Тема урока: А. Л. Барто «Колыбельная». | Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления знаний. |
Цель урока | Способствовать формированию умений понимать внутреннее состояние персонажа, находить нужные слова для его определения, объяснять смысл названия произведения. |
Задачи урока: | Образовательные: закреплять знания учащихся о жанре колыбельной песни; |
Развивающие: развивать познавательный интерес к предмету; |
Воспитательные: воспитывать дружеские отношения доброжелательности, уважения друг к другу; |
Планируемые результаты | Предметные | выразительно читают текст, делая нужные паузы; объясняют смысл названия произведения; определяют своё отношение к прочитанному, аргументируют его; выделяют в тексте фрагменты, необходимые для ответа на вопрос; |
Личностные | выражают положительное отношение к процессу познания; проявляют внимание, удивление, желание больше узнать; соотносят жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями; эмоционально «проживают» текст, выражают свои эмоции; |
Метапредметные | Коммуникативные | ведут диалог; выслушивают мнение оппонента, формулируют свою точку зрения; |
Регулятивные | выполняют учебные действия в устной и письменной форме; самостоятельно оценивают правильность выполненных действий, внесённых корректив; |
Познавательные | объединяют слова, близкие по смыслу, в группы; ориентируются в аппарате книги. |
Ресурсы урока | Презентация по теме урока. |
Формы урока | Фронтальная, индивидуальная, парная. |
УМК | «Планета знаний» |
Ход урока |
Дидактическая структура урока, с указанием времени | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные УУД | Метапредметные УУД |
1 | Организационный этап, 2_ мин | Эмоциональный настрой на работу. | Слушание стихотворения. Обдумывание идеи стихотворения. | Смолкли все. Звенит звонок. Начинается урок. На уроке я сижу, за ответами слежу. Руку тихо поднимаю, кто запнётся -помогаю. Это значит, что опять получу отметку «пять». | Строить рассуждения в форме связи простых суждений. | Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. |
2 | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся, 3 мин | Создание ситуации успеха. Привлечение внимания учащихся. | Поиск ответов на вопросы учителя. | - Ребята, поднимите пожалуйста руки те, кому мама в детстве или сейчас поёт колыбельные песенки? (поднимают руки) - Нравится ли вам, слушать их? Почему? (ответы детей) - Как вы думаете, колыбельные авторские или народные? (ответы детей) - А вы знаете какие-нибудь колыбельные песенки? (ответы детей) - А вы хотите ещё познакомиться с такими песенками? -Ребята, а вы знаете такие стихотворения? (читаем вместе) - Сегодня мы с вами познакомимся с авторской колыбельной песенкой, автор…А давайте угадаем, а кто автор? (примеры стихотворений) | Формирова-ние устойчивого интереса к учебной деятель-ности. | Умение ставить цели и стремиться к их достижению. |
3 | Актуализация знаний. 3 мин | Познакомить учащихся с Агнией Барто | Задают вопросы, обращаются за помощью. | Агния Львовна Барто (1906–1981 гг.) – российский и советский детский писатель, киносценарист. Стиль, в котором написаны стихотворения писательницы, очень легкий для восприятия, поэтому их легко читать и запоминать детям. В биографии Барто есть место ярким встречам и увлекательным событиям, благодаря которым раскрылся ее талант. Детство и юность Агния Львовна Барто родилась 4 (17) февраля 1906 г., в Москве, в интеллигентной семье. Начальное образование будущий литератор получила на дому. Затем ее отдали на обучение в гимназию. Одновременно юная Агния посещала хореографическое училище. Первые стихи “родились” примерно в это же время. В 1924 г. Барто закончила училище и осталась в балетной труппе. Там она проработала до 1925 г. Начало творческого пути Барто Агния Львовна еще в юности обратила на себя внимание наркома просвещения А. В. Луначарского. Посетив показательный концерт выпускников хореографического училища в 1924 г., он был восхищен ее профессиональным исполнением стихов. Высказав свое восхищение, нарком пригласил девушку к себе в наркомат. Там состоялась беседа, в ходе которой Луначарский убедил Барто в том, что ей необходимо развивать свой талант. Расцвет литературного творчества Первые стихи для детей были опубликованы в 1925 г. Стихотворения “Мишка-воришка” и “Китайчонок Ван Ли” сегодня изучают в 3 классе. Выйдя замуж за поэта П. Барто, она в соавторстве с ним написала такие стихотворения, как “Считалочка”, “Девочка чумазая” и “Девочка-ревушка”. Сборник “Стихи детям” вышел в 1949 г. Сборник “За цветами в зимний лес” – в 1970 г. В 1976 г. вышла книга “Записки детского поэта”. Агния Барто внесла свой вклад в советский кинематограф. Совместно с Р. Зеленой в 1939 г. она написала сценарий для х/ф “Подкидыш”. В 1949 г. был написан сценарий “Слон и веревочка”, 1953 г. – “Алеша Птицын вырабатывает характер”, в 1961 г. – “10000 мальчиков”. Интересные факты В дате рождения Агнии Барто имеется путаница. “Официально” она родилась в 1906 году, но исследователи полагают, что это произошло двумя годами позже. Путаница возникла из-за того, что Барто, рано познавшая нужду и голод, хотела устроиться на работу, но ей для этого “не хватало” пары лет. Поэтому она подделала свои метрики. В юности Барто влюбилась сперва в стихи В. В. Маяковского, а потом и в него самого. Она так и не осмелилась признаться ему в своих чувствах. Они часто встречались, но Маяковский никогда не узнал о любви Барто. Однажды он обмолвился, что писать нужно для детей. Агния так и поступила. Барто редко посвящала произведения родным детям. Она предпочитала искать своих героев в пионерских лагерях и школах. Но знаменитое стихотворение “Наша Таня громко плачет” было посвящено дочери поэта, Татьяне. Во время Великой Отечественной войны семью Агнии Барто эвакуировали в Свердловск. Там ей пришлось освоить профессию токаря. Она работала наравне с теми, кто давно уже стоял у станка. За трудовые подвиги во время войны ей была присвоена премия. Но Барто отказалась от денег, пожертвовав их на строительство танка. | Овладение «технологией» осмысленного выразительного чтения лирического произведения. | Умение контролировать свои действия. |
4 | Открытие новых знаний. 10 мин | Формирование познавательной активности школьников. | Выбор действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | - Ребята сейчас я вам прочитаю колыбельную песенку, а вы внимательно слушайте, как я её буду читать. Старший брат сестру баюкал: - Баюшки-баю! Унесем отсюда кукол, Баюшки-баю. Уговаривал девчушку (Ей всего-то год): - Спать пора, Уткнись в подушку, Подарю тебе я клюшку, Встанешь ты на лед. Баю-баюшки, Не плачь, Подарю Футбольный мяч, Хочешь - Будешь за судью, Баю-баюшки-баю! Старший брат сестру баюкал: - Ну не купим мяч, Принесу обратно кукол, Только ты не плачь. Ну не плачь, не будь упрямой. Спать пора давно... Ты пойми - я папу с мамой Отпустил в кино. - Понравилось ли вам стихотворение? Какое настроение оно у вас вызывает? -Что чувствует мальчик который качает сестру: тревогу, злость, нежность, жалость, раздражение? (ответы детей) - Почему вы так думаете, какие строчки стихотворения натолкнули вас на эту мысль? -Почему не засыпает сестрёнка? (ей плохо без мамы, а братишка сердится и не может уложить её спать) - Можно ли назвать это стихотворение колыбельной? Объясните свой ответ (ответы и объяснение детей) - Совершенно верно. Стихотворение А. Барто нельзя назвать колыбельной песней. Под него нельзя уснуть. Это смешная история о том, как брат пытался уговорить сестру заснуть. От колыбельной песни остались лишь слова "баю-баюшки". В произведении нет спокойного, монотонного ритма. - Ребята, а как вы думаете, почему Агния Барто назвала своё произведение "Колыбельная"? (мальчик укладывал сестру спать и пытался спеть ей колыбельную песенку, есть слова баюшки-баю) -Как вы думаете, можно ли напевать эти стихи и укачивать ребёнка? (нет) -Почему? (Нет спокойного, монотонного ритма) - Теперь прочитайте это стихотворение соседу друг другу и подумайте, как же правильного нам нужно читать это произведение. | Использо-вать речь для регуляции своего действия. | Выбирать действия в соответствии с поставлен-ной задачей и условиями её реализации. |
5 | Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации, 10 мин | Предложить выразительно читать прозаическое произведение; ответить на вопросы. | Читают, передают интонацию, определяют идею произведения, аргументируют свою позицию, привлекают свой читательский опыт для оценки проблемы. | - Ребята сейчас мы будем учиться выразительно читать стихотворение А. Барто. Что значит выразительно читать? (соблюдать паузы, темп, скорость, соблюдать логическое ударение) -Вот так вот выразительно? (безошибочное чтение отрывка учителем) - Сейчас все вместе мы вспомним эти правила. (читают правила с комментированием) Читаем без ошибок, целыми словами! Не забываем соблюдать паузы! Соблюдаем логическое ударение! Соблюдаем скорость прочтения! Соблюдаем знаки препинания! -Ну вот и вспомнили правила выразительного чтения, молодцы. Предлагаю вам, вместе со мной определить сложные слова в стихотворении, чтобы мы смогли разобраться в их значении. Не забудем расставить паузы и логические ударения. (вместе с учителем выполняют исполнительский анализ отрывка) Старший брат сестру баюкал: - Баюшки-баю! Унесем отсюда кукол, Баюшки-баю. - А теперь вы дальше самостоятельно расставьте паузы и логические ударения. ( самостоятельно выполняют задание). - Ребята, кому было сложно выполнять задание- покажите кружочек красного цвета, кому было нетрудно- зелёного цвета ( "светофор") - Теперь я послушаю как вы справились с заданием. Прочитайте, пожалуйста, что у вас получилось. ( фронтальный опрос класса) -Ребята, а выразительно ли сейчас прочитали? (ответы детей) -Прочитайте пожалуйста «Колыбельную» друг другу ( чтение детей) - Может кто-то уже готов прочитать стихотворение на оценку? ( ответы детей, чтение) 6) Постановка домашнего задания. (2 мин.) Вам нужно будет выучить стихотворение наизусть. | Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме | Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. |
6 | Применение знаний и умений в новой ситуации 5 мин | Предложить работу с учебным пособием. | Самостоятельное овладение знаниями под руководством учителя. | Формирова-ние устойчивого интереса к предмету. | Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. |
7 | Рефлексия, подведение итогов занятия 2 мин | Вам понравилось на сегодняшнем уроке? | Анализ своей деятельности. | -Что мы сегодня изучал на уроке? - Ещё раз повторим, какая же должна быть настоящая колыбельная песенка? (спокойная, тихая, нежная, ласковая) - Вам понравилась сегодняшняя тема урока? - Что было самым трудным на уроке? -А что было интересным? Спасибо за урок! | Использо-вать речь для регуляции действия. | Самооценка своих достижений. |