3.Формулировка темы и цели урока | -Сегодня приступаем к изучению нового раздела. Прочитайте его название. По содержанию просмотрите названия произведений, имена авторов. -О чём же пойдёт речь, чему будут учить эти произведения? -Что значит, по-вашему, быть вежливым? -Кто из вас знает, что обозначает слово «вежа»? (4 слайд) -Добавьте частицу НЕ к части «вежа». - Что получится? -Что означает слово «невежа»? -И первый урок вежливости на страницах этого учебника даёт С.Я.Маршак. -Что вы знаете о жизни С.Я.Маршака? -Какие произведения он написал? | «Ежели вы выжливы….» Читают по содержанию учебника. - Речь пойдет о вежливости. - Учиться быть вежливыми. - Соблюдать правила поведения за столом, в транспорте, в общественных местах, на игровой площадке, со взрослыми и т.д. До 16 века «вежа» означало «знаток», тот, кто знает правила приличия, общепринятые формы выражения доброго отношения к людям. «Вежество»- качество ценное и обязательное, поэтому учились «вежеству» в школах наряду с грамотой и молитвами. - Получится невежа. - Грубый невоспитанный человек. | РУУД: определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке. |
4.Работа над новым материалом Работа над стихотворением. -Работа по содержанию. -Вторичное чтение с заданием. -Подготовка к выразительному чтению. -Выразительное чтение (2-3 ученика) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА | - Рассмотрите стр. 174 учебника и, не читая текста, определите: стихотворный он или нет; о чём он, забавный или серьёзный? - О чём же будет это произведение? Первичное чтение учителем с заданием Задание: отметить на слух или карандашом в тексте непонятные, неизвестные слова. б)Беседа по первым впечатлениям -Удалось ли вам представить то, о чем я прочитала? -Какие непонятные слова вам встретились? в)Словарная работа «ЧВАНИТЬСЯ»- то же, что и кичиться, т.е. хвастаться, горделиво превозноситься. «ЗЕВАТЬ ВСЛАСТЬ»- до полного удовлетворения, наслаждаясь. «СОВАТЬ КУДА НЕ НАДО НОС» - вмешиваться во что-либо, обычно не в своё дело. «МЕДВЕЖЛИВЫМ» - в словаре нет такого слова, потому что его придумал сам автор. -Что же оно обозначает? (невоспитанным) -Почему слово «Мишка» написано в стихотворении с большой буквы? -Кто является главным героем стихотворения? -Чему пытались научить медведя? Вопросы 2,3,4 учебника, с.176 а)-Перечитайте стихотворение ещё раз и подумайте, какие слова чаще использует автор? - -Для чего? Физкультминутка "ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ" Давайте проведём разминку для глаз: Зажмурьте глаза, а потом откройте. Сделайте круговые движения глазами: вверх, вниз, вправо, вверх, влево, вниз. Вытяните руку вперёд, следите взглядом за ногтем пальца, медленно его приближая к носу, а потом медленно отодвиньте обратно (можно повторять 5 раз). б)Работа в группах -Предлагаю поработать в группах. 1 группа: найти и подчеркнуть слова, где говорится, как медведь вел себя с соседями и знакомыми. 2 группа: Найдёт и подчеркнёт ответ на вопрос, как медведь относится к незнакомым зверям. в)Проверка сам.работы. -Название стихотворения – это его тема или главная мысль? -А что может быть главной мыслью стихотворения? Докажите словами из текста. -Что значит «с виду стал он вежливым»? -Почему С.Я.Маршак повторяет строчки «Медведя лет 5,6 учили…» 3 раза? -Научился ли медведь вежливости? -Человек может знать вежливые слова, выучить все правила хорошего поведения и быть в обществе вежливым и все-таки ему это не поможет, если делает он одно, а в мыслях невежа и грубиян. Нельзя быть на людях рыцарем, дома – разбойником, хлопающим дверьми, а в школе – пиратом, набрасывающимся на тех, кто слабее. Действительно воспитанный человек думает так же, как поступает. Внутренне он также порядочен, как и внешне. -А теперь вернемся опять к названию раздела. «Ежели ВЫ вежливы…» -Вы вежливы? -Как вы думаете, а почему в конце этой фразы стоит многоточие? -Пусть каждый из вас подумает и сделает для себя вывод. -Что значит прочитать стихотворение выразительно? -С каким настроением будем читать это стихотворение? -Я буду предлагать вам выполнить различные действия. Но слушайте внимательно и выполняйте мою команду только тогда, когда услышите вежливое слово. Будьте добры! Повернитесь направо! Поднимите руки вверх! Поднимите руки вверх! Пожалуйста! Опустите руки! Опустите руки! Пожалуйста! Будьте добры, помаршируйте! Повернитесь налево! Пожалуйста! Присядьте! Будьте добры, сядьте на свое рабочее место! | Слушают, отмечают непонятные, неизвестные слова. Высказывают свои впечатления. - Называют слова. - Это имя. Подразумевается мальчик, ребенок 5-6 лет. - - Чаще всего используются глаголы . . . Дети по группам зачитывают ответы. - Это тема стихотворения. - Повторы для усиления. - Медведь вежливости не научился. - Мысль не закончена, нужно подумать. | ПУУД: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. ПрУУД: размышлять о характере и поступках героя; относить произведение к одному из жанров: сказка, рассказ. КУУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; выразительно читать текст. |
5.Закрепление изученного. | 1)Вопросы -Изучение какого раздела начали сегодня на уроке? - Кто автор стихотворения "Урок вежливости?" -Чему учит стихотворение "Урок вежливости"? 2)Тест(18 слайд) 1.Определи жанр произведения К) сказка Л) рассказ М) стихотворение 2.От чьего имени идет повествование? А) от имени автора П) от имени соседей Р) от имени медвежонка 3.Чему учили медвежонка? Й)не разводить костры в лесу К)делать зарядку Р)уступать прохожим путь 4.Каким остался медвежонок? М)вежливым Н)добрым Ш)медвежливым 5. Как автор относится к медвежонку? В)радуется за него Г)сочувствует ему А)осуждает его 6. Какая пословица соответствует теме текста? К)Вежливость украшает человека. Ё) Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Ж)Семь раз отмерь, один отрежь. 7.Какова главная мысль текста? Х) Медведя лет пяти-шести учили, как себя вести. )Но, видно, воспитатели напрасно время тратили. Ч) Послушен будь, и вежлив будь, и уступай прохожим путь. -Какое слово получилось из букв выбранных вами ответов? МОЛОДЦЫ Учитель: Вы, действительно, молодцы. Мне было очень интересно с вами работать. Спасибо за урок! - Представьте, что вы стали учеником птичьей школы, то какой бы вид птицы вы для себя выбрали? - Как вы думаете, какую отметку вам поставил бы Старый Воробей за этот урок? | | ЛУУД: оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. |