kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока по теме "Состав слова. Развитие словообразовательных навыков. Дифференциация [Б-П]"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Групповое логопедическе занятие для детей с ОНР 3 уровня

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме "Состав слова. Развитие словообразовательных навыков. Дифференциация [Б-П]"»

Технологическая карта

Тема «Состав слова. Развитие словообразовательных навыков. Дифференциация [Б-П]»

Тип занятия: групповое логопедическое занятие (40 минут).

Класс: 6

Логопедическое заключение: Общее недоразвитие речи III уровня.

Цель: Дифференциация звуков [С - З] в словах и предложениях на материале темы «Прогулка в зимний лес»

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

• научить различать звуки Б - П в слогах, словах, предложениях;

• закрепить знания о правописании частей слова, мягкого и твёрдого знаков;

• учить дифференцировать звуки [Б] и [П] по акустическим и артикуляционным признакам в слогах, словах и словосочетаниях;

• расширять словарный запас на теме: «Профессии»;

Коррекционно-развивающие задачи:

• развивать фонематический слух, навыки звукового анализа;

• развитие внимания, логического мышления, памяти.

Коррекционно-воспитательные задачи:

• воспитывать самостоятельность

• развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Планируемые результаты:

Предметные:

обучающиеся научатся:

- четко и правильно выполнять артикуляциионные движения в соответствии с речевой инструкцией,

- выделять и сравнивать языковые единицы (звук, слово);

- давать характеристику звукам русского языка: дифференцировать гласные/согласные звуки, твердые/мягкие, звонкие/глухие согласные;

- соотносить схему слова с картинкой;

- получит возможность научиться подбирать прилагательные к существительным.

Личностные: формировать умение применять знания на практике

Метапредметные: развивать умение выслушать других;

-развивать способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

-формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия;

-адекватно использовать речевые средства, строить монологическое высказывание.

Оборудование: мультимедийный проектор, персональный компьютер; предметные картинки, карточки с заданиями.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

УУД

1.Организационный момент

Приветствие учеников.

- Здравствуйте!

- Прозвенел звонок веселый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.


- Здравствуйте,


Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

2.Артикуляционная гимнастика

Проведение артикуляционной гимнастики, контроль за правильностью выполнения упражнений.

Начинаем нашу зарядку:

«Уточка»

Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их стремясь изобразить клюв уточки.


«Лошадка»

Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.


«Лягушка»

Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.

Наш Дениска – озорник

Тянет губы к ушкам

Посмотрите, - говорит,

Я теперь – лягушка!


«Слоник»

Буду подражать слону

Губы «хоботом» тяну

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.


Чередование «Лягушка» - «Слоник»

За столом перед зеркалом выполняет артикуляционные упражнения:



Выполняет артикуляционные упражнения

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: взаимный контроль в совместной деятельности.

3. Сообщение темы занятия

-Ребята, внимательно прочитайте словосочетания на доске и определите тему нашего занятия. (Состав воды, состав поезда, состав слова, офицерский состав).

-Совершенно верно «Состав слова».

-Какое слово повторяется во всех словосочетаниях?

Это слово многозначное, оно имеет несколько значений. Но нас, конечно, сегодня будет интересовать состав слова.

- Чему мы будем учиться?


Состав слова






(Состав)




-Будем учиться образовывать новые слова, разбирать слова по составу.

Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся.

Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.




Отгадайте загадки.

Я спокойный и упрямый,

В стаде главный я пока.

С мягкой шерсткою кудрявой,

С завитком ношу рога

-Правильно.

Пусть тесновато оно, но зато

Мы для тепла надеваем…

-Молодцы.

-Назовите первый звук в слове баран.

-Дайте характеристику.

-Назовите первый звук в слове пальто.

-Дайте характеристику.

-Чем отличаются эти звуки?

-С этими звуками мы будем сегодня работать и играть.

Сначала нам нужно вспомнить, что происходит с нашими зубами, губами и язычком, когда мы произносим эти звуки.









Закрепление: Ребята, что мы сейчас с вами делали?





Баран



Пальто


[Б]

Звук [Б] – согласный, твердый, звонкий

[П]

Звук [П] – согласный, твердый, глухой.

Звуки отличаются по глухости-звонкости.



[П]— губы сомкнуты в первый момент, затем под давлением воздушной струи они размыкаются. Зубы разомкнуты. Язык пассивен, широко распластан, кончик отодвинут от передних нижних резцов. [Б] — губы сомкнуты в первый момент, затеи под давлением воздушной струи они размыкаются. Зубы разомкнуты. Язык пассивен, широко распластан, кончик отодвинут от передних нижних резцов.

Познавательные: извлечение необходимой информации; установление причинно-следственных связей, использование знаково-символических средств для решения задач.

Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Актуализация знаний.

Перекидывание мяча Называние части слова по описанию.



Выбор схемы частей слов.


Вспомним, из каких частей состоит слово. Назовите часть слова по описанию.

Это изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении.

Это главная часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.

Эта часть слова стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Эта часть слова стоит после корня и служит для образования новых слов.

- Как обозначаются на схеме части слова? Из предложенных карточек выберите только обозначения частей слов.

На доске











Окончание



Корень



Приставка



Суффикс

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: взаимный контроль в совместной деятельности.

Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;


Обобщение и систематизация знаний.



Работа в тетрадях.

Запись числа в тетрадях

На карточке написаны различные части слов.

Запишите эти части слова под нужной схемой.

Теперь попробуйте образовать из них слова.

1. Части слова: а, по, к , зайч, , ник, друж, онок, фокус

2. Части слова: ышк, пере, н ,воз, чик, пятн,о, вод, ый

3. Части слова: ов, за, стеж, свар, к, ой, щик, а, нос


Упражнение «Добавить слог «ба» или «па» (На доске)

жа… ре… тум… лам… шай…

ли… вер… шля… бом… лу…

шу… сту… ры… ла… гу

Лю… … тро…

Записывают части слов под нужной схемой. Работа в тетради.



Слова: подружка, фокусник, зайчонок

Слова: перевозчик, пятнышко, водный.

Слова: застежка, сварщик, носовой.

Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: умение осуществлять синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


Развитие словарного запаса по теме: «Профессии»

Вставьте пропущенную букву. Что это за профессии, давайте разберем значение каждого -слова.

__ариста, __екарь, __анкир, __исатель, __и__лиотекарь, __лотник, __овар, __сихолог

-Нам сегодня еще встретятся названия профессий, попробуйте их

запомнить.

Вставляют попущенную букву в слова.

Познавательные: умение осуществлять синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Моделирование

Преобразование слов.

Ах, какое это счастье, слово делится на части.

Может каждый грамотей делать слово из частей.

Берем ножницы и разрезаем слова на части

1. Карточка: постареть, молодость, избушка

Теперь пробуем составить из частей другие новые слова. Запишите их в тетрадь.

2. Карточка: подснежник, свечка, красный.


3. Карточка: зимний , погремушка, липучка.





Новые слова: помолодеть, старость, изба, старушка.


Новые слова: подсвечник, снежный, свеча, краска.

Новые слова: зимушка, гремучий, липкий.

Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; Познавательные: умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение и позицию.

Корректурная проба.



Подбор однокоренный слов.




Развитие словарного запаса по теме: «Профессии»: уточнение лексического значения слова «валяльщик»


- Еще раз назовите главную часть слова.

-На карточке таблица. Зачеркните повторяющиеся буквы. Из оставшихся букв собери слово.

- Из каких частей состоят эти слова?

- Как называются слова с одним и тем же корнем?


- Подберите из предложенных слов однокоренные к данному вам слову (на отдельном столе разложены слова)

  1. Карточка: Вал, свалка,







Просмотр видео о нелегкой работе валяльщика.

  1. Карточка: Бег: побег,

  2. Карточка: Ход:



- Обязательно ли все части должны быть в составе слова?

  1. Попробуем составить все возможные схемы слов. (Схемы в тетради записываем в таблицу).

  2. Запиши родственные слова под нужными схемами.

-Корень.

Получившиеся слова: бег, вал, ход

- Они состоят только из корня.


- Слова с одинаковым корнем называются однокоренными.





Подвал (Помещение, расположенное ниже уровня земли, под первым этажом, предназначенное для различных хозяйственных нужд (хранения продуктов и т.д.) или жилья),

валяльщик (мастер, валяющий изделия из шерсти, пуха), валенки



пробежка, бегун, разбег

переход, походка, выход, ходики (Небольшие настенные часы упрощённого устройства с гирями)



Составляют схемы к словам.

Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; Познавательные: умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение и позицию.

Физминутка

На зарядку солнышко поднимает нас.

Поднимаем руки мы по команде «раз».

А над нами весело шелестит листва.

Опускаем руки мы по команде «два».

Соберем в корзинки ягоды, грибы –

Дружно наклоняемся по команде «три».

На «четыре» и на «пять»

Будем дружно мы скакать.

Ну, а по команде «шесть»

Всем за парты тихо сесть!

Выполняют движения

Коммуникативные: уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Дифференциация в предложениях

Упражнение «Добавь приставку ПО» (На доске)

Образец: белить — побелить.

белить—... , плакать—... , бороться—... , плыть—... , бродить—... , беседовать—... , бежать—... , петь — ... , бывать—... , благодарить—... , будить — ... , бегать—... , беспокоить — ...

Выполняют задание

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Связь со школьной программой. Повторение правил правописания Ъ и Ь знаков и сложных слов.

Еще написание Ъ или Ь опирается на знание состава слова.

Ъ пишется после приставок , оканчивающихся на согласный перед корнем , начинающимся с гласной е, ё, ю, я

А Ь пишется в корне слова после согласных перед гласными второго ряда : Е, Ё, Ю, Я, И

- Вставьте, где это нужно ъ, а где нужно ь.

Под.езд, крыл.я, мурав.и, об.явление, по играть, колос.я, вьюн, л.ёт, с.ёмка.

Проверка.

- Прочитайте слова с ъ. Прочитай слово без знаков.











Самопроверка

Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: извлечение необходимой информации; умение структурировать знания.

Коммуникативные: взаимный контроль в совместной деятельности.

Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания, самопроверку на основе сопоставления с эталоном.

-самостоятельное выполнение учащимися задания в устной форме.

Работа с текстом. Запись в тетрадь. Пересказ.

Баклажан и помидор

Баклажан и помидор спорили на огороде о том, кто из них красивее и вкуснее. Когда они поспели, хозяин повез их на базар.

На базаре они лежали рядом и опять спорили – кого из них раньше купят. Баклажан и помидор купил сразу один покупатель.

У покупателя в кошёлке они опять спорили – кого из них скорей съедят. А на кухне из баклажана и помидора сделали соус.

И так они и не узнали – кто из них красивее и вкуснее.

Вопросы.

1. О чем спорили баклажан и помидор?

2. Куда их повез хозяин?

3. О чем они опять спорили?

4. Что из них сделали?

Закрепление: Ребята, что мы с вами сейчас сделали?

Читают рассказ по цепочке. Отвечают на вопросы. Записывают текст в тетрадь. Находят в тексте изучаемые буквы, подчеркивают их.


-построение логического суждения, включающего установление причинно-следственных связей;

-проявление познавательной инициативы;

-развитие звуко-буквенного анализа слов;

-развитие навыка правильного письма.

Подведение итогов занятия.

Наше занятие подошло к концу. Назовите профессии, которые вы запомнили.

Отгадайте загадку.

Корень мой находится в "цене".

В "очерке" найди приставку мне.

Суффикс мой в "тетрадке" все встречали.

Вся же в дневнике я и в журнале.

Бариста, пекарь, банкир, писатель, библиотекарь, плотник, повар, психолог





Оценка

Личностные:

формирования границ собственного знания и «незнания»

Рефлексия

Какое задание, упражнение больше всего понравилось на занятии?

-Поставьте себе оценку за работу на занятии.



Смыслообразование: формирования границ собственного знания и«незнания»

• оценка своих поступков.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сулейменова Жанель Амантаевна

Дата: 07.12.2023

Номер свидетельства: 641524


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства