kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме:"Х.– К. Андерсен «Пятеро из одного стручка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта  содержит этапы работы над произведением датского сказочника.
 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме:"Х.– К. Андерсен «Пятеро из одного стручка"»

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе
Учебный предмет: литературное чтение
Класс: 2
Дата проведения: 16 октября 2019г.
Автор учебника: Литературное чтение /Л. А. Ефросинина/ – М.: Вентана-Граф, 2012
Тема урока: Х.– К. Андерсен «Пятеро из одного стручка»
Тип урока: литературное слушание
Продолжительность урока – 45 минут
Учитель: Трубникова Ольга Ивановна
Цель : создать условия для формирование у учащихся правильной читательской деятельности, объективного восприятия.
Задачи: учить воспринимать на слух новое произведение;
формировать умение анализировать прослушанное произведение;
учить определять героев произведения, давать им характеристику, подбирать пословицы к тексту, подводить итог урока;
воспитывать умение слушать, самостоятельно выполнять предложенные задания;
развивать внимание, память, речь учащихся.
Планируемые результаты:
Предметные:

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

  • пользоваться приёмами анализа текста;

  • задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения.

Метапредметные:

- Регулятивные УУД

• осуществление контроля процесса и результатов деятельности;

- Познавательные УУД

  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника);

  • выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности (групповая работа).

- Коммуникативные УУД

  • строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

  • осознавать цель своего высказывания;

  • строить диалог, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;

• работать в группе.

Личностные:

  • эмоциональное восприятие художественного произведения   и поступков литературных героев;

  • способность к самооценке. .
    Межпредметные связи Окружающий мир, русский язык

Ресурсы:

- основные: Учебник «Литературное чтение» - автор Л. А. Ефросинина, Рабочая тетрадь – автор Л. А. Ефросинина, цветные карандаши.

- дополнительные: компьютер, интерактивная доска, карточки для работы в паре, карточки для работы в группе, горошины, буквы : С.К.А.З.К.А, выставка книг.
Организация пространства:работа фронтальная, индивидуальная, в группах, в парах.

Технология проведения

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Формирование универсальных учебных действий каждого этапа

I этап. Организационный момент.

Цель – активизация учащихся.

Проводит инструктаж, настраивает детей на работу.

Прозвенел звонок веселый,
Мы начать урок готовы.
Будем думать, рассуждать
И друг другу помогать.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать.

Формулируют правила поведения на уроке.


Личностные УУД

Умение определять и высказывать самые простые, общие для всех учащихся правила поведения на уроке

II этап. Актуализация знаний.

Цель: закрепить знания о видах сказок

Звучит сказочная музыка .

Значит в гости к нам пришла…
( соберите из букв слово)
Слайд 2

В новую сказку зовет нас музыка

Ребята, какой раздел учебника мы изучаем? (Мир сказок). Сейчас надо вспомнить, на какие группы делятся сказки. (Работают со схемой)

Сказки

Народные Авторские

О животных Волшебные Бытовые

СЛАЙД 3

- Какое произведение читали на прошлом уроке? (Братья Гримм «Маленькие человечки»)

- К какой группе сказок она относится? (Авторская, бытовая). Докажите

Собирают из букв слово «СКАЗКА»


Определяют виды сказок, указывают стрелочками соответствие

Познавательные УУД
Умение извлекать информацию из схем, иллюстраций

Регулятивные УУД
Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

III этап. Определение темы, постановка учебной задачи.

Слушание нового произведения

Цель: формировать умение отгадывать загадки, воспринимать на слух новое произведение

Загадывает загадку, нацеливает на слушание.

Посмотрите на экран, и скажите, кто автор этих сказок?
СЛАЙД 4

Отгадайте кто автор этих строк?

В цветущей Дании, где свет увидел я
Берёт мой род своё начало
На датском языке мать песни мне певала,
Шептала сказки мне родимая моя:

- Кому принадлежат эти строки?

Вспомните: какие сказки этого сказочника вы знаете.
Загадка 1.
А этот сказочный герой
Знаком с игрушечной войной.
Как все — в коробочке лежал,
Как все — ружье в руках держал.
Он, прочный, стойкий, как металл,
По-человечески страдал.
Когда был доблестный парад
И выставлялся весь отряд,
То одноногий рядовой
Вид нарушал и общий строй.
Он не был баловнем судьбы,
Но все надежды и мольбы,
Что с примой связывал одной,
Вели его всегда домой,
Где вновь судьба пытала тяжко,
И он сгорел в огне, бедняжка.
(Отгадка — Г. X. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»).

Загадка 2
Какое странное созданье?
Она прекрасно сложена,
И в море или в океане
С волной и пеною дружна.
И дно морское ей знакомо —
В подводном царстве рождена,
Она, мечтой своей влекома,
Частенько плавала одна
В морской неведомой пучине,
В раздумьях детских о душе
Не ведала людской кручины,
Девица взрослая уже.
И не совсем чтобы девица,
И рыбкой тоже не назвать.
Как все, ждала земного принца,
Чтоб с милым счастье испытать.
(Отгадка — Г. X. Андерсен «Русалочка»).
Загадка 3
Владея снегом, льдом и стужей,
Она надменно холодна,
И снежной вьюгой злою кружит
Зимой у теплого окна,
И вышивание морозом
Узоров чудных на стекле
Она предпочитает розам,
Взращенным в комнате, в тепле.
Холодной льдинки злой осколок
Вонзит в сердечко малыша.
Ее правленья век не долог,
Когда есть добрая душа.
(Отгадка — Г. X. Андерсен «Снежная королева»).
Загадка 4
В дождливый день история
Случилась, но которая
Для «бусинки» стручковой,
Уже давно не новой,
Пусть твердой, переспелой —Явилась важным делом.
И ради королевы
Она у юной девы
Узнала, что перины
В кровати спальной — длинны,
Ужасно неудобны
И лишь камням подобны.
Весть эта долгожданна
Для королевы. Манна
Как будто бы упала
С небес и счастьем стала.
И с этих пор все знали —
В честь бусинки назвали
Быль эту про девицу,
Жену простого принца.
(Отгадка — Г. X. Андерсен «Принцесса на горошине»).

Загадка 5
Скорлупку свою разбивая,
Птенец появился на свет,
И, внешностью всех поражая,
Не знал еще горя и бед.
Большой, некрасивый и серый
Птенец удивил даже мать,
Которая вслух не посмела
Родное дитя не признать.
Уродом птенца называя,
Весь Двор Птичий был с ним жесток.
Из этого сытого рая
Прогнали птенца за порог,
Там, мир для себя открывая
Птенец научился летать,

И дивную, гордую стаю
Семьею он стал называть.
(Отгадка — Г. X. Андерсен «Гадкий утенок»).

Загадка 6
Пусть находят детей в огороде,
А кого-то в дом аист принес.
Это — присказка.
В сказке есть, вроде,
Настоящий волшебный курьез:
Жизнь раскрыла девчонке объятья,
Лишь когда распустился цветок,
Там сидела она в ярком платье,
Как волшебный, живой огонек.
Огонек доброты и участья
К мышке, к ласточке, что оживет.
Эта девочка, встретившись с счастьем,
Крылья радости вдруг обретет.
(Отгадка — Г. X. Андерсен «Дюймовочка»).

Ханс Кристиан Андерсен родился в маленькой стране Дании 2 апреля 1805года в семье прачки и сапожника. Мальчик с детства любил петь, читать стихи, мечтал стать актёром. Первые сказки он услышал от отца. Ханс переделывал сказки по-своему, украшая их. Он был единственным ребёнком в семье. Мальчик занимался только тем, о чём всегда мечтал и фантазировал. Его никогда не наказывали. В юные годы он и чинил башмаки, и был певцом, и ходил в школу танцев. В 14 лет пробовал писать пьесы для театра. Учась в гимназии, писал стихи. Андерсен любил путешествовать.
Всемирную известность сказочника получил в 1835 году после издания трёх сборников «Сказки, рассказанные для детей». Всего он написал 170 сказок.
В России интерес к творчеству сказочника возник при его жизни. Он говорил, как я рад, что мои произведения читаются в великой России.
День рождения Андерсена объявлен Международным днём детской книги. Учреждена Международная премия Х. К. Андерсена за создание лучшей книги для детей.

СЛАЙДЫ 5, 6,7.

- Ребята, сейчас мы с вами прочитаем новое произведение. О чём оно, вы узнаете, отгадав загадку.

Дом зелёный тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда –
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда
Круглые ребятки. (Стручок гороха)
СЛАЙДЫ 8,9
Сколько горошин в стручке?
Предположите название сказки.
СЛАЙД 10.

Организует слушание нового произведения.

Итак, сейчас мы оправимся с вами в зелёный мир, из него перенесёмся в жёлтый, а затем обратно в реальный.

а) чтение первой части
(учителем)

-Что произошло с горошинами?

б) Словарная работа (СЛАЙД 11,12)

тщедушная

кровельный жёлоб

голубиный зоб

затхлая вода

в) чтение второй части «по цепочке»

-Чему радовалась больная девочка?

г) чтение третьей части самостоятельно.

-Понравилась сказка?

-Какие чувства она вызвала у вас?


Высказывают свои предположения о том, кто автор сказок.

Отгадывают загадку.

Считают горошины.(5)

Называют сказку.


Слушают новое произведение

Коммуникативные УУД
Уметь слушать и понимать речь других.
Умение слушать и извлекать нужную информацию.



Физминутка

По дороге Федя шёл,

(ходьба на месте)

Он горошину нашёл.

(присесть, встать)

А горошина упала,

(поворот туловища вправо-влево, руки в стороны)

Покатилась и пропала.

(Наклоны головы)

Ох, ох, ох, ох!

(руки на голову)

Где-то вырастет горох.

(повороты).


Повторяют движения и слова.


IV этап. Усвоение новых знаний и способов действий.

Выявление первичного восприятия текста

Цель: формировать умение высказывать своё мнение о прослушанном произведении

Организует работу по определению темы, характера произведения:
Беседа
- Что мы прочитали? (Сказку). Докажите.
- К какому виду сказок отнесём это произведение? (Бытовая).
-Авторская или народная?
- Когда волновались?
- За кого переживали?



Участвуют в обсуждении прослушанного.

Формулируют собственное мнение и аргументируют его

Коммуникативные УУД
Умение слушать и извлекать нужную информацию
Познавательные УУД:
Умение на основе анализа делать выводы
Регулятивные УУД
Умение определять цель деятельности на уроке
Познавательные УУД
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.



V этап.Вторичное чтение и осмысление прочитанного произведения (групповая работа)
Работа с текстом
Цель — формировать умение
определять тему произведения, главных героев.

Включает учащихся в работу по составлению характеристики героев произведения.

Организует комфортные условия во время выступления учащихся, оказывает индивидуальную помощь.
Чтение сказки по частям, анализ.
1часть
- Ребята, давайте прочитаем начало сказки.
- О чём мечтали горошины, сидя в стручке?
- Что сказала самая маленькая горошина, когда стручок сорвал мальчик?
- Куда мечтали попасть горошины, когда мальчик выпустил их из ружьеца?
- Как вы понимаете слова последней горошины?
- Как бы вы озаглавили эту часть сказки? (Горошинки на воле)

2 часть
- Что однажды утром увидела больная девочка?
- Как поступила мать с маленьким ростком? Почему она за ним так ухаживала?
- Какой день был для девочки настоящим праздником?
- Какой заголовок можно подобрать к этой части? (Чудесное выздоровление)

3 часть
- Давайте прочитаем, что же стало с остальными четырьмя горошинами.
- Была ли от них хоть какая польза?

1 группа

Найдите в тексте и прочитайте, о чем мечтала каждая горошина.

(1 горошина – Я лечу в широкий мир. Поймай меня теперь, если сможешь!

2 горошина – А я полечу прямо на солнце; солнце – это как раз такой стручок, какой мне нужен!

3 и 4 горошины – Где бы ни очутились, будем там спать; куда-нибудь да попадём!

5 горошина – Будь что будет!)

2 группа

Найдите в тексте и прочитайте, какие изменения происходили с девочкой.

(-тоненькая, тщедушная;

- лежала в кровати;

- мне кажется, я выздоравливаю;

- повеселела;

- сама приподнималась на постели;

- глядела сияющими глазами;

- впервые встала.)

3 группа

Найдите в тексте и прочитайте, что же на самом деле произошло с горошинами.

( 1 горошина – очутилась сначала в кровельном жёлобе, а потом попала в голубиный зоб;

2 и 3 горошины - попали в голубиный зоб и были съедены;

4 горошина – упала в жёлоб и провалялась в затхлой воде и распухла;

5 горошина – упала на старый дощатый подоконник под чердачным окошком и угодила прямо в щель, где в мягкой земле рос мох.)


Читают текст по частям, анализируют поведение героев, высказывают и аргументируют свою точку зрения.

Строят высказывание по плану.

Коммуникативные УУД
Умение строить речевое высказывание в соответствии поставленной задачей
Познавательные УУД:
Умение на основе анализа делать выводы
Регулятивные УУД
Уметь работать по коллективно составленному плану.
Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.


VI этап. Включение в систему знаний
Цель – учить работать с пословицами, составлять краткую аннотацию.

Работа в тетрадях на печатной основе (с. 40-41)

- Какими вы представляете горошинки? Укажите, какие слова подходят к каждой из них.

Первая горошинка скромная

Вторая горошинка сонная

Третья горошинка покорная

Четвёртая горошинка мечтательная

Пятая горошинка хвастливая

- Какая же из пяти горошин самая замечательная?
-Запишите свое мнение в тетради на странице 40 в задании №3

Читают пословицы, подбирают пословицу к тексту.

Познавательные УУД

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Познавательные УУД:
Умение на основе анализа делать выводы


VII. Подведение итога урока. Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.

Предлагает выбрать подходящую пословицу.
Работа с пословицами.

- Ребята, я вам предлагаю несколько пословиц.

Выберите те, которые подходят к прочитанному произведению.

Дерево держится корнями, а человек друзьями.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Жизнь дана на добрые дела.


-Посмотрите на СЛАЙД 13 и скажите, есть ли среди пословиц та, которая подходит к этой сказке.
СЛАЙД 14


Формулируют собственное мнение и аргументируют его.


IX. Домашнее задание

Цель – объяснить задание на дом.

Поясняет домашнее задание.

Перечитать сказку, рассказать её от лица пятой, последней, горошины.; в р.т. задание №4 выполните дома.


Слушают домашнее задание и записывают в дневник.

Коммуникативные УУД

Умение слушать и извлекать нужную информацию







IX.Рефлексия

Организует рефлексию, включает детей в анализ собственной деятельности

– Что хотел сказать нам Андерсен этой сказкой? (Хорош тот, кто доставляет радость другим).
– Так и вы, через несколько лет окончите школу и разлетитесь, словно горошины, в разные стороны. Мне хочется пожелать вам, чтобы вы в отличие от горошин не ждали, что кто-то распорядится вашей судьбой, а будете сами ставить цели и достигать их и тем самым приносить пользу людям.
- Закончить наш урок я хочу словами из стихотворения о счастливом человеке.

Счастливый человек лишь добрые дела
Творит, отвергнув мелочные страсти.
Счастливый человек не может сделать зла,
И потому я всем желаю счастья.

Видите, друзья, даже маленькая – маленькая горошина способна принести такую пользу, а что же говорить о нас с вами. Мы же можем сделать гораздо больше, чем горошинка. Надо только почаще оглядываться вокруг, может быть кому – то нужна наша помощь, вдруг нужно помочь маме, бабушке, а может быть поддержать расстроенного друга добрым словом. Вдруг каждое наше доброе дело не пропадёт, оно как горошина, пустит росточки, расцветёт потом красивым цветком, успокоит сердце человека, которому мы помогли.

(На доске развешены горошины)

-Вот на этой горошине я написала то доброе дело, которое я сделаю. Я предлагаю вам взять по горошине, подумать и написать, какое доброе дело сделаете вы.


Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

Познавательные УУД:

Умение на основе анализа делать выводы
Формирование способности к самооценке

Используемая литература:

1. Ефросинина Л.А.. Учебник "Литературное чтение"2 класс/ . Л.А.Ефросинина.- Москва: Издательский центр Вента Граф, 2014.

2.Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современное написание./В.И.Даль.-Москва: АСТ «АСТРЕЛЬ, ХРАНИТЕЛЬ».2006.-349с.3. http://www.litra.ru/




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Трубникова Ольга Ивановна

Дата: 29.05.2020

Номер свидетельства: 551860


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства