Цель: Создать условия для осознания своих поступков и поступков других людей, поиска источников преодоления негативных эмоций.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Учебно-методическое обеспечение |
I Вводный этап (3 минуты) |
1. Упражнение «Коробка настроения» |
1. Организует приветствие детей друг с другом с помощью коробки, в которую необходимо «положить» и передать свой эмоциональный настрой. Обеспечивает благоприятную эмоциональную атмосферу, положительный настрой на занятие. | 1. Передают друг другу коробку, называют предметы, связанные с эмоциональным настроем, которые в неё положат. | Коробка «настроения» |
II Основной этап (39 минут) |
1. Целеполагание (5 минут) |
1. Просит предположить, что чувствовала девочка? 2. Подводит к формулированию темы занятия с помощью вопроса: «Кто может сказать, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?». 3. Просит озвучить ожидания от урока. 4. Подводит итог целеполаганию. | 1. Строят предположения о чувствах девочки. 2. Формулируют тему занятия. 3. Озвучивают ожидания от урока. Что хотели бы узнать об обиде. | Отрывок из мультфильма «Обида» Анны Будановой https://www.youtube.com/watch?v=eUkAttPgosk (Просмотр c 048 секунды до 2 мин. 14 сек.). Прикреплённое видео открыть с помощью «Проигрыватель Windows Media». |
2. Работа над понятием «Обида». (4 минуты) |
1. Организует обсуждение понятия «обида». 2. Организует работу с определением понятия «обида». 3. Организует работу по выражению собственного эмоционального состояния, возникающего при эмоции «обида». | 1. Высказываются о значении понятия «обида». 2. Рассматривают несколько определений, относящихся к понятию «обида» и не относящихся к нему, анализируют, обобщают и делают вывод, выбирая определение, наиболее полно раскрывающее понятие «обида», аргументируют свой выбор. 3. Называют слова, связанные с обидой. | На доске понятие «обида» и определения: «несправедливо причинённое огорчение, оскорбление»; «радостное переживание»; «название мультфильма». |
3. Работа над эмоциональным состоянием, связанным с обидой. (3 минуты) |
1. Организует обсуждение, чем можно обидеть, как выглядит обиженный человек. | 1. Высказываются о причинах обиды, показывают с помощью мимики обиженного человека, сравнивают с изображениями на фото. | Фотографии людей, изображающих эмоцию «обида». |
4. Визуализация образа «обида». |
4.1. Упражнение «Прикосновение к обиде». (4 минуты) |
1. Просит закрыть глаза и представить человека, который недавно или давно кого-то обидел. 2. Просит вспомнить слова, которые говорил обидчик, свои ощущения и мысли при оскорблении. | 1. Закрывают глаза, вспоминают ситуацию обиды. 2. Высказываются о собственном эмоциональном состоянии, мыслями об обидчике. | Музыкальная композиция для релаксации. |
4.2. Упражнение «Визуализация обиды» (6 минут) |
1. Предлагает выбрать картинку, которая наиболее подходит к тому состоянию, которое пережили обучающиеся, вспоминая собственную обиду. 2. Организует обсуждение с желающими показать свою картинку, раскрыть своё эмоциональное состояние на данный момент. | 1. Подходят к столу, выбирают карточку. 2. Объясняют свой выбор, обсуждают своё эмоциональное состояние на данный момент. | Картинки с изображением различных предметов, животных, сюжетов и образов, передающих определённые состояния человека. (Фотография - как инструмент работы с образом «Я». Автор Свенцинская Влада Анатольевна, кандидат психологических наук СПбГУ). |
5. Работа над трансформацией «обиды» в сознании детей. (7 минут) |
1. Организует работу над «транформацией» эмоции «обида» в положительную эмоцию. Предлагает придумать рассказ о выбранном ранее предмете или образе на картинке, пофантазировать, что хорошего могло бы произойти с ним? 2. Работает над эмоциональным состоянием на данный момент. 3. Подводит к выводу, что обиду можно перевести в другое состояние, если подумать о ней со смешной стороны. | 1. Рассказывают краткие рассказы о перевоплощении обиды. 2. Высказываются о собственном эмоциональном состоянии на данный момент. 3. Делают вывод о том, что обиду можно трансформировать в другое состояние. | |
6. Работа над источниками преодоления обид. (7 минут) |
1. Организует обсуждение на темы «Легко ли носить обиду в себе?», «Какой вред наносит обида организму». 2. Предлагает к просмотру фрагмент мультфильма. 3. Подводит к способам преодоления обиды: прощение, рассказ ситуации близким. | 1. Высказывают своё мнение. 2. Просматривают фрагмент мультфильма. 3. Анализируют, делают вывод о том, что от обиды тяжело может быть только самому человеку и называют способы избавления от обиды. | Фрагмент мультфильма «Тяжелая ноша» https://www.youtube.com/watch?v=cgRhVC1r-GE Прикреплённое видео открыть с помощью «Проигрыватель Windows Media». |
7. Упражнение «Рюкзак с обидами». (3 минуты) |
1. Организует групповое выполнение упражнения по инструкции: «Давайте и мы освободимся от всех обид, которые мы держим внутри себя. Встаньте в круг, наденьте ваши рюкзаки. Представьте, что вы находитесь высоко в горах и стоите на узком, шатком мостике над ущельем. У вас на спине рюкзак, наполненный вашими обидами, разочарованиями, злостью, негативными эмоциями. Еще одна эмоция, обида – и рюкзак перевесит вас. Вы упадете в пропасть. Попытайтесь больше не нагружать рюкзак, не складывайте в него очередную обиду, а резко сбросьте его с плеч – пусть все ваши обиды падают в пропасть». 2. Работает над эмоциональным состоянием в данный момент. Обращает внимание на ощущение лёгкости от сброшенных обид. | 1. Стоят в кругу, сбрасывают рюкзаки. 2. Высказываются о собственном эмоциональном состоянии на данный момент, делятся ощущением, удалось ли освободиться от обид. | Музыкальная композиция для релаксации. |
III Рефлексия (3 минуты) |
1. Организует обсуждение ожиданий от урока и полученного результата. | 1. Высказываются о результатах ожиданий, удалось ли получить ответы на поставленные вопросы. | |