2 | Гимнастика для мозга (упражнение, способствующее развитию межполушарного взаимодействия). Графический диктант | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия. | Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. А для этого нужна хорошая работа мозга. Давайте поможем ему включиться в работу и проведем гимнастику для мозга: графический диктант. Откройте тетради и запишите дату. Возьмите 2 карандаша. Отступите 2 клетки вниз, 6 клеток вправо, поставьте точку. Рисуйте рисунок от точки одновременно обеими руками («Зеркальное рисование») 1 влево, 2 вниз, 1влево, 1 вниз, 1вправо, 1 вниз, 1 влево, 1вниз, 1 влево, 1 вниз, 2 вправо, 1 вниз,1 влево, 1 вниз, 1влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 2 вправо, 1 вниз, 2 вправо. | Дети выполняют графический диктант |
3 | Актуализация опорных знаний. | Познавательные: умение осмысленно читать, извлекать нужную информацию; умение вести поиск и выделять необходимую информацию; умение ориентироваться в своих знаниях Личностные: самостоятельное выполнение заданий. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, обоснование своего суждения. | Н Какое число нужно разделить на 16, чтобы получить в частном 50? (800) П Произведение чисел 120 и 0 увеличьте на 37. (37) А Один множитель 118, другой - 0. Чему равно произведение? (0) Е Частное чисел 540 и 60 уменьшите в 10 раз. (90) И Увеличьте 108 в 6 раз. (648) Л Разность чисел 170 и 90 увеличьте в 4 раза. (320) С Число 720 уменьшите на 16 десятков. (560) Ь Разность чисел 170 и 50 увеличьте в 4 раза. (480) Расположите полученные числа в порядке возрастания в верхней строке, а соответствующие буквы в нижней строке и узнайте какое слово зашифровано. Вспомните известный мультфильм «Апельсин» и посмотрите, как животные делили апельсин. Смотрите внимательно, после просмотра я задам вам вопросы. | Обучающиеся производят необходимые вычисления устно. Проверяют и исправляют свои ошибки. Выполняют самопроверку. Определяют зашифрованное слово (апельсин). 0 | 37 | 90 | 320 | 480 | 560 | 648 | 800 | А | П | Е | Л | Ь | С | И | Н | Смотрят мультфильм. |
4 | Формулирование проблемы, планирование. | Познавательные: умение анализировать задания, извлекать необходимую информацию для введения нового понятия, делать выводы из своего решения; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор эффективных способов решения задач. Регулятивные: выявление объективной учебной информации, необходимой для освоения, соотнесения и реализация плана деятельности при освоения учебной информации; волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; использовать речевые средства для дискуссии и аргументации. Личностные: Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. | - Как в мультфильме животные называют равные части? – Кто из вас был внимательным? Сколько долек было в апельсине? – Сколько долек поучил каждый? - Как вы думаете, апельсин был разделён на равные части? - Как по-другому, можно назвать эти равные части? Слово дольки имеет уменьшительно-ласкательное значение. Подбери однокоренное слово без уменьшительно – ласкательного значения. - А как на языке математики назвать и записать, какую долю апельсина получил каждый из животных? Кто-нибудь знает? Чтобы узнать это вам нужно отгадать загадку. Разгадкой является многозначное слово. __________________ она бывает математическая, охотничья и барабанная. Сформулируйте тему урока. Что, на ваш взгляд, нам следует узнать, чему научиться? - В результате совместных рассуждений, мы определили цели урока. | Дети участвуют в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы Дольки. Пять долек. Одну дольку апельсина. Да. Доли. Не знаем Дробь. Обучающиеся определяют тему и цели урока. Доли и дроби. Цели урока: узнать как образуются доли и дроби, учиться читать и записывать доли в виде дроби. |
5 | Этап изучение нового материала. | Предметные: ознакомление с предметным смыслом дроби и доли, с терминами “дробь”, “доля”, “числитель”, “знаменатель”, с записью и чтением дробей; формирование навыков определения долей и дробей по предметным моделям. Познавательные: самостоятельное решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; Личностные: умение внимательно слушать, участвовать в обсуждении проблемы; формировать способность к эмоциональному восприятию математических рассуждении. Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество. | - Давайте, определим, что же называют долями? Для этого еще раз вспомним, как животные делили апельсин. - Сколько частей досталось каждому животному? - Что можно сказать про каждую из частей? Какие это части? Значит, каждому досталось по одной равной части от целого апельсина. - Сделайте вывод, что такое доля. Проблемная ситуация. - Как вы думаете, что такое называют ломаное число? -Для того чтобы из целого получить, например, половину, надо разделить целое или «разломить» его на две части. Отсюда и пошло название «ломаные числа». Теперь их называют дробями. У нас есть поговорка: «попал в тупик», т.е. попал в такое положение, откуда нет выхода. У немцев аналогичная поговорка гласит: «попасть в дроби». Она означает, что человек, попавший в «дроби», оказался в затруднительном положении. -Ребята, а смогут ли нас дроби поставить в затруднительное положение или нет? -Оказывается, пятьсот лет назад, умение обращаться с дробями было вершиной арифметики, великие умы гордились этим знанием! А сейчас мы изучаем дроби уже в младших классах. -Итак, как животные делили апельсин? Смоделируйте, пожалуйста, это действие с помощью счётных палочек Кюизенера. Учитель демонстрирует моделирование с помощью документ-камеры . Когда из апельсина, состоящего из 8 долек, берут одну долю, то говорят, что взяли только одну часть из всех восьми или одну восьмую часть). (На самом деле в апельсине может быть 8 или 9 долек, но не больше и не меньше). (На доске появляется запись: 1 доля из 8). - Дроби записывают с помощью двух натуральных чисел – числителя и знаменателя, и черты. - Что мы делали для того, чтобы каждое животное получило дольку апельсина? - Дробь неразрывно связана с действием деления. Черта в записи дроби обозначает знак деления. Знаменатель показывает, на сколько частей разделили целое. Числитель показывает, сколько таких частей взяли. В математике пишут: 1/8. Для записи понадобится 2 клеточки, между ними проводим черту. Число под чертой (знаменатель) показывает, на сколько равных частей мы разделили предмет, а над чертой (числитель) – сколько таких частей взяли. (Для запоминания: числитель-«чистое небо», знаменатель- «земля»). Игра "Числитель-знаменатель" Чтобы запомнить, что такое числитель и знаменатель и не путать их поиграем в игру. Если я называю числитель, поднимаем руки вверх - показываем, что он записывается сверху. Если я называю знаменатель, показываем, что он пишется внизу. Если показываю черту дроби, складываем руки горизонтально. На доске записаны дроби: 1/6 2/7 4/9 1/8 3/10 - А теперь посмотрите, как я разрезала яблоко (разрезаю на 3 неравные части). Сколько частей получилось? - А если мы возьмем одну часть, какая это будет доля? - Можем ли мы эти части записать дробью? Самостоятельное моделирование. Самостоятельно смоделируйте дробь, у которой первое число – единица. Например, число два разделили на две равные части: 1 часть ½. -Самостоятельно смоделируйте дроби 1/5, 3/5, 1/3, 1/6, 5/6 (перед документ- камерой моделируют по порядку дети первого ряда). - Как называются числа, которые вы сейчас смоделировали и назвали? Запись дробных чисел. - А как записать на языке математики дробь: одна третья, одна вторая, одна седьмая, пять восьмых? Уточним, правильно ли выполнена запись материалом их учебника. на стр.111.Один ученик читает. Запишем под диктовку такие дроби ( на доске записывают дети второго ряда): 1/7, 1/4, 1/10, ½, ¼ , 1/8, 1/6, 5/8,3/4 -Давайте смоделируем задачу. Мама разрезала одно большое яблоко поровну между тремя сыновьями. Какую часть яблока получил каждый сын? Прочитайте задачу, смоделируйте её с помощью счётных палочек и запишите ответ. Ученик выходит к доске, записывает ответ. -Обоснуй свой ответ. -Рассмотрим такую задачу. Бабушка испекла торт. За обедом съели четыре пятых торта. Сколько торта осталось? Смоделируйте, пожалуйста, задачу с помощью счётных палочек. Один ученик моделирует задачу у документ-камеры. -Так что же такое дробь? | По одной части. Они равные. Доля – это одна из равных частей целого. непростое число затрудняюсь ответить Да (нет) Дети моделируют ситуацию с помощью палочек и проверяют правильность выполнения по эталону. Делили. Дети выполняют задания учителя. Три. Это не доля, т.к. доля – это 1 из равных частей, а яблоко разрезано на неравные части. Нет, т.к. это не доли. Дети самостоятельно моделируют дробь и проверяют с помощью документ-камеры. Самостоятельное моделирование Дробные числа, дробь. Записывают в тетради дроби и называют их. У документ-камеры обучающийся выполняет задание с комментариями. (Мама поступила следующим образом. Она положила пирог на стол. Вместо пирога я выкладываю счётную палочку, например, синего цвета. По условию задачи, мама разрезала пирог на три абсолютно одинаковые части. Возьму три счётные палочки голубого цвета. Выкладываю их под счётной палочкой синего цвета. Получается, что одна палочка – это один кусок пирога, вторая палочка– второй кусок пирога , а третья – третий кусок пирога. Потом мама положила по одному куску пирога каждому сыну в тарелку. Раскладываю счётные палочки по сторонам. Таким образом я выяснил, что первый сын получил один из трёх кусков пирога, второй сын – тоже один из трёх частей пирога и третий сын – тоже один из трёх частей пирога. Каждый получил по одной третьей части пирога. Мы выложим одной счётной палочкой целый пирог. Возьму, например, счётную палочку оранжевого цвета. По условию задачи за обедом съели четыре пятых торта. Думаю, что число четыре пятых несёт в себе очень важную информацию, которую надо уметь читать. Исходя из данных задачи, сначала надо торт разрезать на пять равных частей. Для этого возьму пять счётных палочек розового цвета. Выкладываю их. Потом забираю четыре счётные палочки, т.к. четыре части торта съели. Таким образом, осталась одна пятая часть торта. Дробь – число, которое выражает часть единицы счета, измерения (часть, не целое количество). |