kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе по теме Русская народная сказка "Рукавичка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта соответствует требования ФГОС второго поколения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе по теме Русская народная сказка "Рукавичка"»

Предмет: Литературное чтение.

Класс: 1класс.

УМК: «Школа Россия».

МКОУОШ м. Опытное Поле Яранского района Кировской области

Учитель: Лобанова Е. Н.

Тема урока: Русская народная сказка «Рукавичка».

Тип урока: Урок изучения нового материала и первичного закрепления новых знаний.

Дидактическая цель: формировать и развивать у первоклассников навык чтения, развивать речь, мышление, воспитывать интерес и любовь к самостоятельному чтению.

Представление о результатах:


- личностные результаты: проявление познавательных мотивов к новому учебному материалу; стремление к приобретению новых знаний и умений; использовать адекватную самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.


- метапредметные результаты:

а) Познавательные УУД:

формулировать проблему с помощью учителя; выделять и формулировать познавательную цель с помощью учителя; строить речевое высказывание в устной форме.

б) Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию; работать в парах и в группе, вести диалог (отвечать на вопросы), договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.

в) Регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать себя: планировать совместно с

учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.


- предметные результаты:

- познакомить с русской народной сказкой «Рукавичка»;

- обучать плавному выразительному чтению целыми словами и по ролям;

- отвечать на вопросы по содержанию произведения;

- учить соотносить иллюстрацию с содержанием текста;

- развивать умение анализировать и сравнивать разные произведения;

- развивать память, мышление, речь;

- воспитывать интерес и уважение к культуре русского народа.


Технология: системно-деятельностный подход, проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии.

Оборудование: учебник «Литературное чтение», иллюстрации главных героев сказок «Теремок» и «Рукавичка», обложки книг «Теремок» и «Рукавичка», портрет Е.И.Чарушина, карточки с заданиями для работы в парах и в группах, раздаточный материал: рукавичка, смайлики, электронное приложение (презентация к уроку).

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, групповая.





№ п/п

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

1.

Организационный момент.

Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой на урок.



Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Посмотрите на них и подарите им свою улыбку.

Мы - дружные.

Мы - умные.

Мы - внимательные.

Мы – старательные.

В 1 классе учимся.

Всё у нас получится.


Контролировать свою готовность к уроку.

(слайд №1)

Личностные УУД:

проявление положительного отношения к учебной деятельности, формирование мотивации к учению.

2.

Самоопределение к деятельности.

Включение детей в урок.

Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве; опора на выделенные учителем ориентиры действия.



Начинаем урок литературного чтения.

Речевая разминка.

Мышь в углу прогрызла норку, 

Тащит в норку хлеба корку.
Но не лезет корка в норку,

Велика для норки корка.


Прочитайте скороговорку.

- сначала медленно, по слогам (шёпотом),

- затем быстрее и по громче,

- читаем быстро и громко.

Прочитайте скороговорку с вопросительной интонацией.

Затем с восклицательной интонацией.


- В каких сказках действующее лицо – мышка?






Дети читают скороговорку медленно, а затем быстрее.





Ответы детей:

«Курочка Ряба», «Репка», «Теремок».


Регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в устной форме в соответствии с установкой учителя.




3.

Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности.

Проверка домашнего задания.



- Вспомните какой раздел мы начали изучать?


- С каким литературным жанром мы познакомились на прошлом уроке.

- Для чего нужно читать сказки? (они интересные, там происходят чудеса и приключения. А ещё сказки бывают о животных, волшебные и бытовые. В сказках есть народная мудрость, отражаются его мечты и желания)


- Дома вы читали сказку «Теремок». Давайте вспомним всех действующих лиц этой сказки:

Мышка – норушка.

Лягушка – квакушка.

Зайчик – на горе увёртыш.

Лисичка – сестричка.

- Каких героев сказки здесь не хватает? Догадались?







- Кому принадлежат эти звуки?

чук-чук.

тяф-тяф.

пик-пик.

ква-ква.


- А какие звуки произносил волк возле теремка? (уу-уу).

-А как кричал медведь ? (уф-уф)

- Эта сказка народная или авторская? (авторская)

Кто автор сказки? (Е.И.Чарушин).

Верно, эту сказку нам рассказал Е.И.Чарушин.

Дома вам нужно было найти дополнительный материал про этого писателя. Давайте послушаем Влада (просмотр презентации).

-Влад, спасибо, за этот интересный материал. Я думаю, что многие из вас сразу же захотели прочитать книги Е.И.Чарушина. (выставка книг).


Сказки, загадки, небылицы.


Сказкой.












Ответы детей:

Волк – из-за кустов хватыш.

Медведь – тяпыш-ляпыш.



Ответы детей:

зайчик

лисичка

мышка

лягушка






Просмотр презентации «Биография Е.И.Чарушина).




Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.


















Познавательные УУД:

осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме


4.

Физкультминутка.

Сохранение и укрепление здоровья, снятие усталости.



Топай, мишка,

Хлопай, мишка,

Приседай со мной, братишка.

Лапы вверх,

вперёд и вниз,

Улыбайся и садись.



Выполняют физкультминутку с движениями. Снимают усталость.








5.




































































































Формулирование темы урока и постановка целей урока.

































































































Уточнить познавательную цель и формулировать тему урока с помощью учителя.

























































Обсуждение затруднений. Постановка проблемы урока.












А о чём мы с вами будем говорить сегодня на уроке, вы узнаете, если расставите книги по порядку и прочитаете слово.

- Сегодня мы снова отправляемся в сказку. А в какую? Узнаете. Если отгадаете загадку.

1. Едва повеяло зимой.

Они всегда с тобой.

Согреют две сестрички.

Зовут их…(рукавички)

2.Дали братьям тёплый дом,

Чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился,

И отдельно поселился (варежки)


- Сегодня мы будем знакомиться со сказкой «Рукавичка».

Тема урока: сказка «Рукавичка»

- Откройте учебник на с. 38. Прочитайте название сказки. Что такое рукавичка? Для чего нужны рукавички? (чтобы согреть руки в зимнее время). Посмотрите на иллюстрации к сказке, как использовали рукавичку лесные звери? А есть ли автор у этой сказки? Как называется такая сказка? (народная). Почему мы их так называем? (они создавались народом и передавались из уст в уста).

- Попробуйте предположить, о чём эта сказка?

-Посмотрите, как записан текст сказки. Что вы заметили? ( Есть запись диалога)

-Что такое диалог? ( В начале каждой строчки стоит тире. В диалоге слова каждого участника разговора пишутся с новой строчки и перед ним ставится тире).

- Что бы это значило? ( Герои много разговаривают)

Проблемная ситуация

-Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Внимательно послушайте их разговор . (Две ученицы переодеты в костюмы лисичек.) Разыгрывается проблемный диалог

1 лисичка: -Привет!

2 лисичка: - Привет! Как тебя зовут?

1 лисичка:- Меня зовут Лисичка-сестричка. А тебя как?

2 лисичка (удивлённо) - Как?! И меня зовут Лисичка-сестричка!

1 лисичка ( с возмущением): - Удивительно! А где ты живёшь?

2 лисичка: - Я живу в сказке Евгения Чарушина «Теремок». А ты где?

1 лисичка: - А я живу в сказке «Рукавичка»!

2 лисичка: (удивлённо) - Ничего не понимаю! Что же получается? Мы с тобой одинаковые героини разных сказок?!!! Тогда зачем эти сказки создатели учебника напечатали для первоклассников? (уходят)

- Как вы думаете, одинаковые ли сказки предлагают для изучения авторы учебника? (ваши мнения я услышала). Вот на этот вопрос мы и попробуем сегодня ответить.

- Какие задачи поставим сегодня на уроке? (Прочитать сказку «Рукавичка» и сравнить её со сказкой «Теремок»)

Что можно сравнивать? (героев, события, чуму учит сказка и т. д ).

Работа с пословицей.

– Ребята, есть такая пословица:

Кашу кушай – а сказку слушай:

Умом-разумом смекай, да на ус мотай.

-Как понимаете смысл этой пословицы?

-Как вы думаете, зачем нужно есть кашу? А если сказку будешь слушать, то каким будешь?




Сказка.














Слушают учителя, рассуждают, отвечают на вопросы.





















































Проблема поставлена и запланированы действия для её решения.





Мы будем учиться читать выразительно сказку «Рукавичка»,

отвечать на вопросы по содержанию сказки, сравнивать народную и литературную сказки



– Если кушать кашу, то станешь сильным телом, а, слушая сказку, станешь мудрее. В сказке тоже есть поучение.







































Познавательные УУД:

Уметь прогнозировать содержание произведения по его названию, по иллюстрации в учебнике.


Личностные УУД:

Уметь испытывать эстетические чувства в процессе знакомства с иллюстрациями к сказке.














Познавательные УУД:

формирование умения ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Регулятивные УУД:

(целеполагание) формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу.


6.

Первичное освоение материала.


Первичное знакомство со сказкой.

Прослушивание сказки «Рукавичка» (аудиозапись) и просмотр сказки одновременно. (Вы должны не просто слушать, но и быть очень внимательными, чтобы запомнить действующих лиц сказки и сказать, кто за кем появляется в сказке?

. Проверка понимания прослушанного.

-Понравилась вам сказка? О чём эта сказка?

- Докажите, что это сказка? (памятка)

- Кто обронил рукавичку?

-Кто первым поселился в рукавичке?

- Кто был последним?

- Пустили ли звери медведя в рукавичку?

- Сколько всего зверей поместилось в рукавичке? - Почему звери были вынуждены покинуть свой домик?

– Каким вам показался финал сказки: ожидаемым или неожиданным?


Слушают аудиозапись сказки «Рукавичка».







Отвечают на вопросы учителя.

Регулятивные УУД:

(слушание текста)



Познавательные и регулятивные УУД:

умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, аргументировать свою точку зрения, поиск фактов, суждений.


7.

Осознание и осмысление учебного материала


Подготовка к чтению сказки «Рукавичка».

а) чтение трудных слов (работа в парах).

В сказке встретятся длинные и трудные для чтения слова. Давайте, почитаем эти слова в парах, сначала по слогам, а потом целыми словами. (договоритесь между собой, кто будет читать первым).

Об-ро-нил – обронил

По-пры-гуш-ка – попрыгушка

Спра-ши-ва-ет – спрашивает

По-бе-гай-ка побегайка

Сест-рич-ка – сестричка

Бре-дет – бредет

Не по-вер-нуть-ся – не повернуться

Под-хо-дит – подходит

Ра-зо-рве-тся – разорвется

По-ше-ве-ли-ва-ет-ся – пошевеливает-ся

Оцените работу друг друга (наклейте смайлики)

б) Работа с учебником.

Повторное чтение сказки «Цепочкой». При чтении интонацией выделяйте слова и предложения. Обратите внимание на знаки препинания. Постарайтесь голосом передать особенности поведения и характера действующих лиц сказки (поставили пальчики на начало сказки и приготовились читать).

в) словарная работа.

-В сказке встретились непонятные слова. Где мы можем узнать значение этих слов? (в толковом словаре). Мы сегодня не будем обращаться к словарю. Я предлагаю поработать в группах. Попытайтесь сами к словам левого столбика найти значение слов из правого столбика и соединить их стрелочкой.

бредёт – идти с трудом или тихо

врассыпную – движения в разные стороны

хватился – начав искать нужное, обнаружить его отсутствие

обронил – уронил,

Проверяем (обменялись карточками). Объясните значение слов. Договоритесь, кто из вас будет отстаивать вашу точку зрения. Оцените работу в группах (смайлики)

г) Игра «Найди нужный сюжет в сказке»

Рассмотрите внимательно иллюстрацию на с.38, найдите нужный сюжет в тексте и зачитайте его)

д) Выборочное чтение сказки «Рукавичка».

-Найдите в тексте и прочитайте:

Кто пришел за мышкой?

Как просился в рукавичку кабан?

Почему дед вернулся в лес?

Назовите героев сказки «Рукавичка». Кто за кем появляется в сказке?

(на столе лежат карточки с изображением героев сказки) – Расположите действующих лиц в том порядке, как они появляются в сказке? ( у доски).


Задайте друг другу вопросы по тексту.





Дети работают в парах.
























Чтение сказки вслух учащимися.








Дети работают в группах.






























Дети расставляют карточки с изображением главных героев сказки в нужном порядке у доски.

Познавательные УУД:

выбирать вид чтения в зависимости от цели, осуществлять поиск и выделение информации.

Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль.



Коммуникативные УУД:

Уметь сотрудничать и договариваться с одноклассниками, участвуя в коллективной деятельности.

Личностные УУД:

оценка собственной и коллективной деятельности













Коммуникативные УУД:

Уметь обсуждать содержание сказки и характер героев, высказывать своё отношение, оценивать высказывание партнёра.




8.

Физкультминутка.

Сохранение и укрепление здоровья, снятие усталости.



Физкульминутка «Как живёшь?»



Выполняют.







9.

Закрепление и комплексное применение знаний.


Построение проекта выхода из затруднений.

1.Сравните сказки "Теремок" и "Рукавичка". Что можно сравнить?

Название;

Главные герои;

Содержание сказки;

Конец сказки.

-Чем похожи сказки «Теремок» и «Рукавичка»? Чем различаются?

-Кого из героев нет в сказке «Теремок»

-Давайте сравним, как называли себя звери в этих сказках. В чём необычность имён героев сказки?

-Можно сказать, что русский народ очень наблюдателен, так как подметил особенности поведения зверей. Про мышку можно сказать и то что она «норушка» и «поскребушка». Почему?

Про лягушку можно сказать «квакушка и «поскакушка». Почему?










2.Работа с пословицами

-Прочитайте пословицы.

«В тесноте, да не в обиде».

«Не учись разрушать, а учись строить».

«Сила сломит всё, а ум силу».


Какая из пословиц больше подходит к сказке «Рукавичка», выражает её главную мысль (главная мысль сказки, лучше жить в тесноте, да не в обиде).

- В любой сказке есть поучение?

- Чему нас учат сказки? (добру, отзывчивости, взаимопомощи, дружбе)


Оцените свою работу на данном этапе урока (смайлики).



Похожи: оба произведения – сказки – народные, главные герои – животные: мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь, находят себе пристанище в одном месте.

Различие: есть народная и литературная сказка “Теремок”, а «Рукавичка» только народная ; разные названия сказок; события происходят в разное время года: в “Теремке” – летом, в “Рукавичке” – зимой; в “Рукавичке” появляется новый герой-кабан; разные слова-характеристики героев; разное содержание и конец сказки.


Выбирают пословицу, содержание которой выражает главную мысль прочитанной сказки, обосновывают свой выбор.

Ответ детей:

«В тесноте, да не в обиде».





Познавательные УУД:


Уметь оценивать поступки и сравнивать характеры героев, высказывать свою точку зрения, уметь подбирать верную характеристику героя.

Личностные УУД:

Ориентация на выполнение моральных норм на основе оценки поступков литературных героев.









Коммуникативные УУД:

выдвижение гипотиз, формулирование аргументов, осмысление текста





Регулятивные УУД:

Контролирование своей деятельности по ходу выполнения задания.

10.

Итог урока

Самооценка результатов деятельности.



Над каким произведением мы работали сегодня на уроке? (над сказкой).

Как называется сказка? (Рукавичка).

Кто её написал? (это народная сказка, у неё нет автора).).

Удалось ли решить поставленные задачи?

Задание на дом: Разукрасить рукавичку и нарисовать того героя сказки, который больше всего понравился. Приготовить сказку на пересказ, на следующем уроке будем инсценировать её.

Самостоятельно прокомментировать достижение цели урока.



Анализ проделанной работы на уроке по достижению поставленной цели

11.

Рефлексия.

Оценка своих достижений на уроке.

Продолжите предложение:

  • На уроке я узнал…

  • Я запомнил…

  • Мне понравилось…


- А теперь покажите, сколько смайликов вы получили за урок?

- У кого весёлые смайлики?


- У кого серьёзные смайлики?

- Спасибо всем за урок.


-Урок окончен.

Ответы детей.



Коммуникативные УУД:

умение аргументировать свое предложение, находить общее решение

Личностные УУД:

оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Лобанова Екатерина Николаевна

Дата: 21.11.2019

Номер свидетельства: 528044


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства