3.Работа по теме урока. Цель: организует работу по изучению нового материала. | - А вы знаете, что такое миф? - Существуют древние мифы. Сейчас я вам расскажу один из чудесных мифов, который к нам пришёл из Древней Греции. На севере Греции, во Франции жил великий певец, Орфей. Дивный дар был у него, и слава о нем шла по всей земле греков. За песни полюбила его красавица Эвридика. Но счастье из было не долговечным. Однажды были они в лесу. Орфей играл на семиструнной кифаре и пел. Эвридика собирала цветы в зеленой долине и незаметно отошла в лесную глушь. Вдруг почудилось ей, что кто-то, ломая сучья, гонится за ней. Испугалась юная нимфа и бросилась назад к Орфею. Бежала, не разбирая дороги; в густой траве не заметила змеи. Орфей услышал издали жалобный крик жены и поспешил на помощь. Между деревьями мелькнули большие черные крылья – Смерть уносила Эвридику в подземное царство. Велико было горе Орфея. Скитаясь по лесам, он изливал в песнях свою тоску. И такая была в них сила, что деревья сходили со своих мест, звери выходили из нор, птицы покидали гнезда, камни сдвигались ближе. И все слушали, как он тосковал по своей любимой. Проходили ночи и дни, но не мог утешиться Орфей. -Нет, не жить мне без Эвридики, -говорил певец. – Не мила мне земля без неё. Но смерть не приходила и Орфей решил сам отправиться в подземное царство. В глубокой пещере Тэнара нашёл ручеек, который тек в подземную реку Стикс. Черны и глубоки воды Стикса, и страшно живому вступить в них. Вздохи, тихий плач слышал Орфей – то тени умерших ждали переправы в страну, откуда никому нет возврата. –Перевези меня на тот берег, - молил Орфей перевозчика Харона. – Сжалься… Я не хочу больше жить. Я хочу увидеть мою Эвридику. Суровый перевозчик оттолкнул его и уже хотел отчалить от берега, но тут жалобно зазвенели струны кифары, и Орфей запел. Остановились холодные воды Стикса, и Харон заслушался печальной и нежной песни. Орфей вошел в лодку, и Харон послушно перевёз его на другой берег. Слетались со всех сторон тени послушать песню живого о неумирающей любви. …Высоко на золотом троне сидел грозный правитель подземного царства Аид и рядом с ним прекрасная царица Персефона. Со сверкающим мечом в руке, в черном плаще стоял за спиной Аида Бог Смерти, а вокруг него его прислужницы, Керы, что летают на поле битвы и отнимают жизнь у воинов. Приблизился к трону Аида Орфей и сильно ударил по струнам кифары. О своем горе, о муках разбитой любви, о своей тоске по Эвредике пел Орфей. Припав головой к плечу мужа, слушала певца царица Персефона, и слезы катились из её глаз. Задумался грозный Аид и даже Бог Смерти отпустил свой сверкающий меч. Всё тише звучат струны кифары, всё тише песня Орфея, и вот замерла она, подобно чуть слышному звуку печали. – Что ты ищешь, певец, в царстве мертвом? – спросил Аид. – Скажи, чего ты хочешь, и я обещаю выполнить твою просьбу. – О, млгучий владыка Аид. Верни назад к жизни мою Эвридику. Дай ей насладиться солнцем, теплым светом, зеленью полей, весенней прелестью лесов и моей любовью. Так говорил Орфей и просил Персефону: - Заступись за меня, прекрасная царица. Ты ведь знаешь, как хороша жизнь на Земле. – Я верну тебе Эвридику, - скказал Аид Орфею, - Веди её назад к жизни, к свету солнца. Тень её будет идти за тобой. Но не пытайся посмотреть на неё, пока не выйдешь на свет. Оглянешься – потеряешь её на всегда! Быстро миновал Орфий подземное царство. Тень Эвридики шла за ним. Безмолвно перевез их к берегу жизни Харон. Крутая каменистая тропинка вела наверх, на землю. И только сердце Орфея стучало: «Эвридика!» Наконец, впереди стало светлеть. Близок, близок был выход. Тревога сжала сердце Орфея: здесь ли Эвридика? Идет ли за ним? Забыв все на свете, остановился Орфей и оглянулся. На мгновение, совсем близко, увидел он милую тень, дорогое, прекрасное лицо… но лишь на мгновение. Тот час отлетела тень Эвридики, исчезла, растаяла во мраке. С отчаянным криком Орфей стал спускаться назад по тропинке и вновь пришел на берег черного Стикса. Напрасно он молил и звал – Харон не отозвался. -Вот такая печальная история. И вот, композитор Христов Глюк написал оперу на эту тему. Мы с вами послушаем только один фрагмент из оперы. -Как вы думаете, что чувствовала Эвридика, когда потеряла Орфея навсегда. -Какой должна быть эта музыка? -Какой инструмент может красиво показать эту грусть? Звучит фрагмент из оперы. -Эта музыка называется «Плач Эвридики». -С помощью чего достигается печаль? -Запишите несколько слов, которые характеризуют эту музыку. | - Миф – это выдуманный рассказ. Внимательно слушают миф и видео-сопровождение к нему. - Грустная -Скрипка -Медленный темп, нежная мелодия. | Личностные: - Определяют конкретный смысл понятий. Познавательные: -умеют читать необходимую информацию из текста Коммуникативные: - умение слушать и слышать, - правильно отвечать на поставленный вопрос Регулятивные: - умеют составлять план своих действий |
4.Физминутка. Цель: снять физическое напряжение. | А теперь немного отдохнём, встаньте и выйдите из-за парт. По дороге Петя шел, (Ходьба на месте.) Он горошину нашел, (Упор присев, встать.) А горошина упала, (Поворот туловища вправо, правую руку в сторону, левую на пояс, повторить в другую сторону.) Покатилась и пропала. (Наклоны головы вправо-влево.) Ох, ох, ох, ох! (Руки на голову.) Где-то вырастет горох. (Прогибаясь назад, руки развести в стороны.) | Выполняют действия за учителем. | Личностные: -формирование ответственного отношения к своему здоровью Коммуникативные: -умеют слушать и слышать |
5.Продолжение по теме урока. Цель: углубить полученные знания и добавить новые | - Давайте послушаем песню. Звучит песня «Весна» под видеоклип. - Вам понравилась эта песня? - О чем эта песня? - Сегодня мы с вами будем её разучивать. Раздает слова песни. - Давайте вместе с вами пропоем эту песню со словами. - А теперь под минусовку. | Внимательно слушают песню. - Да. - О весне. - Поют песню вместе с учителем под фонограмму. | Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения задач. Коммуникативные: - инициативное сотрудничество в группах. Регулятивные: - планируют свое действие в соответствии с задачей. Коммуникативные: - учитывают разные мнения и стремиться к сотрудничеству при выполнении в паре учебного задания; Регулятивные: -осуществлять самопроверку и самооценку при выполнении учебного задания. |
6.Итог урока. Рефлексия. Цель: подвести итоги урока, проверить как учащиеся поняли тему урока. | -Что мы с вами изучали сегодня на уроке? - С каким настроением работали на уроке? - Поднимите руку те, кто считает, что со всем справились. Теперь поднимите руку те, у кого были затруднения. А теперь те, кто плохо понял тему урока, но будет стараться усвоить её. Хорошо, опустите руки. Спасибо за хорошую работу на уроке, вы все молодцы. | -Оперу Глюка «Орфей и Эвридика» Поднимают руки. | Коммуникативные: - умение слушать собеседника. Познавательные: - строить речевые высказывания в устной форме. Регулятивные: -взаимооценка, самооценка Личностные: -адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности |