kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока по литературному чтению на тему: А. И. Куприн «Слон»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС.На уроке представлены различные формы работы:индивидуальная,групповая,работа в парах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по литературному чтению на тему: А. И. Куприн «Слон»»

Технологическая карта урока по литературному чтению

на тему:

А. И. Куприн «Слон»

3 класс

УМК «Школа России»


Подготовила:

учитель начальных классов

Коновалова Т.Н.











  1. ФИО учителя: Коновалова Т.Н.

  2. УМК: «Школа России»

  3. Предмет: литературное чтение

  4. Класс: 3-а

5. Тема: А. И. Куприн «Слон»

Цель урока: познакомить учащихся с рассказом Куприна « Слон»; развивать воображение, связную речь, отрабатывать навыки выразительного чтения; прививать любовь к животным и интерес к чтению.

Планируемые результаты:

Предметные:

Умения прогнозировать содержание рассказа, увеличивать темп чтения вслух.

Метапредметные:

Регулятивные УУД - формулировать учебную задачу урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планировать вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, высказывать свои предположения, оценивать свою работу на уроке.

Коммуникативные УУД – отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника, выражать свои мысли, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.

Познавательные УУД – осуществлять анализ художественного текста, выделять в нем основную мысль, отбирать опорные слова для создания собственного текста, поиск необходимой информации в учебной и справочной книге.

Личностные:

Понимать понятия «автор - рассказчик». Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

  • Оборудование: - портрет А.Куприна
    - выставка книг А.Куприна
    - рисунки учащихся к рассказам Куприна

-АРМ


План урока: 1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

3. Постановка учебной задачи

4. «Открытие» нового знания

5. Физ. минутка

6. Первичное закрепление

7. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе

8. Итог (рефлексия учебной деятельности)


Организация работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
















6.Ход урока:










Этап урока










Цели этапа










Методы, приемы обучения










Формы учебного взаимо-действия










Деятельность учителя










Деятель-ность обучающихся










Формируемые УУД и предметные действия


1.Организационный этап.






Организовать самоопределение детей к деятельности на уроке, организация внимания.




Мотивация учебной деятельности учащихся, путём эмоционально –окрашенного обращения к обучающимся.




Фронталь-ная




Проверяет готовность к уроку. Создаёт эмоционально – комфортную обстановку для сотрудничества на уроке.


Визуально контролируют свою готовность к уроку.


Личностные:

 Самоорганизация

самоопределение

Регулятивные

 саморегуляция








2.Проверка домашнего задания

Проверить уровень усвоения учебного материала

Тест по произведению К. Паустовского

«Растрепанный воробей»

(см. приложение к уроку)

Индивиду-альная

Обращает внимание учащихся на качественное выполнение теста

Выполняют тест

Взаимопро-верка

Регулятивные:

 саморегуляция


3.Определение темы урока.






Организовать и направить к цели познавательную

деятельность обучающихся.




Игровой прием

5

А

Б

В

Г

Д

Е

4

Ж

З

И

Й

К

Л

3

М

Н

О

П

Р

С

2

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

1

Ш

Щ

Ь

Э

Ю

Я


1

2

3

4

5

6

1,5;6,4;6,5;5,4;6,3;1,5;2,3;5,5;5,3

3,4;3,51,5;2,3;3,3;3,5;3,4;6,2

5,4;2,2;4,3;5,3;3,4;2,3

(Александр Иванович Куприн)

(см. приложение к уроку)

При подготовке к уроку класс делился на 3 группы.

1 группа готовила биографию писателя;

2 группа готовила сообщение о слонах;

3 группа готовила отзывы о прочитанных произведениях писателя.


Работа в парах

Просит выдвинуть предположение о теме урока.


Высказывают предположения о теме урока.

Регулятивные:

- целеполагание;

- саморегуляция;

- прогнозирование

Познавательные:

--умение строить речевое высказывание в устной форме;

-анализ; синтез

Коммуникативные:

-умение строить речевое высказывание








4.Актуализация знаний.






Создание ситуации знание – незнание.


На доске портрет писателя.

-Портрет какого писателя вы видите на доске?


Фронталь-ная

Задаёт вопросы. Создаёт ситуацию разрыва между знанием – незнанием.


Отвечают на вопросы.

Выявляют, недостаточность своих знаний по данному вопросу.

Личностные:

выражать свои чувства, давать эмоциональную оценку

Регулятивные:

- саморегуляция;

- целеполагание;

Познавательные:

--умение строить речевое высказывание в устной форме

Коммуникативные:

- умение слушать;

- владение монологической формой речи






5.Определение целей урока.










Целеполага-ние


Приём

«Умный вопрос»

-Кто был героями рассказов Куприна?





-Отгадайте ребус и узнаете, о ком будем читать сегодня.

(см. приложение к уроку)


Фронтальная

Помогает уточнить, сформулировать вопросы

Формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответы в ходе урока (цели).

Рассматривают выставку книг А. Куприна,

Познавательные:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-умение осознанно строить речевое высказывание

Коммуникативные:

- умение слушать;

- постановка вопросов






6. Усвоение новых знаний.












Усвоение и понимание новых понятий, знаний, устранение обнаруженных пробелов.








1.Знакомство с биографией писателя.

-Что вы знаете о творчестве Куприна?

-Слово предоставляется 1 творческой группе.

(см. приложение к уроку)



2.Беседа перед чтением рассказа.

Ученик из 2 группы читает стихотворение.

(см. приложение к уроку)

Слово предоставляется 2 творческой группе с сообщением о слонах.

(см. приложение)

3.Знакомсво с выставкой книг.

Творческая группа №3 предлагает учащимся рассказы Куприна.





4.Словарная работа

Апатия – состояние полного безразличия, равнодушия.

Гостиная – комната для приема гостей.

Горничная – работница в частном доме, убирающая комнаты.

Барышня – девушка из барской семьи или интеллигентной среды.

Попона – покрывало, закрывающее спину или туловище.

Публикум, или публика – люди, находящиеся в качестве зрителей, слушателей.

Щеколды – род дверного запора; металлические пластинки с рычажком.

Фисташка – зеленоватые съедобные орехи.

5.Первичное чтение.

Текст читает хорошо читающий ученик.

- Слушаем внимательно и следим по тексту учебника, думаем, какие чувства вызывает у вас этот рассказ.








Групповая, фронтальная, индивидуальная


Организует работу в группах, наблюдает за работой в группах.







































Организует подготовку учащихся к чтению текста

(словарная работа).



























Выбирает вид первичного чтения. Принимает участие в комбинированном чтении рассказа.










Организует физкульт-минутку

Распределя-ют обязанности внутри группы, выполнят работу согласно заданиям, обсуждают, выступают с результатом проделанной работы.

















Рассматривают выставку книг А. Куприна,









участвуют в словарной работе, принимают участие в комбинированном чтении

рассказа, используя технологию критического мышления «Инсерт»

выполняют физкультминутку.


Личностные:

-проявление интереса и активности при рассматривании выставки книг, при работе в группе

Регулятивные:

-выполнение действий согласно заданиям;

-волевая саморегуляция

Познавательные:

-умение выделять необходимую информацию;

- структурирование знаний.

Коммуникативные:

-учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности)

- управление поведением партнёра;

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владение монологической речью.












7.Первичная проверка понимания.










Выявить

степень первичного восприятия, впечатления.







- Какое настроение создалось у вас после прослушивания данного рассказа? Почему?

-Понравился ли вам рассказ?

-Какие чувства пытался передать вам автор, когда писал этот рассказ?

- Как вы думаете, могло ли быть на самом деле то, о чем рассказал нам Куприн?

-Что кажется вам невозможным: слон в комнате или выздоровление девочки благодаря слону?

-Что побуждает двух взрослых людей исполнить невероятную просьбу девочки?

-Почему они выбирают самого большого слона: ведь есть еще два маленьких?  -Найдите и прочитайте описание слона в тексте.

-Как девочка общается со слоном?

- Как девочка понимает «дружбу со слоном? 

-Ребята, Надя очень хотела живого слона. Как вы думаете, это мечта или каприз? Почему так считаете, объясните.



-О чем этот рассказ: о силе родительской любви или о том, что сбывшаяся мечта – самое лучшее лекарство!

-Ребята, скажите мне пожалуйста, а доброта присутствует в этом рассказе?

-На ваш взгляд, легко ли быть добрым?

-Что такое добро? Что оно в себя включает?




Фронтальная



Задаёт вопросы разной смысловой направленности, организует коллективную дискуссию, наблюдает за правильностью ответов, корректирует, если необходимо. Подводит учащихся к коллективному решению, соотносящемуся с авторской позицией, помогает сформулировать основною идею текста.






Показывают эмоциональную реакцию на текст, выражают свои чувства, мысли. Проверяют свои предположения о содержании и героях текста.

Выявляют авторскую позицию и основную идею текста.


Личностные:

- нравственно – этическая ориентация.

Регулятивные:

- умение регулировать свои действия.

Коммуникативные:

-умение слушать;

-строить речевое высказывание.

Познавательные (логические):

- установление причинно – следственных связей.








8. Рефлексия (подведение итогов урока)






Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников,

достижение поставленной цели






-Что вы узнали о жизни и творчестве А.И. Куприна?

-Как называется рассказ, с которым мы сегодня знакомились?

-Кто является главными его героями?

-Как зовут слона?




Фронтальная






Задаёт вопросы обобщающего характера





Организует рефлексию

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Проводят взаимооценивание деятельности в группах.




Личностные: смыслообразование;

- выражение личных эмоций

Регулятивные:

- саморегуляция;

- оценка

Познавательные:

- рефлексия;

- моделирование

Коммуникативные:

- умение полно и точно выражать свои мысли;

- строить устное речевое высказывание


9. Домашнее задание






Подготовить базу для следующего этапа работы над произведением




Словесный метод – объяснение.

Подготовить выразительное чтение рассказа.

По два вопроса по содержанию текста.


Фронтальная

Задаёт домашнее задание согласно целям следующего урока.


Записывают домашнее задание в дневник


Регулятивные:

- саморегуляция;





Приложение к уроку.


1.Тест для проверки домашнего задания. К. Паустовский «Растрепанный воробей»

1.Назови главных герое произведения?

А) Маша, мама Б) Маша, ворона;

В) Маша, воробей Паша

2. Почему ворона сидела на ветке за окном у Маши и не улетала?

А) на ветке было гнездо вороны; Б) ворона ждала, когда нянюшка откроет для проветривания форточку; В) у вороны болело крыло

3.Для чего ворона хотела проникнуть в комнату?

А) чтобы схватить первое, что попадалось на глаза; Б) чтобы согреться в комнате; В) чтобы поиграть с Машей

4.Что пугало милиционера, стоявшего на посту?

А) темнота;

Б) внезапное карканье вороны ночью;

В) резкие звуки

5.Как звали маленького воробья, которого застала ворона в ларьке?

А) Антошка;

Б) Прохор;

В) Пашка.

6.Как звали деда растрепанного воробья?

А) Пудик;

Б) Чичкин;

В) Чирикин

7.Почему Пашка упал и завел глаза?

А) его стукнула клювом ворона по голове;

Б) его подстрелил мальчишка;

В) его сбросили с крыши.

8. Кто подобрал лежащего с открытым клювом воробья?

А) мама девочки;

Б) нянюшка;

В) милиционер.

9. Кому отдал Пашку милиционер?

А) Маше;

Б) Петровне;

В) маме.

10.Сколько прожил у девочки воробей?

А) неделю;

Б) сутки;

В) месяц

11. Зачем Маша открыла форточку?

А) проветрить комнату перед сном;

Б) посмотреть, как ворона протискивается в форточку;

В) впустить воробья Пашку.

12.Что унесла ворона в последний раз?

А) стеклянный букет

Б) мамину расчёску;

В) кусочек пирога.

13.Почему мама плакала, когда пропал стеклянный букетик?

А) букетик очень дорого стоял;

Б) букетик подарил дорогой для мамы человек;

В) букетик нужно возвратить, потому что его дали на время поносить.

14. Кто помог Пашке отобрать у вороны букетик?

А). милиционер;

Б) Петровна;

В) стая воробьев.

15.Почему дирижер остановил оркестр, а зал притих?

А) все заметили растрепанного воробья, в клюве которого блестела веточка;

Б) спектакль окончился, и зрители собирались покинуть зал;

В) у дирижера пропала палочка.

16.Почему мама плакала вечером после спектакля?


А) она жалела побитого воробья Пашку;

Б) от радости, что такие люди, как папа, бывают на свете;

В) она очень устала после спектакля.

2.Шифрограмма для учащихся.



5

А

Б

В

Г

Д

Е

4

Ж

З

И

Й

К

Л

3

М

Н

О

П

Р

С

2

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

1

Ш

Щ

Ь

Э

Ю

Я


1

2

3

4

5

6

1,5;6,4;6,5;5,4;6,3;1,5;2,3;5,5;5,3

3,4;3,51,5;2,3;3,3;3,5;3,4;6,2

5,4;2,2;4,3;5,3;3,4;2,3

(Александр Иванович Куприн)



3.Ребус (тема урока)




  • -2

4. Стихотворение ученика

Он огромный, как гора,
Уши словно два крыла,
Ноги — толстые колонны,
Вес отличный: под две тонны!
Грузы носит он шутя,
А послушен, как дитя.
Слон силён и неуклюж,
Очень любит тёплый душ.

Лаврова Т

5.Биография Куприна.

Александр Иванович Куприн 1870- 1938 (прожил 68 лет)

Куприн был  мускулистым  силачом  с зоркими глазами, человеком энергичным, волевым,    азартным и даже рискованным.

Он жил в постоянном движении и поиске: в 43 года начал учиться плавать у мирового рекордсмена, с другим известным спортсменом поднялся на воздушном шаре, одним из первых в мире спустился на морское дно в водолазном костюме.

Он любил жизнь, любил цирк, животных, особенно лошадей. Все его друзья и близкие знакомые были удивительными людьми: борец Иван Поддубный, дрессировщик Анатолий Дуров, певец Федор Шаляпин…. Но не все из них знали, каким было детство Куприна.

Его мама рано стала вдовой и в 6 лет его отдали на воспитание в сиротское училище. “Бывало, в раннем детстве, вернешься после долгих летних каникул в пансион. Все серо, пахнет свежей краской, товарищи грубы, начальство недоброжелательно. Пока день, еще крепишься…Но когда настанет вечер, какая нестерпимая скорбь, какое отчаяние овладевает маленькой душой! Грызешь подушку, чтоб тебя никто не слышал, шепчешь милые имена и плачешь, плачешь, плачешь жаркими слезами и знаешь, что никто не поможет твоему горю”.

Он с детства узнал горечь жизни, стал чуток к чужим страданиям.

 Писать Куприн начал рано. Он работал много и упорно. Чтобы знать жизнь и лучше писать, он много ездил, переменил несколько профессий: был рыбаком, актером, грузчиком, певцом.

 

Алек­сандр Иванович был человек очень смелый. Однажды он во­шел в клетку со львами. Побыв в клетке несколько мгнове­ний, пока звери не опомнились, он благополучно вышел. А львы были свирепы и злы и могли растерзать его.

 

 

Куприн   долго жил и работал в Гатчине.

 

Куприн горячо любил Россию. Он любил русскую природу, превосходно знал характер и повадки птиц и животных.

Александр Иванович написал много рассказов о собаках, кошках, обезьянах, слонах, птицах.

 

Мне нравится просто­та, правдивость, лукавый юмор его произведений. Я ду­маю, что его произведения вам тоже понравятся и запом­нятся надолго.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока по литературному чтению на тему: А. И. Куприн «Слон»

Автор: Коновалова Татьяна Николаевна

Дата: 13.06.2019

Номер свидетельства: 514704


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства