Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе.Тема: " У Чёрного моря."»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ордена «Знак почета» Гимназия №5 им. Луначарского А.В.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
урока окружающего мира в 4 классе начальной школы
Тема урока: «У Чёрного моря»
Составила:
Ваниева Залина Муратовна
учитель начальных классов
Владикавказ, г.
Аннотация к уроку по окружающему мирув 4 классе
Учитель: Ваниева З.М.
Тема урока: «У Чёрного моря».
Тип урока: открытие нового знания
Дидактическая задача урока:формирование УУД в условиях решения учебных задач.
Цели урока(образовательная, воспитательная, развивающая):познакомить учащихся с понятиями тропики и субтропики, с географическим положением зоны, её особенностями, растительным и животным миром, хозяйственной деятельностью людей ,сформировать представление о природной зоне Черноморского побережья Кавказа; воспитывать коммуникативность, умение давать оценку собственной деятельности; развивать познавательную активность детей, умение находить информацию, умение организовывать учебное сотрудничество и учебную деятельность со сверстниками, развивать умение работать с географической картой.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: получат возможность научиться работать с географической картой, дополнительнойлитературой, сучебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Метапредметные:овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: умеют наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описыв и характеризовать их.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; групповая, фронтальная, индивидуальная, коллективная.
Оборудование: компьютер, карта природных зон; атлас –определитель
Этапы урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Слушают учителя, принимают участие в диалоге с учителем.
демонстрируют готовность к уроку.
Выслушивают предположения о содержании урока
Фронтальная, индивидуальная
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.
Коммуникативные:
высказывают свою точку зрения, вступают в диалог
Устные ответы,
организация рабочего места
II. Актуализация
опорных
знаний
Проверка домашнего задания.
– Назовите природные зоны, которые мы с вами изучили.
Предлагает ученикам выполнить работу по карточке,а остальные учащиеся выполняют тест.
– Что мы знаем о пустыне? Ответьте на вопросы:
• Как растения приспособились к жизни в пустыне?
• Какие растения растут в пустыне?
• Как ведут себя животные?
• Что можете о них рассказать?
• Какое животное называют священным? Почему?
• Что выращивают люди на орошаемых землях?
• Каких животных они разводят? Почему?
• Какие экологические проблемы существуют в пустыне?
• Как люди пытаются сохранить природу пустынь?
• Почему заповедник назвали «Черные земли»?
• Когда он был создан? Каких животных там можно встретить?
А знаете ли вы что?
-Верблюд может прожить без воды 45 дней.
Читает стихотворение:
Что же, друзья, в дорогу пора,
Ждут с нетерпеньем нас:
Чудный берег, море и пляж,
Но мы отправимся не отдыхать,
А зону субтропиков России изучать.
-Как вы думаете ,где эта природная зона будет находиться? Кто может показать на карте?
-Предположите ,какие погодные условия будут в этой зоне?
-А что бы вы хотели узнать об этой зоне?
-Сформулируйте тему урока. Поставьте задачи.
-Представим себя в роли учёных исследователей, разделимся на группы:метеорологи,ботаники.зоологи.
-Сейчас мы будем добывать информацию из текста учебника, а помогут вам в этом «карточки-помогайки».
Карточка для метеорологов.
-В чём особенность погодных условий субтропической зоны?
Выполняют задания.
Отвечают на вопросы.
Внимательно слушают
тельно выделяют и формулируют познавательную цель;осуществляют поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание.
Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи
III. Изучение нового
Рассказ о природной зоне
Рассказ сопровождается показом по карте изучаемой зоны.
– Обратимся к помощнице – карте. Эта зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена
Внимательно слушают.
Фронтальная, индиви-
Устные ответы,
записи
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
материала
Черноморского побережья Кавказа.
Работа по учебнику, атласу-определителю (индивидуальные сообщения).
на побережье. С одной стороны – Кавказские горы, а с другой – Черное море. В расположении зоны кроется секрет ее удивительного климата и природы. Солнце за лето нагревает море. А затем море отдает побережью зимой теплый воздух. Кавказские горы находятся близко, они высокие и молодые, они являются непреодолимой преградой для холодного северного ветра, поэтому на побережье умеренно жаркое лето и теплая зима. Выпадает много осадков. Воздух здесь влажный.
– Что обозначает слово «субтропики»? Найдите ответ в учебнике (с. 132).
• Материалы для «ботаников»:учебник (с. 133–134).
Карточка-«помогай-ка»:
– Назовите отличительные особенности растений субтропиков (дикорастущих, фруктовых растений, привезенных из теплых стран).
2. Расскажите об обитателях суши, добывающих пищу в море.
3. Расскажите об обитателях моря.
• Материалы для «юных экологов»:учебник (с. 136–
139).
Ориентируются по карте.
Отвечают на вопросы.
Выполняют записи в тетради.
Делают индивидуальные сообщения от каждой группы «знатоков» и «экологов».
дуальная.
Групповая, индивидуальная
учебной деятельности.
Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют и аргументируют свое мнение в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения, достигают договоренности и согласования общего решения; осуществляют постановку вопросов; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач.
в тетради
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
Физминутка
Выставка фотографий и сувениров
Карточка-«помогай-ка»:
1. Чем является для человека Черноморское побережье?
2. Какие экологические проблемы возникли по вине человека?
3. Какие растения и животные стали редкими из-за не
брежного отношения к природе?
-Аудиозапись шума волн.
-Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.
Я слышу шум моря, И шелест волн прибрежных.
Почувствуй чистый воздух моря, послушай тишину.
Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать.
Крепче кулачки сожмите, их повыше поднимите.
Потянитесь,улыбнитесь, за работу вы беритесь.
Внимательно слушают.
Рассматривают экспонаты и фотографии
Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям
IV. Практическая деятельность
Фронтальный опрос.
Работа в тетради.
Обсуждение.
– Что растет на Черноморском побережье Кавказа из перечисленных растений: сосна, мандарин, береза, каштан, самшит, грецкий орех, бамбук?
– Восстановите цепочки:
Зеленые части растений → улитка → ?
Листья растений → косуля → ?
Водоросли → мальки рыб → ? → дельфин.
Предлагаю обсудить экологические проблемы этой зоны.
– Кто побывал на побережье? Какого цвета море? Почему же его называют черным?
– Во время штормов вода темнеет, но в году бывает примерно 17 штормовых дней, и причина названия
отвечают на вопросы.
Выполняют задания в тетради.
Высказывают свое мнение.
Фронтальная, индивидуальная
Познавательные:осуществляют логические действия; выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование;
Устные ответы,
выполненные
задания
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
Работа по учебнику (с. 137). Обсуждение.
моря не в этом. Версий, легенд, гипотез о происхождении названия моря довольно много. Одна из турецких легенд гласит, что в море покоится богатырский меч, брошенный туда по просьбе умирающего волшебника Али, якобы родственника самого Магомета. Море кипит, волнуется, пытается выбросить из своих недр смертоносное оружие и от гнева становится черным.
Предлагаю прочитать в учебнике правила поведения у моря и обсудить.
Читают текст, высказывают свое мнение.
структурирование знания; осознанно и произвольно строят речевое высказывание.
Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.
Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.
Личностные: осуществляют смыслообразование
V. Итоги
урока.
Рефлексия
Обобщение полученных на уроке сведений.
–Наше путешествие подходит к концу. Что вы расскажете друзьям о субтропиках России?--- Какие растения и животные вас заинтересовали и почему? --Что вы посоветуете друзьям, собирающимся на отдых на Черноморское побережье Кавказа?
предлагаю решить кроссворд и прочитать ключевое слово.
читают вывод в учебнике (с. 141).
индивидуальная, фронтальная,
Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке; проводят рефлексию способов
Устные ответы
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
Заключительная беседа. Выставление оценок
кроссворд:
1. Дерево-долгожитель с листьями в форме продолговатого эллипса, плоды – несъедобные орехи. (Бук.)
2. Фруктовое дерево, дающее сочный мясистый плод
с пушистой кожицей. (Персик.)
3. Род морского рака. (Краб.)
4. Морское млекопитающее отряда китов. (Дельфин.)
5. Вечнозеленое дерево с крупными овальными листьями. Летом появляются огромные белые цветки величиной с чайную чашку. Привезено из Северной Америки. (Магнолия.)
6. Южное дерево с мясистыми сладкими плодами, содержащими мелкие зернышки. (Инжир.)
Ключевое слово: береги.
– Мы должны бережно относиться к удивительному миру субтропиков
Подведение итогов. Выставление оценок.
Отвечают на вопросы учителя
коллективная
и условий действия; осуществляют контроль и оценку процесса и результатов деятельности.
Личностные: осуществляют самооценку на основе критерия успешности; понимают причины успеха/ неуспеха в учебной деятельности; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям; проявляют познавательный интерес к изучению предмета
Окончание табл.
1
2
3
4
5
6
7
VI. Домашнее задание
Инструктаж по выполнению домашнего задания
Учебник, с. 132–140. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания 1, 2, 3
Задают уточняющие вопросы
Фронтальная, индивидуальная
Регулятивные: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач
Сочи – главный город побережья. Достопримечательность города Сочи – дендрарий. Дендрарий (в переводе с греческого – «дерево») – открытый участок территории, где в открытом грунте культивируются древесные растения.
Берег Черного моря – это место, куда приезжают отдыхать тысячи людей из всех уголков России. Основным полезным ископаемым считаются лечебные минеральные воды.
К сожалению, Черноморское побережье Кавказа не обходится без экологических проблем. Сточные воды и различный мусор попадают в море и загрязняют его. Часть поверхности моря покрыта нефтяной пленкой. Отдыхающие уничтожают многие растения и насекомых (для коллекций).
Сотни и тысячи купающихся пугают обитателей моря и заставляют их бежать в места более тихие. Из-за небрежного отношения к природе стали редкими жужелица кавказская. Иглица колхидная, тис ягодный занесены в Красную книгу. Под особую защиту взяты самшитовые рощи, дельфин черноморская афалина. Для сохранения уникальной природы черноморского побережья Кавказа создан сочинский национальный парк.
Каждый, кто приезжает сюда для отдыха, кто живет на Черноморском побережье Кавказа, обязан беречь природу этого замечательного места. А в память о поездке можно привезти сувениры, открытки, фотографии.