овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; управление своей деятельностью; развитие инициативности и самостоятельности; Коммуникативные:
развитие речевой деятельности; развитие навыков сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную работу, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и с одноклассниками;
выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий; развитие логического мышления, воображения;
Многовековой опыт человечества показал, что игра — важнейшее средство в воспитании ребенка. Она имеет такое же непреходящее значение, как и народная поэзия, сказки или легенды. Народная игра содержит в себе информацию о традициях многих поколений, которые через игровое общение усваивали культуру своего народа. Мордовская подвижная игра несет символическую информацию о прошлом, передает традиции, свойственные менталитету народа, соответствует детской природе, удовлетворяет потребности ребенка в познании окружающего мира, в двигательной и умственной активности, развивает воображение и творческие наклонности. С педагогической точки зрения народные игры отличает широкая направленность. В каждой решается сразу несколько практических задач: развивается мышление, формируется эмоциональная сфера, укрепляются произвольная память и внимание, тренируется воля, закрепляются навыки общения. Так, выделив подвижную часть, можно активизировать детей, способствовать эмоциональной разрядке, обеспечить необходимую физическую нагрузку, развивать моторику. Уделив особое внимание игровым словам и их проговариванию – проводить работу по развитию речи; предложив детям подробнее проиграть бытовые ситуации – расширить их знания о народной культуре. Более того, каждая из игр сама по себе способствует развитию эмоциональной сферы детей, так как игровой процесс сопровождается яркими эмоциями и переживаниями. В своей работе на уроках мокшанского языка использую такие игры, как «Пацяняса», где идёт закрепление слов по разным лексическим темам. Знакомимся с играми в закрытом помещении «Шеерняса», «Шеерень толня», «Видян, видян паксяв снав» . Театрализованные (ролевые) игры. Здесь детьми и подростками воссоздаются всевозможные бытовые эпизоды. Используя различные театрализованные средства, играющие стремятся передать в изображаемых героях — в людях, зверях, птицах, мифологических существах — их характерные черты: манеру двигаться, разговаривать, род занятий, возрастные особенности, душевные качества — доброту, смелость, злость, трусливость. Стремление к образности вырабатывает в детях определенный художественный вкус, наблюдательность, умение фантазировать («Каргт»,«Атякшкаса», «Нешке переса», «Ярмаркав», «Ведьгевса») Особый интерес для школьников представляют сезонные игровые праздники, объединенные одним сюжетом, – зимние, весенние, летние. Например, зимний праздник «Масленица», летний праздник «Троица» и праздник «Березки». Такой подход дает возможность обогащать игровой репертуар детей народными играми, характерными для разных времен года.
№ | Этапы урока, его цели | Содержание учебного процесса | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
| Самоопределение к деятельности. Организационный момент. Цель: Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки | Шумбратада ,шабат! Тячи минь щколазонк састь инжихть. Давай те поздороваемся с ними по – мокшански Шумбратада кельгома инжихть! Поднимите руки, кто на урок пришел с хорошим настроением? Подарите улыбку соседу, учителю, гостям. Спасибо. А вы готовы к работе? Ушеттама Мокшень кялень урок Ушеттама минь урок, Да, минь сембе анок – Ручкась и тетрадське тяса Корхтатама мокшень кяльса Ребята, сегодня у нас в гостях медвежонок. Перевести на мокшанский слово «Медведь» Поздоровайтесь с ним и расскажите о себе. - Шумбрат, Офтоня! Монь лемозе Богдан !Фамилиязе Малов - Монь лемозе Катя. Ялгазень лемоц Василиса - Мондейень 9 кизот….. (по очерели представляются, проговаривают лексические конструкции) | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие | Приветствует учителя. Выполняют соответствующие действия. | Личностные: Выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание. Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность |
2 | Актуализация знаний. Цель: Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала | Фонетическая зарядка Считалки 1.Хоть мон ёмла нумолнян, Сякокс ёжуня улян, Мон врьгазонь пейда кяшан, Тяни эсон варжак вешентть Тонафнетяма од лувомка 2 Кудряв боран, Шурьхкат наран. Салведь тиян, И ломатть андан. - Переведём считалку на русский язык. Салведь –это солёная вода, рассол, который получался при квашении капусты, помидоров, огурцов. А квасили всё это в деревянных бочках (парь). Рассол наливали в миски и ели деревянными ложками вместе с картошкой. - Кто запомнил считалку наизусть? (по группам, по-одному | Читает считалки, обращая внимание на произношение слов на мокшанском языке | Читают по-одному, хором, кто запомнил, читают наизусть | Регулятивные: оценивать (сравнивать с эталоном) Результаты своей деятельности Коммуникативные: Формировать умение слушать и слышать собеседника. |
| | | | | |
3 | Постановка учебной задачи Цель: Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется тема урока и ег цель | -Урокть теманц мон аф азса. Ребята, сегодня медвежонок принес с собой «Волшебный сундучок «, а в ней загадки. Послушайте их и постарайтесь догадаться, о чем они нам рассказывают. 1 Упадет — поскачет, Ударишь — не плачет.(Мяч) 2 Глазки голубые, Кудри золотые, Губки розовые. Кукла 3 Совсем не нужен ей водитель. Ключом ее заводите — Колесики начнут крутится. Поставьте и она помчится.( Машинка) 4Это детская площадка. Мячик здесь, ведро, лопатка. И мальчишки, и девчушки Принесли с собой…Игрушки. Мои игрушки Мокшекс кода мярьгтама? Налхкшт. Минь налхксетяма. Мы играем И кодама тячи урокть темац? «Налхкксемат» Минь налхксетяма Игры. Тячи урокса минь карматама налхксема. Тинь кельгсасть налхксемантень? | Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися | Отгадывают загадки Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. | Познавательные: развивать логическое мышление. Регулятивные: уметь формулироват цель и учебную задачу урока. Личностные: вырвжать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнатьновое |
4 | Обобщение и систематизация знаний 2)Работа по учебнику | «Назови слово и передай палочку» Кодама налхксемат тинь содата? Кизонда мон налхксян мезьса? Тялонда мон налхксян мезьса ? Знакомство с новыми словами : Эряви, аф эряви; ярхцак, -ярхцада; матт- мадода, сипть –симода; стяк- стяда , раман, рамат, рамай, цалковай -рубль Чтение текста по учебнику по ролям, перевод с. 90 Какие правила игры вы знаете? -Можно ли смеяться, когда кто – то ошибается? Нет, надо его исправить и помочь | Организует игры , обеспечивает контроль за выполнением задания Организует беседу | Дети играют Читают вслух, переводят, отвечают на вопросы | Регулятивные: Умение действовать по плану и планировать свою деятельность. Оценивать результаты своей деятельности Комуникативные: Развитие умений работать, проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, делать выводы, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль Личностные: Выражать своё отношение к героям в текст |
| Игры 3)подвижная игра с мячом | Игра с мячом «Топа мархта налхксемась» Лексические темы: «Кудонь жувата», Вирень жувата» «Домашние животные», « Нармонь», «Тюс», «Ярхцамбяль» | Организует игры , обеспечивает контроль за выполнением задания Бросает мяч и называет лексическую тему | Дети ловят мяч и придумывают слово по этой теме | Познавательные: Развивать операции мышления (классифицировать обьекты по существенному признаку) |
| 4)Отгадай загадки. 5)зимние забавы- игры | Шабат, а мезе стамсь содамкатне? Тинь кельгсасть налхксемантень содамкаса ? 1. Эряй модаса равжа атяня, Ульцяв нолдазе пиже сакалнянц 2 Сон фкя пильгса шятни, Сиренятнень вятни. 3. Лиенди, кода нармонь, Фатнесы сонь вармась. Ёфси аяш сталмоц. Корхтайхть, салси салмокст 4. Шонгара, а аф ведь, Акша, а аф лов. -Ребята, мы свами играли в игры, в которые можно играть дома, в помещении. А теперь поговорим о зимних забавах. Как вы играете зимой на улице? -Тячи миндейнк инжись- офтонясь кандсь тейнек тялонь налхксемат. На улице дети лепили снеговиков, но у них не хватает некоторых частей. Нужно их дорисовать и подписать на мокшанском языке.(пря, кядь, сельме, курга, шалхка)- ронгонь пялькст. -Похожи ли части тела снеговика и человека? Проверка заданий .(пря, кядь, сельме, курга, шалхка)- ронгонь пялькст. | Дает задание, проводит инструктаж Организует проверку | Самостоятельно дорисовывают части снеговиков, подписывают эти части на мокшанском языке | Познавательные: Выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления анологий Регулятивные: осуществлять контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку |
| 5)знакомство с картиной мордовского художника Ф.Сычкова | Физкультминутка - Кядьне вяри, Кядьне алу, Кержи шири, Инголи и фталу. Види шири --Стяян, Озан, Сёрмадома ушедан. -Посмотрите, какие зимние забавы были раньше у мордовских ребятишек. | Знакомит детей с картиной мордовского художника Ф.Сычкова Ученики повторяют слова и движения за учителем. | Дети внимательно слушают | Личностные: Знакомить с обычаями культурой мордовского народа |
| 6) Игра по развитию речи | Игра «Угадай по описанию» Дети делятся на две группы.Каждая группа получает слово на листочке.Дети должны составить предложения про этот предмет, не называя его. Остальные должны узнать это слово.( Кошка ( Сон эряй кудса. Яйрхцай лофцта, кундсы шеерхть). 2 группа Офта (Сон эряй вирьса, Кельгсы медьта , иможда ярхцаманц. Тялонда уды. | Организует работу в группах | Помогают друг другу при составлении предложений, осуществляют проверку, говорят по цепочке, чтобы получился рассказ. | |
5. | мордовская народная игра «Панжемаса» | В середине стоит водящий, он ищет ключи от избы, а остальные игроки сидят на стульях обожаемой избы. Он подходит к игрокам и спрашивает: «Дядя (тётя), у тебя ключи? Тот отвечает, указывая на соседа: Вон у дяди (тёти) спроси. Так водящий обходит всех четверых. Последний ему советует: Посередине поищи! Водящий отходит в середину, а в это время остальные вскакивают и меняются местами. Водящий старается быстро занять чьё-либо место, пятый играющий опять остаётся без места. И игра повторяется сначала. Чтобы начать игру, нужно выбрать водящего (считалка) (лувомка) 1Фкя, кафта, колма Братказе монь ёмла. Кизодонза ниле Кода лемоц? -Филя | Знакомит детей с правилами народной игры | Дети играют, Дети играют | Коммуникативные: проявлять активность коллективной деятельности |
6 | Рефлексия учебной деятельности. Итог урока | Понравилось ли вам, дети, сегодня играть на уроке? Какая игра больше всего запомнилась? В заключение урока мы с вами на белых лепестках ромашки напишем хорошие пожелания всем и нашим гостям. Заготовки (лопанят) у вас у всех есть на столах. На лепестках напишите какое- нибудь пожелание на мокшанском языке. И переведите на русский язык. паваз - счастье шумбраши – здоровье пара тонафнема – хорошей учёбы - Урокось аделавсь. | Организует беседу, связывая результаты урока с его задачами. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке. Организует рефлексию. Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке. Организует самооценку учебной деятельности. | Выполняют задание творческого характера, применяют умения, полученные на уроках технологии, составляют пожелание, дарят свои работы друг другу. Делают самооценку своей деятельности на уроке | Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи); выражать доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость. Регулятивные: осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным |