Тема «Состав слова. Развитие словообразовательных навыков. Дифференциация [Б-П]»
Тип занятия: групповое логопедическое занятие (40 минут).
Логопедическое заключение: Общее недоразвитие речи III уровня.
Цель: Дифференциация звуков [С - З] в словах и предложениях на материале темы «Прогулка в зимний лес»
• учить дифференцировать звуки [Б] и [П] по акустическим и артикуляционным признакам в слогах, словах и словосочетаниях;
• развитие внимания, логического мышления, памяти.
• развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
- четко и правильно выполнять артикуляциионные движения в соответствии с речевой инструкцией,
- давать характеристику звукам русского языка: дифференцировать гласные/согласные звуки, твердые/мягкие, звонкие/глухие согласные;
- получит возможность научиться подбирать прилагательные к существительным.
-развивать способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
-адекватно использовать речевые средства, строить монологическое высказывание.
Оборудование: мультимедийный проектор, персональный компьютер; предметные картинки, карточки с заданиями.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационный момент | Приветствие учеников. - Здравствуйте! - Прозвенел звонок веселый, Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать. | - Здравствуйте, | Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях. |
2.Артикуляционная гимнастика | Проведение артикуляционной гимнастики, контроль за правильностью выполнения упражнений. Начинаем нашу зарядку: «Уточка» Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их стремясь изобразить клюв уточки. «Лошадка» Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади. «Лягушка» Удержание губ в улыбке. Зубы не видны. Наш Дениска – озорник Тянет губы к ушкам Посмотрите, - говорит, Я теперь – лягушка! «Слоник» Буду подражать слону Губы «хоботом» тяну А теперь их отпускаю И на место возвращаю. Чередование «Лягушка» - «Слоник» | За столом перед зеркалом выполняет артикуляционные упражнения: Выполняет артикуляционные упражнения | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: взаимный контроль в совместной деятельности. |
3. Сообщение темы занятия | -Ребята, внимательно прочитайте словосочетания на доске и определите тему нашего занятия. (Состав воды, состав поезда, состав слова, офицерский состав). -Совершенно верно «Состав слова». -Какое слово повторяется во всех словосочетаниях? Это слово многозначное, оно имеет несколько значений. Но нас, конечно, сегодня будет интересовать состав слова. - Чему мы будем учиться? | Состав слова (Состав) -Будем учиться образовывать новые слова, разбирать слова по составу. | Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся. Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
| Отгадайте загадки. Я спокойный и упрямый, В стаде главный я пока. С мягкой шерсткою кудрявой, С завитком ношу рога -Правильно. Пусть тесновато оно, но зато Мы для тепла надеваем… -Молодцы. -Назовите первый звук в слове баран. -Дайте характеристику. -Назовите первый звук в слове пальто. -Дайте характеристику. -Чем отличаются эти звуки? -С этими звуками мы будем сегодня работать и играть. Сначала нам нужно вспомнить, что происходит с нашими зубами, губами и язычком, когда мы произносим эти звуки. Закрепление: Ребята, что мы сейчас с вами делали? | Баран Пальто [Б] Звук [Б] – согласный, твердый, звонкий [П] Звук [П] – согласный, твердый, глухой. Звуки отличаются по глухости-звонкости. [П]— губы сомкнуты в первый момент, затем под давлением воздушной струи они размыкаются. Зубы разомкнуты. Язык пассивен, широко распластан, кончик отодвинут от передних нижних резцов. [Б] — губы сомкнуты в первый момент, затеи под давлением воздушной струи они размыкаются. Зубы разомкнуты. Язык пассивен, широко распластан, кончик отодвинут от передних нижних резцов. | Познавательные: извлечение необходимой информации; установление причинно-следственных связей, использование знаково-символических средств для решения задач. Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. |
Актуализация знаний. Перекидывание мяча Называние части слова по описанию. Выбор схемы частей слов. | Вспомним, из каких частей состоит слово. Назовите часть слова по описанию. Это изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении. Это главная часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Эта часть слова стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Эта часть слова стоит после корня и служит для образования новых слов. - Как обозначаются на схеме части слова? Из предложенных карточек выберите только обозначения частей слов. На доске | Окончание Корень Приставка Суффикс | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: взаимный контроль в совместной деятельности. Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; |
Обобщение и систематизация знаний. Работа в тетрадях. Запись числа в тетрадях | На карточке написаны различные части слов. Запишите эти части слова под нужной схемой. Теперь попробуйте образовать из них слова. 1. Части слова: а, по, к , зайч, , ник, друж, онок, фокус 2. Части слова: ышк, пере, н ,воз, чик, пятн,о, вод, ый 3. Части слова: ов, за, стеж, свар, к, ой, щик, а, нос Упражнение «Добавить слог «ба» или «па» (На доске) жа… ре… тум… лам… шай… ли… вер… шля… бом… лу… шу… сту… ры… ла… гу Лю… … тро… | Записывают части слов под нужной схемой. Работа в тетради. Слова: подружка, фокусник, зайчонок Слова: перевозчик, пятнышко, водный. Слова: застежка, сварщик, носовой. | Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: умение осуществлять синтез как составление целого из частей. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
| Развитие словарного запаса по теме: «Профессии» Вставьте пропущенную букву. Что это за профессии, давайте разберем значение каждого -слова. __ариста, __екарь, __анкир, __исатель, __и__лиотекарь, __лотник, __овар, __сихолог -Нам сегодня еще встретятся названия профессий, попробуйте их запомнить. | Вставляют попущенную букву в слова. | Познавательные: умение осуществлять синтез как составление целого из частей. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Моделирование Преобразование слов. | Ах, какое это счастье, слово делится на части. Может каждый грамотей делать слово из частей. Берем ножницы и разрезаем слова на части 1. Карточка: постареть, молодость, избушка Теперь пробуем составить из частей другие новые слова. Запишите их в тетрадь. 2. Карточка: подснежник, свечка, красный. 3. Карточка: зимний , погремушка, липучка. | Новые слова: помолодеть, старость, изба, старушка. Новые слова: подсвечник, снежный, свеча, краска. Новые слова: зимушка, гремучий, липкий. | Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; Познавательные: умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение и позицию. |
Корректурная проба. Подбор однокоренный слов. Развитие словарного запаса по теме: «Профессии»: уточнение лексического значения слова «валяльщик» | - Еще раз назовите главную часть слова. -На карточке таблица. Зачеркните повторяющиеся буквы. Из оставшихся букв собери слово. - Из каких частей состоят эти слова? - Как называются слова с одним и тем же корнем? - Подберите из предложенных слов однокоренные к данному вам слову (на отдельном столе разложены слова) Карточка: Вал, свалка, Просмотр видео о нелегкой работе валяльщика. Карточка: Бег: побег, Карточка: Ход: - Обязательно ли все части должны быть в составе слова? Попробуем составить все возможные схемы слов. (Схемы в тетради записываем в таблицу). Запиши родственные слова под нужными схемами. | -Корень. Получившиеся слова: бег, вал, ход - Они состоят только из корня. - Слова с одинаковым корнем называются однокоренными. Подвал (Помещение, расположенное ниже уровня земли, под первым этажом, предназначенное для различных хозяйственных нужд (хранения продуктов и т.д.) или жилья), валяльщик (мастер, валяющий изделия из шерсти, пуха), валенки пробежка, бегун, разбег переход, походка, выход, ходики (Небольшие настенные часы упрощённого устройства с гирями) Составляют схемы к словам. | Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; Познавательные: умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение и позицию. |
Физминутка | На зарядку солнышко поднимает нас. Поднимаем руки мы по команде «раз». А над нами весело шелестит листва. Опускаем руки мы по команде «два». Соберем в корзинки ягоды, грибы – Дружно наклоняемся по команде «три». На «четыре» и на «пять» Будем дружно мы скакать. Ну, а по команде «шесть» Всем за парты тихо сесть! | Выполняют движения | Коммуникативные: уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. |
Дифференциация в предложениях | Упражнение «Добавь приставку ПО» (На доске) Образец: белить — побелить. белить—... , плакать—... , бороться—... , плыть—... , бродить—... , беседовать—... , бежать—... , петь — ... , бывать—... , благодарить—... , будить — ... , бегать—... , беспокоить — ... | Выполняют задание | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. |
Связь со школьной программой. Повторение правил правописания Ъ и Ь знаков и сложных слов. | Еще написание Ъ или Ь опирается на знание состава слова. Ъ пишется после приставок , оканчивающихся на согласный перед корнем , начинающимся с гласной е, ё, ю, я А Ь пишется в корне слова после согласных перед гласными второго ряда : Е, Ё, Ю, Я, И | - Вставьте, где это нужно ъ, а где нужно ь. Под.езд, крыл.я, мурав.и, об.явление, по играть, колос.я, вьюн, л.ёт, с.ёмка. Проверка. - Прочитайте слова с ъ. Прочитай слово без знаков. | Самопроверка | Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: извлечение необходимой информации; умение структурировать знания. Коммуникативные: взаимный контроль в совместной деятельности. |
Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. -самостоятельное выполнение учащимися задания в устной форме. | Работа с текстом. Запись в тетрадь. Пересказ. Баклажан и помидор Баклажан и помидор спорили на огороде о том, кто из них красивее и вкуснее. Когда они поспели, хозяин повез их на базар. На базаре они лежали рядом и опять спорили – кого из них раньше купят. Баклажан и помидор купил сразу один покупатель. У покупателя в кошёлке они опять спорили – кого из них скорей съедят. А на кухне из баклажана и помидора сделали соус. И так они и не узнали – кто из них красивее и вкуснее. Вопросы. 1. О чем спорили баклажан и помидор? 2. Куда их повез хозяин? 3. О чем они опять спорили? 4. Что из них сделали? Закрепление: Ребята, что мы с вами сейчас сделали? | Читают рассказ по цепочке. Отвечают на вопросы. Записывают текст в тетрадь. Находят в тексте изучаемые буквы, подчеркивают их. | -построение логического суждения, включающего установление причинно-следственных связей; -проявление познавательной инициативы; -развитие звуко-буквенного анализа слов; -развитие навыка правильного письма. |
Подведение итогов занятия. | Наше занятие подошло к концу. Назовите профессии, которые вы запомнили. Отгадайте загадку. Корень мой находится в "цене". В "очерке" найди приставку мне. Суффикс мой в "тетрадке" все встречали. Вся же в дневнике я и в журнале. | Бариста, пекарь, банкир, писатель, библиотекарь, плотник, повар, психолог Оценка | Личностные: формирования границ собственного знания и «незнания» |
Рефлексия | Какое задание, упражнение больше всего понравилось на занятии? -Поставьте себе оценку за работу на занятии. | | Смыслообразование: формирования границ собственного знания и«незнания» • оценка своих поступков. |