они вам помогут.

- Какие чувства и настроения вызывает у вас картина? (Силой своего искусства художник показал светлый поэтический праздник природы, мы чувствуем этот праздник, нельзя оставаться равнодушным, глядя на это великолепие природы)

- Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине? Выберите лучший вариант из предложенных на доске. (У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину. Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувство радости при виде первого снега. Трудно оставаться равнодушным, когда видишь первый снег.)



VIII. Составление плана сочинения


Учащиеся предлагают свои варианты плана.


Учитель обсуждает с детьми предложенные варианты и записывает окончательный вариант на доске.

Вариант плана сочинения:

    1. Первый день зимы..

    2. Радость детей.

    3. Цвет и настроение картины.

    4. Мое отношение к картине.







Учиться работать по предложенному плану.



VII. Написание сочинений


Устно коллективно составляют текст по данному плану.

Самостоятельно записывают текст.

Учитель корректирует текст, подготовленный детьми.




Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.


VIII. Рефлексия

Дети отвечают на вопросы.

Учащиеся анализируют свою деятельность по «Лесенке успеха».

Организует рефлексию.


Организует самооценку учебной деятельности.

- Какое задание было самым интересным?

- Что показалось трудным?

- Чему сегодня научились?

- Какое впечатление оставила картина А.А. Пластова «Первый снег»?




Личностные УУД:

Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Кудрявец Сусанна Владимировна

Дата: 13.12.2021

Номер свидетельства: 594454


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства