Цели деятельности учителя: рассмотрение различных приемов нахождения табличных результатов; решение простых задач на деление; развитие навыков устного счета, мыслительной деятельности при решении задач и равенств.
• Предметные: решать текстовые задачи и рисовать к ним схемы; совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки; применить переместительное свойства умножения, замена сложения умножением; закрепить табличное умножение числа 2; уметь решать тестовые задачи на умножение и деление; читать математические выражения;
• Личностные: воспитывать самостоятельность, ответственное отношение к выполняемой работе, умение оценивать свой труд, воспитывать активную личность.
Оборудование: Математика: 2 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч 2 / М.И. Моро. – М.: Просвещение, 2015., учебная презентация.
Этап урока Методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока | Формируемые УУД |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I. Этап самоопределения к деятельности | 11:20 – 11:21 | Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. -Прозвенел звонок веселый, Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать. Итак, ребята, внимание! Начинаем работать Давайте выполним пальчиковую гимнастику. Посуда. Раз, два, три, четыре, (Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторяют.) Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой.) Чайник, чашку, ковшик, ложку (Загибают пальцы по одному, начиная с большого.) И большую поварёшку. Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой.) Только чашку мы разбили, (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.) Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился. Ложку мы чуть-чуть сломали – (Удары кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторяют.) Так мы маме помогали. Посадка Сели прям, ноги вместе, спину выпрямили. Руки-1-2-3. -какой день недели? -Какое число? | Приветствуют. Показывают движения с проговариванием Самоконтроль | Р.: самоорганизация. |
II. Актуализация знаний и мотивация Практич.: устный счет Нагляд.: работа со слайдом | 11:21 – 11:23 | Откройте тетради, отступите 4 клеточки вниз. Запишите каллиграфическим почерком число 11 апреля, классная работа. Поднимите руку, кто хочет на оценку рассказать таблицу умножения на 2 Устный счет Ребята, сейчас проведем устный счет. Я показываю выражение, а вы по поднятой руке говорите только ответ. • 9 • 2 • 1 • 3 • 4 • 8 2 •7 • 6 • 5 В тетради после классной работы отступили одну клетку вниз и прописали через одну клетку в строку цифру 2. | Записывают число, классная работа 2•1=2, 2•2=4, 2•3=6, 2•4=8, 2•5=10, 2•6=12, 2•7=14, 2•8=16, 2•9=18. Прописывают в тетради цифру 2 | П.: применять базовые знания для решения конкретной проблемы. |
III. Постановка учебной задачи Словес.: слово учителя Практич.: работа с учебником | 11:23 – 11:25 | На доске 2∙4. Решите разными приемами. У кого возникли трудности? Почему? Предположите, какова тема урока? Какие цели вы поставите перед собой на урок? | Потому, что мы не умеем решать разными приемами Приемы умножения числа два Научиться решать примеры разными приемами умножения числа 2 | Л.: самоопределение Р.: принимать и сохранять учебную задачу К.: участвовать в учебном диалоге. |
IV. Открытие нового знания Словес.: Учебный диалог Практич.: работа с учебником | 11:25 – 11:30 | Откройте учебник на с.82 Посмотрите на новое правило. Поднимите руку, кто хочет прочитать первый абзац. Рассмотрите и объясните, как разными способами можно вычислить. Какой пример нам предлагают для вычисления? Рассмотрите разные способы вычисления. Какой первый способ нам предлагают? 2∙4 = 2+2+2+2 Какой второй способ можно использовать? 2∙4=4∙2 На каком свойстве он основан? Кто назовет правило? Какое здесь правило? Что предлагается сделать при вычислении третьим способом? Или так: 2∙4=2∙3+2 Или так: 2∙4=2∙5-2 Вывод: Что мы с вами узнали? Какой вам понравился больше всех? | Читают правило 2∙4 Замена умножения сложением На переместительном свойстве умножения От перестановки множителей результат не изменяется Вспомнить примет, который знаешь, и использовать его ответ. Если это предыдущий пример, надо прибавить 2, а если следующий – вычислить 2. Разные способы вычисления | П.: осмысленно читать |
V. Первичное закрепление во внешней речи Практич.: работа с учебником; работа у доски | 11:30 – 11:35 | Посмотрите на задание под №1. Выходим по цепочке, решаем у доски. Записывай 1 пример. Какой первый способ? Следующий способ? И последний. Дальше по цепочке. Каким правилом мы с вами пользовали, при вычислении? | 1)2∙9 9∙2 2∙8+2 2∙10-2 2) 7∙2 2∙7 6∙2+2 8∙2-2 3) 3∙2 2∙3 2∙2+2 4∙2-2 4) 2∙6 6∙2 2∙5+2 2∙7-2 5) 70:7∙5 10∙5 5∙10 9∙5+5 11∙5-5 6) 70:10∙2 7∙2 2∙7 6∙2+2 8∙2-2 От перестановки множителей результат не изменяется | Р.: принимать и сохранять учебную задачу К.: участвовать в учебном диалоге. Р: контроль и самоконтроль учебных действий. |
Практич: работа у доски Решение задач | 11:35 – 11:42 | Посмотрите на задание под №2 Поднимите руку, кто прочитает задание. Поднимите руку, кто хочет прочитать первую задачу. Кто выйдет к доске и нарисует схематический чертеж? Что нам известно? Сколько всего мячей? Покажи, что у нас 6 мячей Скольким детям раздали мячи? Покажи, что три ребенка. 1 2 3 Что нам нужно найти? Как мы покажем на рисунке, сколько мячей получил каждый ребенок? 1 2 3 1 2 3 Сколько мячей получил каждый ребенок? Каким действием мы можем записать решение к задаче? Поднимите руку, кто хочет записать решение у доски. Остальные запишите у себя в тетради. Поднимите руку, кто хочет прочитать вторую задачу. Кто выйдет к доске и нарисует схематический чертеж? Что нам известно? Покажи 6 яблок. Что нам нужно найти? Как мы можем показать на рисунке, что каждому раздали по три яблока? 1 м Сколько у нас осталось яблок? 1 2 м Остались еще яблоки? Сколько детей получило по 3 яблока? Каким действием мы можем записать решение к задаче? Кто может у доски запись решения? Остальные запишите у себя в тетради. | Трем детям раздали 6 мячей. 6 3 Сколько мячей получил каждый ребенок. Сначала раздадим каждому по одному. У нас еще остались 3 мяча, мы можем еще по одному каждому раздать Каждый получил по 2 мяча делением 6:3=2 (м.) – получил каждый ребенок. Ответ: по 2 мяча получил каждый ребенок. Детям раздали 6 яблок, по 3 яблока каждому. Сколько детей получили по 3 яблока Сначала одному дать 3 яблока 3, значит мы можем еще одному дать три яблока. Нет. 2 ребенка. Делением 6:3=2 (р.) - получили яблоки. Ответ: 2 ребенка получили яблоки | П.: осмысленно читать Р: контроль и самоконтроль учебных действий. Р.: принимать и сохранять учебную задачу |
Практический | 11:42 – 11:43 | Динамическая пауза Ветер тихо клён качает, (Ноги на ширине плеч руки за голову) Вправо, влево наклоняет. (Наклон туловища вправо и влево) (Соответствующие движения) Как солдаты на параде, Мы шагаем ряд за рядом, Левой - раз, левой - раз, Раз-наклон И два - наклон, Просмотрите все на нас. Все захлопали в ладоши - Зашумел листвою клён. Мы ногами топ-топ, (Соответствующие движения) Дружно, веселей! Застучали наши ножки Мы руками хлоп-хлоп! Мы глазами миг-миг, Мы плечами чик-чик. Раз - сюда, два - туда, Повернись вокруг себя. Раз - присели, два - привстали. Руки кверху все подняли. Раз-два, раз-два, Заниматься нам пора! | Показывают движения с проговариванием | Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров |
Словес.: устное решение задач | 11:43 – 11:49 | Посмотрите на задание под №5. Поднимите руку, кто хочет прочитать задание. Посмотрите на примеры, какое правило нам поможет решать их? Поднимите руку, кто хочет решить у доски первый столбик. Поднимите руку, кто хочет решить у доски второй столбик. Поднимите руку, кто хочет решить у доски третий столбик. Какое число возьмем? (9) Что мы с вами делали? Каким правилом мы с вами пользовались? | Если произведение двух множителей разделить на один из них, то получится другой множитель. 1)6∙2=12 12:2=6 12:6=2 2)8∙2=16 16:2=8 16:8=2 3)9∙2=18 18:2=9 18:9=2 Решали примеры | К.: участвовать в учебном диалоге. Р: контроль и самоконтроль учебных действий. Р.: принимать и сохранять учебную задачу |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Самопроверка с опорой на ключ | 11:49 – 11:54 | Самостоятельная работа Самостоятельно решите задание под №4 Обменялись тетрадями. Посмотрите на слайд. Если нет ошибок, поставьте 5, если одна ошибка – 4, если две ошибки – 3. Вернули тетради обратно Закройте учебники и уберите на край парты. Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Очень хорошо, когда упражнения сопровождаются стихотворным текстом. Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг. Глазком видеть всё дано- Где окно, а где кино. Обведу я ими круг, Погляжу на мир вокруг. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз. | 61-32=29 17+29=46 35-18=17 47+26=73 | П.: применять базовые знания для решения конкретной проблемы. |
VII. Включение в систему знаний Словес.: Учебный диалог | 11:54 – 11:57 | Я говорю выражение, вы только ответ. 5∙8 5∙7 3∙7 7∙3 6∙4 6∙5 Какие 2 правила, сегодня с вами вспомнили? | 5∙8=40 5∙7=35 3∙7=21 7∙3=21 6∙4=24 6∙5=30 1)От перестановки множителей результат не изменяется 2) Если произведение двух множителей разделить на один из них, то получится другой множитель. | П.: применять базовые знания для решения конкретной проблемы. |
VIII. Рефлексия деятельности (по продукту) Словес.: слово учителя | 11:57 – 12:00 | -Назовите ему урока. -Чему научились? -Ребята, на каком этапе урока у вас вызывали трудности? -У кого не вызывали трудности, было легко? -Откройте дневники, запишите домашнее задание. Уч. стр. 82, №3 и №6 | | К: высказывать свое мнение. Р.: анализировать собственную работу. |