Тема урока | А.Куприн «Слон». |
Цель урока | 1. Учить детей, опираясь на текст, рассуждать и делать выводы о том, что происходит в душе героев, что их волнует и что является мотивом их поступков. 2. С помощью системы вопросов побудить детей неоднократно просматривать текст по разным основаниям: для подтверждения своего ответа, для обнаружения нужного фрагмента. 3. Приобщать детей к восприятию решения непростых житейских проблем, учить понимать замысел и творчество взрослого автора. |
Задачи | 1.В ходе обсуждения рассказа постараться, чтобы школьники заметили в разных фрагментах текста признаки выздоровления девочки Нади. 2.Подвести школьников к выводу, что сила очень яркого впечатления, сила настоящей и искренней детской привязанности поднимают Надю на ноги. 3.Отметить, что выздоровление девочки происходит ещё и в результате проявления родительской любви. |
Планируемые результаты обучения | Предметные Знать: изученные произведения раздела, иметь представление об их сходстве и близости; понятия: «герой рассказа», «внутренний мир героя» . Уметь: работать с толковым словарём; находить ответы в тексте; анализировать поступки героев; читать вслух выразительно доступное для данного возраста прозаическое произведение; использовать различные виды чтения: ознакомительное, поисковое, выборочное; выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл, определять главную мысль и героев произведения; использовать простейшие приемы анализа текста. Формируемые УУД формирование доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; ориентация в нравственном содержании прочитанного; умение соотносить поступки героев с нравственными нормами; способность к адекватной самооценке. способность принимать и сохранять учебную задачу; умение выбирать цели и следовать им; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; умение адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей. адекватно использовать различные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности , определять правила учебного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками и учителем. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использование учебной литературы, справочников; использовать знаково-символические средства; строить сообщения в устной форме; обосновывать свои мнения; осуществлять анализ объектов произведения с выделением необходимой информации. |
Основные понятия | Главная мысль произведения, главный герой произведения, внутренний мир героя. |
Ресурсы | 1. Учебник “Литературное чтение”, 3 класс, 1 часть. Составители: Н.А. Чуракова издательство: Москва, Академкнига/Учебник, 2016 год. 2.Листы самооценки. |
Этап урока | Содержание заданий (для учащихся) | Виды деятельности, формы организации работы | Планируемые результаты |
Предметные | Формируемые УУД (Личностные, метапредметные) |
1.Мотивацияк учебной деятельности | Дети: Прозвенел звонок весёлый, Мы начать урок готовы. Будем думать, рассуждать И друг другу помогать! Учитель: Любовь, по словам Л.Н.Толстого «… это бесценный дар. Ты можешь подарить любовь и всё же она у тебя останется». | Самоконтроль готовности. Настрой на работу. | Знать: изученные произведения раздела, иметь представление об их сходстве и близости; понятия: «герой рассказа», «внутренний мир героя». Уметь: работать с толковым словарём; находить ответы в тексте; анализировать поступки героев; читать вслух выразительно доступное для данного возраста прозаическое произведение; использовать различные виды чтения: ознакомительное, поисковое, выборочное; выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл, определять главную мысль и героев произведения; использовать простейшие приемы анализа текст | формирование доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; ориентация в нравственном содержании прочитанного; умение соотносить поступки героев с нравственными нормами; способность к адекватной самооценке. способность принимать и сохранять учебную задачу; умение выбирать цели и следовать им; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; умение адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей. адекватно использовать различные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности , определять правила учебного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками и учителем. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использование учебной литературы, справочников; использовать знаково-символические средства; строить сообщения в устной форме; обосновывать свои мнения; осуществлять анализ объектов произведения с выделением необходимой информации. |
2-3. Актуализация знаний и постановка проблемы | -А как вы думаете, может ли любовь излечить болезнь? Учитель: -Ответ на этот вопрос мы попробуем решить при работе над следующим произведением главы «Учимся любить». - Кто из вас может назвать это произведение? - Кто его автор? ( А.И.Куприн) - Как вы думаете, о чём это произведение? -Выскажите свои предположения. -Что вам помогло? (иллюстрации учебника) -Хотите проверить свои предположения? Что для этого надо сделать? -Какие цели поставим перед собой? (Познакомиться с произведением, ответить на проблемный вопрос «Может ли любовь излечить болезнь?») |
Дети участвуют в учебном диалоге с учителем и одноклассниками
Дети высказывают свою точку зрения, пытаясь ответить на проблемный вопрос
Определение произведения по содержанию учебника
Предвосхищают содержание текста по заголовку с опорой на иллюстрации
Дети осуществляют целеполагание, планируют свою работу
| | |
4.Планирование учебной деятельности | Учитель: -Для того, чтобы добиться нашей цели, спланируем нашу работу на уроке. -Какие виды работы помогут нам ? (Будем читать текст, работать с толковым словарём, высказывать свое мнение, выполнять задания повышенной сложности) | Учащиеся составляют план работы на уроке | | |
5.Решение учебной задачи | Учитель: -Приступим к выполнению нашего плана. Чтобы лучше понять прочитанное и выделить главное, прочитаем первую часть произведения. По ходу чтения будем обращаться к толковому словарю. | Работа с толковым словарем. Комбинированное чтение первой части | | |
6.Первичное закрепление | -От чего угасает Надя? -Найдите ответ в тексте, и зачитай самые важные слова. -Выскажи своё мнение, как Надин папа сначала воспринял просьбу дочери? -Что заставило его изменить решение? -Как хозяин зверинца сначала отнесся к просьбе Надиного папы привести слона? -Почему он передумал? - Почему папа выбирает для Нади именно Томми-самого большого слона, ведь в зверинце есть и два маленьких. -Подтвердите своё мнение выдержками из текста . -Правда ли, что для родительской любви нет ничего невозможного? | Беседа с сопровождением выборочного чтения отрывков текста. Обсуждение вопроса в парах | | |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой | Учитель: Работу над 2 частью начнём с с/р -Найдите описание слона. Подтвердите, что слона рассматривает человек очень заинтересованный , которому важна каждая подробность внешности животного? -Ребята, прочитайте слова Анишит Йокоповны . -Желание Нади увидеть настоящего слона это мечта или каприз? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте поработаем в группах. -Какие правила работы в команде вы знаете? 1 группа: -Как ведёт себя Надя утром, пока не увидела слона? 2 группа: - Найдите в тексте информацию о том, как Надя относится к слону ? 3 группа: - Как чувствует себя Надя на следующее утро? Учитель: Вернёмся к вопросу Анишит Йокоповны, постараемся на него ответить подробно и обоснованно. -Костя Погодин ответил очень коротко : -«Всё, что говорит Надя и всё что она делает посвящено слону Томми . Поэтому слон , не каприз, а мечта» -Вам понравился ответ Кости? | Самостоятельная работа с текстом. Нахождение в тексте отрывка, который помог бы ответить на поставленный вопрос.
Дети вспоминают правила работы в группах: Команда- это значит вместе! Команда - все за одного! Здесь всё по совести и чести, Здесь не обидят никого! Здесь каждый своё дело знает, Работает на результат, А если возникают споры, Они решаются тотчас . И никакие разговоры, Не отвлекут от дела нас. Работа в группах. Исследовав литературный материал дети приходят к выводу, что желание Нади -это мечта, а не каприз. Она способна по- настоящему привязываться и любить. | | |
8.Включение в систему знаний и повторение | -Почему выздоравливает Надя? -Какая любовь спасает девочку Надю? -Её собственная любовь к животным? -Любовь её отца к ней? -Так почему же рассказ А.И. Куприна помещен в эту главу? | Дети делают вывод о том, что любовь может излечить болезнь, для родительской любви нет ничего невозможного | | |
9.Рефлексия деятельности | Учитель: -Так о чём же этот рассказ: о силе родительской любви? О том, что сбывшаяся мечта самое лучшее лекарство? (Для родителей нет ничего невозможного, когда речь идёт о здоровье и жизни ребёнка). -Какое впечатление у вас сложилось об авторе рассказа? -Да, А.И.Куприн - именно тот автор, который, по словам К.Г.Паустовского, «…каждым своим рассказом призывает к человечности. Он повсюду искал ту силу, что могла бы поднять человека до состояния внутреннего совершенства и дать ему счастье». - Хотелось ли бы вам прочитать другие рассказы А.Куприна? Учитель: - Ребята, надеюсь, сегодняшний урок пригодится каждому из вас в жизни. -Какую «простую истину» мы сегодня с вами открыли? Учитель: Любят тебя без особых причин За то, что ты внук, за то, что ты сын, За то, что малыш, За то, что растёшь, За то, что на маму и папу похож. И эта любовь до конца твоих дней Останется тайной, опорой твоей. - Оцените свою работу на уроке. Урок полезен , всё понятно Лишь кое -что чуть - чуть неясно Ещё придётся потрудиться Да, трудно всё - таки учиться ! | Высказывания детей Знакомство с выставкой книг А.И. Куприна Работа с индивидуальными листами самооценки | | |
10.Домашнее задание | 1. Мини-сочинения по выбору: «Благодарность автору», «О чем меня заставил задуматься рассказ «Слон»», «Доброе письмо отцу Нади» | | | |