Прием | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Компетенции/ аспекты компетенции/УУД | Оценивание/формы контроля |
Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности 1-2 мин |
Визуальный контроль | Организует ситуацию самооценки готовности к предстоящей учебной деятельности на уроке. Управляет оценочными действиями обучающихся. | Выполняют самооценку готовности по критериям: правильность выбора учебных принадлежностей, правильность и аккуратность расположения предметов на парте, самостоятельность подготовки, эмоционально волевой настрой на урок. | Личностные УУД: включаться в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. Познавательные УУД: осуществлять самопроверку готовности к уроку. Коммуникативные УУД: давать самооценку своему эмоциональному настрою. Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать свое рабочее место к предстоящей учебной деятельности. | -Самоопределение к учебной деятельности («Я готов к уроку»); -оценочное суждение; -оценка эмоционального состояния |
Проверка домашнего задания 6-7 мин |
Работа со схемой «Незаконченное предложение» Кроссворд Работа с картой | Организует ситуацию успеха и управляет действиями обучающихся при решении практических задач с применением ранее полученных знаний (воспроизведение знаний и способов действий) Выявляет пробелы и намечает пути их устранения. Комментирует ответы учащихся, выставляет отметки. 1. Подготовка устного ответа по схеме горы и по карточкам со словами ущелье, подошва, долина, склон горы, вершина. Определи части горы. Расположи названия по схеме. 2. Индивидуальная работа по карточке (письменно). Задание. Закончи предложение: Саянские горы не могут иметь у своей подошвы экваториальные леса, потому что … 3. Дискуссия с классом: Отгадайте кроссворд. 1)Самые высокие горы на Земле. 2)Самая высокая вершина мира. 3)Горы Северной Америки. 4)Горы, которые отделяют Европу от Азии. Выявляет пробелы и намечает пути их устранения. Организует ситуацию успеха и управляет действиями обучающихся при решении практических задач с применением ранее полученных знаний (воспроизведение знаний и способов действий) | Выполняют задания, планируют действия по достижению результата; предъявляют результат, оценивают полученные результаты, соотнося их с планируемыми. 1. Один ученик готовит ответ у доски 2.Несколько учеников отвечают письменно. Предъявляют результат. 3.Показывают горы на физической карте мира. | Познавательные УУД: - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; -устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; -систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках Регулятивные УУД: - самостоятельно решать предложенные учебные задачи; - оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу. Коммуникативные УУД: -строить связное монологическое высказывание; -отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; - оформлять свои мысли в устной и письменной речи. | -контроль, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция; оценивание учителем ответов; -оценочное суждение на умение отвечать на поставленные вопросы; -самооценка результатов своей деятельности; (лист самооценки + -) - оценивание учителем устных ответов и умения работать с картой. |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 4-5 мин |
Видеосюжет | -организует подготовку и мотивацию учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксацию индивидуального затруднения. (Предлагает посмотреть видеосюжет [FAQS] «Факты. Расы человека») -осуществляет актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию; актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; мотивацию к пробному учебному действию ("надо” - "могу” - "хочу”) и его самостоятельное осуществление | -просматривают видеофрагмент и отвечают на поставленные вопросы; -выполняют задание пробного учебного действия; - фиксируют затруднения в выполнении пробного учебного действия; - актуализируют опорные знания и изученные способы действий; - оценивают свои возможности необходимого для «открытия нового знания». | Познавательные УУД: -выдвигать предположения; -определять и формулировать проблему; -ориентироваться в своей системе знаний -осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; Коммуникативные УУД: -слушать, наблюдать, объяснять результат демонстрационного материала; -строить рассуждения, делать выводы; -дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания Регулятивные УУД: -определять и формулировать цель урока; -выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их; - определяют границы знания и незнания; Личностные УУД: определять собственную позицию и понимать позицию другого человека | -оценочное суждение индивидуального затруднения |
Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности 3-4 мин |
Побуждающий,подводящий диалог Подведение под понятие Работа со словарем | Формирует и развивает ценностное отношение к умению воспринимать задание. Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока учащимися через подводящий диалог. Предлагает сформулировать тему и цель урока. Организует работу со словарем С.И.Ожегова. Определяет совместно с обучающимися задачи урока. | выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении; выделяют и отображают в речи существенные ориентиры действия; анализируют, формулируют и записывают тему урока: «Человеческие расы» Определяют цель урока. Работают над понятием раса по словарю С.И.Ожегова. | Познавательные УУД: активизировать мыслительную деятельность, направлять ее на поиск новых знаний и способов действий. Коммуникативные УУД: участвовать в совместных действиях по решению учебной задачи. Личностные УУД: определять собственную позицию и понимать позицию другого человека. | - оценочное суждение на умение воспринимать задание; -оценка/самооценка умения формулировать тему урока; -оценка/самооценка умений определять и формулировать проблему, цель урока. |
Физминутка (подвижная музыкальная) |
Реализация построенного проекта (открытие нового знания) 8-10 мин |
Чтение текста, осмысление информации На полях текста Работа со схемой Работа с учебником | Создает условия для формирования и развития ценностного отношения к самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающихся. Организует работу в парах. Предлагает прочитать текст сказки «Счастливые земляне» (Приложение 1), подготовиться выполнить задания: Используйте прием +, -, и («знал», «не знал», «интересно») 1) Заполните схему: 2) Назовите основные характерные черты каждой расы. Организует ситуацию решения учебной задачи, поиска теоретического основания. Организует ситуацию построения модели понятия: человеческие расы Просит проговорить теоретическую формулировку, используя модель. Организует ситуацию представления достигнутых результатов и направляет действия обучающихся. Организует деятельность по определению алгоритма построения ответа на задание: Назвать основные характерные черты каждой расы. 3) Что служит основанием для отнесения людей к определенной расе? Предлагает найти ответ на вопрос в тексте учебника (с.17 - 18) Инициирует, направляет и регулирует действия оценки соответствия нового вывода «эталону» (формулировке понятия в учебнике) | Выделяют и отображают в речи существенные ориентиры действия; согласовывают усилия в процессе организации и осуществления сотрудничества; планируют и контролируют свои действия, анализируют, устанавливают аналогии. Работают в парах: решают проблему, обсуждая и выдвигая гипотезы; ищут теоретическое основание для построения алгоритма деятельности, извлекают информацию из текста в соответствии с целью чтения. 1) Строят модель понятия. Схематично изображают основные элементы понятия. Проговаривают понятие при помощи модели. - Существуют три основные расы: монголоидная, европеоидная и негроидная. 2) Определяют действия и их последовательность; строят и проговаривают алгоритм пошагово. Представляют достигнутые результаты 3) Читают текст в учебнике. Отвечают на вопрос. Сравнивают свои знания с «эталоном» (выводом, правилом, формулировкой понятия в учебнике). Делают оценочные выводы | Познавательные УУД: - ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию; - формировать умение работать с дополнительной информацией (познавательным текстом) Коммуникативные УУД: - оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. - осуществлять взаимопроверку выполненной работы. Регулятивные УУД: - формировать умение самостоятельно выполнять задание и контролировать себя. | - оценочное суждение на умение самостоятельно определять способы для достижения поставленной цели; -участие в дискуссии, ответы на вопросы; -исследовательская деятельность; -работа в паре, самоконтроль, самооценка; (Приложение 2) |
Физминутка для глаз (проецируется с экрана упражнение «Восьмерка») |
Первичное закрепление 4-5 мин |
Работа с иллюстрацией | Организует ситуацию первичного закрепления и управляет действиями обучающихся при выполнении самого задания с использованием нового знания о человеческих расах. Предлагает обратиться к иллюстрации в учебнике (с.18) и найти во внешнем облике этих людей признаки рас. Организует ситуацию самооценки усвоения обучающимися нового способа действий с предметным содержанием. | Выполняют задание индивидуально с использованием нового алгоритма (знания основных характерных черт каждой расы). Решают учебно-практическую задачу с применением нового алгоритма, правила. Выполняют задания учебника. Делают оценочные выводы. | Познавательные УУД: - определять границу «знания-незнания»; - работать с разными по уровню заданиями. Регулятивные УУД: - оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу; - осуществляют самоконтроль. Коммуникативные УУД: - формировать умение работать индивидуально; - представлять результат своей деятельности. | - самоконтроль; - индивидуальная работа с иллюстрацией; -оценка/самооценка умения применять ранее полученные знания при решении упражнений; -взаимоконтроль, взаимопроверка; -результаты выполнения заданий сопоставляются с предложенным ими ранее образцом (основных характерных черт каждой расы) |
Рефлексия учебной деятельности 3-4 мин |
Изречение «Комплимент» | Организует дискуссию, диалог позволяющий ученикам осмыслить полученные результаты по изучению темы, способы их достижения, личный вклад в коллективную работу; организует возврат к цели в конце урока с определением уровня ее достижения. Ребята, в начале урока вы сказали о том, насколько ценно для вас в совместной деятельности исследовать понятие «человеческая раса» и все, что с этим связано. Я прочту вам следующие строки, а вы скажите, как поняли эти слова. Читает высказывание великого норвежского путешественника Тура Хейердала Предлагает вспомнить слова Уффи из сказки «Счастливые земляне» и вывести формулу счастья всех рас на Земле Предлагает оценить свой вклад и вклад друг друга в урок. | Участвуют в диалоге с учителем (организованной дискуссии). Анализируют и осмысливают свои достижения, называют цель урока, оформляют устные высказывания согласно заданию; Слушают: «Один из самых полезных уроков, которые мне преподала жизнь, заключается в том, что человек всегда остается человеком. Будь он норвежец, полинезиец, американец, итальянец или русский, где бы и когда он ни жил – в каменном или в атомном веке, под пальмами или у кромки льда. Добро и зло, отвага и страх, ум и глупость не признают географических границ, они есть в каждом человеке» Отвечают: «В словах великого норвежского путешественника Тура Хейердала идея равенства всех народов мира, к какой расе бы они не относились. Выводят формулу: Счастье землян заключается в равенстве всех народов. Равенство=мир=счастье. | Познавательные УУД: -систематизировать полученные знания; - осуществлять контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные УУД: -соотносить цель и результаты учебной деятельности; -определять степень успешности работы. Коммуникативные УУД: - выражать свои мысли в оценочном суждении. | - оценка и самооценка работы учащихся на уроке: уровень достижения цели; -рефлексия деятельности (оценка успешности); -самоконтроль, самооценка; -оценка эмоционального состояния: «Комплимент»- учащиеся оценивают вклад в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок; -оценка учителя, с комментированием выставленных отметок. |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 2-3 мин |
| Предлагает учащимся задания на выбор (в том числе творческое): -Прочитайте текст в учебнике с.17-18, подготовьте слайдовую презентацию (3-4 слайда) по вопросу №2. -Подготовьте по 2-3 «толстых и тонких» вопроса по тексту или материалу урока, чтобы задать их одноклассникам. -Задание для любознательных! В сказке «Счастливые земляне» говорится о том, что большие группы людей разных рас делятся на подгруппы, национальности. Люди каких национальностей проживают в России? На следующем уроке назовите их как можно больше. | Слушают, вступают в диалог при совместном формулировании домашнего задания. Осознанно воспринимают задание, осмысливают, запоминают. Определяют задание для самоподготовки. Записывают задание. | Познавательные УУД: - осознанно фиксировать информацию; -воспринимать, осмысливать, запоминать. Регулятивные УУД: - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения - определять задания для самоподготовки. Коммуникативные УУД: -уметь слушать и вступать в диалог | -оценка/самооценка умения применять полученные знания при решении заданий. |