Предмет | «Математика» |
Учитель | Фёдорова Елена Владимировна |
Образовательное учреждение | МОУ «СОШ № 9», город Воскресенск, Московская область |
Класс | 4 «А» |
Тема II триместра: | «Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (продолжение)» |
Тема урока | «Письменные приёмы умножения на числа, оканчивающиеся нулями» |
Место данного урока в учебном плане | 11-й урок по теме |
Тип урока | Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) |
Технология построения урока | 1) Организационный этап: создание учебно-игровой ситуации, проведение инструктажа, распределение ролей. 2) Самоопределение к деятельности. 3) Актуализация знания: совершенствование навыков табличного и внетабличного деления и умножения. 4) Практическая деятельность учащихся. 5) Физкультминутка. 6) Продолжение практической деятельности учащихся. 7) Рефлексия (самооценка) 8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 9) Подведение итогов урока. |
Цель урока | Создание условий для проявления познавательной активности и развития творческой индивидуальности обучающихся при закреплении приёмов письменного умножения чисел, оканчивающихся нулями. |
Задачи урока | Личностные: воспитывать самостоятельность, ответственное отношение к выполняемой работе, умение оценивать свой труд, воспитывать активную личность. Предметные: закрепить знания письменного приёма умножения на числа, оканчивающиеся нулями; углублять знания детей в выбранной предметной области; формировать информационную культуру учащихся; развивать правильную математическую речь, творческие способности, логическое мышление учащихся; развивать познавательные процессы. Метапредметные: Познавательные: поддерживать научно-исследовательский интерес; учить использовать знаково-символические средства для решения поставленных задач; учить осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; учить осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; Регулятивные: учить проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; учить самостоятельному учёту выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале; обучать навыкам самоконтроля, самооценке; научить учитывать правило в планировании и контроле способа решения. Коммуникативные: формировать умение учитывать разные мнения и интересы; учить осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; учить строить монологические высказывания, владеть диалогической формой речи. |
Основные термины и понятия | Умножение, деление, скорость, время, расстояние. |
Форма проведения | Клуб “Интеллектуальная академия”, участники которого – ученики, 2 команд: “умники” (мальчики) и “умницы” (девочки), профессор академии – учитель (Умнейшая Елена Владимировна). |
Планируемые результаты | Личностные УУД: формирование устойчивого познавательного интереса к предмету; способности к организации самостоятельной учебной деятельности, адекватного понимания причин успешности или не успешности в своей оценке. Регулятивные УУД: постановка учащимися учебной задачи, использование на уроке уже известных способов действия и имеющихся знаний, оценка результатов своей работы, самопроверка. Коммуникативные УУД: умение работать в паре, группе, согласованно выполнять совместную деятельность, взаимный контроль, выражать в речи свои мысли и чувства. Познавательные УУД: строить логические рассуждения; произвольно и осознанно владеть общими умениями (решение примеров, задач). |
Материалы и инструменты | 2 таблицы с числовыми результатами; конверт с карточками по количеству детей, на лицевой стороне которых часть рисунка, а на обороте – пример; памятки “Правила работы в группах”; карточки с логическими задачами. |
Приемы и методы | Активное восприятие, творческая деятельность; метод мотивации учебно – познавательной деятельности: контроля и самоконтроля, практический; метод самостоятельной познавательной деятельности учащихся; метод стимулирования и мотивации; методы проблемного обучения: частично – поисковый, исследовательский метод. |
Ожидаемый результат | Предметные: В конце урока ученики: 1.Знают алгоритм письменного умножения на числа, оканчивающиеся нулями. 2.Умеют письменно умножать на числа, которые оканчиваются нулями. Метапредметны 1.Умеют ставить учебную задачу и самостоятельно формулировать выводы. 2.Умеют слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. Личностные: 1.Умеют сотрудничать с учителем и сверстниками. |
Используемые современные технологии | Информационные и коммуникативные технологии. Технология проблемного обучения (проблемный диалог, проблемная ситуация для определения границ знания – незнания обучающихся). Здоровьесберегающие технологии. Обучение в сотрудничестве (групповая работа) . Технология развития критического мышления (маркировочная таблица). Технология игрового обучения. |
УМК | «Школа России» |
Формы организации учебной деятельности | Индивидуальная, групповая. |
Межпредметные связи | Русский язык |
Оборудование | Мультимедийный проектор, экран, компьютер, школьная доска. Мультимедийная презентация «Интеллектуальная академия». Для каждого ученика: бейджи с надписями “умник” (по количеству мальчиков) и “умница” (по количеству девочек), 2 буквы “У” (умник) – красная и синяя. Диплом для награждения. Для учителя: бейдж с надписью “Елена Владимировна”. На двери класса надпись “Интеллектуальная академия” из разрезных букв. Карточки с названиями команд “умники”, “умницы”. |
Интернет ресурсы | Сеть творческих учителей, сообщество - ИКТ в начальной школе, «Электронные физкультминутки», автор физкультминутки для глаз - Галкина И.А. учитель начальных классов, Арзамасский район, Нижегородской области. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1) Организационный этап: создание учебно-игровой ситуации, проведение инструктажа, распределение ролей. | НА ЭКРАНЕ СЛАЙД № 1 («Интеллектуальная академия») - Мне очень приятно приветствовать каждого из вас в клубе “Интеллектуальная академия”. Сегодня на уроке я предлагаю вам проверить свои математические способности, проявить всю смекалку, рассудительность, доказав самим себе, что вы достойны быть приняты в “Интеллектуальную академию” и получить гордое звание академиков. Вы согласны попробовать свои силы в испытаниях, которые для вас уготованы? НА ЭКРАНЕ СЛАЙД № 2 - Девиз урока: Смело иди вперёд, Не стой на месте, Чего не сделает один, Сделаем вместе! - Для того чтобы нам пройти все испытания, мы разделимся на две команды. - А теперь, будущие академики, получите свои опознавательные знаки. - Теперь займите свои места, согласно таблицам на столах («Умники», «Умницы»). - Давайте вспомним правила работы в группах. НА ЭКРАНЕ СЛАЙД № 3 (Правила работы в группе) | (Входя в класс, дети замечают на двери надпись “Интеллектуальная академия”). (Стоят полукругом. Включаются в учебную деятельность. Поддерживают диалог). - Да. (Читают девиз вместе с учителем) (Учащиеся делятся на две команды: мальчики и девочки). (Учащиеся получают бейджики “умник” — для мальчиков и “умница” — для девочек). (Учащиеся занимают места, согласно таблицам с надписью). (Дети перечисляют известные им правила): - Уважать позицию товарища. - Не обижать и не обижаться. - Слушать и слышать друг друга. - Участвовать всем. - Быть внимательным. - Соблюдать тишину. | Регулятивные: - самостоятельно организовывать свое рабочее место; - настроить обучающихся на позитивную деятельность. |
2) Самоопределение к деятельности: мотивация учащихся к учебной деятельности на личностно-значимом уровне. | - Прежде, чем начать нашу игру, мы должны определить тему сегодняшнего нашего заседания. - Для этого приготовьте карточки. - Что вы видите на карточках? - Ваша задача: расставить порядок действий, вычислить результат по действиям, найти букву, с соответствующим результатом. - Когда вы вычислите все результаты, из букв, лежащих у вас на столе, вы сможете прочитать тему нашего урока. НА ЭКРАНЕ СЛАЙД № 4 24 x 20 – 200 : 5 x 6 : 10 –18 x 10 – 100 : 10 x 20 = 76 «Закрепление»). - И так, тема нашего сегодняшнего заседания «Закрепление». - Чему мы будем учиться? | (-Числовое выражение на порядок действия). (Ученики решают всю цепочку примеров и открывается слово «Закрепление»). 24 x 20 – 200 : 5 x 6 : 10 –18 x 10 – 100 : 10 x 20 = 76. - Будем учиться закреплять наши знания по теме «Внетабличное умножение и деление». | Личностные: - самоопределение темы урока. - Регулятивные: - научить строить речевые высказывания в устной форме; - формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием. Коммуникативные: - научить формулировать собственное мнение и позицию. |
3). Актуализация знания: совершенствование навыков табличного и внетабличного деления и умножения. | - Итак, сейчас вам пригодятся ваши знания таблицы умножения, потому что испытание, с которым вам нужно справиться — это примеры на умножение и деление. - Инструкция. Обе команды получают конверт, в котором для каждого из вас есть карточка с примером. Вы устно решаете свой пример и выходите к доске, чтобы прикрепить свою карточку к ответу, который необходимо отыскать в таблице. Задание на скорость, выполняем его быстро, правильно и организованно. В результате правильного решения примеров вы сможете узнать названия своих команд. НА ЭКРАНЕ СЛАЙД № 5 (Слова: «интеллект» и «логика» с последующим их значением). - Кто может объяснить лексическое значение названий ваших команд? | (Ученики работают индивидуально. Решают пример, находят ответ в таблице, выходят к доске и прикрепляют свой пример к найденному в таблице ответу). (Учащиеся узнают названия своих команд: «Умники» - «Интеллект», «Умницы» - «Логика»). (Ученики высказывают свои мнения). | Познавательные, коммуникативные, предметные УУД: - закрепление навыка логического мышления; - проводить сравнение по заданным критериям; - освоение способов решения проблем поискового характера; - овладение навыком анализа объектов с выделением существенных признаков при работе с текстом; - умение работать в группе; - самостоятельное создание способов решения проблем; - осуществлять анализ учебного материала; - овладение навыком работы с источником информации. |
4). Практическая деятельность учащихся: a) самостоятельное решение примеров с объяснением;
b) решение составной задачи в четыре действия;
| - Для того чтобы выдержать следующее испытание, нам нужно вспомнить правило умножения на числа, оканчивающиеся нулями. - Вам необходимо решить числовые выражения. Верхнюю строку числовых выражений решают умники, а нижнюю – умницы. (В тетрадях). НА ЭКРАНЕ СЛАЙД № 6 (Проверка). - Итог: что важно помнить при решении примеров такого вида? - Мы продолжаем преодолевать испытания. Вспоминаем, как нужно решать задачи о взаимосвязанных величинах, которые вы назовете, прослушав условие задачи. НА ЭКРАНЕ СЛАЙД № 7 (От двух городов, расстояние между которыми 340 км, одновременно навстречу друг другу выехали два автомобиля. Один из них ехал со скоростью 80 км/, другой – 90 км/ч. Через сколько часов они встретились? Какое расстояние до встречи проехал каждый автомобиль?) - О каких величинах идет речь в задаче? - Какого характера представлено движение в задаче? - Что нам известно? - Зная скорость и расстояние что можно узнать? - Сделайте к задаче чертёж и запишите решение задачи в тетрадях. Два представителя от каждой команды решают задачу у доски, потом сверяем решения. - Итог: что необходимо знать для того, чтобы не ошибиться при решении задачи о таких величинах, как время, скорость, расстояние? | (Отвечают на вопросы, анализируют, ищут пути решения проблемы, строят речевые высказывания в устной форме, вспоминают пройденный материал). (Один представитель от каждой команды объясняет решение любого примера, остальные результаты просто называются). - Правило умножения на числа, оканчивающиеся нулями и хорошо знать таблицу умножения. (Работают по содержанию задачи). - Скорость, время, расстояние. - Навстречу друг другу. - Расстояние и скорость. - Время. (Делают чертёж, решение записывают в тетрадь. Проводят самоанализ своей работы). - Формулы. | Регулятивные УУД: - строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей; - овладевать умением прогнозировать свою будущую работу; - определять последовательность своих действий на уроке; - воспитание способности высказывать свою точку зрения; - оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |
5). Физкультминутка. | НА ЭКРАНЕ СЛАЙД № 8 (Физминутка). | (Ученики выполняют движения под музыку и образец движений мультипликационных героев). | |
6). Продолжение практической деятельности учащихся: c) решение логических задач, их групповое обсуждение; d) решение примеров с остатком; e) решение примеров разного уровня сложности; | - Продолжаем наше заседание. - Следующее задание: решение задач на логическое мышление. - Каждой команде я раздам карточки с текстом задачи, а вы группой постараетесь их решить, аргументируя свой ответ. НА ЭКРАНЕ СЛАЙД № 8 (Проверка). - Следующее задание: вспомним деление с остатком. - А сейчас я предлагаю вам поработать индивидуально: решить примеры, выбрав карточки разного уровня сложности, записывая их в тетрадь, потом сверяем решения. НА ЭКРАНЕ СЛАЙД № 9 (Проверка). | (Работают в группе, оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, строят речевые высказывания в устной форме, аргументируют свой ответ). (Умницы решают на стр. 20 - № 8 – 1,2 примеры; а умники № 8 – 3, 4 примеры). (Учащиеся выбирают карточки разного уровня сложности, решают примеры, записывая их в тетрадь, сверяют решения.) | Коммуникативные, познавательные, регулятивные УУД: - осуществлять отбор необходимой информации, выделять главное; - работать в группе; - осуществлять анализ учебного материала; - строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей; - слушать и понимать речь других; - осуществлять самоконтроль; - рационально строить самостоятельную деятельность. Личностные УУД: - создать условия для формирования логического мышления. |
7. Рефлексия (самооценка). | - Мне бы хотелось знать, как каждый оценивает сегодня свой труд, свои старания. - Может кто-то считает, что он поработал сегодня очень хорошо, потому что у него замечательное настроение, или потому что задания были несложные, или потому что вам было интересно сегодня. - А кто-то, возможно, подумает немножко и решит, что сегодня он занимался, не так усердно, как обычно, потому что нет настроения, или слегка болит голова, или задания были сложными. - У каждого из вас на столе лежат 2 буквы “У” (умник) — красная и синяя. Красная – занимались хорошо, лучше обычного, а синяя – занимались хорошо, но можете гораздо лучше. Поднимите ту букву, на которую вы оцениваете сегодня себя. | (Ученики дают оценку деятельности, показывают сигнальные карточки, ставят отметку своей работе). | Регулятивные УУД контроля (самоконтроля), коммуникативные УУД: - определять критерии оценивания выполнения работы; - анализировать свою деятельность; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам. |
8). Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | (Учитель даёт информацию о домашнем задании, проводя инструктаж по его выполнению). - Домашнее задание у вас будет разного уровня сложности. - Ваша задача: выбрать подходящий для вас вариант сложности. | (Ученики обсуждают работу по подготовке домашнего задания, задают вопросы по выполнению работы дома). | Регулятивные: - оценка того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: - умение структурировать знания. |
9). Подведение итогов урока. | - Вспомним тему нашего заседания. - Чему вы научились на уроке? - В интеллектуальную академию я принимаю всех: и умников, и умниц. - Поздравлю всех и благодарю за помощь в проведении заседания. НА ЭКРАНЕ СЛАЙД № 9 (Спасибо всем!) | ( Учащиеся вспоминают тему заседания, подводят итог, говорят о проблемах, возникших в ходе урока, как справлялись с ними в ходе урока, кто помогал в трудных ситуациях). | Регулятивные, коммуникативные УУД: - оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. |
Учились в одном классе три товарища – Сережа, Толя, Юра. По росту они немного отличались друг от друга, поэтому на уроке физкультуры в одной шеренге они стояли так: один первым, другой вторым, самый низкий из них – третьим. Сережа был не ниже Толи, а Юра был не выше Толи. Кто же из них был ниже всех? Кто был средним по росту? А кто выше всех? (Самый высокий – Сережа, потом – Толя, а самый маленький по росту – Юра).
Играя, каждая из трех подруг – Катя, Галя и Оля, — спрятали одну их игрушек: медвежонка, зайчика, слоника. Известно, что Катя не прятала зайчика, Оля не прятала ни зайчика, ни медведя… Кто какую игрушку спрятал? (Оля – слоника, Катя – медвежонка, Галя – зайчика).
1. На ферме было 15 пятнистых и 12 рыжих коров. От каждой пятнистой коровы получали по 500 литров молока в месяц, а от каждой рыжей коровы – по 600 литров. Сколько литров молока надоили от коров на ферме за два месяца?
2. Реши:
1. На ферме было 15 пятнистых и 12 рыжих коров. От каждой пятнистой коровы получали по 500 литров молока в месяц, а от каждой рыжей коровы – по 600 литров. Поставь вопрос и реши задачу.
2. Запиши и реши уравнение: уменьшаемое 200100, вычитаемое – неизвестное число, разность равна произведению чисел 564 и 300).