Предмет | Математика |
Класс | 4 |
Автор урока | Попова Людмила Михайловна |
Должность | Учитель начальных классов |
Образовательное учреждение | МБОУ СОШ №3 |
Тема | Нахождение неизвестного компонента действия умножения |
Тип урока | Комплексное применение знаний и способов действий |
Время реализации урока | 40 минут |
Цель деятельности учителя | Способствовать развитию умений решать уравнения на основе знания связи между результатом и компонентами действий умножения , выполнять проверку вычислений, вычисления с величинами, решать уравнения и составные задачи, сравнивать периметры и площади фигур, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся решать уравнения на основе знания связи между результатом и компонентами действия умножения , выполнять проверку вычислений, решать уравнения и составные задачи, выполнять вычисления с величинами, сравнивать периметры и площади фигур, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способ-ностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: понимают значение математики в жизни и деятельности человека |
Методы и формы обучения | Методы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый, деятельностный. Формы: фронтальная, индивидуальная, парная |
Образовательные ресурсы | |
Дидактическое обеспечение урока | Разноуровневые карточки, листы самооценивания |
Оборудование | экран, , ноутбук, мультимедийная презентация урока «Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого» разработана с помощью программы PowerPoint |
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Мотивация (самоопре деление) к учебной деятельно сти | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала | (Приветствует учащихся, эмоционально настраивает на учебную деятельность.) - Улыбнитесь друг другу и мне. Вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. Садитесь. - Начнём наш урок с упражнения «Звездопад». -Закройте глаза, представьте ночное небо, бесчисленное количество звёзд. Одна звезда падает на землю. Значит, можно загадывать желание. - Загадайте, каким будет наш урок? Продолжи предложение: «Я хочу, чтобы наш урок был…» - При каких условиях урок станет именно таким? - А сейчас обратите внимание на лист самооценки, который лежит у каждого на парте. Здесь вы должны будете поставить себе оценку за урок, а для этого закрасить соответствующий каждому заданию столбик диаграммы. Заполнять диаграмму будете в течение всего урока. | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку |
II. Устный счёт | | - Начнем урок с математической разминки. Игра «Думай, считай, записывай» Запиши только результат. Пишу в строчку через запятую 1) - Сколько хвостов у 8 коров? 8 2) - Сколько рогов у 4 быков? 8 3) - Сколько ушей у 5 слонов? 10 4) – Сколько лап у 6 котов? 24 5) – Сколько голов у 10 сомов? 10 6) - Сколько лапок у 9 пауков? 72 7) –Сколько шин у 3 машин? 12 8) – Сколко лапок у 7 блошек? 42 9) Сколько ножек у двух сороконожек? 80 Проверка: Сверьтесь с доской 8, 8, 10, 24, 10, 72, 12, 42, 80. - Какие знания повторили? (Таблицу умножения) Оцените себя на диаграмме. | Не забываем оценивать на диаграмме!!! |
Ш.Актуализация знаний | Повторение взаимосвязи между компонентами и результатом умножения и деления | - Как называются числа при умножении? - Как они связаны между собой? (слайд) - Посмотрите на экран.( В парах) a | | 21 | | b | 7 | | 3 | a ∙ b | 91 | 84 | 36 | - Догадайтесь, что нужно сделать в этом задании? (Ответы 13, 4, 12; ) -Компоненты какого действия даны в таблице? - Назовите их. -Какие знания вам необходимы, чтобы правильно выполнить это задание? -Давайте выполним это задание. - Что неизвестно в первом столбике? - Как найти неизвестный множитель? - Что неизвестно во втором столбике? - Как найти неизвестный множитель? Выполняем по аналогии – Какие сделаем выводы: - А для чего нам нужно уметь выполнять такие задания? | Множитель, множитель, произведение. Если произведениечисел разделить на один из множителей, то получим другой множитель. Заполнить таблицу умножения - В первой строчке – 1 множитель -Во второй строчке – 2 множитель -в третьей строчке - произведение Нужно знать связь между компонентами действия умножения и как их найти. Множитель. Вызываемые к доске ученики заполняют пустые клетки в таблице, каждый раз поясняя, как они находят неизвестный множитель. если произведение разделить на известный множитель, то получится неизвестный множитель. чтобы правильно находить неизвестное число в уравнении Не забываем оценивать на диаграмме!!! |
IV. Сообщение темы и цели урока | Целеполагание | - Кто может назвать тему урока ? Цель: Научиться находить неизвестный компонент действия умножения Задачи урока: Повторить что такое уравнение, компоненты действия умножения, связь компонентов. Научиться решать уравнения на основе связи множителей и произведения. (работа в парах) - Рассмотрите записи на листочках (слайд) - Среди данных записей подчеркните уравнения. - Назовите уравнения. Докажите, что вы подчеркнули уравнения? = Почему 1 и 2 записи не являются уравнением? 3) х ∙ 6 =72 4) х ∙ 8 = 26 + 70 (Слайд) - Чем отличаются эти уравнения - Рассмотрите решение усложнённого уравнения в учебнике с.80 х ∙ 8 = 26 + 70 - | Нахождение неизвестного компонента действия умножения . Одно простое, другое усложнённое ( произведение представлено не числом, а выражением, |
IV. Изучение нового материала | Физкультминутка | (Проверка.) - Каково значение х? - Как нашли? - Как проверили? (Работа в парах) - А сейчас давайте составим алгоритм решения усложненного уравнения. Перед вами карточки. Они перепутаны. Задача каждой пары составить алгоритм. Вспомните в каком порядке сейчас решали уравнение и составляйте. - Когда мы можем воспользоваться данным алгоритмом? Организует проведение физкультминутки | Произведение неизвестного числа х и 4 равна сумме чисел 26 и 70 Произведение представлено не числом, а выражением Нужно посчитать правую часть Х Выполним проверку, подставив вместо х найденное число: Выходят по 1 к доске и вывешивают по одному пункту алгоритм. 1. Прочитать 2. Вычислить правую часть 3. Определить, что неизвестно. 4. Применить правило. 5. Произвести вычисления. 6.Выполнить проверку Не забываем оценивать на диаграмме!!! При решении сложных уравнений. Выполняют задания физкультминутки, один показывает. |
V. Первичное закрепление | Решение уравнений. | (самостоятельно по вариантам) 1 вариант 7 ∙ x = 140 : 2 2 вариант x ∙ 6 = 180 :3 - Проверим правильность выполнения уравнения. 7 ∙ x = 140 : 2 x ∙ 6 = 180 : 3 7 ∙ x = 70 x ∙ 6 =60 x = 70 : 7 x = 60 : 6 x = 10 x = 10 7 ∙ 10 = 140 : 2 10 ∙ 6 = 180 : 3 70 = 70 60 = 60 | Записывают и решают уравнения. Проверка по эталону Проверяют Решили. Не забываем оценивать на диаграмме!!! |
VI. Практическая деятельность | 1. Решение задачи | № 358 (Самостоятельно, после разбора) -Прочитайте задачу. - О ком она? - Кто такой столяр? - Что он изготавливает? - Вернемся к задаче. - Какие величины даны в ней? – Запишем это в таблицу. - Известно ли, сколько стульев ремонтировали за 1 день? – Запишем это. Известно ли время работы? – Запишем. Известна ли вся работа? – Какой главный вопрос задачи? На доске запись: За 1 день | Время | Вся работа | Ученик – 10 с. | 6 д. | Одинаковая | Столяр – ? с. | 4 д. | – Можно ли сразу ответить на главный вопрос задачи? – Почему? – А это можно узнать? - Решите задачу сам-но. Проверка по решению на доске. 1) 10 · 6 = 60 (ст.) – отремонтировал каждый. 2) 60 : 4 = 15 (ст.). Ответ: по 15 стульев в день ремонтировал столяр. -(один ученик с обратной стороны доски записывает и сам-но решает задачу) - Какие понятия находятся в такой же зависимости как компоненты при умножении? -: Понятия «скорость», «время», «расстояние» - Составьте задачу.И две обратные. | Читают сам-но Столяр – это рабочий , который работает с деревом. Он изготавливает мебель, двери. Сколько ремонтировали стульев за 1 день, время работы и вся работа Ученик ремонтировал по 10 стульев, а столяр – неизвестно. Да. Столяр работал 4 дня, а его ученик – 6 дней. Они отремонтировали одинаковое количество стульев. По сколько стульев в день ремонтировал столяр? Нет. Не знаем, сколько всего отремонтировали стульев. Да. Всю работу можно узнать действием умножения Решают самостоятельно. Решили. Не забываем оценивать на диаграмме!!! |
| 2. Самостоятельная работа по разноуровневым карточкам с самопроверкой по эталону | - Выберите себе карточку и выполните задание (Слайд ) 1карточка - красного цвета (самая сложная) (отметка - «5») Найди уравнение с ответом 40, реши. 6 ∙ х = 142 + 98 х ∙ 60 = 180 4 ∙ х = 12 2 карточка - зеленого цвета(менее сложная) (отметка - «4») Выбери усложненное уравнение, реши. x - 380=520 х ∙ 8= 128 - 48 640 : х = 8 - Проверяем уравнения (слайд) -Кто выбрал красную карточку? Проверьте и не забудьте оценить себя на диаграмме. 6 ∙ х = 142 + 98 6 ∙ х = 240 Х=240 : 6 Х= 40 6 ∙ 40 = 142 + 98 240 =240 - Кто выбрал зеленую карточку? Проверьте и не забудьте оценить себя на диаграмме. х : 8 = 128-48 х : 8 = 80 х=80 ∙8 Х=640 640 : 8 = 128-48 80 = 80 - | Самостоятельно решают Проверяют Решили. Не забываем оценивать на диаграмме!!! |
VII. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок. Ребята дополните предложения. | - Ребята, какую цель мы ставили в начале урока? - Как вы думаете мы её выполнили? - Какие знания нам пригодятся для того, чтобы правильно решать усложненные уравнения? - Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? Подсчитайте итог на листах самооценки и выставьте себе оценку за урок. - Какие умения вам пригодились при выставлении отметки за урок? -Мы должны учиться работать с диаграммами, т к. такие задания обязательно вам встретятся при выполнении Всероссийской Проверочной работы. | Отвечают на вопросы. Научиться находить неизвестный компонент действия умножения Если произведение разделить на известный множитель, то получим неизвестный множитель. Умение работать с диаграммами |
VIII. Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | № 361 ( 1 строка), № 360 (1,2) | Задают уточняющие вопросы |