kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока литературного чтения Н.Носов. Фантазеры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока литературного чтения Н. Носов. Фантазеры

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературного чтения Н.Носов. Фантазеры»










ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПО ТЕМЕ “Н.НОСОВ. ФАНТАЗЁРЫ”


Марина Мария Андреевна


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №11

станицы Нижнебаканской

муниципального образования Крымский район


Тема: Н.Н. Носов «Фантазеры».

Цель: познакомить с произведением Н. Носова «Фантазёры», способствовать формированию умения проводить грань между выдумкой и ложью, умения анализировать понятия «фантазия», «выдумка», «ложь», различать героя обманщика и героя-выдумщика; строить собственные суждения о произведении и его героях, рассуждать, фантазировать, делать выводы; продолжить работу по овладению различными речевыми навыками; способствовать развитию речи, мышления учащихся, воображения; стимулировать организацию деятельности школьников по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях; способствовать воспитанию положительных качеств личности учащихся, доброго отношения друг к другу, интереса к литературным произведениям.

Планируемые результаты: учащиеся должны научиться оценивать поступки героев; определять тему и выделять главную мысль (с помощью учителя); анализировать смысл названия произведения; находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора.

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. 

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои  мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;  учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД: уметь включать действие исследования, поиска и отбора необходимой информации, её структурирование, моделирование изучаемого материала, находить ответы на вопросы, используя полученную информацию.

Предметные УУД: уметь находить слова из толкового словаря,  различать героя обманщика и героя – выдумщика.

Ресурсы: рассказ Н.Носова «Фантазёры», проектор, экран, компьютер, карточки  для самостоятельной работы, портрет Н. Носова, инфографический плакат, отрывок из мультфильма «Незнайка учится», видео «Незнайка и его друзья» для физминутки, изображения шляп фокусника (с кроликом, с кроличьими ушками, пустые).

Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.


Этапы урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Планируемые результаты

1.Организа

ционный момент.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок.

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

На уроке не болтай,

Как заморский попугай.

Книга – верный друг детей,

С ней живется веселей!

Самоконтроль готовности, настрой на работу.


Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные: имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

2. Актуализа

ция изученного материала.

Проверяет домашнее задание.

Проводит речевую разминку.

- Ребята, вспомним главное правило.
Каждый день всегда, везде, 
На занятиях, в игре, 
Верно, четко говорим, 
Никогда мы не спешим!

- Прочитайте пословицу выделяя каждое слово ударением.

Горькая правда лучше красивой лжи.

Проговаривают пословицу, выделяя каждое слово ударением.


Составляют из слов пословицы и объясняют их смысл. На каждом ряду у трёх человек есть карточка со словом. Они выходят к доске и составляют пословицы.

Коммуникативные: слушают и понимают речь других; вступают в учебный диалог с учителем.

3. Мотивация и целеполага

ние.

Куда мы с вами попадём –

Узнаете вы скоро.

В известном мультике найдём

Помощника весёлого.

Просмотр отрывка из мультфильма «Незнайка учится»

- Так кто же оказался нашим веселым помощником?

Коротышка озорной

В яркой шляпе голубой.

Неумейка и зазнайка

И зовут его…Незнайка.

- К какому выводу пришел Незнайка? (Каждому делу надо учиться. Дела нужно доводить до конца.)

- А знаете ли вы, кто придумал Незнайку и всех его друзей? Это писатель Николай Николаевич Носов. Но он писал книги не только о сказочных человечках, но и о таких ребятах, как вы.

Формулируют тему и цель урока под руководством учителя.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний.


Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, принимать и сохранять учебную задачу; уметь оформлять свои мысли в устной форме.

4. Изучение нового материала.

Знакомит с биографией Н.Н.Носова.

- Николай Носов родился в 1908 году в семье актера. После школы учился в институте кинематографии. Воевал на фронте и там был награждён орденом Красной звезды. Сам Николай Николаевич говорил, что начал писать для детей совершенно случайно — сперва просто рассказывал сказки своему маленькому сынишке и его друзьям. Поставил несколько мультфильмов.

- Ребята, а вы любите мультфильмы? Чтобы создать мультфильм, который длится 5 минут, художнику-мультипликатору нужно нарисовать 420 рисунков. Как вы думаете, легко ли создавать?

Носов - детских книг творец.

Ну, какой он молодец!

Сколько книг смешных, чудесных

написать он нам успел.

Доброту, и смех, и юмор,

Показать всем нам хотел!

- Прочитайте только красные буквы и вы узнаете название рассказа, с которым мы сегодня познакомимся.

ФРАОНЬТМАБЗЛЁЭРВЫ

– Сегодня мы познакомимся ещё с одним рассказом Н. Носова «Фантазёры».

Страна Вообразилия-

Такую мы все знаем.

И с Николаем Носовым

Там снова побываем.

Неправда и фантазия.

Как их нам распознать?

Для этого и будем

Сегодня мы читать.

Словарная работа.

– С вами наверняка случались самые разные истории: весёлые, грустные, страшные, забавные. Вам хотелось поделиться тем, что с тобой произошло, рассказать обо всём этом так увлекательно, чтобы тебя внимательно слушали.

– Кто такие фантазёры?

Из словаря Ожегова:

  • Фантазёры – это люди, которые любят фантазировать, мечтать.

  • Фантазировать – выдумывать что – нибудь неправдоподобное, невозможное, ненужное.

  • Фантазия – нечто надуманное, неправдоподобное, несбыточное.

http://learningapps.org/display?v=pj5ouwirj16

– Сейчас мы и узнаем, какие фантазёры были в рассказе Н.Носова.

Предварительная работа с текстом.

- В рассказе нам встретятся длинные слова. Чтобы нам было легче их прочитать, прочитаем их вместе (хоровое чтение).

рас-ска-зы-ва-ли рассказывали

де-вя-но-сто девяносто

пе-ре-плы-вал переплывал

по-ду-ма-ешь подумаешь

пе-ре-врать переврать

иг-ру-шеч-ный игрушечный

http://learningapps.org/display?v=p383z7c2a16

-Внимание загадка! (Чтение перевернутого текста).

.тёрвереп огок отк ,ропс ан илшоп отдуб ,ыцилыбен еынзар угурд гурд илавызакссар а ,атябер еигурд как ,отсорп ен илавиравогзар ино окьлоТ .илавиравогзар и екчеемакс ан удас в иледис кисатС и актушиМ

http://learningapps.org/display?v=p07h9iaqa16

-Кто из вас догадался, как надо прочитать этот текст, чтобы был понятен смысл?

- Прочитайте жужжащим чтением самостоятельно, а потом мы прочитаем его хором.

- Это начало рассказа «Фантазёры».

Первичное знакомство с текстом. Чтение текста учителем и хорошо читающими детьми.

- Ваша задача следить за чтением и суметь его продолжить.

- Перед чтением я хочу вам задать вопрос, на который вы ответите после чтения: Почему рассказ назван «Фантазёры», а не «Вруны»?











































Участвуют в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.

Читают вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи.









Дети читают по слогам по указке учителя, затем плавно словами:

Регулятивные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой; уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. 









Коммуникативные: уметь оформлять свои  мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;  учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.


Познавательные: уметь включать действие исследования, поиска и отбора необходимой информации, её структурирование, моделирование изучаемого материала, находить ответы на вопросы, используя полученную информацию.


Личностные: развивают умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией, формируют мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


Физминутка

Физминутка для глаз «Незнайка и его друзья»

Выполняют упражнения

Личностные: умение применять правила охраны своего здоровья.

Регулятивные: принимают и сохраняют поставленную задачу.


5. Продолжение работы над новым материалом

Выборочное чтение.

- Понравилась ли вам история?

- Что понравилось больше всего?

- Прочитайте, что ребята выдумали про свой возраст?

- Прочитайте про «нападение акулы».

- Прочитайте, как смог Мишутка раздавить автобус?

- Прочитайте, о путешествие Стаса на Луну? Почему на Луне нет ничего интересного?

- Прочитайте, о пользе вранья в истории Игоря? Можно ли назвать его фантазёром?

- Прочитайте, как ребята разделили мороженое? Как вы думаете: они поступили правильно?

Беседа после чтения.

-Какие герои рассказа вам понравились? Встречались ли вам в жизни ребята, похожие на этих героев?

-Кого из героев можно назвать вруном? Почему?

- Как бы вы объяснили Игорю, чем отличается ложь от фантазии?

- Как вы думаете, смогут ли Мишутка и Стасик помириться с Игорем?

-Почему рассказ назван «Фантазёры», а не «Вруны»?

Итак, необходимо отличать фантазию и враньё.

Игра «Хорошо - плохо»

- Какие из предложений, характерны для фантазёров, а какие - для врунов.

Придумывать ради собственного удовольствия.

Обманывать кого-то с выгодой для себя.

Сочинять интересную историю.

Обманывать, чтобы получить какую-то пользу.

http://learningapps.org/display?v=pahdk9whn16

Вывод: фантазёры сочиняют ради собственного удовольствия или для того, чтобы получали удовольствие другие люди.

Отвечают на вопросы учителя с опорой на текст, аргументируют свою точку зрения.

Проявляют внимание к суждениям товарищей, стремятся найти и «разгадать» авторские подсказки в тексте.


Познавательные: умеют находить ответы на вопросы в тексте; умеют преобразовывать информацию           из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы).



Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной форме.



Физминутка

Показывает упражнения.

Незнайка просит научить играть на флейте и трубе, (наклоны головы вперёд, назад)

Машины разные водить, рисунки делать на холсте. (махи руками вверх – вниз)

Он хочет малышей лечить, (наклоны вперёд)

Как Знайка многому учить, (руки в стороны)

И сочинять стихи как Цветик.

Он хочет всё уметь на свете! (руки на пояс, руки вверх)

«Незнайка, чтобы научиться,

Трудиться надо – не лениться». (дети говорят хором)

Выполняют упражнения

Личностные: умеют применять правила охраны своего здоровья.



Регулятивные: принимают и сохраняют поставленную задачу.

6. Закрепление изученного материала.

Игра «Помогите Незнайке».

- Мы уже умеем отличать положительные и отрицательные способности человека, фантазию от вранья. Давайте же поможем Незнайке разобраться в этом.

-Разделите слова на две группы: (врать, сочинять, обманывать, выдумывать, лгать, изобретать, клеветать, фантазировать).

Объясните своё решение.

     Врать                                                 сочинять

     Обманывать                                     выдумывать

     Лгать                                                  изобретать

     Клеветать                                          фантазировать

Людям приносит вред умение: … (врать, обманывать, лгать, клеветать).

Людям приносит пользу умение: … (сочинять, выдумывать, изобретать, фантазировать).

Одновременно идет работа над смысловым значением слов.

Вывод: если ваша «фантазия» приносит людям вред, то это - враньё. Как гласит русская пословица, «Клевета – что уголь: не обожжёт, так замарает».

Работа с пословицами.

- Прочитайте пословицы. Какие бы из них точно отразили суть рассказа «Фантазёры»? Почему?  

  • Ложь бывает и спроста, а клевета всегда с умыслом.

  • Выдумку можно простить, ложь – никогда.

  • Раз соврал – навек лгуном стал.

  • Жизнь дана на добрые дела.

http://learningapps.org/display?v=prs2o8pb516

Беседа по вопросам.

1) Чем вам понравился рассказ?

2) С кем из ребят вы хотели бы дружить? Почему? 

3) А был ли фантазёром Игорь? 

4) Как назвали его ребята? 

5) Чем отличаются выдумки фантазёров Мишутки и Стасика от выдумки Игоря? 

6) Подумайте, что лучше: фантазировать, как Мишутка и Стасик, или обманывать, как Игорь? Почему?

7) Чему хотел научить ребят Носов в этом рассказе?

8) Не случилось ли подобное с вами?

9) В чем главная мысль рассказа?

Вывод: с человеком, который умеет фантазировать, всегда интересно, он способен окрасить мир в самые яркие краски. Фантазии безобидны. Но когда человек, сочиняя и придумывая, обманывает других – это плохо, нечестно, не по-дружески. Н. Носов написал свой рассказ в жанре мягкой сатиры, чтобы дети, смеясь над чужими недостатками могли исправить свой.

– Давайте, ребята, сейчас, после того, как мы поняли ошибку Игоря, дадим символическую клятву самим себе и друг другу.

Встаньте, положите правую руку на левую сторону груди, повернитесь лицом друг к другу и повторяйте за мной:

Мы, ученики ___ класса школы № ___, клянёмся и обещаем:

Фантазировать, писать и сочинять,
Думать много и над текстом размышлять,
Но не врать, не лгать никогда
Мы клянёмся друг другу всегда!
Клянёмся! Клянёмся! Клянёмся!

Отвечают на вопросы.

 










Решают орфографическую задачу








Составляют из слов пословицы и объясняют их смысл. На каждом ряду у трёх человек есть карточка со словом. Они выходят к доске и составляют пословицы.

Познавательные: умеют осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.


Регулятивные: умеют слушать в соответствии с целевой установкой.


Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной форме.

7.Итог урока. Рефлексия.

– Ребята, перед каждым из вас лежит шляпа фокусника. Если вам на уроке было все понятно, вы активно работали, чувствовали себя уверенно и комфортно, вам было интересно - тогда выберите шляпу с кроликом.

Если вы допускали небольшие ошибки, но быстро их исправили – берете шляпу с выглядывающими кроличьими ушками.

Ну а если что-то осталось неясным, на уроке возникали трудности и чувствовали себя неуверенно и вам было неинтересно – пустую шляпу.

– С рассказом какого писателя мы сегодня работали на уроке?

– О чём этот рассказ?

– Какой фрагмент этого рассказа вам особенно запомнился? Почему?

– В своих рассказах, как вы уже успели заметить, Николай Николаевич не упускает повода сообщить своим читателям что-нибудь интересное и полезное. Он очень просто, легко и с юмором рассказывает нам о человеческих достоинствах и недостатках.

Спасибо вам, ребята за работу, 
Не подвели меня и в этот раз,
 
С великим удовольствием, конечно,
 
Поставлю вам оценки я сейчас!

Оценивают свою работу.

Познавательные: умеют формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.



Личностные: понимают эмоции других людей; умеют оценивать себя на основе критериев успешности учебной деятельности.


Регулятивные: осознают то, что усвоено на уроке, умеют адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей.

8. Домашнее задание.

Объясняет домашнее задание.

- Что-то наш Незнайка загрустил. Видимо из-за того, что наш урок заканчивается и нам придется скоро попрощаться с нашим мультяшным помощником. Д.з.:

  • подготовить чтение по ролям,

  • подготовить иллюстрацию к рассказу,

  • подготовить пересказ по плану.

Вы обдумайте рассказ,

Не заучивая фраз.

И задумайтесь о том:

Что рассказано? О чем?

Что зачем произошло?

И к чему все привело?

Перескажите еще раз –

И запомните рассказ.

Записывают домашнее задание


Используемая литература:

  1. Начальная школа №8 2008г. Ларина О.С. Читаем рассказ Н.Носова «Фантазёры».

  2. ФГОС для начальных классов.

  3. ДусавицкийА.К., Кондратюк Е.М. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя М:ВИТА-ПРЕСС,2008

  4. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты».-М.:ВИТА-ПРЕСС,2011


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока литературного чтения Н.Носов. Фантазеры

Автор: Марина Мария Андреевна

Дата: 29.11.2020

Номер свидетельства: 564817


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства