Конспект урока литературного чтения во 2 классе МБОУ СОШ №8 г. Томмот
Тема урока: Ф. Тютчев «Зима недаром злится…»
Цель урока: формирование образовательных компетенций учащихся (коммуникативных, информационных, рефлексивных) через реализацию работы с художественным словом.
Оборудование: иллюстрации по теме «Весна» разного настроения, фонограммы весенних звуков в природе, репродукциии художников по теме «Весна», портрет Ф.Тютчева, учебник «Литературное чтение» авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, и др. 2 класс (УМК «Школа России»).
Этапы урока | Цели | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД (универсальные учебные действия) |
Орг. момент | | Приветствие. Проверка рабочего места. Посадка. | | | мотивация, осознание смысла (смыслообразование), понимание ценности учебной деятельности. |
Мотивацион- ный | Создать эмоциональный настрой на восприятие нового знания; Провести подготовку к актуализации учебной деятельности и получению нового знания; Стимулировать внутреннюю потребность в получении нового знания (технология «хочу») Поставить цель урока. | Наглядный метод: - Рассмотрите выставку иллюстраций - Какое время года изображено на этих иллюстрациях? (весна) Словесный метод: - Что общего в этих изображениях? (одно время года) - Чем отличаются эти изображения? (разное настроение) - Подберите карточку со знаком-символом к каждой иллюстрации. - Почему вы так распределили эти символы? Какие признаки вам помогли понять настроение картины? - Эти картины помогут нам понять, о чем сегодня мы будем читать. | Организует анализ визуальной информации; Организует выделение главного в информации; Подводит к алгоритму оценки информации и подбору доказательств. | Воспринимают визуальную информацию; Анализируют и выделяют главное; Высказывают свою точку зрения и аргументируют ее. | Личностные: мотивация, осознание смысла (смыслообразование), понимание ценности учебной деятельности. Регулятивные: Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата), выделение и осознание проблемы, целеполагание. Коммуникативные: оформление своей точки зрения в соответствии с задачами в устной форме, планирование учебного сотрудничества с учителем. Познавательные: Анализ визуальной информации, выделение главного в информации. |
Актуализация и фиксирова- ние индивидуаль- ного затруд- нения в проб- ном действии | Актуализировать знания; Зафиксировать индивидуальное затруднение (технология «надо» и «могу»); Организовать понимание следующих шагов к расширению темы урока; Спланировать логическую цепочку дальнейших учебных действий. | Словесный метод: - Вспомните стихи о весне, которые мы читали. - Назовите авторов. - Прочитайте стихи, которые мы учили. - По вашему мнению, у кого стихи звучали более выразительно? - Послушайте стихотворение в лучшем исполнении. - Какой знак-символ можно присвоить этому стихотворению? Почему вы так считаете? | Организует подачу разноуровневого материала; Организует обсуждение информации; Организует выполнение пробного действия; Определяет уровень успешности действия и выявляет типичные ошибки; Организует актуализацию знаний в достижении учебных целей. | Демонстрирует уровень знаний; Высказывает свой взгляд на учебную проблему; Обсуждают качества пробного действия; | Личностные: Построение смысла учебной деятельности, мотивация учебной деятельности, смыслообразование, личностная самооценка. Регулятивные: контроль в форме соотнесения действия и его результата с эталоном, обнаружение отклонений и отличий от эталона, осознание ранее полученного знания. Коммуникативные: организация сотрудничества с учителем и со сверстниками, оформление аргументации и подтверждение своей точки зрения, оценка речевого высказывания. Познавательные: смысловой анализ информации, извлечение необходимой информации, структурирование знаний, рефлексия эффективных учебных действий. |
Выявление места и причин затруднения | Сформулировать затруднение; Зафиксировать затруднение и его причины во внешней речи; Организовать плавное вхождение в тему урока; Организовать дальнейшие учебные действия. | - Эти стихи сейчас звучали о весне. Но сегодня в нашем стихотворении будут звучать слова не только о весне. Догадайтесь, о чем еще? Ветви белой краской разукрашу, Брошу серебро на крышу вашу. Теплые весной придут ветра И меня прогонят со двора. (зима) - По каким признакам вы догадались, что это зима? Словесный метод: - Да, сегодня мы читаем стихотворение Ф.Тютчева (портрет поэта на доске) о встрече зимы и весны. Много прекрасных стихов написано этим великим поэтом. Он тонко чувствует, понимает природу. Она для него живая и интересная. Всю свою любовь к природе он пытается донести до читателя в своих стихах. | Организует фиксацию места затруднения; Выявляет причины затруднения и организует их перевод во внешнюю речь; Организует уточнение темы урока; Ставит проблемный вопрос. | Определяют место затруднения; Проговаривают причину затруднения; Формулируют более полное и точное определение темы урока; Отвечают на проблемный вопрос; Приводят доказательства для подтверждения своей точки зрения. | Личностные: актуализация смысловой ценности темы в учебной деятельности, интерес к художественному слову, эстетическая ориентация. Регулятивные: целеполагание, определение последовательности целей соразмерно результату. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой слушать и слышать, разрешение проблемной ситуации и поиск ее решения в сотрудничестве с учителем, построение аргументации своей точки зрения на проблему. Познавательные: самостоятельное выделение познавательной цели, поиск и анализ необходимой информации, преобразование информации в систему аргументов, связывание процесса и результатов учебной деятельности. |
Построение проекта выхода из затруднения и открытия нового знания | Сформулировать пути достижения цели урока; Выстроить цепь совместных учебных действий; Определить возможные пути выхода из затруднения. | Первичное восприятие стихотворения (эталонное чтение учителя). - Определите знак-символ этого стихотворения. Почему вы выбрали именно этот символ? Какие слова и выражения помогли вам это понять? - Понравилось ли вам стихотворение? Что понравилось больше всего? | Организует выход из затруднения; Определяет логическую цепь учебных действий; Выдвигает эталон прочтения; Создает эмоциональное восприятие текста. | Формирует для себя эталон прочтения; Воспринимает эмоциональное настроение стихотворения; Осуществляет первичный анализ содержания нового знания; Высказывает свой взгляд на проблему. | Личностные: эмоциональная основа усвоения содержания учебной деятельности, нравственно-оценочное восприятие информации. Регулятивные: целеполагание, прогнозирование результата учебной деятельности, коррекция учебных действий согласно целям, саморегуляция. Коммуникативные: активное взаимодействие с учителем в овладении информацией, разделение функций участников взаимодействия, выражение мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Познавательные: выделение необходимой информации, анализ объектов с целью выявления их признаков, сравнение признаков, выделение существенного в объекте. |
Реализация проекта | Организовать осуществление проекта согласно плану; Ввести новое знание во внешнюю речь; Устранить затруднение; Организовать анализ информации и поиск существенных признаков объекта. | Работа с текстом (выборочное чтение): - Прочитайте первые два четверостишия. - Почему злится Зима? Докажи это. - Прочитаем дальше. - Что делает Зима? - Что делает Весна? - Найдите слова, которые описывают действия Зимы…Весны. Сравните эти слова. Какие они? - Как автор называет Зиму? - Какая Весна? - Для поэта Зима и Весна живые. Подтвердите это словами из текста. | Организует анализ информации; Организует поиск существенных признаков объекта; Подводит к осознанию главного в информации; Организует выдвижение и доказательство гипотез. | Осуществляет анализ текста; Проводит подбор информации согласно поставленным задачам; Высказывает свою гипотезу и доказывает ее; Отрабатывает алгоритм работы с текстом. | Личностные: Соотнесение событий со своей точкой зрения, выделение эстетических аспектов событий, восприятие содержания объекта исходя из личностных ценностей. Регулятивные: составление плана и последовательности учебных действий, прогнозирование результата, смыслообразование, осознание качества усвоения информации. Коммуникативные: активное сотрудничество с учителем и сверстниками, оформление своей точки зрения во внешней речи, выдвижение аргумента, организация диалогической речи, постановка вопросов. Познавательные: поиск, выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, выбор наиболее эффективного способа решения проблемы, контроль и оценка процесса и результатов учебной деятельности, установление причинно-следственных связей. |
Первичное закрепление | Организовать усвоение учащимися нового знания; Сформировать логическую цепь учебных действий по оформлению нового знания во внешней речи; Создать алгоритм учебных действий. | Работа с текстом: - Прочитаем четверостишие. Где надо сделать паузу? - Какие строки надо читать без остановки в конце строки? (аналогично разбираем другие четверостишия) | Организует постановку проблемы; Задает алгоритм преодоления индивидуального затруднения; Создает условия нахождения путей решения проблемной ситуации; Подводит к глубокому пониманию текста. | Осуществляет поиск путей решения проблемы; Определяет главное в информации; Совершенствует технику выразительного чтения. | Личностные: смыслообразование, осознание значимости результата учебной деятельности, эстетическая ориентация усваиваемой информации. Регулятивные: целеполагание, планирование последовательности действий, прогнозирование результата учебной деятельности, контроль корректировка учебных действий, саморегуляция. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, принятие решения и его реализация, постановка вопросов, оформление аргументированного высказывания. Познавательные: анализ объектов с целью выделения их признаков, поиск и выделение информации в зависимости от задачи. |
Самостоя- тельная работа | Построить логическую цепь учебных действий по усвоению нового знания; Задать алгоритм самостоятельной работы; Организовать проверку и самопроверку. | - Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения, расставляя верно паузы и логические ударения. - Прочитайте друг другу. - Понравилось ли чтение? Чем? | Организует самостоятельную работу учащихся; Задает алгоритм учебных действий; Ставит проблемный вопрос; Подводит к применению нового знания во внешней речи; Организует проверку и самопроверку. | Осуществляет самостоятельную работу по овладению новым знанием; Работает над аспектами выразительности чтения; Решает проблемную ситуацию; Осуществляет проверку и самопроверку. | Личностные: личностное самоопределение, мотивация учебной деятельности, самооценка. Регулятивные: саморегуляция, осознание уже усвоенного и нового знания, контроль и самоконтроль, смысловое чтение как осмысление цели чтения, выбор вида чтения, аргументация выбора, поиск альтернативных способов решения проблемы. Коммуникативные: Активное сотрудничество с партнером по учебной деятельности, контроль и коррекция своих действий и действий партнера, Оформление диалогической речи. Познавательные: самостоятельное достижение цели, анализ информации, выявление существенных признаков в объекте, сравнение с эталоном, выявление отклонений от пути достижения конечного результата. |
Закрепление нового знания | Организовать условия достижения результата; Организовать устранение отклонений от заданного пути достижения результата; Повысить степень усвоения нового знания; Обеспечить включение нового знания в систему знаний. | - Прошу прочитать выразительно тебя…(опрос нескольких учеников). - Кому лучше удалось передать настроение автора? - Чье прочтение стало более выразительным и точным? - Почему вы так считаете? | Организует работу для более глубокого усвоения нового знания; Проводит анализ информации; Подводит к выдвижению аргументов; Проводит работу над ошибками и устраняет отклонения от эталона. | Осуществляет многократное прочтение стихотворения; Воспринимает текст во внутренней и внешней речи; Проводит сравнительный анализ информации; Устраняет ошибки и отклонения от эталона. | Личностные: смыслообразование, установка связи мотива и результата учебной деятельности, ориентация на ценностную значимость учебной деятельности. Регулятивные: целеполагание, прогнозирование уровня усвоения знаний, контроль и коррекция реализации плана, сопоставление и определение способа действия в случае возникновения отклонений от эталона, Коммуникативные: активное учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определение способов взаимодействия, принятие решения и его реализация, оформление аргументированного высказывания, владение монологической и диалогической речью, произвольное построение речевого высказывания. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов достижения конечного результата, выбор оснований и критериев для сравнения объектов знания, осознанное смысловое чтение в зависимости от цели, синтез и встраивание частей в целое. |
Рефлексия учебной деятельности | Зафиксировать результата учебной деятельности; Оценить степень успешности овладения новым знанием; Организовать проведение самооценки учащимися. | - Назовите автора, стихотворение которого мы сегодня читали. - О чем это стихотворение? - Чем понравилось и запомнилось это стихотворение? - Какие другие стихи этого автора мы читали? - Какие стихи о природе вы помните и любите? - Для вас это стихотворение может стать любимым? Почему? | Организует фиксацию нового знания с помощью итоговых вопросов; Встраивает новое знание в систему знаний; Организует самооценку учебной деятельности и конечного результата. | Показывает уровень усвоения нового знания; Дает самооценку своей деятельности; Сопоставляет цели и результаты учебной деятельности. | Личностные: установление связи цели и результата деятельности, личностное самоопределение. Регулятивные: Коррекция результатов учебной деятельности, соотнесение способа действия и его результата, саморегуляция в преодолении препятствий. Коммуникативные: активное сотрудничество с учителем, аргументирование высказываний, оформления мысли во внешней речи. Познавательные: Рефлексия способов учебных действий и их соотнесение познавательным целям, контроль и оценка результатов учебной деятельности, построение логической цепи рассуждений. |
Этапы урока | формируемые в процессе урока УУД |
Личностные | Метапредметные |
Регулятивные | Коммуникативные | Предметные |
Орг. момент | мотивация, осознание смысла , понимание ценности учебной деятельности | | | |
Мотивацион- ный | Мотивация, осознание смысла (смыслообразование), понимание ценности учебной деятельности. | Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата), выделение и осознание проблемы, целеполагание. | Оформление своей точки зрения в соответствии с задачами в устной форме, планирование учебного сотрудничества с учителем. | Анализ визуальной информации, выделение главного в информации. |
Актуализация и фиксирова- ние индивидуаль- ного затруд- нения в проб- ном действии | Построение смысла учебной деятельности, мотивация учебной деятельности, смыслообразование, личностная самооценка. | Контроль в форме соотнесения действия и его результата с эталоном, обнаружение отклонений и отличий от эталона, осознание ранее полученного знания. | Организация сотрудничества с учителем и со сверстниками, оформление аргументации и подтверждение своей точки зрения, оценка речевого высказывания. | Смысловой анализ информации, извлечение необходимой информации, структурирование знаний, рефлексия эффективных учебных действий. |
Выявление места и причин затруднения | Актуализация смысловой ценности темы в учебной деятельности, интерес к художественному слову, эстетическая ориентация. | Целеполагание, определение последовательности целей соразмерно результату. | Умение с достаточной полнотой слушать и слышать, разрешение проблемной ситуации и поиск ее решения в сотрудничестве с учителем, построение аргументации своей точки зрения на проблему. | Самостоятельное выделение познавательной цели, поиск и анализ необходимой информации, преобразование информации в систему аргументов, связывание процесса и результатов учебной деятельности. |
Построение проекта выхода из затруднения и открытия нового знания | Эмоциональная основа усвоения содержания учебной деятельности, нравственно-оценочное восприятие информации. | Целеполагание, прогнозирование результата учебной деятельности, коррекция учебных действий согласно целям, саморегуляция. | Активное взаимодействие с учителем в овладении информацией, разделение функций участников взаимодействия, выражение мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Выделение необходимой информации, анализ объектов с целью выявления их признаков, сравнение признаков, выделение существенного в объекте. |
Реализация проекта | Соотнесение событий со своей точкой зрения, выделение эстетических аспектов событий, восприятие содержания объекта исходя из личностных ценностей. | Составление плана и последовательности учебных действий, прогнозирование результата, смыслообразование, осознание качества усвоения информации. | Активное сотрудничество с учителем и сверстниками, оформление своей точки зрения во внешней речи, выдвижение аргумента, организация диалогической речи, постановка вопросов. | Поиск, выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, выбор наиболее эффективного способа решения проблемы, контроль и оценка процесса и результатов учебной деятельности, установление причинно-следственных связей. |
Первичное закрепление | Смыслообразование, осознание значимости результата учебной деятельности, эстетическая ориентация усваиваемой информации. | Целеполагание, планирование последовательности действий, прогнозирование результата учебной деятельности, контроль корректировка учебных действий, саморегуляция. | Планирование учебного сотрудничества с учителем, принятие решения и его реализация, постановка вопросов, оформление аргументированного высказывания. | Анализ объектов с целью выделения их признаков, поиск и выделение информации в зависимости от задачи. |
Самостоя- тельная работа | Личностное самоопределение, мотивация учебной деятельности, самооценка. | Саморегуляция, осознание уже усвоенного и нового знания, контроль и самоконтроль, смысловое чтение как осмысление цели чтения, выбор вида чтения, аргументация выбора, поиск альтернативных способов решения проблемы. | Активное сотрудничество с партнером по учебной деятельности, контроль и коррекция своих действий и действий партнера, Оформление диалогической речи. | Самостоятельное достижение цели, анализ информации, выявление существенных признаков в объекте, сравнение с эталоном, выявление отклонений от пути достижения конечного результата. |
Закрепление нового знания | Смыслообразование, установка связи мотива и результата учебной деятельности, ориентация на ценностную значимость учебной деятельности. . | Целеполагание, прогнозирование уровня усвоения знаний, контроль и коррекция реализации плана, сопоставление и определение способа действия в случае возникновения отклонений от эталона, | Активное учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определение способов взаимодействия, принятие решения и его реализация, оформление аргументированного высказывания, владение монологической и диалогической речью, произвольное построение речевого высказывания. | Выбор наиболее эффективных способов достижения конечного результата, выбор оснований и критериев для сравнения объектов знания, осознанное смысловое чтение в зависимости от цели, синтез и встраивание частей в целое |
Рефлексия учебной деятельности | Установление связи цели и результата деятельности, личностное самоопределение. | Коррекция результатов учебной деятельности, соотнесение способа действия и его результата, саморегуляция в преодолении препятствий. | Активное сотрудничество с учителем, аргументирование высказываний, оформления мысли во внешней речи. | Рефлексия способов учебных действий и их соотнесение познавательным целям, контроль и оценка результатов учебной деятельности, построение логической цепи рассуждений. |
Таким образом, на основании проведённого мониторинга можно сделать вывод, что на всех этапах урока учителем ведётся работа над формированием личностных, регулятивных, коммуникативных, предметных УУД.